МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «Самореализация младшего школьника в деятельностном процессе на уроках русского языка»
методическая разработка

Руденко Людмила Владимировна

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

 

«Самореализация младшего школьника в деятельностном процессе

на уроках русского языка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

«Самореализация младшего школьника в деятельностном процессе

на уроках русского языка»

Руденко Людмила Владимировна,

учитель начальных классов МБОУ Излучинская ОСШУИОП № 2

Слайд 1

Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги! Меня зовут Руденко Людмила Владимировна, учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов», преподаю в третьем классе. Часто мы слышим фразу: «Дети – наше будущее». Но задумываемся ли, от кого зависит будущее наших детей? Сегодня изменились требования и к учителю, и к ученику. Человек XXI века - это творческая личность. Он должен быть активным, динамичным, работоспособным, волевым, уверенным в себе, компетентным. Становление и развитие гражданского общества рождает острую необходимость в педагогах, обладающих высокой профессиональной компетентностью.

Ориентируясь на современные требования к процессу обучения, я часто задумываюсь о том, как построить урок так, чтобы каждый ребёнок продвинулся в развитии и смог реализовать свой потенциал. Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности, в котором на первый план выходит проблема самоопределения и саморазвития ребенка в учебном процессе.

Слайд 2

Вашему вниманию представляю педагогический опыт по теме «Самореализация младшего школьника в деятельностном процессе на уроках русского языка».

Эпиграфом к своему выступлению я взяла цитату К.Д.Ушинского: цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

Слайд 3

  Актуальность темы обусловлена несколькими аспектами:

  • повышение акцента личностно ориентированной направленности урока;
  • необходимость создания условий для самореализации ученика начальной школы;
  • управление учебным процессом, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Слайд 4

Гипотеза: Если на уроках вовлекать обучающегося в деятельностный процесс, то в результате этого будет повышаться уровень его самореализации.

Слайд 5

Основная цель моего педагогического опыта: cоздание оптимальных условий эффективного вовлечения ученика в деятельностный процесс для повышения уровня его самореализации.

Слайд 6    

Перед собой ставлю следующие задачи, которые обеспечивают развитие и саморазвитие личности обучаемого

Задачи: (не читаю)

  • Использовать современные педагогические технологии, обеспечивающие развитие и саморазвитие личности обучающегося;
  • создать комфортную образовательную среду на уроках русского языка для самореализации личности ученика в условиях деятельностного подхода в обучении;
  • повысить уровень мотивации к изучению русского языка с помощью системно-деятельностного подхода.

Современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ребенка и сейчас, и в будущем. Использование активной деятельности на уроке – это элементы положительной мотивации обучающихся, развития творческих способностей личности.

Слайд 7

Современный урок – это…

  • Активная позиция обучающихся на уроке.
  • Уход от моноактивности учителя
  • Взаимодействие, а не воздействие.
  • Внутренний и личностный процесс развития.

1. Ученик на уроке –  учится сам, учит других.

2. Уход от моноактивности учителя на уроке. Учитель на уроке – дирижер, наставник, создатель условий для развития обучающихся. 

3. На уроке не воздействие, а взаимодействие. Позиция сотрудничества, сотворчества, соавторства.

4. Развивается внутренний мир человека, представленный сознанием, которое и определяет качество мышления, знаний, поведения, деятельности. 

Слайд 8

В основе уроков лежат следующие принципы:

 

  1. Принцип свободы выбора:

Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одна из них – свобода! Никто из нас не любит навязанные действия, чужие решения, отсутствие выбора. Особенно этого не любят дети.

В любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора. Но с одним важным условием – право выбора уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.

Даю 2 упражнения (зачастую одинаковой сложности), ученики, сидящие за одной партой, договариваются, кто, какое упражнение будет делать. И в итоге у нас выполнены оба задания, которые мы потом проверяем. Принцип свободы заключается в том, что не учитель говорит им, какое упражнение делать, а они выбирают сами.

  1. Принцип идеальности.

Существуют понятия – принцип удовольствия, принцип рентабельности, принцип повышения коэффициента полезного действия, или КПД. Идеальность действия (или КПД) тем выше, чем меньше затраты. В педагогике наш идеал – чтобы учитель не уставал, не вырабатывался при самой высокой эффективности своего труда. Кажется, что наш идеал недостижим, но стремиться к нему полезно самому учителю.

Использую приём «Оратор». За 1 минуту обучающийся должен убедить своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Слайд 9

Образование – это развивающая среда, среда для самореализации человека. Создать такую образовательную среду мне помогают современные педагогические технологии и методы.

  • игровые технологии;
  • теория развивающего обучения;  
  • информационные технологии;
  • технология проблемного обучения;
  • технология коллективных способов обучения.

Главное, правильно подобрать задания, которые развивают практические навыки школьников.

Слайд 10

     Саморазвитию и самореализации школьников способствует применение методов и приёмов развивающего характера. Остановлюсь на некоторых из них:

Метод проектов.

Эффективность данного метода в том, что знания добывает сам ученик, что и требуют от современной школы Федеральные Государственные Общеобразовательные Стандарты.

Метод «Соревнование» - это метод, при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств. Соревнуясь между собой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества. Особенно большое значение имеет соревнование для отстающих: сравнивая свои результаты с достижениями товарищей, они получают новые стимулы для роста и начинают прилагать больше усилий.

Развивая коммуникативные умения, опираюсь на метод доказательств. Говорю ребятам: «Высказывая свое мнение, используй в своей речи фразы, предложенные в таблице».

         

Приём «Зашифрованная фраза или слово»

Дети, пользуясь шифром, должны разгадать слово, которое и станет темой урока.

Приём «Синквейн» применяю на разных этапах урока. По сути, это упражнение, замаскированное под свободное творчество и заставляющее размышлять на заданную тему. Иногда я даю готовый синквейн, например, при подготовке к сочинению. На основании его обучающиеся сами определяют тему сочинения.

          Наиболее сильная мотивация достигается при нетрадиционном построении урока, привлечению игровых методов и приёмов и элементов соревнования.

Остановлюсь на некоторых из них:

Приём «Урок без правил».

Кроссворды, чайнворды, крестовицы и т.д.

Приём «Брей-ринг».

Он может применяться при закреплении материала (понятий и определений), на повторительно-обобщающих уроках, в начале урока как разминка.

Слайд 11

В своей работе применяю различные средства активизации познавательной деятельности учащихся:

1. Нетрадиционные формы урока: уроки - Игры; уроки – практикумы, уроки творчества; уроки-зачеты; межпредметные уроки.

       Ведущей деятельностью младшего школьника, конечно, на уроке является игра. В игре раскрываются личностные способности ребенка, формируются метапредметные умения. На слайдах представлены различные игровые моменты с уроков.

Я провожу ролевые, дидактические, организационно-деятельные игры: «Найди пару», «Сыграй сказку», «Помогите Незнайке исправить ошибку», «Помоги другу в поиске нужных ответов» и другие.

На уроках творчества дети составляют кроссворды и викторины, готовят сообщения, доклады, пишут сочинения, мини – зарисовки.

2. Интерактивные методы обучения, в том числе с использованием мультимедийных презентаций. 

3. Систематическое использование различных дидактических средств: тестовые задания; дидактические карточки; проблемные вопросы; терминологические кроссворды.

В ходе подготовки к уроку продумываю разноуровневые задания.  Дидактические средства двух видов, среднего и повышенного уровня сложности, позволяют ребёнку преодолеть психологический барьер перед контролем. Если он справится с выбранным заданием, то может перейти к более трудному, проверяя свои знания. Таким образом, воспитывается внимание, развиваются наблюдательность, умение анализировать, самостоятельно разбираться в поставленных целях.

Данные средства активизации применяются при организации разных форм работы учеников: коллективной, групповой, индивидуальной, фронтальной, парной.

Слайд 12

Для того чтобы выстроить траекторию самореализации, необходимо знать возможности, наклонности и желания младшего школьника. С этой целью совместно с психологом школы была проведена диагностика. В процессе были отобраны свойства, которые могут служить показателями личностного развития, достигнутого в результате самореализации. Мы ориентировались на следующие показатели личностного развития:

- самооценка (отношение личности к самой себе);

- уровень притязаний (отношение к своим возможностям);

- уверенность в себе;

- межличностные отношения классного коллектива.

Измерение этих показателей позволило получить характеристику особенностей проявления личностных качеств моих учеников, сформировавшихся в результате их самореализации в различных условиях.

В качестве инструментария были использованы признанные в психодиагностике методики:

- прием Т. Дембо-Рубинштейн «Лесенка» (для изучения самооценки);

- методика «Лабиринты» (для изучения уровня притязаний);

- социометрия и анкетирование.

Слайд 13

Результаты диагностики показывают положительную динамику всех диагностируемых параметров.

Результаты диагностики (выпуск 2020 года) позволили установить: если в 3 классе адекватная самооценка была у 47%, то в 4 классе она стала уже у 73% учащихся. Уровень притязаний в 3 классе был высокий у 39%, то в 4 классе он стал у 56% учащихся. Уверенность в себе в 3 классе на высоком уровне была у 34%, а стала на высоком уровне у 52% учащихся.

По данным социометрического исследования было выявлено, что в 3 классе пренебрегаемых было 2 ученика, а в 4 классе – 1 ученик.

     

Так как деятельность учителя является условием самореализации личности младшего школьника, в 4 классе было проведено анкетирование «Жизнь в школе глазами детей». В результате я увидела, что из 26 опрошенных учащихся 80.7% ответили, что в школу идут с радостью, 84,6% чувствуют себя в школе комфортно. Дети воспринимают своего классного руководителя не только как человека, который следит за успеваемостью, но и как помощника в трудных ситуациях. Свой класс считают дружным 84,6% детей.

         С нынешним классом мы также планируем провести данную диагностику.

Слайд 14

Результаты сравнительной диагностики сформированности

познавательной активности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1 класс

40%

35%

25%

2 класс

34% (-6%)

36% (+1%)

32% (+7%)

3 класс

21% (-13%)

47% (+13%)

33% (+8%)

Положительная динамика

- 19%

+14%

+15%

Мы видим, что идёт уменьшение количества учащихся с низким уровнем сформированности познавательной активности, и увеличением со средним и высоким уровнем.

Слайд 15

Так как я работаю с учащимися третьего класса, то мне трудно пока проследить динамку качества их обучения по годам: в первом классе действует безотметочная система оценивания. Поэтому я предлагаю Вашему вниманию результаты по русскому языку итоговой аттестации четвероклассников - 65%, нынешних третьеклассников 2го класса и по итогам I четверти третьего класса. На диаграмме видно, что при стопроцентной успеваемости, качество знаний на стабильно высоком уровне.

Слайды 16, 17

Анализ результатов участия учащихся в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, смотрах, соревнованиях демонстрирует активность детей, а также смену характера конкурсных мероприятий.

Слайд 18, 19

         Применение данного педагогического опыта требует и от учителя постоянного самосовершенствования и саморазвития:

  • Своевременно прохожу курсовую подготовку, повышаю уровень квалификации.
  • Активно участвую в инновационной работе.
  • Я и мои воспитанники результативно участвуем в конкурсах.    
  • Представляю опыт работы на школьных МО, семинарах, РМО, провожу открытые уроки.

Таким образом, внедрение новых технологий, методов, приёмов, форм обучения позволяет ученикам самореализоваться, проявлять себя в том или ином виде деятельности и тем самым доказывает достижимость выдвинутой гипотезы.

Самореализация - одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности в осуществлении ее позитивных возможностей, в раскрытии задатков и способностей. Она является результатом воспитания личности на протяжении всей его жизни.

Слайд 20

В конце выступления хочу вернуться к своему эпиграфу, словам К.Д. Ушинского и выразить надежду, что мои ученики после окончания школы будут способны развиваться дальше без помощи учителя.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных умений младших школьников как основа успешности обучения русскому языку

Младший школьный возраст является оптимальным периодом развития  всех   высших    психических     функций - восприятия,   памяти,...

Учебно-методическое пособие "Система упражнений по развитию мышления на уроках русского языка".

Предлагаемая система упражнений для самостоятельной работы по развитию мышления составлена в соответствии с материалом основных тем программы по русскому языку.Цели: развитие у учащихся навыков ...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников   как основа успешности обучения русскому языку посредством применения различных видов технологий. (из опыта работы)...

«Система учебных задач, направленных на формирование у школьников регулятивных УУД на уроках русского языка»

Основы формирования «умения учиться» закладываются в период начального обучения ребенка в школе: полученный в это время опыт во многом предопределяет успешность обучения личности в течение всей послед...

Методика формирования у младших школьников коммуникативной компетенции на уроках русского языка

Методика формирования у младших школьников коммуникативной компетенции на уроках русского языка...