Протоколы заседания МПО учителей начальных классов
материал

Повестка дня:

1. Психологические особенности обучения младших школьников художественному восприятию текста.

2. Чтение как педагогический процесс развития информационной культуры младших школьников. Требования учебной программы по литературному чтению к формированию читательских умений учащихся 1-4 классов

3. Читательская грамотность: понятие, приемы формирования

4. Совершенствование техники чтения в начальной школе.

5. Отчет по темам самообразования согласно плана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Протокол № 427.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРЕНСКАЯ  СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Протокол № 4

заседания МПО учителей начальных классов от 29.03.2024 г.

Тема: «Развитие информационных и читательских умений учащихся»

Повестка дня:

1. Психологические особенности обучения младших школьников художественному восприятию текста.

2. Чтение как педагогический процесс развития информационной культуры младших школьников. Требования учебной программы по литературному чтению к формированию читательских умений учащихся 1-4 классов

3. Читательская грамотность: понятие, приемы формирования

4. Совершенствование техники чтения в начальной школе.

5. Отчет по темам самообразования согласно плана.

Слушали:

        1. Заслушали педагога МБОУ «Волковичская  основная школа» Федорову Н.А она провела . с коллегами активную беседу по теме: «Психологические особенности обучения младших школьников художественному восприятию текста». Наталья Анатольевна сказала, что          психологи считают, что у  учащихся начальных классов  проявляются два  типа  отношений  к  художественному  миру  произведения.

  – эмоционально - образный – представляет  собой  непосредственную  эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре произведения.

        – интеллектуально - оценочный –  зависит   от   житейского   и  читательского  опыта  ребенка,  в  котором  присутствуют  элементы  анализа

        Она познакомила с классификацией  М. П. Воюшиной,  согласно  которой   для   детей   младшего школьного  возраста  характерны  четыре  уровня  восприятия

1.Фрагментарный уровень.

2. Констатирующий уровень.

 3. Уровень «героя».

 4. Уровень  «идеи».

        Педагог рассказала о  психологических особенностях восприятия младшими школьниками сказок о животных и басен

        Методические выводы из всего сказанного могут быть такими:

· при анализе произведения нужно разводить понимание того о чем произведение и как об этом говорится в произведении, таким образом, помогать осознавать форму произведения;

· должны разбираться языковые средства, благодаря которым создаются образы произведения;

· при анализе произведения внимание детей должно привлекаться к структуре произведения;

· нужно активизировать в речи детей слова, обозначающие эмоциональные и моральные качества;

· при анализе произведения должны учитываться и данные методической науки.

        Коллеги обменялись опытом работы по данной теме.

Постановили:

Использовать в своей практике полученные знания

          2. Педагог МБОУ «Липовская средняя школа» Ирина Васильевна Савченко провела с коллегами методические посиделки по теме: «Чтение как педагогический процесс развития информационной культуры младших школьников. Требования учебной программы по литературному чтению к формированию читательских умений учащихся 1-4 классов». Ирина Васильевна  отметила, что текст является самой крупной единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается как дидактическая единица в методике преподавания русского языка и литературного чтения.

        Текст включает языковые единицы, изучение которых является целью уроков русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание, - а это предмет изучения на уроках литературы. Поэтому перед учителем стоит задача: интегрирования двух предметов русского языка и литературы.

             Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих  целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. В стремительно меняющемся мире жизнь предъявляет к чтению новые задачи: невероятно быстро нарастает количество текстов, появляются печатные тексты нового типа. Соответственно, изменяется и виденье задач обучения.

Педагог поделилась методами и приемами, которыми она пользуется в своей практике. Коллеги  обсудили и обменялись опытом работы по данной теме.

Постановили:

Принять к сведению полученную информацию.

       3. Педагог МБОУ «Волковичская  основная школа» Н.А. Антоненкова провела с коллегами практикум (мастер-класс) по теме: «Читательская грамотность: понятие, приемы формирования.».  В исследовании РISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

3 группы умений:

Группа 1

Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Группа 2

Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Группа 3

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.

Для того чтобы умения по этим трём группам были сформированы, детей нужно учить:

  • различать свой личный опыт и реальность текста;
  • отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
  • перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
  • работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
  • собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
  • переформулировать вопрос и сообщения текста;
  • использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
  • выражать свои мысли письменно.

         Далее педагог в практической форме познакомила коллег с приемами своей работы по данной теме.

  • Приём «Лингвистическая сказка»
  • Приём «Письмо с дырками (пробелами)».
  • Прием «Верите ли вы, что…»
  • Прием «Ассоциация»
  • Приём “Шаг за шагом” и т.д

        Все участники МПО включились  в творческую  деятельность, обсудили тему и обменялись опытом работы.  

Постановили:

Использовать в своей практике полученные знания

        4. Педагоги поделились опытом работы по теме: «Совершенствование техники чтения в начальной школе».

Постановили:

Использовать в своей практике полученные знания

  1. Заслушали отчеты педагогов по темам самообразования согласно плана. Выступили педагоги Ваулина В.В  «Дидактическая игра как средство активизации  познавательной  деятельности  младших школьников на уроках математики.», Попова Л.С.  «Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС.», Чернышова И.И.  «Развитие речи младших школьников на уроках  литературного чтения средствами ТРИЗ технологии».  Коллеги обменялись опытом работы по данной теме.

Руководитель:                                                            С.А.Громова

Секретарь:                                                                  Н.В.Медведева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол заседания ШМО учителей начальных классов

Представлен протокол заседания ШМО...

Протоколы заседаний МО учителей начальных классов за 2013-2014 учебный год

Протоколы заседаний МО учителей начальных классов МБОУ лицея№8 города Ставрополя....

протоколы заседаний МО учителей начальных классов

Протоколы заседания МО содержат повестку заседания, ход работы....

Выписка из протокола заседания МО учителей начальных классов

Выписка из протокола заседания МО учителей начальных классов...

Выписка из протокола заседания ШМО учителей начальных классов № 2 от 6.11.2015г.

Выписка из протокола заседания ШМО учителей начальных классов  № 2 от 6.11.2015г....

Протоколы заседаний МО учителей начальных классов

протоколы заседаний МО учителй началных классов...

Протоколы заседаний ШМО учителей начальных классов. 2016-2017г.

Протоколы заседаний школьного  методического объединения учителей  начальных  классов в 2016-2017  учебном году....