Современные методы работы с текстом
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс)

Материал для работы с текстом на уроках литературного чтения,русского языка,математики,окружающего мира и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sovremennye_raboty_s_tekstom.ppt527 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные приёмы работы с текстом Матюшенко Людмила Александровна учитель начальных классов МКОУ Отворская ООШ п.Светлый

Слайд 2

Скорость обновления информационного объёма возрастает; Усложнение содержания учебного материала; Перегруженность учащихся начальной школы

Слайд 3

Современные требования ФГОС: «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта»

Слайд 4

Технология развития критического мышления Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов

Слайд 5

Князь Николай Жевахов писал о том, что ближайшей задачей образования должно являться «стремление пробудить в ученике его личное самосознание… заставить его критически отнестись к своим мыслям…». П.Ф. Каптерев говорил, что надо «…создавать у ребенка такое мышление, посредством которого учащийся сам в состоянии вырабатывать субъективно новые знания».

Слайд 6

Цель технологии Развивать критическое мышление, коммуникативность, креативность; Развивать мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в повседневной жизни (умения принимать взвешенные решения; анализировать различные явления и др.) Формировать навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.

Слайд 7

Приём «Умный карандаш» Прочитать задание или вопрос; В задании или вопросе подчеркнуть слова, которые помогут выполнить задание, которые на ваш взгляд важны – «слова-ключи»; В тексте подчеркнуть слова, которые подчеркнули в вопросе, то есть, выявить «слова-ключи».

Слайд 8

Прием «Задай вопрос» Подчеркнуть слово, которое вызвало затруднение; Задать вопрос, используя это слово; Сформулировать ответ. (применим на уроках математики и русского языка).

Слайд 9

Прием «Задай вопрос» «По данным точкам построй многоугольник АВСДЕК. Выполни измерения и вычисли периметр этого многоугольника. Результат вырази в дециметрах и сантиметрах».

Слайд 10

Прием «Задай вопрос» «По данным точкам построй многоугольник АВСДЕК. Выполни измерения и вычисли периметр этого многоугольника. Результат вырази в дециметрах и сантиметрах».

Слайд 11

Прием «Задай вопрос» Что такое периметр ? Как находим периметр ? Что такое дециметр ?

Слайд 12

Приём «Представь, что…» «Представь, что главный герой сказки – Горшок каши » (Братья Гримм «Горшок каши»; «Представь, что главный герой сказки - Зеркало » (Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов») «Представь, что отрицательный герой – это положительный герой »

Слайд 13

Приём«Кластер», «Маркировка текста» или рисуночные формы В середине листа записывается или зарисовывается основное слово - тема По сторонам от основного слова фиксируются идеи (слова, рисунки), как-то с ним связанные (применяется на уроках обобщения, закрепления, сообщения новых знаний)

Слайд 14

Прием«Кластер», «Маркировка текста» или рисуночные формы

Слайд 15

Прием«Кластер», «Маркировка текста» или рисуночные формы

Слайд 16

Приём «Путешествие» С помощью этот приема на одном уроке можно обобщить знания нескольких тем раздела, удобен при отставании прохождения учебного материала, т.к. можно воспользоваться опережающим обучением. (на уроках окружающего мира, литературы)

Слайд 17

Приём «Путешествие» 1. Разбиваете учеников на группы; 2. Каждая группа получает задание: подготовить сообщение; 3. Учитель готовит информацию и картинки; 4. На уроке из большого объема информации ученики отбирают информацию по алгоритму, в зависимости от цели урока и задач, которые вы поставили; 5. Вся информация размещается на шляпах или чемоданах путешественников.

Слайд 18

Прием «Путешествие»

Слайд 19

Нужно вставить буквы гласных в слова и угадать название произведения. М…й щ…н…к Работу над этим стихотворением можно начать и с иллюстрации к тексту. Приём «Пропуск букв»

Слайд 20

Приём «Дерево предсказаний» . Детям предлагают поработать в группах. У них на столах лежат листочки, детям нужно написать на них свои предсказания, предположения. Далее учитель задаёт вопрос: А что надо сделать, чтобы узнать точно, что произошло? Надо прочитать текст. И таким образом мы переходим ко второму этапу - этапу работы с тексом во время чтения.

Слайд 21

Приём «Чтение с остановками» Учащиеся читают текст небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

Слайд 22

Приём «Аудиозапись» учащиеся прослушивают литературные произведения в исполнении профессиональных актеров. Психологи отмечают прямую зависимость умственной деятельности от эмоциональных переживаний.

Слайд 23

Приём «Верно / Неверно» Верно Неверно 1. ЖБАН - большая кастрюля - 2. КЛАДОВКА - заведующая складом - 3. СБИЛАСЬ С НОГ - много ходила, устала. + 4. ЛЕЖИТ ПЛАСТОМ - лежит как пластилин, мягкий и красивый - 5. ПЧЕЛИНЫЙ РОЙ - семья пчел. +

Слайд 24

Приём «Толстые и тонкие вопросы» . «Тонкие» вопросы репродуктивного плана, а вопросы, требующие размышления, - «толстые». После прочтения текста ученики, объединившись в группы, составляют несколько вопросов. Заданные вопросы являются для учителя способом диагностики знаний ученика, так как они демонстрируют уровень погружения в текст, умение анализировать.

Слайд 25

Приём «Толстые и тонкие вопросы» . Например: Для этого стихотворения дети составили тонкие вопросы: Сколько часов девочка ждала щенка? Где лежит больной щенок? Какое животное впилось в хвост щенку? Толстые вопросы: Почему девочка переживала о пропаже щенка? Что чувствовала бы девочка, если щенок не вернулся домой?

Слайд 26

Приём «Толстые и тонкие вопросы» Толстые вопросы: Почему девочка переживала о пропаже щенка? Что чувствовала бы девочка, если щенок не вернулся домой?

Слайд 27

Приём«Продвинутая лекция» Для данного урока можно предложить следующий конспект-опору Какая беда случилась с девочкой?________________________ В какое время суток пропал щенок?______________________ Что предложила мама? _________________________________ Кто открыл дверь?_____________________________________ Кто впился в хвост щенку?______________________________ Где лежит больной щенок?______________________________ Какая часть туловища забинтована у щенка?_________________

Слайд 28

Приём «Узелки на память» Это заполнение схемы-опоры по произведению. Название__________________ Автор________________________ Герои произведения___________ Время и место действия____________ Сюжет: Начало событий_____________________ Поворотный пункт событий_______________ Проблема_________________ ____________ Решение проблемы__________________________

Слайд 29

Приём "Слепой текст". Заполнять «слепой» текст нужно словами или числами. Я сегодня сбилась с _____ У меня пропал щенок. _____ часа его звала, _____ часа его ждала. За уроки не садилась И _________ не могла.

Слайд 30

Результаты: высокой мотивации учащихся к образовательному процессу; возрастанию мыслительных возможностей, гибкости мышления; развивает способности самостоятельно строить понятия; развивает способности находить нужную информацию, отбирать, корректировать, анализировать её; принимать точку зрения другого человека; работать в группах.

Слайд 31

«Не уставайте задавать вопросы. Любознательность имеет особое право на существование. Человек не может не испытывать благоговейного трепета, созерцая тайны жизни и вечности, удивительное устройство окружающего мира. И хорошо, если каждый день находится кто-то, пытающийся понять хоть самую малость из этого таинства. Не утрачивайте с годами святой любознательности». Альберт Энштейн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...

Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."

Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний."  В презентации прослеживаются различные виды работы с  текстом. Презетация соде...

Работа с текстом для 3-4 кл. исторический текст "Откуда пришла газета"

Исторический текст рассказывает о происхождении первой газеты. Место, время, чья идея, почему возникла необходимость в создании её. К тексту дан ряд вопросов для учащихся 3 - 4 классов. Чтобы ответить...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержа...

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."

В докладе рассказывается  о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...