Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"
рабочая программа (2 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» (далее – Программа) нацелена на формирование у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА № 4»
Принята на заседании методического совета «30» апреля 2022г. Протокол №4 | Утверждаю: Директор __________Л.И. Степкина Приказ №504 от «30» августа 2022г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«Юный краевед»
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Автор-составитель:
Л. А. Максимова,
педагог дополнительного образования
г.Нефтеюганск, 2022г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» (далее – Программа) нацелена на формирование у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.
Нормативно-правовое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022г. №678-р, приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года), Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р), Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», с Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре; приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12.08.2022 №10-П-1692 «О внесении изменений в приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 4.08.2022 года №1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре».
Требования к квалификации педагога дополнительного образования
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.
Уровень программы
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые способствуют становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем, что соответствует базовому уровню.
Направленность программы
«Юный краевед» – общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности.
Актуальность программы
Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Для успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» выполняет познавательную, развивающую, практико-ориентирующую и развлекательную функции, отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (1-4 классы), призвана помочь увязать краеведческие знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (2014) обращает внимание на важное значение системы дополнительного образования: «В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. Становясь членами высоко мотивированных детско-взрослых образовательных сообществ, дети и подростки получают широкий социальный опыт конструктивного взаимодействия и продуктивной деятельности». Программа «Юный краевед» позволяет решить поставленные задачи посредством создания оптимальных условий для становления личности младшего школьника.
Новизна программы
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный журналист» заключается в компетентностно-деятельностном подходе обучения и воспитания младших школьников, который базируется на деятельностно-модульной модели образования. Программа направлена на интеграцию природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников Программа основывается на принципе взаимосвязи и органического единства общения с деятельностью, основном принципе социальной психологии, что позволяет строить занятия на сочетании теоретического материала и отработки его в различного рода упражнениях и заданиях в игровой форме. Это позволяет не только повысить мотивацию обучения, но и закрепить полученные знания в практической форме.
Цель программы:
создание оптимальных психолого-педагогических условий для формирования культурной, творческой, социально-активной личности средствами личностно-ориентированной, краеведческой деятельности
Задачи программы
Предметные
- Формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое и историческое прошлое своего родного края, интереса к культуре родного края;
- Формирование умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации;
- Развивать критическое мышление;
- Развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;
- Прививать культуру общения;
- Способствовать формированию функциональной грамотности.
Личностные
- Формировать основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- Формировать культуру самопознания (расширение знаний учащихся о себе, своих потенциальных возможностях и способностях), саморазвития (развитие аналитического и критического мышления: желание работать над собой, видеть свои сильные и слабые стороны, определение для себя жизненных целей и ориентиров) и самовоспитания (развитие рефлексивной культуры: анализ своих возможностей, самооценка);
- Развивать социально значимые качества личности, необходимые для вхождения младшего школьника в социум;
- Развивать лидерские качества, инициативность и целеустремлённость, чувство собственного достоинства;
- Повысить творческую и познавательную активность младших школьников;
Метапредметные
- Способствовать формированию умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- Способствовать формированию социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности
- Формировать умение выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с общепринятыми нормами поведения в обществе
- Формировать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Адресат программы
Возраст детей, приступающих к освоению общеразвивающей программы «Юный журналист», составляет 7-11 лет.
Младший школьный возраст - формирующаяся личность от 6-7 до 10-11 лет, характеризуемая повышенной впечатлительностью, внушаемостью, произвольностью, внутренним планом действия, самоконтролем и рефлексией.
Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. Учение для младшего школьника — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.
При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания. Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осознавать отношения между ним и окружающими, разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования личности.
В младшем школьном, возрасте учебная деятельность становится ведущей. Предметом учебной деятельности впервые становится сам ученик, он меняется в процессе деятельности или его «я», интенсивно формируется личность ребенка через расширение социальных связей со сверстниками, взрослыми в школе и вне ее. Отношение к окружающему миру напрямую зависит от психологической ситуации вокруг ребенка (наблюдается полная социальная адаптация или дезадаптация, школьная успеваемость или неуспеваемость, отношение родителей к успехам и неудачам ребенка, взаимоотношения с учителем и т.д.)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» учитывает особенности данного возраста и нацелена на успешную социализацию учащихся и развитие их творческого потенциала.
Условия реализации программы
Для реализации программы формируется группа от 7 до 30 человек. Возраст 7-11 лет.
Форма обучения – очная. Возможно применение дистанционных технологий при проведении теоретических занятий.
Программа «Юный краевед» носит личностно-деятельностный характер.
Организация и проведение образовательного процесса по программе предполагает использование различных форм обучения и воспитания:
теоретические занятия: академическая лекция, беседа, дискуссия, критический анализ изданий, интеллектуальна игра и др.;
практические занятия: выход на природу, посещение мероприятий, творческие встречи, психологический тренинг, проектная деятельность, самостоятельная работа и т.д.;
исследовательская деятельность (сбор материала и фактов; изучение специальной литературы, информационные доклады и др.);
групповая работа (чтение и анализ краеведческих материалов, поиск информации в Интернете);
индивидуальная работа.
Большое место в образовательном процессе занимает самообразование, исследовательская и творческая деятельность юных краеведов. Они свободны в выборе темы, формы подачи материала, в своих рассуждениях, выводах.
Участие в научных и творческих конкурсах помогает понять всю ценность проделанной работы, формирует творческую самооценку учащихся.
Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста, а также осознавая значимость системно-деятельностного подхода в воспитательном процессе, в основе механизма реализации программы – КТД «Югорский хоровод дружбы», как универсальное педагогическое средство. КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью; каждый младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность. Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Учет достижений ребенка на промежуточных и итоговых этапах (фестивалях, праздниках, конкурсах, ритуалах награждения с использованием атрибутики и символики КТД и др.) – создает условия для самореализации и развития личности ребенка. Являясь развлечением, отдыхом, КТД перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.
Структура данного КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества. По мере продвижения предусмотрена система поощрения ее участников – как ступени личностного роста: новичок-краевед (стартовое звание) → краевед-любитель → краевед-специалист → краевед-мастер. Продвижение от ступени к ступени индивидуально для каждого ребенка: за активное участие, за работу в творческих объединениях и мастерских он получает стимулирующие жетоны «Югорки». 10 «Югорок» - 1-я ступень роста (любитель), 20 «Югорок» - 2-я ступень роста (специалист), 30 «Югорок» - 3-я ступень роста (мастер).
Сроки реализации программы
срок реализации программы 9 месяцев (34 часа).
Режим занятий
занятия походят 1 раз в неделю по 1 академическому часу
Формы занятий
Формы организации образовательной деятельности: групповые – для всей группы, при изучении общих и теоретических вопросов, индивидуально-групповые на практических занятиях. Состав группы от 07 до 30 человек.
Планируемые результаты
Результатом освоения общеразвивающей программы «Юный краевед» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
Личностные результаты:
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
- понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
- проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством педагога;
- моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. );
Предметные результаты:
- Младшие школьники научатся использовать различные источники краеведческой информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать краеведческую информацию;
- составлять описание краеведческих объектов, процессов и явлений с использованием с использование разных источников краеведческой информации;
- различать изученные краеведческие объекты и явления, сравнивать их на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах ХМАО
- использовать знания и умения в повседневной жизни для сохранения и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
- метапредметные:
- формирование умения эффективно взаимодействовать в коллективе по принятию коллегиальных решений;
- овладение навыками свободного владения речью (умение удерживать инициативу общения, гибко менять свое речевое поведение в зависимости от изменения ситуации общения);
- применение на практике основных правил этикета во всех сферах
Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности
Оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством входного, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
Входной контроль определяет готовность обучающихся к обучению по конкретной программе и проводится в форме анкетирования.
Текущий контроль выявляет степень сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранном ими виде деятельности. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов в форме тестирования.
Промежуточная аттестация качества определяет уровень усвоения обучающимися учебного материала по итогам отдельной части модуля/программы и проводится в форме конференции.
Итоговая аттестация определяет уровень достижений обучающихся по завершению освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня развития детей и проводится по завершению всего объёма дополнительной общеобразовательной программы в форме защиты проекта.
По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:
- высокий - программный материал усвоен обучающимися детьми полностью, воспитанник имеет высокие достижения;
- средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;
- ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.
Оценка качества освоения программы производится при помощи:
тестирования (теория);
зачета творческой работы;
ежемесячного рейтинга лучших публикаций;
педагогических наблюдений;
карты самооценки.
Учебный план
N п/п | Название раздела | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Что изучает краеведение | 2 | 1 | 1 | Анкетирование тестирование, тестирование тестирование конференция по защите исследовательских проектов деловая игра тематический кроссворд групповая оценка работ |
2 | Россия – Родина моя | 2 | 1 | 1 | |
3 | Мой край на глобусе и карте | 8 | 3 | 5 | |
4 | Природа нашего края | 10 | 4 | 6 | |
5 | Я и моя семья | 4 | 2 | 2 | |
6 | История нашего края | 5 | 2 | 3 | |
7 | Подготовка и защита проектов | 3 | 1 | 2 | |
Итого часов: | 34 | 14 | 20 |
Календарный учебный график
N п/п | Число/ Месяц | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
I. Что изучает краеведение | |||||||
1.1 | 5.09.22 | 10:20-11:00 | групповая | 1 | Что изучает краеведение | Уч. кабинет | |
1.2 | 12.09.22 | 10:20-11:00 | групповая | 1 | Что изучает краеведение | Уч. кабинет | Анкетирование |
II. Россия – Родина моя | |||||||
2.1 | 19.09.22 | 10:20-11:00 | групповая | 1 | Россия - наша Родина | Уч. кабинет | |
2.2 | 26.09.22 | 10:20-11:00 | групповая | 1 | Символы государства (герб, флаг, гимн). Знакомство с символом России – берёзой. | Уч. кабинет | Тематический кроссворд |
III. Мой край на глобусе и карте | |||||||
3.1 | 03.09.22 | 10:20-11:00 | групповая | 1 | Мой край на глобусе и карте | Шк. музей | |
3.2 | 10.09.22 | 10:20-11:00 | праздник | 1 | Праздник «Югорские осенины» | Актовый зал | |
3.3 | 17.09.22 | 10:20-11:00 | групповая | 1 | Территория и географическое положение ХМАО -Югры | Уч. кабинет | Деловая игра |
3.4 | 24.09.22 | 10:20-11:00 | групповая | 1 | Знакомство с картой района, границы, история образования. | Уч. кабинет | Практикум |
3.5 | 07.11.22 | 10:20-11:00 | групповая | 1 | Знакомство с картой района, границы, история образования. | Уч. кабинет | Групповая оценка работ |
3.6 | 14.11.22 | 10:20-11:00 | экскурсия | 1 | Экскурсия в городской историко - краеведческий музей. | Музей | |
3.7 | 21.11.22 | 10:20-11:00 | Игра- путешествие | 1 | Путешествие по карте | Уч. кабинет | |
3.8 | 28.11.22 | 10:20-11:00 | групповая | 1 | Мой край Югра | Уч. кабинет | Защита мини-проектов |
IV. Природа нашего края | |||||||
4.1 | 05.12.22 | 10:20-11:00 | групповая | 1 | Подземные кладовые нашего края | Уч. Кабинет | |
4.2 | 12.12.22 | 10:20-11:00 | групповая | 1 | Нефть- богатство Югры | Уч. Кабинет | Анкетирование |
4.3 | 19.12.22 | 10:20-11:00 | экскурсия | 1 | Экскурсия в музейный краеведческий комплекс «Край на перекрестке континентов и судеб» | Уч. Кабинет | |
4.4 | 26.12.22 | 10:20-11:00 | групповая | 1 | Растения родного края | Уч. Кабинет | Практикум |
4.5 | 09.01.23 | 10:20-11:00 | групповая | 1 | Священные деревья | Уч. Кабинет | |
4.6 | 16.01.23 | 10:20-11:00 | групповая | 1 | Животные родного края. | Уч. Кабинет | Тематические кроссворды |
4.7 | 23.01.23 | 10:20-11:00 | групповая | 1 | Священные животные | Уч. Кабинет | |
4.8 | 30.01.23 | 10:20-11:00 | групповая | 1 | Природа родного края. Жизнь птиц зимой | Уч. Кабинет | Групповая оценка работ |
4.9 | 06.02.23 | 10:20-11:00 | групповая | 1 | У природы нет плохой погоды. | Уч. Кабинет | Практикум |
4.10 | 13.02.23 | 10:20-11:00 | групповая | 1 | Защита творческих работ « Природа нашего края» | Уч. Кабинет | Защита мини - проектов |
V. Я и моя семья | |||||||
5.1 | 20.03.23 | 10:20-11:00 | групповая | 1 | Я и моя семья | Уч. кабинет | |
5.1 | 27.02.23 | 10:20-11:00 | групповая | 1 | Семейные традиции | Уч. кабинет | |
5.3 | 6.03.23 | 10:20-11:00 | групповая | 1 | Старые фотографии рассказали | Уч. Кабинет | Групповая оценка работ |
5.4 | 13.03.23 | 10:20-11:00 | экскурсия | 1 | Экскурсия в центр национальных культур. Семейные традиции и праздники | Центр национальных культур | |
5.5 | 20.03.23 | 10:20-11:00 | Аукцион знаний | 1 | Защита творческих работ « Я и моя семья» | Актовый зал | Защита мини - проектов |
VI. История нашего края | |||||||
6.1 | 3.04.23 | 10:20-11:00 | групповая | 1 | Богатство наше – наши люди | Актовый зал | |
6.2 | 10.04.23 | 10:20-11:00 | групповая | 1 | Уроки истории нашей | Уч. кабинет | |
6.3 | 17.04.23 | 10:20-11:00 | Парная | 1 | Уроки истории нашей | Уч. кабинет | |
6.4 | 24.04.23 | 10:20-11:00 | экскурсия | 1 | Виртуальная экскурсия в прошлое | Актовый зал | Групповая оценка работ |
6.5 | 8.05.23 | 10:20-11:00 | парная | 1 | Знаменательные даты | Шк. музей | Тестирование |
VII. Подготовка и защита проектов | |||||||
7.1 | 15.05.23 | 10:20-11:00 | групповая | 1 | Оформление результатов исследовательской работы | Уч. кабинет | |
7.2 | 22.05.23 | 10:20-11:00 | групповая | 1 | Оформление результатов исследовательской работы Публичная защита проектов | Уч. кабинет |
Содержание
Раздел 1. Что изучает краеведение
Тема 1. Что изучает краеведение
Теория: Знакомство детей с содержанием программы, с предметом изучения. Техника безопасности работы с инструментами, правилами поведения на занятиях. Правила поведения во время поездок по городу. Знакомство с детьми, их интересами.
Практика: Игры на знакомство («Имя в движении», «Извините, обознался…», «Вам письмо»). Практическая работа на выявление уровня начальной подготовки учащихся: проведение анкетирования «Мои увлечения» и викторины «Что ты знаешь о родном крае».
Тема 2. Что изучает краеведение
Теория: Что изучает краеведение. Какое бывает краеведение (географическое, историческое, экономическое, этнографическое и т.д.).. Вклад выдающихся ученых в исследования края.
Практика: Загадки, пословицы о Родине, составление кроссворда
Раздел 1. Россия – Родина моя
Тема 3. Россия - наша Родина
Теория: Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди называют своей Родиной. Понятие Родина, малая родина, родной край, район, область.
Практика: Выставка рисунков «Моя Родина»
Тема 4. Символы государства (герб, флаг, гимн). Знакомство с символом России – берёзой.
Теория: Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза.
Практика: Раскрашивание флага. Рисование дерева.
Раздел 3 Мой край на глобусе и карте
Тема 5. Мой край на глобусе и карте
Теория: Понятие область, регион. Территория и географическое положение ХМАО-Югры.
Практика: Видеопрезентация «Мой край на глобусе и карте».
Тема 6. Праздник «Югорские осенины»
Теория: Творчество поэтов и писателей ХМАО -Югры
Практика: Выставка рисунков
Тема 7. Территория и географическое положение ХМАО -Югры
Теория: Знакомство с картой, границы, история образования. Символика области.
Практика: Творческая работа «Загадочный мир названий».
Тема 8. Знакомство с картой района, границы, история образования.
Теория: Города ХМАО, реки ХМАО, легенды
Практика: Работа с географической картой ХМАО
Тема 9. Знакомство с картой района, границы, история образования.
Теория: Города ХМАО, реки ХМАО, легенды
Практика: Творческая работа. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 10. Экскурсия в городской историко - краеведческий музей.
Тема 11. Путешествие по карте
Теория: Города ХМАО, реки ХМАО
Практика: Игра по станциям «Мой край на глобусе и карте»
Тема 10. Мой край Югра
Теория: Знакомство с национальным составом населения нашего села, их обычаями, традициями, праздниками, национальными блюдами
Практика: Составление кроссворда
Раздел 4. Природа нашего края
Тема 11. Подземные кладовые нашего края
Теория: Полезные ископаемые нашего края
Практика: Работа с книгами, справочными данными. Просмотр презентации.
Тема 12. Нефть- богатство Югры
Теория: Использование нефти, нефтяное месторождение, профессии, связанные с добычей нефти
Практика: виртуальная экскурсия на нефтяное месторождение.
Тема 13. Экскурсия в музейный краеведческий комплекс «Край на перекрестке континентов и судеб»
Тема 14. Растения родного края
Теория: Растительный мир ХМАО, охрана природы
Практика: Работа с гербарием
Тема 15. Священные деревья
Теория: Береза, кедр -священные деревья, легенды о деревьях
Практика: Виртуальная экскурсия в заповедники Югры
Тема 16. Животные родного края
Теория: Животный мир ХМАО- Югры, охрана природы
Практика: Работа с книгами, справочными данными. Просмотр презентации.
Тема 17. Священные животные
Теория: медведь- хозяин тайги, фольклорный праздник «Медвежий праздник»
Практика: выставка рисунков
Тема 18. Природа родного края. Жизнь птиц зимой
Теория: Птицы -наши друзья, помощь птицам
Практика: Изготовление кормушек
Тема 19. У природы нет плохой погоды
Теория: Пословицы и поговорки народов ХМАО
Практика: Работа с книгами, справочными данными. Просмотр презентации.
Тема 20. Защита творческих работ «Природа нашего края»
Практика: Защита творческих работ
Раздел 5. Я и моя семья
Тема 21. Я и моя семья
Теория: Что такое семья, члены семьи, труд и отдых в семье.
Практика: Устный журнал «Нам есть чем гордиться» (презентация «Вклад моей семьи в развитие любимого города»)
Тема 22. Семейные традиции
Теория: Семейные традиции, семейные обязанности.
Практика: Мастер- класс «Семейное увлечение»
Тема 23. Старые фотографии рассказали
Практика: Презентация семейных альбомов
Тема 24. Экскурсия в центр национальных культур. Семейные традиции и праздники
Тема 25. Защита творческих работ «Я и моя семья»
Раздел 6. История нашего края
Тема 26. Богатство наше – наши люди
Теория: Знаменитые люди Югры, калейдоскоп профессий
Практика: Пословицы о труде, профессии родителей
Тема 27. Уроки истории нашей
Теория: Югра в далеком прошлом
Практика: выставка рисунков
Тема 28. Уроки истории нашей
Теория: Югра в года ВОВ
Практика: Устный журнал «Нам есть чем гордиться»
Тема 29. Виртуальная экскурсия в прошлое
Тема 30. Знаменательные даты
Теория: День рождения округа, знаменательные даты в жизни округа
Практика: Работа с книгами, справочными данными. Просмотр презентации
Раздел 7. Подготовка и защита проектов
Теория: Подведение итогов деятельности творческого объединения «Юный краевед».
Практика: Награждение учащихся за активное участие в жизни творческого объединения.
Методическое обеспечение
Для реализации программы используются следующие технологии:
Технология личностно-ориентированного обучения - максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Технология проектного обучения предполагает работу индивидуальную, групповую над газетой и ее защита.
Здоровьесберегающие технологии - создающие максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, личностного и физического здоровья обучающихся
Методы и приемы
словесные: рассказ, беседа, объяснение;
наглядные: иллюстрации, демонстрации; наблюдение;
аудио- и визуальные (сочетание словесных и наглядных методов);
практические:
упражнения;
метод игры;
методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, создание ситуации занимательности, создание ситуации успеха.
Дидактическое обеспечение
- наглядно-дидактические пособия;
- карточки-задания и другой раздаточный материал, необходимый для выполнения практических работ и проведения практических занятий;
- перечень видео и аудиопродукции (компакт-дисков, видеокасет, аудиокасет).
Техническое обеспечение
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: компьютер и компьютерное обеспечение для верстки текста, диктофон, принтер, сканер, проектор, колонки.
Список литературы
Основная литература
Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. «СВ – 96», Екатеринбург, 2001.
Грасмик А.Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области. Ханты – Мансийск, 1993
Орлова Т.К., Демус Л.Г. Рабочая тетрадь по краеведению «Мы – дети природы». ГУИПП «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2003
Северное многоборье: Учебно – методическое пособие. Сост. Н.И. Синявский, В.В. Власов, О.А. Фынтыне. РИО СурГПИ, Сургут, 2002.
9. Тарханов А. С. «Чудеса». «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1981.
10. Финно – угорский мир в куклах и игрушках А.М. Тахтуевой», фотоальбом . Изд – во «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2006 г.
11. «Югра в творчестве художников». 1993.
Дополнительная литература
Вагатова М., Тарханов А. Ханты – мансийские сказки. «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1977.
Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А.В. Кенеман. «Просвещение», Москва, 1989.
Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера: Учебно – методическое пособие/ Сост. Н.И. Синявский, В.В. Власов, О.А. Фынтыне. РИО СурГПИ, Сургут 2002.
Огонь – камень. Сказки народов Тюменского Севера. «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1981.
Дополнительная литература для детей
Вагатова М., Тарханов А. Ханты – мансийские сказки. «Средне – Уральское книжное издательство»,Свердловск, 1977.
Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. «СВ – 96» Екатеринбург, 2019.
Огонь – камень. Сказки народов Тюменского Севера. «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1981.
Тарханов А. С. «Чудеса». «Средне – Уральское книжное издательство», Свердловск, 1981.
«Финно – угорский мир в куклах и игрушках А.М. Тахтуевой», фотоальбом . Изд – во «Полиграфист», Ханты – Мансийск, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/29/picture-131620-1351537974.jpg)
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/06/picture-95484.jpg)
Программа дополнительного образования "Юный краевед"
Программа по краеведению для начальной школы "Юный краевед"....
Дополнительная образовательная программа "Школа юного краеведа"
Дополнительная образовательная программа "Школа юного краеведа"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/14/picture-872934-1484417797.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования "Юный краевед"
Программа детского клуба «Юный краевед» изучается в 1-4 классах четырёхлетней начальной школы в рамках внеурочной деятельности. Программа имеет краеведческую, туристическую,...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/25/picture-425093-1395736626.jpg)
.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Юный краевед»
.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Юный краевед»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/07/picture-563484-1428396211.jpg)
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа туристско - краеведческой направленности "Туристы - краеведы" ознакомительного уровня предназначена для первичного ознакомления...