Мастер-класс для учителей начальных классов по теме: "Коррекция нарушений чтения и псиьма у младших шкльников"
материал
Мастер-класс для учителей начальных классов
Тема: Коррекция нарушений чтений и письма у младших школьников
Представлен сценарий проведения мастер-класса учителя - логопеда для учителей начальных классов
Цель мастер-класса: создание условий для коррекции нарушений чтения и письма младших школьников.
Задачи:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для учителей начальных классов
Тема: Коррекция нарушений чтений и письма у младших школьников
( Слайд 1)
«Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, она также должна изучить его во всех отношениях».
К.Д. Ушинский
Контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения.
(Слайд 2)
Проблема нарушения чтения и письма у младших школьников – одна из актуальных для школьного обучения, т.к. и письмо, и чтение из цели начального обучения в дальнейшем превращаются в средство получения знаний учащимися.
(Слайд 3)
Письменная речь включает в себя письмо и чтение. Разнообразные расстройства чтения и письма носят названия дисграфия и дислексия. Дислексия и дисграфия у детей – специфические затруднения в овладении навыками письменной речи, которые часто сопутствуют недоразвитию устной речи, но могут возникнуть и проявляться самостоятельно.
(Слайд 4)
Дислексические и дисграфические расстройства проявляются по-разному: от отдельных затруднений при чтении и письме до полной невозможности овладеть этими навыками.
При дислексии у детей с трудом формируется навык чтения. Дети плохо удерживают в памяти графический образ букв и не могут их сливать в слоги и слова.
При нарушении чтения во время этого процесса наблюдаются своеобразные ошибки: перестановки букв, смешение букв, сходных по начертанию, пропуск строчек и другие. Чтение протекает медленно и часто носит угадывающий характер.
Переходя к характеристике нарушения письма, надо отметить большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием фонетической, лексико-грамматической сторон речи: это как правило замены букв, смешение, пропуски букв.
Причины специфических ошибок:
- Дети не различают фонем (звуки) родного языка, т.е. не развит фонематический слух.
- Нарушение зрительного восприятия детей.
- Отставание в речевом развитии.
- Дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения.
- Бедность словарного запаса, недоразвитие грамматического строя речи.
(Слайд 5)
Выделяют пять форм дисграфии:
1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. (Слайд 6)
Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
2. Акустическая форма дисграфии. (Слайд 7)
Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно.
На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.
Упражнения для профилактики и устранения акустической дисграфии представлены на слайде (Слайд 8)
3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. (Слайд 9)
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:
- пропуски букв и слогов;
- перестановка букв и (или) слогов;
- недописывание слов;
- написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук";
- повторение букв и (или) слогов;
- контоминация - в одном слове слоги разных слов;
слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").
Игры и игровые упражнения на формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза представлены на слайде (слайд 10) (Слайд 11)
4. Аграмматическая дисграфия. (слайд 12)
Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. (Слайд 13) Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил.
И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
Пути коррекции аграмматической дисграфии представлены на слайде (Слайд 13,14)
5. Оптическая дисграфия. (Слайд 15)
В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у...
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.
Упражнения для профилактики и устранения оптической дисграфии представлены на слайде (Слайд 16)
А сейчас переходим к практической части нашего семинара:
(Учителя выполняют задания)
- Игры и упражнения по коррекции оптической дисграфии у учащихся начальных классов
1 .Закрепление образа букв: (Слайд 17)
Рассмотреть, из каких элементов состоят буквы, на что они похожи. Начиная работу по дифференциации букв п – т, необходимо обратить внимание детей на количество элементов, составляющих букву п (2 элемента), букву т (3элемента) и в дальнейшем опираться на это различие. Можно предложить сказку «Торопыжка»
Жила-была буква т. У нее было три ноги, поэтому она очень быстро бегала. Все звали ее Торопыжкой. Бегала, бегала буква т и сломала одну ножку. Прихромала она к Царице Грамматике: «Что мне делать, у меня сломалась одна ножка», - жалуется она. Теперь ничего сделать нельзя, у тебя было три ноги, ты называлась буквой т, а теперь у тебя осталась только пара ног и ты будешь называться буквой п»,- ответила Царица Грамматика. Так буква т превратилась в букву п. Сравни буквы «п» и «т», из каких элементов они состоят?
(слайд 17) Запиши названное учителем количество палочек.
Образец: 2,3,3,2,3…
Запись: // /// /// // ///
Образец: п, т, т, п,т….
Игра «Шифровка» (расшифруй слоги: вместо цифр напиши буквы п или т)
2а – 3а 3у – 2у – 3у и2 – и3 о3 – о2 – о3
Звуковые сочетания:
3и3 2е2 3у3 2о2 2у3 3а2
Расшифруй слова:
2ар3а 2ло3ник 2о3о2 2ло3
Прочитай предложения, расшифровав их:
//ор///ной //ос///авил за//ла///ку на //аль///о.
Ан3о2 2ос3авил 3ома3ный сок в 3ё2лое мес3о.
Зашифруй слова, заменяя букву «п» цифрой 2, букву «т» цифрой 3.
Плотина, паспорт, плита
В работе по предупреждению и коррекции специфических нарушений письма и чтения можно использовать и нетрадиционные технологии. В частности кинезиологические упражнения. Данные упражнения несложны в выполнении, не занимают много времени, но эффективны по своему содержанию, так как позволяют развить и улучшить память, внимание, мелкую моторику учащихся, активизировать познавательные процессы.
Упражнение «Кулак – ребро – ладонь». Ребенку показывают положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости; распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу с педагогом, затем по памяти (8–10 повторений). Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками. Педагог (родитель) предлагает ребенку помогать себе командами (кулак – ребро – ладонь), произносимыми вслух или про себя.
2. Работа над звуковой стороной речи (Слайд 18,19)
Упражнение «Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6–8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.
3. Работа над лексико – грамматической стороной речи (слайд 20)
Для снятия усталости и напряжения, повышения работоспособности в течение занятия, урока необходимо менять не только вид деятельности, но и позы детей, данные упражнения можно выполнять сидя, за столом, стоя.
Упражнение «Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
4. Игры и упражнения для предупреждения дислексии и дисграфии (слайд 21)
«Цветик – семицветик»
На столах у каждой группы цветики-семицветики, у которых по 7 лепестков семи цветов радуги. На лепестках скотч, с помощью которого прикрепляются полоски бумаги. Игру можно проводить по грамматическим темам:
«Безударные гласные», «Словарные слова», «Звонкие и глухие согласные»,
«Синонимы», «Антонимы», «Изменение существительных и прилагательных по падежам», «Части речи», «Части слова», «Правописание предлогов и
приставок», «Однокоренные слова», «Единственное и множественное число имен существительных», «Однокоренные слова». Работа ведется на уровне слова, словосочетания, предложения, текста, связной речи.
Любой вариант игры начинать со слов:
Лети, лети лепесток Через запад на восток
Возвращайся, сделав круг Лишь коснешься ты земли Быть по-моему вели.
Группа 1.
Тема: «Части речи. Музыкальные инструменты».
Выдаются полоски со словами и 2 цветика-семицветика ( в
середине 1-сущ, 2- прил.) Разложите и прикрепите в зависимости от части речи, которой они являются.
Слова: рояль, барабан, флейта, труба, гитара, балалайка, горн, черный, громкий, мелодичная, семиструнная, трехструнная, звонкий, медная.
-Какие существительные вы приклеили на лепестки?
-Назовите.(рояль, барабан, флейта, труба, гитара, балалайка, горн)
-Какие прилагательные вы приклеили на лепестки?
-Назовите( звонкий, черный, мелодичная, семиструнная, трехструнная, семиструнная, медная, громкий)
-Составьте и назовите словосочетания? (черный рояль, громкий барабан,
мелодичная флейта, семиструнная гитара, трехструнная балалайка, звонкий горн, медная труба)
-Составьте предложения из лепестков.
Группа 2.
Тема: Антонимы.
Выдаются цветики-семицветики, на одном прикреплены полоски с существительными.
Примерный перечень: веселье, враг, зло, чистота, утро, лето, слабость, старость, север, болезнь, жара, низ, трусость, темнота, белизна, начало, мир, печаль, ложь. Учащиеся на втором цветке подбирают существительные-антонимы и записывают их на полосках и приклеивают к лепесткам.
-Прочитайте какие слова-антонимы вы подобрали?
-Назовите. (грусть, друг, добро, грязь, вечер, зима, сила, молодость, юг, здоровье, холод, верх, храбрость, свет, чернота, конец, война, радость, правда.)
-Подберите к данным существительным-антонимам однокоренные
прилагательные-антонимы.(грустный, дружный, добрый, грязный, вечерний, зимний, сильный, молодой, южный. Здоровый, холодный, верхний, храбрый, светлый, черный, конечный, военный, радостный, правдивый )
-К каким парам слов можно подобрать пословицы? (От радости старики
молодеют, а от печали молодые стареют. Лживому всегда не верят. Худой мир лучше доброй ссоры. Добро сеять, добро и пожинать.)
Аналогично строится работа по подбору прилагательных-антонимов, глаголов-антонимов, наречий-антонимов.
Группа 3.
Тема: Синонимы.
Выдаются цветики-семицветики, на одном из них прикреплены полоски с существительными.
Примерный перечень: атака, багаж, отметка, режим, тишина, успех, холод, ряд, шорох, разлив, здание, случай, дети, иллюстрация, столетие.
Учащиеся на втором цветке подбирают существительные-синонимы и записывают их на полосках и приклеивают к лепесткам.
-Прочитайте какие слова-синонимы вы подобрали?
-Назовите. (наступление, вещи, оценка, распорядок, молчание, достижение, мороз, цепочка, шуршание, наводнение, сооружение, событие, ребята
рисунок, век.)
-Составьте предложение с любым словом.
Аналогично строится работа по подбору прилагательных-синонимов, глаголов-синонимов.
Группа 4.
Тема: Однокоренные слова.
Выдается цветик-семицветик, в середине корень слова.
Задание: написать на полосках однокоренные слова с корнем лес-.
Примерный перечень: лес-, гор-, друг-, сед-, сад-, вод-, земл-, позд-, лов-, бег-
, кач-, свист-, говор-, зим-, чист-, берез-, снег-, свет-, воз-, гроз-, желт-,
сторож-, мороз-, зелен-, пестр-, бел-, холод-, черн-, близ-, цвет-, долет-, рыб-,
груз-, езд-, кук-, вяз-, сказ-, низ-, лет-, стрел-.
-Прочитайте однокоренные слова, которые вы подобрали.
-Лесной, лесник, перелесок, лесничий, лесистый, лесок.
- Составьте предложение с любым из слов.
Группа 5.
Тема: Словообразование при помощи приставок.
В середине семицветика- глагол учить, на лепестках- приставки: при, раз, до, вы, на, пере, из. На другом цветке в середине- глагол работать, на лепестках- приставки: раз, пере, про, за, от, вы, при.
Задание: используя приставки, образуй однокоренные слова. Составьте словосочетания, предложения, рассказ с этими словами.
Группа 6.
Тема: Слоговой состав слов. Цветы.
На одном цветке в середине цифра-2, на втором цифра-3.
Ребята перед вами изображены цветы, ваша задача- распределите их на лепестки цветов в зависимости сколько в словах слогов (цифры указаны в сердцевине цветка)
На доске картинки цветов: ромашка, василек, роза, тюльпан, ландыш, пион, фиалка, гвоздика, лилия, нарцисс, подсолнух, георгин, маки, флоксы.
-Назовите, какие двусложные цветы вы записали на лепестках? (роза, тюльпан, ландыш, пион, маки, флоксы)
-Прочитайте, какие трехсложные цветы вы записали на цветок –под цифрой 3? (ромашка, василек, фиалка, гвоздика, лилия, подсолнух, георгин)
Упражнение «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно, последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
7.Чего нельзя делать?
Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.
НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. (Слайд 22)
Спасибо за внимание. (Слайд 23)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ).
УДК 372.016:811.161.1*01/03(04)Т.Т. Шпунтовастарший преподаватель кафедры методики преподаваниярусского языка в начальной школе МГОГИМахмудова И.В.студентка 5 курса педагогического факультета МГ...
Консультация для родителей и учителей начальных классов на тему: «Предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста».
Консультация для родителей и учителей начальных классов на тему: «Предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста»....
Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов Тремасовой Татьяны Андреевны «Актуальность ИКТ- для формирования у младших школьников универсальных учебных действий (УУД) в рамках ФГОС»
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо использование в образователь...
План профессионального самообразования учителя начальных классов «Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»
Тема по самообразованию:«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»....
Мастер-класс для учителей начальных классов «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи в коррекционных класса».
Цель: познакомить учителей начальных классов с некоторыми упражнениями применяемыми учителем- логопедом, для устранения недостатков звукопроизношения, помочь овладеть практическими навыками артикуляци...
Статья на тему: «Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов при коррекции речевых нарушений у школьников».
Проблема нарушения устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных проблем в наше время. Поскольку письмо и чтение на начальных этапах обучения являются целью, а в да...