Доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления»
методическая разработка
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
на тему:
«Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления»
Подготовила: Готовщик А.С
учитель начальных классов.
2024
Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения.
Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего, это умением учиться. Об этом нам говорят новые образовательные стандарты. Чтобы их реализовать, у меня возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.
Среди многих меня заинтересовала «Технология развития критического мышления»
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Что же такое критическое мышление?
Данная технология возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже , Л.С. Выготского
Идеи технологии критического мышления заключаются в том, что дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление включает в себя естественный способ взаимодействия с идеями и информацией, разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений. Это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения. Это отправная точка для развития творческого мышления.
Критически мыслитель, значит иметь собственное мнение, делать обдуманный выбор между различными мнениями, решать проблемы, аргументировано спорить, уметь ценить чужую точку зрения.
Благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
Таким образом, критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений
Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.
Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
Чем еще привлекает меня данная технология? Детей нелегко мотивировать. И нам приходится постоянно придумывать, как заинтересовать ребенка? Порой в этом процессе мы больше отдаем предпочтение форме и забываем о содержании. Технология развития критического мышления с четкой структурой, алгоритмичностью, схематичностью и наглядностью ее приемов, графической организацией материала позволяет не только разнообразить урок, сделать его нестандартным, но и достичь конкретных образовательных результатов:
формировать новый стиль мышления (открытость, гибкость, рефлексивность, осознанность, альтернативность);
развивать базовые качества личности (креативность, коммуникативность, критическое мышление, мобильность, самостоятельность, ответственность);
формировать культуру чтения и письма;
формировать умения задавать вопросы, формулировать гипотезу;
стимулирует к самостоятельный поисковой творческой деятельности, запускает механизмы самообразования и самоорганизации.
Технология так же привлекает тем, что может быть использована в различных предметных областях. Это универсальная, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями.
Структура урока в технологии критического мышления
Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». В рамках технологии данные этапы (стадии или фазы) получили несколько иные названия и функции.
I стадия (фаза). Вызов.
Это вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация их деятельности, мотивация к дальнейшей работе.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
II стадия. Осмысление содержания (получение новой информации).
Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
На стадии осмысления осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
Ученики читают или слушают текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Дети ищут ответы на возникшие ранее вопросы и затруднения, готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
III стадия. Рефлексия.
Это тщательное взвешивание, оценка и выбор. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Она становится основной целью деятельности учащихся и учителя. На фазе рефлексии учащиеся осознают своё “я”, свой опыт собственных действий и действий других учащихся и учителя. Целостно осмысливают, обобщают полученную информацию,формируют собственное отношение к изучаемому материалу.
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.
Я считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия. Сначала необходимо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, где ты сможешь применить полученные знания.
При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.
Если ребенок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока.
Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования техник оологий имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами.
Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии критического мышления – научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.
Методы и приемы, используемые на уроках в начальных классах.
Приведу примеры тех приемов, которые использую на уроках:
I. Стадия«Вызова» | ||
Прием «Кластер» | Это способ графической организации материала, позволяю-щий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. 1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. 2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме. | |
«Корзина идей» | В символическую «корзину» дети «кладут» все имеющиеся у них знания по изучаемой теме. | |
«Загадка» | Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки-описания | |
«Мозговой штурм» | Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и ожидаемой эффективности. «Непригодные» отбрасываются, перспектив-ные берутся на вооружение. | |
«Отсроченная догадка» | Дети высказывают предположения по заявленной теме урока. Но все же вопрос остаётся открытым почти до конца урока. В конце урока на него дети должны самостоятельно дать ответ. | |
«Дискуссия» | Это обсуждение вопроса по заданной теме. Правила ведения дискуссии: 1.Выдвигать идеи, слушать внимательно, 2. Не повторяться. 3. Каждое следующее высказывание: а) либо продолжает предыдущее; б) либо противоречит предыдущему (опора на текст).Учащиеся сами оценивают свое участие в дискуссии. Им предлагается личная карточка «Как я оцениваю свое участие в дискуссии?» в 5-балльной системе,Они отвечают на вопросы: 1) Как я оцениваю свое участие в дискуссии? 1 2 3 4 5 2) Внимательно ли я слушал? 1 2 3 4 5 3) Выдавал ли я интересные идеи? 1 2 3 4 5 | |
«Проблемный вопрос» | Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока. | |
«Верные – неверные утверждения» | Этот прием используется с целью актуализации знаний по изучаемой теме.учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. |
II. Стадия осмысления | ||
«Зигзаг» | Организуется работа: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Цель- систематизация большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) – 5 человек. Группе выдаются тексты различного содержания. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, либо составляет опорный конспект, либо использует одну из графических форм (например “кластер”). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы – группы экспертов. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались «специалисты» по одной теме. В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию. Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме. Следующим этапом станет презентация сведений по отдельным темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет “второе слушание” темы. Итогом урока может стать исследовательское или творческое задание по изученной теме. | |
«Чтение с остановками» | Материалом для её проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Отвечая на вопросы дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы. | |
«Дерево предсказаний» | Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии рассказа или повествования. Правила работы с данным приемом таковы: возможные предположения учащихся моделируют дальнейший финал данного рассказа или повествования. Ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество “ветвей” не ограничено), и, наконец, “листья” – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. | |
Метод «Думательных шляп» или «Шесть шляп мышления» | Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета. Белая шляпа: статистическая. Белый цвет символизирует чистоту, правду. Это цвет информации. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Красная шляпа: эмоциональная. Красный цвет – цвет жизни, крови, любви, чувственности, страданий. Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Что я чувствую по поводу данной проблемы? Черная шляпа: негативная. Черный цвет – цвет земли, почвы, основы, здравого смысла. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения, понять, насколько они реалистичны, безопасны и осуществимы. Основной смысл – сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Желтая шляпа: позитивная. Желтый – это цвет солнца, тепла, золота, выгоды. Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать? Зеленая шляпа: творческая. Зеленый цвет – это обновление, рост. Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы,составляюткластер,синквейн. Синяя шляпа: аналитическая. Синий цвет – цвет мудрости и знания. В этой шляпе группа осуществляет рефлексию по поводу всего мыслительного процесса. Подводит итог проделанной работе, намечает следующие шаги. Вопросы, которые можно написать на шляпах: Белая шляпа. Сколько? Красная шляпа. Что понравилось? Чёрная шляпа. Что не понравилось? Желтая шляпа. Что хорошо? Синяя шляпа. Почему? Зеленая шляпа. Задания. |
«Логическая цепочка» | После чтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. |
III. Стадия рефлексии. | |
«Верные – неверные утверждения» | На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были действительно верными. При обобщении и систематизации знаний этот прием можно использовать только на стадии рефлексии для получения обратной связи . |
«Письмо учителю» | Учитель предлагает учащимся написать «Письмо» к учителю (маме, инопланетянину, сказочному герою и т п). Памятка написания письма. 1. Я прочитал(а) рассказ 2. Больше всего запомнилось 3. Понравилось 4. Не понравилось 5. Мое эмоциональное состояние 6. Этот рассказ учит меня |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Данный урок построен с применением современной педагогической технологии "Развитие критического мышление учащихся через чтение и письмо"...
Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе через технологию развития критического мышления
Статья о применении современных образовательных технологий в начальной школе (РКМ)...
Урок в технологии "Развития критического мышления" - практический семинар
МО учителей начальных классов проводили семинар для коллег нашей школы по теме: Урок в технологии "Развития критического мышления"...
Статья на тему: «Формирование универсальных учебных действий через технологию развития критического мышления»
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию Универсальных Учебных Действий, является Технология развития к...
опыт работы по теме: «Формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством технологии развития критического мышления»
Опыт работы: «Формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством технологии развития критического мышления» ....
Формирование учебно –познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления.
Инновационные изменения в обществе определяют потребность в творческих, интеллектуально развитых выпускниках. В условиях модернизации российского образования ученик должен уметь самостоятельно мыслить...
«Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления».
В статье рассказывается о технологии развития критического мышления....