Выступление на Пед.чтениях , 2024 г
статья

Соловьева Елена Николаевна

В данной статье рассматривается проблема формирования читательской грамотности  у младших школьников, описан опыт использования методов и приёмов по формированию функциональной читательской грамотности  на уроках литературного чтения и внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на Пед.чтениях,2024г31.86 КБ

Предварительный просмотр:

Соловьева  Елена Николаевна, учитель начальных классов

филиал МБОУ « Важская основная школа» Шидровская основная школа

Тема выступления:

«Формирование читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения и внеурочной деятельности

 ( из опыта работы)

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема формирования читательской грамотности  у младших школьников, описан опыт использования методов и приёмов по формированию функциональной читательской грамотности  на уроках литературного чтения и внеурочной деятельности.

Ключевые слова:  функциональная грамотность, читательская грамотность, книга,  приёмы образовательных технологий.

       В век современных технологий роль книги утрачена, интерес к чтению у детей существенно снижен. Несмотря на обилие книг в магазинах и библиотеках, их высококачественное оформление, дети заменяют их  просмотром телепередач, компьютерными играми, общениями в соцсетях. Поэтому вопрос формирования читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем  современного образования.  

        Великий педагог К.Д.Ушинский сказал: « Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают». [2]. Дети должны стремиться к уединению с книгой, к размышлению и раздумью над содержанием прочитанного.

        В своей практике педагоги зачастую сталкиваются со следующими проблемами:

- дети имеют низкую скорость чтения;

- не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении;

- не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;

- затрудняются кратко пересказать содержание.

           Чтение ребенка сегодня - это ...»

- Чтение «из-под палки»

- Только выполнение домашнего задания

- Случайный процесс, время от времени имеющий место.

          Для того чтобы ребенок стал полноценным читателем, нужны определенные условия. Первое условие – отбор произведений, позволяющих развивать читательскую деятельность, и второе – организация учебной работы детей, формирующей конкретные читательские умения. Успешное обучение в начальной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности, которая является базовым навыком функциональной грамотности.

        «Читательская грамотность-– это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». [2].

На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста. Умение использовать информацию из текста – основа читательской грамотности.  

           Цель развития читательской грамотности  у обучающихся заключается в  развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни.

          Научить детей уже в начальных классах :

-понимать художественное произведение,

- сделать обучающихся вдумчивыми читателями,

-формировать желание и привычки читать самостоятельно,

это и есть задачи  педагога в начальных классах.

        Только грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается.

        Существует несколько особенностей формирования читательской грамотности: [1].

1.Формирование навыка чтения. Оно строится при опоре  на следующие виды деятельности:

-умение правильно прочитывать слова;

-понимать смысл текста;

-выразительно читать;

2.Овладение техникой чтения.

3.Формирование читательских интересов.

        Формирование читательской грамотности происходит во время:

-уроков литературного чтения;

-уроков внеклассного чтения;

-во внеурочное время.

          В первом классе формируются не только навыки и техника чтения, но и происходит обучение пониманию смысла прочитанного текста.

           Во втором классе идёт усложнение заданий: школьники должны научиться пересказывать прочитанное, делить текст на части, составлять простой план прочитанного материала, выделять опорные слова, называть героев и давать характеристику им и их поступков.

         В третьем и четвёртом классах учитель прививает детям навыки самостоятельного поиска нужной информации в различных источниках, учит давать оценку текста, выделению главного и второстепенного в прочитанном. 

            Формирование читательской грамотности у младших школьников предполагает использование разнообразных   приемов, обеспечивающих успешное решение данной проблемы.  Выбор приёмов должен быть таким, чтобы в результате обучения в ребёнке произошли изменения, которые определяются  не только приобретённым жизненным опытом, не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. 

           В своей работе на разных этапах урока я использую разные приемы, которые помогают формировать читательскую грамотность. Предлагаю, на мой взгляд, наиболее эффективные. [1].

          Приём  «Выставка книг». В 1 и во 2 классе знакомлю детей с биографией автора, предлагаю им произведения этого автора для самостоятельного чтения. Подбираю  книги  с яркими иллюстрациями, привлекающие внимание ребенка к книге. Использую просмотр мультфильмов, ( только начало), чтобы  вызвать живой интерес к произведению.

В 3 - 4 классе учащиеся сами готовят выставки книг, сообщения об авторах.

         Приём «Реклама книги».  На уроках и дома ребята читают понравившуюся книгу. После  прочтения делятся впечатлениями о прочитанной книге.  Задача каждого ученика так представить, разрекламировать книгу, чтобы ее захотелось прочитать одноклассникам. В своей работе  также  использую  приём: «Пятиминутка свободного  чтения». 

          Приём «Крестики-нолики». Учащиеся работают  в парах: одни ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания младшие школьники задают друг другу вопросы. Победителем становится тот, кто первым выстроит   полный ряд своих знаков.

           Приём «Потерянные буквы». Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы  можем читать. Учащиеся читаю, угадывая буквы и слова, которых нет.

            Приём «Зазеркалье». Учащиеся  читают все не слева направо, а справа налево. При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

          Приём «Путаница». Учащимся  предлагается текст, в котором содержатся смысловые ошибки. Необходимо выделить неточности, тем самым понять прочитанное.

         Прием «Белое и черное»

 Ученики делятся на две группы: «белое» и «черное». Ребята первой группы характеризуют светлые стороны героев, даже отрицательных. Другая группа смотрит на персонажей через призму «черного» и осуждает или оправдывает их.

Приём «С кочки на кочку». Чтение текста через слово: ребенку дается установка читать текст не как обычно, а перескакивая через слово.

Приём  «Шифровка». Чтение текста, написанного с использованием разных шрифтов: детям предлагается произведение или отрывок, написанный разными шрифтами, буквами разного размера и цвета.

       В развитии интереса к чтению, повышении мотивации и воспитании грамотного читателя большую роль играет система внеурочной деятельности , которая  каждый год у нас проходит в рамках  Недели начальных классов и Недели детской книги.

Формы организации её разнообразны: поэтические конкурсы, читательские конференции, литературные игры (например «Поле чудес», викторины), инсценировки литературных произведений ,мини -сочинения, книги с иллюстрациями, созданные детьми, кроссворды, тесты по прочитанному произведению, сочинение своего стихотворения, рассказа, сказки.

        Способствуют повышению интереса к самостоятельному чтению книг  посещение  в  сельскую и школьную библиотеки, совместные  библиотечные уроки и  праздники.                   

        Учащиеся принимают  участие в различных муниципальных и региональных  конкурсах и акция : « Мы о войне стихами говорим»; конкурс « Вот это книга!»( 2022 г) ,« Чтение в нашей семье», (2022г),  акция «Читаем вслух вместе!» (2022 г) ,региональный заочный конкурс «Книга об учителе» ( 2023 г).

         В 2022 году мною  был разработал  и реализован   педагогический  Проект « Время читать!». В ходе реализации запланированных мероприятий по представленному проекту учащиеся совместно с родителями и педагогами провели огромную работу: младшие школьники расширили свой кругозор, приобщились к регулярному чтению детской литературы и посещению библиотеки, значительно улучшили итоги проверки техники чтения , заполнили интерактивный читательский дневник, к  которому дети с удовольствием обращаются.

Развитие интереса к чтению учащихся  продолжаю вести в рамках курса внеурочной деятельности « В мире чтения».

      В заключении хочется отметить, что в  результате применения в своей работе описываемых приёмов  у младших школьников будут заложены основы формирования грамотного читателя. Я считаю, что только творческий подход и нетрадиционные приемы работы способствуют формированию активной читательской позиции современного школьника. Это поддерживает интерес учащихся к деятельности с книгой и развивает читательскую эрудицию. И если после моей работы ребенок просто взял книгу в руки, полистал ее, посмотрел иллюстрации, то моя цель частично достигнута. Он уже ею заинтересовался, а значит придет время, когда он ее прочитает.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

И  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны! 

Литература.

1. Колесова, О.В. Приемы формирования читательской грамотности младших школьников [Текст] / О.В. Колесова. – Нижний Новгород : НГПУ, 2018. – 54 с.

2.Лутошкина В.Н., Плеханова Е.Н. Формирование читательской грамотности младших школьников. Учебно-методическое пособие. – Красноярск. – 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогических чтениях "Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС"

Выступление на педагогических чтениях "Формирование УУД на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в контексте реализации ФГОС"...

Выступление на педагогических чтениях: "Технология проблемного обучения ".

Важнейшей целью современного образования является воспитание ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учить...

"Влияние личности педагога на формирование креативных качеств обучаемых" Выступление на педагогических чтениях.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенци...

Выступление на тему: «Чтение праздник души.»

Проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста, а также формирования квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем школьного обучения и ее успешное ...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

выступление на педагогическом чтении- 2018

Выступление на педагогическом чтении- 2018 на тему: "Поддерживаем и развиваем детей, имеющих трудности в обучении"...