Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"
рабочая программа (2 класс)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» (далее – Программа) нацелена на формирование у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_kraeved_1.docx68.04 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА № 4»

Принята на заседании

методического совета

«30» апреля 2022г.

Протокол №4

Утверждаю:

Директор __________Л.И. Степкина

         Приказ №504 от «30» августа 2022г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-гуманитарной направленности

«Юный краевед»

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Срок реализации: 9 месяцев

Автор-составитель:

Л. А. Максимова,

педагог дополнительного образования

г.Нефтеюганск, 2022г.

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» (далее – Программа) нацелена на формирование у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.

Нормативно-правовое обеспечение

Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р, приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года), Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р), Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», с Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре; приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12.08.2022 №10-П-1692 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 4.08.2022 года №1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре».

Требования к квалификации педагога дополнительного образования

        Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.

Уровень программы 

         Общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые способствуют становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города  через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем, что соответствует базовому уровню.

Направленность программы

«Юный краевед» – общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности.

Актуальность программы 

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо   осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Для успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (1-4 классы), призвана помочь увязать краеведческие знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (2014) обращает внимание на важное значение системы дополнительного образования: «В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности». Программа «Юный краевед» позволяет решить поставленные задачи посредством создания оптимальных условий для становления личности младшего школьника.

Новизна программы

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный журналист» заключается в компетентностно-деятельностном подходе обучения и воспитания младших школьников, который базируется на деятельностно-модульной модели образования. Программа направлена на интеграцию природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников Программа основывается на принципе взаимосвязи и органического единства общения с деятельностью, основном принципе социальной психологии, что позволяет строить занятия на сочетании теоретического материала и отработки его в различного рода упражнениях и заданиях в игровой форме. Это позволяет не только повысить мотивацию обучения, но и закрепить полученные знания в практической форме.

 

Цель программы:

создание оптимальных психолого-педагогических условий для формирования культурной, творческой, социально-активной личности средствами личностно-ориентированной, краеведческой деятельности

Задачи программы

Предметные

  1. Формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое и историческое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края;
  2. Формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации;
  3. Развивать критическое мышление;
  4. Развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;
  5. Прививать культуру общения;
  6. Способствовать формированию функциональной грамотности.

Личностные

  1. Формировать основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  2. Формировать культуру самопознания (расширение знаний учащихся о себе, своих потенциальных возможностях и способностях), саморазвития (развитие аналитического и критического мышления: желание работать над собой, видеть свои сильные и слабые стороны, определение для себя жизненных целей и ориентиров) и самовоспитания (развитие рефлексивной культуры: анализ своих возможностей, самооценка);
  3. Развивать социально значимые качества личности, необходимые для вхождения младшего школьника в социум;
  4. Развивать лидерские качества, инициативность и целеустремлённость, чувство собственного достоинства;
  5. Повысить творческую и познавательную активность младших школьников;

Метапредметные

  1. Способствовать формированию умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  2. Способствовать формированию социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности
  3. Формировать умение выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с общепринятыми нормами поведения в обществе
  4. Формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Адресат программы

Возраст детей, приступающих к освоению общеразвивающей программы «Юный журналист», составляет 7-11 лет.

Младший школьный возраст - формирующаяся личность от 6-7 до 10-11 лет, характеризуемая повышенной впечатлительностью, внушаемостью, произвольностью, внутренним планом действия, самоконтролем и рефлексией.

Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. Учение для младшего школьника — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.

В младшем школьном, возрасте учебная деятельность становится ведущей. Предметом учебной деятельности впервые становится сам ученик, он меняется в процессе деятельности или его «я», интенсивно формируется личность ребенка через расширение социальных связей со сверстниками, взрослыми в школе и вне ее. Отношение к окружающему миру напрямую зависит от психологической ситуации вокруг ребенка (наблюдается полная социальная адаптация или дезадаптация, школьная успеваемость или неуспеваемость, отношение родителей к успехам и неудачам ребенка, взаимоотношения с учителем и т.д.)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» учитывает особенности данного возраста и нацелена на успешную социализацию учащихся и развитие их творческого потенциала.

Условия реализации программы

Для реализации программы формируется группа от 7 до 30 человек. Возраст 7-11 лет.

Форма обучения – очная. Возможно применение дистанционных технологий при проведении теоретических занятий.

Программа «Юный краевед» носит личностно-деятельностный характер.

Организация и проведение образовательного процесса по программе предполагает использование различных форм обучения и воспитания:

теоретические занятия: академическая лекция, беседа, дискуссия, критический анализ изданий, интеллектуальна игра и др.;

практические занятия: выход на природу, посещение мероприятий, творческие встречи, психологический тренинг, проектная деятельность, самостоятельная работа и т.д.;

исследовательская деятельность (сбор материала и фактов; изучение специальной литературы, информационные доклады и др.);

групповая работа (чтение и анализ краеведческих материалов,  поиск информации в Интернете);

индивидуальная работа.

Большое место в образовательном процессе занимает самообразование, исследовательская и творческая деятельность юных краеведов. Они свободны в выборе темы, формы подачи материала, в своих рассуждениях, выводах.

Участие в научных и творческих конкурсах помогает понять всю ценность проделанной работы, формирует творческую самооценку учащихся.

Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста, а также осознавая значимость системно-деятельностного подхода в воспитательном процессе, в основе механизма реализации программы – КТД «Югорский хоровод  дружбы», как универсальное педагогическое средство. КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью; каждый младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность.  Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Учет достижений ребенка на  промежуточных и итоговых  этапах (фестивалях, праздниках, конкурсах, ритуалах награждения с использованием атрибутики и символики КТД и др.) – создает  условия для самореализации и развития личности ребенка. Являясь развлечением, отдыхом, КТД перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.

Структура данного  КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества. По мере  продвижения предусмотрена система поощрения ее участников – как ступени личностного роста: новичок-краевед (стартовое звание)  краевед-любитель  краевед-специалист  краевед-мастер. Продвижение от ступени к ступени индивидуально для каждого ребенка: за активное участие, за работу в творческих объединениях и мастерских  он получает стимулирующие жетоны «Югорки». 10 «Югорок» - 1-я ступень роста (любитель), 20 «Югорок» - 2-я ступень роста (специалист), 30 «Югорок» - 3-я ступень роста (мастер).

Сроки реализации программы

срок реализации программы 9 месяцев (34 часа).

Режим занятий

занятия походят 1 раз в неделю по 1 академическому часу

Формы занятий

Формы организации образовательной деятельности: групповые – для всей группы, при изучении общих и теоретических вопросов, индивидуально-групповые на практических занятиях. Состав группы от 07 до 30 человек.

Планируемые результаты 

Результатом освоения общеразвивающей программы «Юный краевед» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

Личностные результаты:

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

  • понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
  • находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
  • проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством педагога;
  • моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. );

 Предметные результаты: 

  • Младшие школьники научатся использовать различные источники краеведческой информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации и практико-ориентированных задач;
  • анализировать, обобщать и интерпретировать краеведческую информацию;
  • составлять описание краеведческих объектов, процессов и явлений с использованием с использование разных источников краеведческой информации;
  • различать изученные краеведческие объекты и явления, сравнивать их на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах ХМАО
  • использовать знания и умения в повседневной жизни для сохранения и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
  • создавать письменные тексты и устные сообщения о явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

- метапредметные:

  • формирование умения эффективно взаимодействовать в коллективе по принятию коллегиальных решений;
  • овладение навыками свободного владения речью (умение удерживать инициативу общения, гибко менять свое речевое поведение в зависимости от изменения ситуации общения);
  • применение на практике основных правил этикета во всех сферах

Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности

Оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством входного, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.

Входной контроль определяет готовность обучающихся к обучению по конкретной программе и проводится в форме анкетирования.

Текущий контроль выявляет степень сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранном ими виде деятельности. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов в форме тестирования.

Промежуточная аттестация качества определяет уровень усвоения обучающимися учебного материала по итогам отдельной части модуля/программы и проводится в форме конференции.

Итоговая аттестация определяет уровень достижений обучающихся по завершению освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня развития детей и проводится по завершению всего объёма дополнительной общеобразовательной программы в форме защиты проекта.

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

- высокий - программный материал усвоен обучающимися детьми полностью, воспитанник имеет высокие достижения;

- средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;

- ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.

Оценка качества освоения программы производится при помощи:

тестирования (теория);

зачета творческой работы;

ежемесячного рейтинга лучших публикаций;

педагогических наблюдений;

карты самооценки.

Учебный план

N п/п

Название раздела

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Что изучает краеведение

2

1

1

Анкетирование

тестирование,

тестирование

тестирование

конференция по защите исследовательских проектов

деловая игра

тематический кроссворд

групповая оценка работ

2

Россия – Родина моя

2

1

1

3

Мой край на глобусе и карте

8

3

5

4

Природа нашего края

10

4

6

5

Я и моя семья

4

2

2

6

История нашего края

5

2

3

7

Подготовка и защита проектов

3

1

2

Итого часов:

34

14

20

Календарный учебный график

N п/п

Число/ Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

I. Что изучает краеведение

1.1

5.09.22

10:20-11:00

групповая

1

Что изучает краеведение

Уч. кабинет

1.2

12.09.22

10:20-11:00

групповая

1

Что изучает краеведение

Уч. кабинет

Анкетирование

II. Россия – Родина моя

2.1

19.09.22

10:20-11:00

групповая

1

Россия - наша Родина

Уч. кабинет

2.2

26.09.22

10:20-11:00

групповая

1

Символы государства (герб, флаг, гимн).  

Знакомство с символом России – берёзой.

Уч. кабинет

Тематический кроссворд

III. Мой край на глобусе и карте

3.1

03.09.22

10:20-11:00

групповая

1

Мой край на глобусе и карте

Шк. музей

3.2

10.09.22

10:20-11:00

праздник

1

Праздник «Югорские осенины»

Актовый зал

3.3

17.09.22

10:20-11:00

групповая

1

Территория и географическое положение ХМАО -Югры

Уч. кабинет

Деловая игра

3.4

24.09.22

10:20-11:00

групповая

1

Знакомство с картой района, границы, история образования.

Уч. кабинет

Практикум

3.5

07.11.22

10:20-11:00

групповая

1

Знакомство с картой района, границы, история образования.

Уч. кабинет

Групповая оценка работ

3.6

14.11.22

10:20-11:00

экскурсия

1

Экскурсия в городской историко - краеведческий музей.

Музей

3.7

21.11.22

10:20-11:00

Игра- путешествие

1

Путешествие по карте

Уч. кабинет

3.8

28.11.22

10:20-11:00

групповая

1

Мой край Югра

Уч. кабинет

Защита мини-проектов

IV. Природа нашего края

4.1

05.12.22

10:20-11:00

групповая

1

Подземные кладовые нашего края

Уч. Кабинет

4.2

12.12.22

10:20-11:00

групповая

1

Нефть- богатство Югры

Уч. Кабинет

Анкетирование

4.3

19.12.22

10:20-11:00

экскурсия

1

Экскурсия в музейный краеведческий комплекс

«Край на перекрестке континентов и судеб»

Уч. Кабинет

4.4

26.12.22

10:20-11:00

групповая

1

Растения родного края

Уч. Кабинет

Практикум

4.5

09.01.23

10:20-11:00

групповая

1

Священные деревья

Уч. Кабинет

4.6

16.01.23

10:20-11:00

групповая

1

Животные родного края.

Уч. Кабинет

Тематические кроссворды

4.7

23.01.23

10:20-11:00

групповая

1

Священные животные

Уч. Кабинет

4.8

30.01.23

10:20-11:00

групповая

1

Природа родного края. Жизнь птиц зимой

Уч. Кабинет

Групповая оценка работ

4.9

06.02.23

10:20-11:00

групповая

1

У природы нет плохой погоды.

Уч. Кабинет

Практикум

4.10

13.02.23

10:20-11:00

групповая

1

Защита творческих работ « Природа нашего края»

Уч. Кабинет

Защита мини - проектов

V. Я и моя семья

5.1

20.03.23

10:20-11:00

групповая

1

Я и моя семья

Уч. кабинет

5.1

27.02.23

10:20-11:00

групповая

1

Семейные традиции

Уч. кабинет

5.3

6.03.23

10:20-11:00

групповая

1

Старые фотографии рассказали

Уч. Кабинет

Групповая оценка работ

5.4

13.03.23

10:20-11:00

экскурсия

1

Экскурсия в центр национальных культур. Семейные традиции и праздники

Центр национальных культур

5.5

20.03.23

10:20-11:00

Аукцион знаний

1

Защита творческих работ « Я и моя семья»

Актовый зал

Защита мини - проектов

VI. История нашего края

6.1

3.04.23

10:20-11:00

групповая

1

Богатство наше – наши люди

Актовый зал

6.2

10.04.23

10:20-11:00

групповая

1

Уроки истории нашей

Уч. кабинет

6.3

17.04.23

10:20-11:00

Парная

1

Уроки истории нашей

Уч. кабинет

6.4

24.04.23

10:20-11:00

экскурсия

1

Виртуальная экскурсия в прошлое

Актовый зал

Групповая оценка работ

6.5

8.05.23

10:20-11:00

парная

1

Знаменательные даты

Шк. музей

Тестирование

VII. Подготовка и защита проектов

7.1

15.05.23

10:20-11:00

групповая

1

Оформление результатов исследовательской работы

Уч. кабинет

7.2

22.05.23

10:20-11:00

групповая

1

Оформление результатов исследовательской работы Публичная защита проектов

Уч. кабинет

Содержание

Раздел 1. Что изучает краеведение

Тема 1. Что изучает краеведение

Теория: Знакомство детей с содержанием программы, с предметом изучения. Техника безопасности работы с инструментами, правилами поведения на занятиях. Правила поведения во время поездок по городу. Знакомство с детьми, их интересами.

Практика: Игры на знакомство («Имя в движении», «Извините, обознался…», «Вам письмо»). Практическая работа на выявление уровня начальной подготовки учащихся: проведение анкетирования «Мои увлечения» и викторины «Что ты знаешь о родном крае».

Тема 2. Что изучает краеведение

Теория: Что изучает краеведение. Какое бывает краеведение (географическое, историческое, экономическое, этнографическое и т.д.).. Вклад выдающихся ученых в исследования края.

Практика: Загадки, пословицы о Родине, составление кроссворда

Раздел 1. Россия – Родина моя

Тема 3. Россия - наша Родина

Теория: Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди называют своей Родиной. Понятие Родина, малая родина, родной край, район, область.

Практика: Выставка рисунков «Моя Родина»

Тема 4. Символы государства (герб, флаг, гимн).  Знакомство с символом России – берёзой.

Теория: Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза.

Практика: Раскрашивание флага. Рисование дерева.

Раздел 3 Мой край на глобусе и карте

Тема 5.  Мой край на глобусе и карте

Теория: Понятие область, регион. Территория и географическое положение ХМАО-Югры.

Практика: Видеопрезентация «Мой край на глобусе и карте».

Тема 6. Праздник «Югорские осенины»

Теория: Творчество поэтов и писателей ХМАО -Югры

Практика: Выставка рисунков

Тема 7. Территория и географическое положение ХМАО -Югры

Теория: Знакомство с картой, границы, история образования. Символика области.

Практика: Творческая работа «Загадочный мир названий».

Тема 8. Знакомство с картой района, границы, история образования.

Теория: Города ХМАО, реки ХМАО, легенды

Практика: Работа с географической картой ХМАО

Тема 9. Знакомство с картой района, границы, история образования.

Теория: Города ХМАО, реки ХМАО, легенды

Практика: Творческая работа. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Тема 10. Экскурсия в городской историко - краеведческий музей.

Тема 11. Путешествие по карте

Теория: Города ХМАО, реки ХМАО

Практика: Игра по станциям «Мой край на глобусе и карте»

Тема 10. Мой край Югра

Теория: Знакомство с национальным составом населения нашего села, их обычаями, традициями, праздниками, национальными блюдами

Практика: Составление кроссворда

Раздел 4. Природа нашего края

Тема 11. Подземные кладовые нашего края

Теория: Полезные ископаемые нашего края

Практика: Работа с книгами, справочными данными. Просмотр презентации.

Тема 12. Нефть- богатство Югры

Теория: Использование нефти, нефтяное месторождение, профессии, связанные с добычей нефти

Практика: виртуальная экскурсия на нефтяное месторождение.

Тема 13. Экскурсия в музейный краеведческий комплекс «Край на перекрестке континентов и судеб»

Тема 14. Растения родного края

Теория: Растительный мир ХМАО, охрана природы

Практика: Работа с гербарием

Тема 15. Священные деревья

Теория: Береза, кедр -священные деревья, легенды о деревьях

Практика: Виртуальная экскурсия в заповедники Югры

Тема 16. Животные родного края

Теория: Животный мир ХМАО- Югры, охрана природы

Практика: Работа с книгами, справочными данными. Просмотр презентации.

Тема 17. Священные животные

Теория: медведь- хозяин тайги, фольклорный праздник «Медвежий праздник»

Практика: выставка рисунков

Тема 18. Природа родного края. Жизнь птиц зимой

Теория: Птицы -наши друзья, помощь птицам

Практика: Изготовление кормушек

Тема 19. У природы нет плохой погоды

Теория: Пословицы и поговорки народов ХМАО

Практика: Работа с книгами, справочными данными. Просмотр презентации.

Тема 20. Защита творческих работ «Природа нашего края»

Практика: Защита творческих работ

Раздел 5. Я и моя семья

Тема 21. Я и моя семья

Теория: Что такое семья, члены семьи, труд и отдых в семье.

Практика: Устный журнал «Нам есть чем гордиться» (презентация «Вклад моей семьи в развитие любимого города»)

Тема 22. Семейные традиции

Теория: Семейные традиции, семейные обязанности.

Практика: Мастер- класс «Семейное увлечение»

Тема 23. Старые фотографии рассказали

Практика: Презентация семейных альбомов

Тема 24. Экскурсия в центр национальных культур. Семейные традиции и праздники

Тема 25. Защита творческих работ «Я и моя семья»

Раздел 6. История нашего края

Тема 26. Богатство наше – наши люди

Теория: Знаменитые люди Югры, калейдоскоп профессий

Практика: Пословицы о труде, профессии родителей

Тема 27. Уроки истории нашей

Теория: Югра в далеком прошлом

Практика: выставка рисунков

Тема 28. Уроки истории нашей

Теория: Югра в года ВОВ

Практика: Устный журнал «Нам есть чем гордиться»

Тема 29. Виртуальная экскурсия в прошлое

Тема 30. Знаменательные даты

Теория: День рождения округа,  знаменательные даты в жизни округа

Практика: Работа с книгами, справочными данными. Просмотр презентации

Раздел 7. Подготовка и защита проектов

Теория: Подведение итогов деятельности творческого объединения «Юный краевед».

Практика: Награждение учащихся за активное участие в жизни творческого объединения.

Методическое обеспечение

        Для реализации программы используются следующие технологии:

Технология личностно-ориентированного обучения - максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Технология проектного обучения предполагает работу индивидуальную, групповую над газетой и ее защита.

Здоровьесберегающие технологии - создающие максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, личностного и физического здоровья обучающихся

Методы и приемы

словесные: рассказ, беседа, объяснение;

наглядные: иллюстрации, демонстрации; наблюдение;

аудио-   и   визуальные   (сочетание   словесных   и   наглядных методов);

практические:

упражнения;

метод игры;

методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха.

Дидактическое  обеспечение

  • наглядно-дидактические пособия;
  • карточки-задания и другой раздаточный материал, необходимый для выполнения практических работ и проведения практических занятий;
  • перечень видео и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокасет, аудиокасет).

Техническое обеспечение

 Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: компьютер и компьютерное обеспечение для верстки текста, диктофон, принтер, сканер, проектор, колонки.

Список литературы

Основная литература

 Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. «СВ – 96», Екатеринбург, 2001.

 Грасмик А.Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области.  Ханты – Мансийск, 1993

Орлова Т.К., Демус Л.Г. Рабочая тетрадь по краеведению «Мы – дети природы». ГУИПП «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2003

Северное многоборье: Учебно – методическое пособие. Сост. Н.И. Синявский, В.В. Власов, О.А. Фынтыне.  РИО СурГПИ, Сургут, 2002.

9. Тарханов А. С. «Чудеса». «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1981.

10. Финно – угорский мир в куклах и игрушках А.М. Тахтуевой», фотоальбом . Изд – во «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2006 г.

11. «Югра в творчестве художников». 1993.

Дополнительная литература

Вагатова М., Тарханов А. Ханты – мансийские сказки. «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1977.

Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А.В. Кенеман. «Просвещение», Москва, 1989.

Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера: Учебно – методическое пособие/ Сост. Н.И. Синявский, В.В. Власов, О.А. Фынтыне.  РИО СурГПИ, Сургут  2002.

Огонь – камень. Сказки народов Тюменского Севера. «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1981.

Дополнительная литература для детей

Вагатова М., Тарханов А. Ханты – мансийские сказки. «Средне – Уральское книжное издательство»,Свердловск,  1977.

Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения.  «СВ – 96» Екатеринбург, 2019.

Огонь – камень. Сказки народов Тюменского Севера. «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1981.

Тарханов А. С. «Чудеса».  «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1981.

«Финно – угорский мир в куклах и игрушках А.М. Тахтуевой», фотоальбом . Изд – во «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

Программа дополнительного образования "Юный краевед"

Программа по краеведению для начальной школы  "Юный краевед"....

Дополнительная образовательная программа "Школа юного краеведа"

Дополнительная образовательная программа "Школа юного краеведа"...

Рабочая программа дополнительного образования "Юный краевед"

Программа детского клуба  «Юный краевед» изучается  в 1-4 классах четырёхлетней начальной школы в рамках  внеурочной деятельности.  Программа имеет краеведческую, туристическую,...

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Юный краевед»

.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Юный краевед»...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня предназначена для  первичного ознакомления...