Мастер-класс для учителей начальных классов по теме: "Коррекция нарушений чтения и псиьма у младших шкльников"
материал

Мастер-класс для учителей начальных классов

Тема: Коррекция нарушений чтений и письма у младших школьников

Представлен сценарий проведения мастер-класса учителя - логопеда для учителей начальных классов

Цель мастер-класса: создание условий для коррекции нарушений  чтения и письма младших школьников.

Задачи:

1. Познакомить участников с трудностями обучения письму и чтению;
2. предложить практические советы, как можно преодолеть возникшие трудности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для учителей начальных классов

Тема: Коррекция нарушений чтений и письма у младших школьников

( Слайд 1) 

«Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, она также должна изучить его во всех отношениях». 

К.Д. Ушинский

Контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения.

(Слайд 2) 

Проблема нарушения чтения и письма у младших школьников – одна из актуальных для школьного обучения, т.к. и письмо, и чтение из цели начального обучения в дальнейшем превращаются в средство получения знаний учащимися.

(Слайд 3)

Письменная речь включает в себя письмо и чтение. Разнообразные расстройства чтения и письма носят названия дисграфия и дислексия. Дислексия и дисграфия у детей – специфические затруднения в овладении навыками письменной речи, которые часто сопутствуют недоразвитию устной речи, но могут возникнуть и проявляться самостоятельно.

(Слайд 4)

Дислексические и дисграфические расстройства проявляются по-разному: от отдельных затруднений при чтении и письме до полной невозможности овладеть этими навыками. 

 При дислексии у детей с трудом формируется навык чтения. Дети плохо удерживают в памяти графический образ букв и не могут их сливать в слоги и слова.

При нарушении чтения во время этого процесса наблюдаются своеобразные ошибки: перестановки букв, смешение букв, сходных по начертанию, пропуск строчек и другие. Чтение протекает медленно и часто носит угадывающий характер.

Переходя к характеристике нарушения письма, надо отметить большое количество разнообразных ошибок, обусловленных недоразвитием фонетической, лексико-грамматической сторон речи: это как правило замены букв, смешение, пропуски букв.

Причины специфических ошибок:

  • Дети не различают фонем (звуки) родного языка, т.е. не развит фонематический слух.
  • Нарушение зрительного восприятия детей.
  • Отставание в речевом развитии.
  • Дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения.
  • Бедность словарного запаса, недоразвитие грамматического строя речи.

(Слайд 5)

Выделяют пять форм дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. (Слайд 6)

Суть ее состоит в следующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

2. Акустическая форма дисграфии. (Слайд 7)

Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно.

На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.

Упражнения для профилактики и устранения акустической дисграфии представлены на слайде (Слайд 8)

3.Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. (Слайд 9)
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:

  • пропуски букв и слогов;
  • перестановка букв и (или) слогов;
  • недописывание слов;
  • написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго "поет звук";
  • повторение букв и (или) слогов;
  • контоминация - в одном слове слоги разных слов;

слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").

Игры и игровые упражнения на формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза представлены на слайде (слайд 10) (Слайд 11)

4. Аграмматическая дисграфия. (слайд 12)

Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.                                                                                                                   (Слайд 13) Аграмматическая  дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил.

И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

Пути коррекции аграмматической дисграфии представлены на слайде (Слайд 13,14)

5. Оптическая дисграфия. (Слайд 15)

В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у...

Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:

- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;- добавление лишних элементов;

- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;

- зеркальное написание букв.

Упражнения для профилактики и устранения оптической дисграфии представлены на слайде (Слайд 16)

А сейчас переходим к практической части нашего семинара:

 (Учителя выполняют задания)

  1. Игры и упражнения по коррекции оптической дисграфии у учащихся начальных классов

 1 .Закрепление образа букв: (Слайд 17)

Рассмотреть, из каких элементов состоят буквы, на что они похожи. Начиная работу по дифференциации букв п – т, необходимо обратить внимание детей на количество элементов, составляющих букву п (2 элемента), букву т (3элемента) и в дальнейшем опираться на это различие. Можно предложить сказку «Торопыжка»

Жила-была буква т. У нее было три ноги, поэтому она очень быстро бегала. Все звали ее Торопыжкой. Бегала, бегала буква т и сломала одну ножку. Прихромала она к Царице Грамматике: «Что мне делать, у меня сломалась одна ножка», - жалуется она. Теперь ничего сделать нельзя, у тебя было три ноги, ты называлась буквой т, а теперь у тебя осталась только пара ног и ты будешь называться буквой п»,- ответила Царица Грамматика. Так буква т превратилась в букву п. Сравни буквы «п» и «т», из каких элементов они состоят?

(слайд 17) Запиши названное учителем количество палочек.

Образец: 2,3,3,2,3…

Запись: //  ///  ///  //   ///

Образец: п, т, т, п,т….

Игра «Шифровка» (расшифруй слоги: вместо цифр напиши буквы п или т)

2а – 3а                3у – 2у – 3у                и2 – и3                о3 – о2 – о3

Звуковые сочетания:

3и3                2е2                3у3                2о2                2у3                3а2

Расшифруй слова:

2ар3а                2ло3ник                2о3о2                2ло3

Прочитай предложения, расшифровав их:

//ор///ной //ос///авил  за//ла///ку на //аль///о.

Ан3о2 2ос3авил 3ома3ный сок в 3ё2лое мес3о.

Зашифруй слова, заменяя букву «п» цифрой 2, букву «т» цифрой 3.

Плотина, паспорт, плита

В работе по предупреждению и коррекции специфических нарушений письма и чтения можно использовать и нетрадиционные технологии. В частности кинезиологические упражнения. Данные упражнения несложны в выполнении, не занимают много времени, но эффективны по своему содержанию, так как позволяют развить и улучшить память, внимание, мелкую моторику учащихся, активизировать познавательные процессы.

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь». Ребенку показывают положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости; распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу с педагогом, затем по памяти (8–10 повторений). Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками. Педагог (родитель) предлагает ребенку помогать себе командами (кулак – ребро – ладонь), произносимыми вслух или про себя.

2. Работа над звуковой стороной речи (Слайд 18,19)

Упражнение «Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6–8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

3. Работа над лексико – грамматической стороной речи (слайд 20)

Для снятия усталости и напряжения, повышения работоспособности в течение занятия, урока необходимо менять не только вид деятельности, но и позы детей, данные упражнения можно выполнять сидя, за столом, стоя.

Упражнение «Ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

4. Игры и упражнения для предупреждения дислексии и дисграфии (слайд 21)

«Цветик – семицветик»

На столах у каждой группы цветики-семицветики, у которых по 7 лепестков семи цветов радуги. На лепестках скотч, с помощью которого прикрепляются полоски бумаги. Игру можно проводить по грамматическим темам:

«Безударные гласные», «Словарные слова», «Звонкие и глухие согласные»,

«Синонимы», «Антонимы», «Изменение существительных и прилагательных по падежам», «Части речи», «Части слова», «Правописание предлогов и

приставок», «Однокоренные слова», «Единственное и множественное число имен существительных», «Однокоренные слова». Работа ведется на уровне слова, словосочетания, предложения, текста, связной речи.

Любой вариант игры начинать со слов:

Лети, лети лепесток Через запад на восток

Возвращайся, сделав круг Лишь коснешься ты земли Быть по-моему вели.

Группа  1.

Тема: «Части речи. Музыкальные инструменты».

Выдаются полоски со словами и 2 цветика-семицветика ( в

середине 1-сущ, 2- прил.) Разложите и прикрепите в зависимости от части речи, которой они являются.

Слова: рояль, барабан, флейта, труба, гитара, балалайка, горн, черный, громкий, мелодичная, семиструнная, трехструнная, звонкий, медная.

-Какие существительные вы приклеили на лепестки?

-Назовите.(рояль, барабан, флейта, труба, гитара, балалайка, горн)

-Какие прилагательные вы приклеили на лепестки?

-Назовите( звонкий, черный, мелодичная, семиструнная, трехструнная, семиструнная, медная, громкий)

-Составьте и назовите словосочетания? (черный рояль, громкий барабан,

мелодичная флейта, семиструнная гитара, трехструнная балалайка, звонкий горн, медная труба)

-Составьте предложения из лепестков.

Группа 2.

Тема: Антонимы.

Выдаются цветики-семицветики, на одном прикреплены полоски с существительными.

Примерный перечень: веселье, враг, зло, чистота, утро, лето, слабость, старость, север, болезнь, жара, низ, трусость, темнота, белизна, начало, мир, печаль, ложь. Учащиеся на втором цветке подбирают существительные-антонимы и записывают их на полосках и приклеивают к лепесткам.

-Прочитайте какие слова-антонимы вы подобрали?

-Назовите. (грусть, друг, добро, грязь, вечер, зима, сила, молодость, юг, здоровье, холод, верх, храбрость, свет, чернота, конец, война, радость, правда.)

-Подберите к данным существительным-антонимам однокоренные

прилагательные-антонимы.(грустный, дружный, добрый, грязный, вечерний, зимний, сильный, молодой, южный. Здоровый, холодный, верхний, храбрый, светлый, черный, конечный, военный, радостный, правдивый )

-К каким парам слов можно подобрать пословицы? (От радости старики

молодеют, а от печали молодые стареют. Лживому всегда не верят. Худой мир лучше доброй ссоры. Добро сеять, добро и пожинать.)

Аналогично строится работа по подбору прилагательных-антонимов, глаголов-антонимов, наречий-антонимов.

Группа  3.

Тема: Синонимы.

Выдаются цветики-семицветики, на одном из них прикреплены полоски с существительными.

Примерный перечень: атака, багаж, отметка, режим, тишина, успех, холод, ряд, шорох, разлив, здание, случай, дети, иллюстрация, столетие.

Учащиеся на втором цветке подбирают существительные-синонимы и записывают их на полосках и приклеивают к лепесткам.

-Прочитайте какие слова-синонимы вы подобрали?

-Назовите. (наступление, вещи, оценка, распорядок, молчание, достижение, мороз, цепочка, шуршание, наводнение, сооружение, событие, ребята

рисунок, век.)

-Составьте предложение с любым словом.

Аналогично строится работа по подбору прилагательных-синонимов, глаголов-синонимов.

Группа  4.

Тема: Однокоренные слова.

Выдается  цветик-семицветик, в середине корень слова.

Задание: написать на полосках однокоренные слова с корнем лес-.

Примерный перечень: лес-, гор-, друг-, сед-, сад-, вод-, земл-, позд-, лов-, бег-

, кач-, свист-, говор-, зим-, чист-, берез-, снег-, свет-, воз-, гроз-, желт-,

сторож-, мороз-, зелен-, пестр-, бел-, холод-, черн-, близ-, цвет-, долет-, рыб-,

груз-, езд-, кук-, вяз-, сказ-, низ-, лет-, стрел-.

-Прочитайте однокоренные слова, которые вы подобрали.

-Лесной, лесник, перелесок, лесничий, лесистый, лесок.

  • Составьте предложение с любым из слов.

Группа 5.

Тема: Словообразование при помощи приставок.

В середине семицветика- глагол учить, на лепестках- приставки: при, раз, до, вы, на, пере, из. На другом цветке в середине- глагол работать, на лепестках- приставки: раз, пере, про, за, от, вы, при.

Задание: используя приставки, образуй однокоренные слова. Составьте словосочетания, предложения, рассказ с этими словами.

Группа 6.

Тема: Слоговой состав слов. Цветы.

На одном цветке в середине цифра-2, на втором цифра-3.

Ребята перед вами изображены цветы, ваша задача- распределите их на лепестки цветов в зависимости сколько в словах слогов (цифры указаны в сердцевине цветка)

На доске картинки цветов: ромашка, василек, роза, тюльпан, ландыш, пион, фиалка, гвоздика, лилия, нарцисс, подсолнух, георгин, маки, флоксы.

-Назовите, какие двусложные цветы вы записали на лепестках? (роза, тюльпан, ландыш, пион, маки, флоксы)

-Прочитайте, какие трехсложные цветы вы записали на цветок –под цифрой 3? (ромашка, василек, фиалка, гвоздика, лилия, подсолнух, георгин)

Упражнение «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно, последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

7.Чего нельзя делать?

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.

НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. (Слайд 22)

Спасибо за внимание. (Слайд 23) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ (АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ).

УДК 372.016:811.161.1*01/03(04)Т.Т. Шпунтовастарший преподаватель кафедры методики преподаваниярусского языка в начальной школе МГОГИМахмудова И.В.студентка 5 курса педагогического факультета МГ...

Консультация для родителей и учителей начальных классов на тему: «Предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста».

Консультация для родителей  и учителей начальных классов на тему: «Предупреждение нарушений письменной речи у учащихся младшего школьного возраста»....

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов Тремасовой Татьяны Андреевны «Актуальность ИКТ- для формирования у младших школьников универсальных учебных действий (УУД) в рамках ФГОС»

Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо использование в образователь...

План профессионального самообразования учителя начальных классов «Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»

Тема по самообразованию:«Учебные проекты как средство развития навыков исследовательской деятельности младших школьников»....

Мастер-класс для учителей начальных классов «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи в коррекционных класса».

Цель: познакомить учителей начальных классов с некоторыми упражнениями применяемыми учителем- логопедом, для устранения недостатков звукопроизношения, помочь овладеть практическими навыками артикуляци...

Статья на тему: «Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов при коррекции речевых нарушений у школьников».

Проблема нарушения устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных проблем в наше время. Поскольку письмо и чтение на начальных  этапах обучения являются целью, а в да...