Разноуровневые задания
методическая разработка

Разноуровневые задания по русскому языку являются одним из инструментов обучения и развития учащихся. Они помогают не только усвоить материал, но и повысить мотивацию к изучению предмета. В данной статье будут рассмотрены методы и подходы к подготовке таких заданий.

Для проверки сформированности языковой и коммуникативной компетенции учащихся, усвоения лингвистического и речеведческого материала необходимы разноуровневые задания. Несмотря на наличие общих рекомендаций психолого-педагогического характера, теоретического обоснования требования к сопоставлению разноуровневых заданий, ощущается острая потребность в методических материалах по основным разделам и конкретным темам школьного курса русского языка. Частично этот пробел компенсируется усилиями методистов-организаторов и учителей-практиков: материалы Г.А. Бакулиной, Н.С. Ульяновой, Н.В. Егоровой и др. представлены в сборниках разноуровневых заданий и вышли отдельными изданиями.

Анализ этих материалов показывает, что есть необходимость упорядочения требований к составлению разноуровневых заданий. Особенно пристального внимания требуют к себе формулировки таких заданий.     Например, обобщенные формулировки заданий 1-5 уровней могут звучать следующим образом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._raznourovnevye_zadaniya.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Далла Ольга Антоновна, методист

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 373 Московского района Санкт-Петербурга «Экономический лицей»

Подготовка разноуровневых заданий по русскому языку: методы и подходы

        Разноуровневые задания по русскому языку являются одним из инструментов обучения и развития учащихся. Они помогают не только усвоить материал, но и повысить мотивацию к изучению предмета. В данной статье будут рассмотрены методы и подходы к подготовке таких заданий.

Для проверки сформированности языковой и коммуникативной компетенции учащихся, усвоения лингвистического и речеведческого материала необходимы разноуровневые задания. Несмотря на наличие общих рекомендаций психолого-педагогического характера, теоретического обоснования требования к сопоставлению разноуровневых заданий, ощущается острая потребность в методических материалах по основным разделам и конкретным темам школьного курса русского языка. Частично этот пробел компенсируется усилиями методистов-организаторов и учителей-практиков: материалы Г.А. Бакулиной, Н.С. Ульяновой, Н.В. Егоровой и др. представлены в сборниках разноуровневых заданий и вышли отдельными изданиями.

Анализ этих материалов показывает, что есть необходимость упорядочения требований к составлению разноуровневых заданий. Особенно пристального внимания требуют к себе формулировки таких заданий.         Например, обобщенные формулировки заданий 1-5 уровней могут звучать следующим образом.

        Первый уровень (знание-знакомства): найдите, подчеркните, отметьте, выпишите, выберите правильный ответ, укажите и т.д. Например:

        Выберите правильный ответ.

Разговор двух или нескольких лиц называется:

А) диалог,

Б) монолог.

        Второй уровень (знание-копии): ответьте на вопрос, вспомните, дайте определение, обозначьте, продолжите и т.д.

Например:

        Продолжите определение.

Разговор двух или нескольких лиц называется… .

        Третий уровень (знание-умение): выделите, охарактеризуйте, опишите, сформулируйте, составьте схемы, проанализируйте, выполните разбор и т.д.

Например:

        Расставьте знаки препинания в диалоге. Проанализируйте реплики с точки зрения полноты/неполноты.

        Четвертый уровень (знание-навыки): объясните, обоснуйте, докажите, дайте толкование, мотивируйте согласие/несогласие; пользуясь алгоритмом, определите и т.д.

Например:

        Объясните постановку знаков препинания в диалоге.

        Докажите, что перед вами диалог.

        Пятый уровень (знание-трансформации): замените, подберите, образуйте, употребите, переведите, перестройте, трансформируйте, преобразуйте, составьте, придумайте, приведите собственные примеры, дайте оценку и т.д.

Например:

Составьте диалог на заданную тему, используя в качестве реплик неполные предложения, слова-предложения.

         Перестройте диалог, введя в него речевую ситуацию прощания.         Используйте соответствующие формулы речевого этикета. Реплики диалога расположите в строку.

        Исключительно важной является и сама процедура предъявления того или иного уровня заданий. Практика показывает, что в настоящее время используются два варианта: в первом случае ученик сам выбирает, на каком уровне он сегодня работает; во втором случае уровень определяет учитель на основании предварительного проведенного мониторинга.

        Наиболее целесообразно предусмотреть пошаговое, последовательное выполнение заданий разного уровня. При таком подходе учитывается и общедидактический принцип движения от простого к сложному, и динамика перехода от репродуктивного к продуктивным уровням. Именно такое построение заданий позволяет максимально полно реализовать диагностирующую и стимулирующую функции оценивания учебных достижений учащихся.

        Приведем примеры подобного структурирования разноуровневых заданий, предназначенных для тематического и промежуточного контроля.

        Прежде всего, необходимо определить уровень сложности задания. Это может быть связано с возрастом учащихся, их уровнем знаний и навыков, а также целями обучения. Например, для учащихся начальных классов можно предложить задания на повторение алфавита, а для старшеклассников – более сложные задания на анализ текста.

        Выбор типа задания зависит от цели обучения и уровня учащихся. Это могут быть задания на поиск ошибок в тексте, на определение частей речи, на составление предложений или текстов. Также можно использовать творческие задания, такие как написание эссе или стихотворений.

        Условия для выполнения задания должны быть понятными и доступными для учащихся. Важно предоставить им все необходимые материалы и инструменты, а также объяснить правила выполнения задания.

        Например, можно предложить учащимся работать в парах или группах, что поможет им лучше понять материал и развить коммуникативные навыки.

        При создании разноуровневых заданий необходимо использовать разнообразные методы и подходы. Это может включать в себя использование игровых методик, интерактивных заданий, работу с аудио- и видеоматериалами. Важно также учитывать индивидуальные особенности учащихся и предлагать задания, которые будут интересны и полезны для каждого из них.

        Оценка результатов выполнения заданий является важным этапом в процессе обучения. Необходимо проанализировать ошибки учащихся, определить причины их возникновения и предложить способы устранения. Также важно оценить успехи учащихся, поощрять их и мотивировать на дальнейшее изучение предмета.

        Подготовка разноуровневых заданий по русскому языку требует от учителя тщательной подготовки и творческого подхода. Однако, благодаря использованию различных методов и подходов, можно создать интересные и полезные задания, которые помогут учащимся не только усвоить знания, но и развить свои навыки и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые задания для дифференцированной и индивидуальной работы в период обучения грамоте по текстам Бакулиной Г.А.

Разноуровневые задания для дифференцированной и индивидуальной работы в период обучения грамоте по текстам Бакулиной Г.А. В своей практике использую методику "Интеллектуального развития младших школь...

Разноуровневые задания по русскому языку по теме" Склонение имен существительных" 4 класс

Самостоятельная работа - одно из важнейших средств развития мышления и речи учащихся, усвоения учебного материала, закрепления и проверки знаний, создания основы для развития интереса...

Разноуровневые задания по русскому языку.

Использование разноуровневых заданий для проверки знаний, умений, навыков по русскому языку по темам: " Состав слова", "Имя существительное", Имя прилагательное", "Глагол", "Предложение"...

Разноуровневые задания по русскому языку.

При изучении раздела "Состав слова" выполняем разноуровневые хадания. Это - карточки на "5", на "4", на "3". Слабый ученик берет сначала карточку на "3", если с ней справляетс...

разноуровневые задания по русскому языку

принцип вариативности использует через разноуровневые задания...

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Данное пособоие содержит разноуровневые самомтоятельные работы, которые можно применять как на уроке, так и во внеурочной деятельности, как дополнительный материал....

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ...