Методическая работа по теме: «Использование информационно-образовательной среды на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе»
методическая разработка

Правильно организованная ИОС на уроках, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию обучающихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_rabota.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая работа по теме: «Использование информационно-образовательной среды на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе»

Информационно-образовательная среда имеет немалый потенциал для повышения качества обучения, является одним из главнейших помощников в течение всего процесса обучения.  ИОС является одновременно рабочей средой ученика и педагога, она позволяет нацелить ученика на сотрудничество, развить такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, умение планировать свою деятельность.

Правильно организованная ИОС на уроках, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию обучающихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования.

Целью  методической работы является создание условий для активизации учебной деятельности посредством использования информационной образовательной среды в образовательном процессе на уроках русского языка и литературного чтения.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  • формировать учебную мотивацию и интерес к урокам русского языка и литературного чтения;
  • формировать способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий;
  • формировать навыки работы с ИКТ обучащимися с соблюдением правил безопасности.

Методы и приемы (кроме традиционных) при проведении уроков с использованием информационной образовательной среды на уроках русского языка и литературного чтения.

1.Методика организации компьютерного практикума на уроках (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями)

2.Методика использования творческих заданий на уроках русского языка и литературного чтения.

3.Методика использования обучающе-контролирующих программ (образовательные игры, обучающие игры).

Активно используется работа на различных платформах (участие в различных марафонах по темам, выполнение карточек с заданиями). Использование занимательных заданий  делают процесс обучения максимально увлекательным, активизируют познавательные способности учащихся.

4.Методика использования контрольно-тестовых заданий. Использование тестов закрытого и открытого видов.

5.Метод проектов в сочетании с технологией ИКТ. Суть проектов заключается в  максимально самостоятельном освоении обучающимися учебного материала и получении конкретного результата в виде конкретного продукта.

          ИКТ являются одной из наиболее действенных технологий. Главное в  использовании ИКТ - целесообразность и продуктивность. Обучающиеся не должны пассивно наблюдать за тем, что происходит на экранах мониторов, поэтому важно продумывать вопросы и задания к используемым ресурсам. Даже использование  простой иллюстрации должно активно задействовать учеников.        

Компьютер и интерактивную доску можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний и умений. Например:

Этапы урока

Содержание  педагогической деятельности

Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся

Демонстрация- презентация темы и целей урока.

Проверка домашнего задания

Демонстрация правильного решения заданий, вызывающих затруднения, с помощью мульти-видеотехники, вопросы для проверки знаний, тестовый опрос.

Актуализация опорных знаний и способов деятельности уч-ся

Мотивирующие вопросы и задания на компьютере, подводящие к осознанию необходимости изучения темы; краткое обобщение- презентация по пройденному учебному материалу

Формирование новых понятий, способов
деятельности

Предъявление ученикам через ИКТ основных понятий, и схем, таблиц, рисунков, анимации, видеофрагментов, иллюстрирующих особенности нового учебного материала

Здоровьесбережение

Физкультминутки, зарядки, в том числе с использованием ИКТ (презентации, CD-диски, содержащие текст физкультминутки, фото, видеоматериалы с демонстрацией образца упражнения)

Применение знаний, формирование умений

Предъявление ученикам через ИКТ вопросов и заданий, требующих мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений

Контрольно-оценочный

Предъявление ученикам через ИКТ заданий разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний

На уроках литературного чтения использование компьютера расширяет возможности. Например: знакомство с творчеством писателей и поэтов (демонстрация  презентаций, содержащие сведения биографии и интересных фактах жизни); воспроизведение эталонной художественной речи (аудиозапись мастера художественного слова); различные задания занимательного характера (на роках закрепления и обобщения); видеофрагменты; тесты для контроля и проверки знаний,  

На уроке литературного чтения интересным приёмом является сопоставление литературных произведений с другими видами искусства. Наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но есть проблема раздаточного материала.

Эту проблему помогают решить компьютерные информационные технологии и электронные образовательные ресурсы, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке). На уроках литературы, развития речи можно использовать сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению.

На уроках  русского языка использование мультимедийных презентаций возможно как на этапе ознакомления с новым материалом, так и на уроках закрепления и обобщения, контроле ЗУН. При этом для ребенка компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.

В процессе работы с электронными таблицами обучащиеся в игровой форме учатся работать с опорными схемами, узнают новый материал, закрепляют ранее изученный.

Приведу конкретный пример работы с презентацией при изучении  словарных слов:

  • сначала ребята отгадывают слово с помощью ребуса;
  • проговаривают слово, находят ударный слог, объясняют правописание слабой позиции;
  • появляется запись слова с пропуском буквы в слабой позиции, ученики записывают слово в тетрадь, выделяют орфограмму;
  • затем знакомятся со значением этого слова с помощью учителя (смысл слова), происхождение слова (этимология);
  • подбирают к слову однокоренные слова;
  • подбирают синонимы, антонимы (если это возможно);
  • следующий слайд демонстрирует сочетаемость слов с изучаемым словом;
  • выделение этого слова в фразеологизмах, пословицах, поговорках;
  • составление предложения с этим словом, или запись предложения со слайда.

Работа со словом проходит поэтапно, не на одном уроке, имеет целенаправленный выход в речевую практику. Иногда, в такой работе  используются различные виды словарей на бумажной основе (ничто не заменит «живой» книги).

В проектной деятельности на уроках русского языка и литературного чтения использование ИКТ безграничны. С помощью учителя и родителей можно найти нужную информацию, добавить фотографии и иллюстрации. Учитель, в свою очередь, может делать коллажи и презентации с работами детей и демонстрировать их на уроках.

Подводя итоги можно говорить о том, что чем активнее начал протекать мыслительный и практический учебно-познавательный процесс, тем продуктивнее будет его  результат по данным предметам. У обучающихся заметно повышается мотивация и интерес, формируются навыки работы с ИКТ. Использование информационно-познавательной среды на уроках делает процесс обучения гибким, эффективным, динамичным, формируются все УУД в комплексе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по самообразованию на тему "Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".

Одно из главных направлений работы в начальных классах - развитие связной речи учащихся. Содержание работы по развитию речи включает: обогащение словарного запаса, овладение нормами устной речи, обуче...

"Использование материалов Устного народного творчества на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе"

quot;Использование материалов Устного народного творчества на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе" - это обобщение педагогического опыта...

Работа с антонимами на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

ВведениеАнтонимы, или слова с противоположным смыслом, стали предметом лингвистического анализа сравнительно недавно, и интерес к изучению русской антонимии заметно возрастает. Об этом свидетельствует...

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".

В обобщении опыта представлены различные виды и формы творческих заданий, которые позволяют достичь определенного уровня в развитии творческих способностей, посильные для каждого ученика....

Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе (из опыта работы)

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для д...

Использование приёмов смыслового чтения на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Использование  приёмов  смыслового  чтения  на  уроках русского языка и литературного чтения  в  начальной школе...