«Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления»
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)
Научить ребенка критически мыслить – одна из задач, которую решают современные педагоги. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но как же научить ребенка мыслить, искать, думать? Как построить урок насыщенно, интересно и пробудить в ребенке желание думать?
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления»
Научить ребенка критически мыслить – одна из задач, которую решают современные педагоги. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но как же научить ребенка мыслить, искать, думать? Как построить урок насыщенно, интересно и пробудить в ребенке желание думать?
Ответ нужно искать в мотивации к обучению у учеников. Имеется ли вообще эта мотивация, а если имеется то, насколько она сформирована у учеников? Какие нужны условия, чтобы мотивация к обучению была устойчивой и не только внешней, но и внутренней? Все эти проблемы заставляют задуматься и искать пути решения. И таким путём может быть применение на уроках технологии развития критического мышления.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить?
ТРКМ в корне меняет деятельность ученика, от привычки получать готовые знания и монотонно работать на уроке, к привычке самостоятельно «добывать» эти знания, активно использовать свой предшествующий опыт, к умению высказывать свою точку зрения, обоснованно отстаивать собственную позицию, обмениваться мнениями, как между одноклассниками, так и в диалоге с учителем. Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Технология развития критического мышления предполагает структуру урока, состоящую из трёх этапов:
- Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
- Осмысление содержания (получение новой информации)
- Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
Первая стадия (фаза) - вызов. Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы.
На этом этапе можно использовать следующие приемы:
1.Прием «Кластер». Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
2.«Отсроченная догадка». Дети высказывают предположения по заявленной теме урока. Но все же вопрос остаётся открытым почти до конца урока. В конце урока на него дети должны самостоятельно дать ответ.
3.«Проблемный вопрос». Урок начинается с вопроса, записанного на доске. Ответ на него учащиеся получают в ходе урока.
4.«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов». В левой части –простые («тонкие») вопросы, в правой – вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа.
5.«Да – нет». Учитель зачитает утвержения, связанные с темой урока, учащиеся записывают ответы в виде : «да» или «нет».
6.«Мозговой штурм». Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из ситуации. Все выдвинутые предложения фиксируются без какой бы то ни было оценки, а далее сортируются по степени выполнимости и эффективности. Непригодные отбрасываются, перспективные берутся на вооружение.
7.«Дерево предсказаний». Где ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно"
( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Вывод: информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.
Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла). На этой стадии идёт непосредственная работа с информацией. Приёмы и методы технологии критического мышления позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Деятельность учителя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приёмы и методы: методы активного чтения:
1.«Чтение с остановками». Материалом для её проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Отвечая на вопросы дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет и объясняют свои ответы.
2.Инсерт - маркировка текста по мере его чтения с использованием значков «v», «+», «-», «?»
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.
3. Метод « 6 шляп мышления»
Класс разбивается на шесть групп, каждая получает шляпу определённого цвета.
Белая шляпа:статистическая. Нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, каких данных недостаточно, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.
Красная шляпа: эмоциональная.
Учащиеся могут высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса.
Черная шляпа: негативная. Эта шляпа помогает критически оценить выдвигаемые предложения.
Желтая шляпа: позитивная, требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ рассматриваемой идеи.
Зеленая шляпа: творческая.
Находясь под зеленой шляпой, дети придумывают к тексту загадки, задачи, ребусы, составляют кластер, синквейн.
Синяя шляпа: аналитическая.
В этой шляпе группа осуществляет рефлексию и подводит итог работе.
Вопросы можно написать на шляпах!
На этой стадии происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.
4.«Бортовой журнал». Это способ визуализации материала. Учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?
5.«Логическая цепочка». После чтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление).На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
Деятельность учителя: вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся: учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.
Возможные приёмы и методы:
- Заполнение схем, кластеров, таблиц.
- Установление причинно-следственных связей между блоками информации.
- Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
- Ответы на поставленные вопросы
- Организация устных и письменных круглых столов.
- Организация различных видов дискуссий, диалогов.
- Написание творческих работ.
- Исследования по отдельным вопросам темы и т.д
В результате применения технологии развития критического мышления учащихся изменяется отношение к урокам. Уроки из нудных и неинтересных становятся познавательными и захватывающими, изменяется отношение детей к собственным ошибками - они перестают бояться их и понимают, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Познавательная активность на высоком уровне. Ученикам нравится получать знания в школе, и они стремятся узнать больше, чем требует учитель.
Критерием результативности опыта является повышение познавательной активности и учебной мотивации младших школьников.
1 строка - 1 существительное (тема)
Учитель
2 строка - 2 прилагательных (раскрывающих тему)
Мудрый, великодушный
3 строка - 3 глагола (описывающие действия по теме)
Воспитывает, направляет, помогает,
4 строка - предложение (отношение к теме)
Занимается изучением, апробацией и внедрением технологий.
5 строка - резюме (синоним темы)
Мастер.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления»
ТРКМ Технология развития критического мышления 1 фаза – «Вызов» 2 фаза – «Осмысление» 3 фаза- «Рефлексия»
Первая стадия (фаза) - вызов . 1.Прием «Кластер». 2.«Отсроченная догадка». 3.«Проблемный вопрос». 4.«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов». 5.«Да – нет». 6.«Мозговой штурм». 7.«Дерево предсказаний».
Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла ). 1.« Чтение с остановками». 2.Инсерт. 3. Метод « 6 шляп мышления ». 4.« Бортовой журнал» . 5.« Логическая цепочка» .
Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление ). Возможные приёмы и методы: Заполнение схем, кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий, диалогов. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т.д
C инквейн 1 строка - 1 существительное (тема) 2 строка - 2 прилагательных (раскрывающих тему) 3 строка - 3 глагола (описывающие действия по теме) 4 строка - предложение (отношение к теме) 5 строка - резюме (синоним темы)
Синквейн Учитель Мудрый, великодушный Воспитывает, направляет, помогает, Занимается изучением, апробацией и внедрением технологий. Мастер.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в технологии развития критического мышления через чтение и письмо
Данный урок построен с применением современной педагогической технологии "Развитие критического мышление учащихся через чтение и письмо"...

Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе через технологию развития критического мышления
Статья о применении современных образовательных технологий в начальной школе (РКМ)...

Статья на тему: «Формирование универсальных учебных действий через технологию развития критического мышления»
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию Универсальных Учебных Действий, является Технология развития к...

опыт работы по теме: «Формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством технологии развития критического мышления»
Опыт работы: «Формирования универсальных учебных действий у младших школьников посредством технологии развития критического мышления» ....
Доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления»
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни....
Формирование учебно –познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления.
Инновационные изменения в обществе определяют потребность в творческих, интеллектуально развитых выпускниках. В условиях модернизации российского образования ученик должен уметь самостоятельно мыслить...

«Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления».
В статье рассказывается о технологии развития критического мышления....
