"Влияние личности педагога на формирование креативных качеств обучаемых" Выступление на педагогических чтениях.
статья на тему

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние личности педагога на формирование креативных качеств обучаемых.

Максякова А.И., учитель

начальных классов

МБОУ «Зубово-Полянская СОШ №1»

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности.

 Способность к творчеству становится чертой личности человека, т.е. креативностью. Федеральный государственный образовательный стандарт определил качественно новую развивающую модель массовой начальной школы. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личностных качеств. Делается акцент на развитие креативных способностей.

         Что такое креативность? Креати́вность(от англ. create - создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей.

КРЕАТИВНОСТЬ (лат. сrео — творить, создавать) — способность творить, способность к творческим актам, которые ведут к новому необычному видению проблемы или ситуации.

         Из всех определений делаем вывод.  Креативность-это способность создавать множество идей, это возможность придумывать необычные умные идеи и доводить их до конца, т.е. креативность – это способность к творческой деятельности. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

         Творческое мышление имеет свои отличительные черты:

                - Пластично, так как творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно.

                -Подвижно, т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного вида аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной точкой зрения.

                -Оригинально, оно порождает неожиданные, непривычные решения.

Творческие способности или творческие   потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество - естественная природная функция, которая проявляется и реализуется в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. Компоненты креативных способностей младших школьников:

  • творческое мышление;
  • творческое воображение;
  • применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащимся необходимо развивать следующие умения:

  • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • делать предположения прогнозного характера;
  • выделять противоположные признаки объекта;
  • выполнять комбинаторные задания.

Что дает креативное мышление школьнику?

 1. Приобретение разнообразных навыков.

2. Развитие творческого воображения.

 3. Преодоление трудностей, что позволит проявить свои творческие способности и раскрыть свою индивидуальность, повысить самооценку.

4. Возможность научиться использовать непривычные подходы, разрушить оковы стереотипов мышления, т.е. мыслить креативно.

5. Преодоление боязни и инертности, «сделайте что- нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее».

6. Лучший способ преодолеть страх неудачи попробовать и добиться успеха.

 Креативность рассматривается не как единый фактор, а как совокупность разных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени у той или иной личности. Поэтому важно заметить  своеобразную  индивидуальную креативность ребенка и стремиться развивать ее.

        Развитие креативной личности младшего школьника зависит от разных факторов, которые можно объединить в три группы.

                  -Природные задатки и индивидуальные особенности;

                  -Влияние социальной среды;

                  - Зависимость креативности от характера и структуры деятельности.

        Социальная среда играет важную роль в формировании творческой индивидуальности. И хотя среда «не создает», а проявляет талант, ей отводят 95% влияния на формирования разных вариаций креативности и только 5%- отводится наследственным предпосылкам. Требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении могут стимулировать или, наоборот, подавлять творческие способности детей, не обладающих креативным потенциалом. Созданию развивающей социальной среды в современной школе придается большое значение.

Неоспоримо личностное воздействие учителя на развитие креативности учащихся.

К.Д. Ушинский писал, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. По какому же каналу «изливается» воспитательная сила? Этот канал–межличностное взаимодействие взрослого с ребенком, в процессе которого идет развитие не только мл. школьников, но и изменение личности воспитателей. Древнегреческий философ Сенека говорил: «Когда я обучаю, я обучаюсь сам». Именно от личности учителя во многом зависит как ребенок будет относиться к преградам, возникающим при взаимодействии с окружением.

Учитель как партнер общения должен быть всегда готов к принятию позиции ребенка, пониманию его интересов, мотивов, ценностей, действий. Он должен уметь играть с ребенком, входить в игру сам, переживая удовлетворение от нее. Показателен в этом плане опыт работы Т. А. Амонашвили с шестилетками, в которой учитель "растворяется" в общении с детьми как взрослый, он становится "своим" для ребят. Его не боятся, ему доверяют, с ним советуются, у него и с его помощью учатся, его уважают действительно.

Прежде всего, должно быть подчеркнуто, что условия работы учителя, его личность, несомненно, оказывают влияние на учеников. Слабый, выработавшийся, не сильный духом, неустойчивый учитель делает учеников не сильными духом, усталыми, неустойчивыми, не эффективными в обучении, неспокойными.

Как еще в начале нашего века подчеркивал П.Ф.Каптерев, "личность учителя в обстановке обучения и воспитания занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения" . Какие же свойства учителя были определены им как основные? Прежде всего, были отмечены "специальные учительские свойства", к которым П.Ф. Каптерев отнес "научную подготовку учителя" и "личный учительский талант". Первое свойство объективного характера и заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами, и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходиться иметь дело; второе свойство – субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте творчества. Второе включает и педагогический такт, и педагогическую самостоятельность, и педагогическое искусство. Учитель должен быть самостоятельным, свободным творцом, который сам всегда в движении, в поиске, в развитии. Мысль П.Ф. Каптерева о том, что творческого учителя и ученика объединяет, "связывает потребность самообразования и развития", и что они, по сути, представляют два противоположных конца одного поля, одной "лестницы", является основополагающей для понимания психологической природы и необходимости подлинного учебного сотрудничества учителя и учеников в процессе обучения.

Наряду со "специальными" учительскими свойствами, которые были отнесены к "умственным", П.Ф. Каптерев отметил и необходимые личностные – "нравственно-волевые" свойства учителя. К ним отнесены беспристрастность (объективность), внимательность, чуткость, (особенно к слабым ученикам) добросовестность, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям.

Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Подчеркнем также важность самосовершенствования, саморазвития, ибо, как точно отметил еще К.Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель

Процесс развития креативных качеств детей младшего школьного возраста требует значительного времени, как и любой творческий процесс. Для его эффективности необходимо создавать такие условия, чтобы каждый учащийся имел возможность овладеть личным опытом творческой деятельности, основанном на добытых самостоятельно усвоенных знаниях. Развитие креативности младших школьников осуществляется в нашей школе через организацию урочной и внеурочной деятельности.

Нет определенной структуры креативного урока. Креативный урок - это творческий урок. Логика построения творчества определена целью сделать процесс обучения развивающим и направлена на подъем творческого потенциала ребенка.

Креативные инновационные педагогические технологии:

- проектные технологии

- технологии организации учебно-исследовательской деятельности

- технология уровневой дифференциации

- технология развивающего обучения

- технология на основе учебных ситуаций

- диалоговые технологии

- технологии развития критического мышления

-коммуникативные технологии

Основные дидактические принципы, которые реализуются в учебном процессе через креативные инновационные педагогические технологии:

- принцип диагностики личности учащегося

- принцип развития интеллектуальной активности личности,

- принцип развития и воспитания личности через творчество,

- принцип непрерывности творческого развития,

- принцип преемственности творческого развития,

- принцип поисковой деятельности,

- принцип творческой самореализации,

- принцип сотворчества,

- принцип обучения способам творческой деятельности и приобретению опыта решения творческих задач,

-  принцип синтеза проблемности и алгоритмизации предметного содержания,

-  принцип положительного эмоционального фона,

- принцип предметной интеграции

-  принцип формирования системности мышления,

- принцип природосообразности принимаемых решений,

- принцип коммуникативности,

- принцип демократизации учебного процесса,

- принцип соревновательности,

-принцип непрерывности компьютерной интеллектуальной поддержки развития творческого мышления и творческих способностей учащихся.

Таким образом, инновационные педагогические технологии предусматривают реализацию указанных выше основных дидактических принципов не через изменение структуры уроков, а через  его оригинальное наполнение.

В основе креативной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно приобретать, формулировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Цель данной технологии ориентирована на создание образовательного продукта и на организацию творческой деятельности учащихся, которая преобладает над поиском и изучением готовой информации.

Идея креативной технологии состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, работая над проблемой, которая им предложена. Получают возможность личного уникального, творческого решения проблемы каждым учеником и сообщение  своих результатов педагогу или всем учащимся, коллективное обсуждение (защиту или представление) личных результатов деятельности учеников. Учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, в том числе для творческих работ.

 Одной из важнейших целей креативного урока можно считать необходимость возбуждения у учеников эмоционального отношения к заданиям, а затем, когда эмоции уже действуют, стараться оберегать их от посторонних помех и собственного вмешательства.  Что же является толчком к эмоциям? Это мотивация (удивить, преподнести сюрприз). Еще Сократ говорил: «Удивление – есть начало всякой мудрости».  Система встреч с интересными заданиями, разгадывание способов их решения – все это позволяет обеспечить интерес и продуктивность в поисковой деятельности младших школьников.

Перечислю компоненты креативного урока:

1  мотивация -  представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов – сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося, что обеспечивает его мотивацию к занятиям и развивает любознательность.

Для компенсации информационных перегрузок и с целью пробуждения поисковой активности наилучшим способом включения учеников в  работу являлся  процесс удивления или как его называют «эффект чуда».

2. Содержательная часть -  содержит программный материал учебного курса и обеспечивает формирование системного мышления и развитие творческих способностей.

3. Психологическая разгрузка - реализуется через упражнения по гармонизации развития через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию.

4. Головоломка - представляет собой систему усложняющихся заданий, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.

Головоломки обеспечивают мотивацию и включение учащихся в творческую деятельность на занятиях и развитие творческих способностей, пространственного воображения.

 5.  Интеллектуальная разминка представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, логического мышления и творческих способностей.

Учителя нашей школы часто содержание уроков наполняют головоломками, интеллектуальными разминками, которые позволяет обеспечить мотивацию учащихся и включить их в творческую деятельность. Интеллектуальная разминка содержит творческие задания, не требующие специальных знаний, а лишь размышлений, смекалки и принятия самостоятельных решений.  Психологическая ценность данных компонентов урока для учащихся заключается в том, что закрепляются  способы и правила умственной работы, выявляются приемы, обеспечивающие повышенную продуктивность мышления.

6. Компьютерная интеллектуальная поддержка обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных задач, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.

7.Рефлексия -  обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока и собственной деятельности.

Главная цель работы учителя с детьми при развитии креативности – научить их мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывать для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая рождает вкус к творчеству, делает его привлекательным для всех. Главное – вера в ребенка, уважение к нему, как к личности, стремление помочь ему в достижении успеха.

Детское творчество неисчерпаемо. В нем присутствует порыв к добру и красоте, а еще чувство тайны, которую очень хочется разгадать. Успех в творчестве всегда достигается на основе увлеченности.  Любое творчество стимулирует нестандартное мышление ребенка.

«Главное в педагогике не дать угаснуть Божьему дару, не дать помешать расцвести «таинственному цветку поэзии»  в душе ребенка»

                                                                                                            Л.Н.Толстой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыкальной сказки на развитие социальных качеств личности ребенка

Необходимой предпосылкой в решении жизненных проблем является наличие определенных моральных качеств, свидетельствующих об отношении личности к обществу (коллективизм, патриотизм) труду и его результа...

Эссе "Моя педагогическая философия". Влияние социального педагога на формирование миротворческого сознания ребёнка

Влияние социального педагога на формирование миротворческого сознания ребёнка...

Отчётное выступление по теме "Влияние внеклассной работы  на развитие социальных качеств личности"

Работа содержит презентацию- отчёт по результатам проведённой внеклассной работы, наблюдения за влиянием внеклассной работы на социальное развитие детей....

Мастер – класс по повышению профессиональной компетентности педагогов в формировании устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором  формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.Основные научн...

Влияние позиции педагога в формировании активной познавательной деятельности школьника

Существует семь педагогических позиций,каждая из которых может проявляться в чистом виде,но могут быть комбинации и из разных позиций....

Доклад по теме "Роль личности педагога в формировании духовно — нравственных ценностей учащихся"

Доклад по теме "Роль личности педагога в формировании духовно — нравственных ценностей   учащихся"...

Влияние педагога на формирование личности ребёнка.

В данной статье говорится о роли педагога в формировании личности ребёнка....