Мастер-класс для учителей " Групповая работа в начальной школе "
методическая разработка (2 класс)

Алена Руслановна Рязанова

В помощь педагогу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_gruppovaya_rabota.docx38.44 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

                                             Провела мастер-класс

учитель начальных классов

Рязанова Алена Руслановна

Москва

2023 год

Мастер-класс

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Цель: повышение уровня профессиональной компетенции учителей по организации работы в группах в начальной школе.

Задачи:

1) раскрыть сущность групповой работы;

2) продемонстрировать особенности организации, технологический процесс групповой работы, а также разновидности групповых технологий;

3) обсудить особенности реализации технологии на разных предметах;

4) мотивировать педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.

Ход мастер-класса

- Я попрошу встать в круг и рассчитаться на «один-четыре».

Предлагаю участникам по цепочке произнести фразу  «Я – учитель» с разной интонацией – номер один - задумчиво, номер два - с удовольствием, номер три - с гордостью, номер четыре - ласково. И теперь вам необходимо распределиться на 4 группы: «Задумчивые», «Довольные», «Гордые», «Ласковые».

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который предполагает решение ключевой педагогической задачи «научить учиться».

Мы хотим приучить детей к самостоятельности суждений, сформировать у них умения спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативными в получении новых знаний. Психологи доказали, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной инициативы ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а деятельность в группе совместно работающих детей. Условием рождения первых познавательных вопросов к учителю является спор между детьми, предлагающими разные способы решения общей задачи. Но чтобы детский спор был содержательным, не превращался в склоку и взаимообвинения («Ты глуп и ничего не понимаешь!» — «Сам ты глупый, я с тобой больше не разговариваю!»), собеседники должны уметь по крайней мере следующее:

  1. формулировать свою точку зрения;
  2. выяснять точки зрения своих партнеров;
  3. обнаруживать разницу точек зрения;
  1. пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в плоскость личных отношений.

Итак, давайте определимся с понятием – что же такое групповая работа.(Рассуждение участников).

Подводим итоги: групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога. Такая работа стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

- Какова же основная цель групповой работы? (Рассуждение участников).

Итак, основная цель групповой работы – активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Я использую элементы групповой работы уже с первых дней учебы детей в школе и начала, конечно, с обучения работе в парах.

  • Использую методику коллективного способа обучения по В.К. Дьяченко.

Метод взаимных диктантов используются в работе пар сменного состава.

  • Учителю необходимо заготовить тексты диктантов. Тексты должны быть небольшими, примерно в 3-4 раза меньше тех, которые в данном классе даёт учитель.
  • Карточек должно быть столько, чтобы их хватило всем ученикам класса на несколько занятий. Тексты диктантов не должны быть лёгкими. Все карточки учитель проверяет и нумерует.
  • Каждый ученик получает одну карточку с одним текстом диктанта, который он должен внимательно прочитать, а иногда по предложению педагога и записать себе в тетрадь. Затем все ученики рассаживаются по парам. Учитель инструктирует, как должна происходить их совместная работа друг с другом.
  • Основное правило: диктовать каждое слово так, как говорится, а не так, как пишется. Учитель объясняет, чтобы диктовали так, как на уроках диктует он. Опыт показывает, что не обязательно сначала читать весь текст диктанта.
  • Один из учеников спрашивает другого: «Писать или диктовать?» Если партнёр ответил: «Диктовать», то он диктует, а тот, кто спрашивал, пишет. Диктующий каждое предложение читает два раза.
  • Читает негромко, так, чтобы не мешать работе других пар, но чтобы его слышал сосед-партнёр. Диктуют и пишут по очереди сначала один диктант, потом второй.
  • Когда оба диктанта написаны, начинается проверка. Проверяют вместе, сравнивая с тем, как каждое слово и каждое предложение записаны на карточке, проверенной учителем.
  • Если обнаруживаются ошибки, то диктовавший (он же и проверяющий) их не исправляет, а лишь подчёркивает, используя пасту другого цвета. Во время проверки можно работать над ошибками. Проверяющий спрашивает, на какое правило допущена ошибка, как нужно писать данное слово и почему. Если ошибка в слове из словарика, то оно проговаривается по буквам.
  • После того как проверка диктантов закончена и ошибки проработаны не только устно, но и письменно, в тетрадь своего партнёра каждый пишет: «Проверял Сидоров», «Проверяла Иванова».

     

Методика М.Г. Булановской

Что делать, чтобы каждый первоклассник больше читал вслух?

На уроке чтения все ученики получили по одной карточке: 30 учеников - 30 карточек с разными текстами и рисунками. Кроме того, множество карточек лежит на столе учителя. Учительница предлагает всем ученикам внимательно прочитать свою карточку. Если было что-то непонятно, ученики поднимали руки и задают вопрос учителю Учитель подходит и объясняет. Когда каждый прочитал текст по своей карточке, учитель обращается  к классу:

    -   Поднимите руку те, кто сидит к дверям (справа). Теперь поднимите руку те, кто сидит к окнам (слева).  Те, кто сидят слева, положите свою карточку на середину стола так, чтобы её было хорошо видно вам и вашему соседу. Все сделали так? Те, кто сидит слева, будут читать свою карточку вслух, но негромко, а вполголоса, так, чтобы вас слышал только сосед, и никто больше. Запомните: негромко! Те, кто сидит справа, должны внимательно следить за тем, как читает каждое слово ваш сосед.

      Когда все карточки будут прочитаны, учитель снова обращается к классу:

     —        Те, кто сидит справа, внимательно слушали и следили за тем, как читает сосед, и затем сами читают вслух по этой карточке. Теперь вы должны положить свою карточку посередине стола и будете читать вслух. Постарайтесь читать правильно, но негромко. Ваш сосед будет следить за вашим чтением и, где нужно, поправлять.

     Когда все прочитали тексты, учитель предлагает всем взять свои карточки и положить их на край стола. Она спрашивает:

    —        Вам понравилось работать друг с другом?

      —        Теперь каждый возьмёт свою карточку и поменяется со своим партнёром.

     Ребята обмениваются карточками. Каждый из учеников читает текст товарища под его контролем, затем каждый находит себе нового партнёра. В каждой новой паре первыми начинали читать текст те, кто сидел слева. Когда обе карточки были прочитаны, дети обмениваются карточками и находят себе нового партнёра. Для обмена партнёрами достаточно  высоко поднять руку или просто встать. Работа в новой паре начинается с вопроса: «Читать или слушать?» Если партнёр отвечает «Читать!», то его сосед внимательно следит за его чтением и, если было нужно, исправляет и требует прочитать правильно. Через 20-25 минут учительница предлагает всем работу закончить.

Детям она задает вопросы:

- Кто читал хорошо?

- С кем было работать интересно?

- Подсчитайте, сколько вы прочитали рассказов.

- Какой рассказ (какое стихотворение) вам понравилось?

-Кому понравились такие занятия?
- Чем они понравились?

     Отработав работу в парах, приступаем к работе в группах.

Зачастую учителя начальных классов отказываются использовать на своих уроках групповую форму работы. Причина тому – повышенный уровень шума детей в процессе выполнения заданий. Но и этого можно избежать. Как показала практика, есть «хитрые» приемы для соблюдения дисциплины в классе.

Игра «Однорукие»:

Сейчас я снова попрошу вас окунуться в мир детства и выполнить групповую работу.

Итак, игра «Однорукие»: перед вами на столе лежит набор для работы: конверт с фигурами и клей. Разложите весь набор перед собой. Представьте, что у каждого из вас одна рабочая рука, вторую уберите за спину. Ваша задача собрать по образцу на слайде не разговаривая между собой, т.е. молча. (Выполнение работы участниками). Данная игра учит детей общаться невербальными способами и приучает учащихся к слаженной работе в группе, когда результат зависит не от одного человека, а от работы коллектива.

      Проводя эту игру,  обратила внимание, что с каждой новой игрой учащиеся быстрее справляются с заданием. А умение договариваться без слов помогает и в других видах работы. Например, дети могут без слов сказать, кто должен в этот момент встать и ответить, при работе в группе, если лидер сам отвечает то, он показывает на себя, если должен ответить товарищ, он указывает на него. При парной работе, когда дети возьмутся за руки и поднимут их вверх, обозначает, что они закончили работу и готовы к ответу. - Приступаем к выполнению аппликации по образцу. Таким образом, наглядный пример показал, что при использовании групповой формы работы вполне реально сохранить тишину и выполнить предложенное задание.

      На уроках русского языка можно использовать при групповой работе следующее задание. Каждой группе выдаются конверты по количеству участников. В каждом конверте по одному слову. Обучающиеся вскрывают каждый свой конверт с одним словом и в группе обсуждая составляют предложение. Чтобы усложнить задание к предложению могут даваться дополнительные задания.

  

 Игра «Видимо – невидимо»

               - Хочу предложить вашему вниманию игру «Видимо – невидимо».

               Играть будем командами, потому надо соблюдать правила: работаем только в своей команде, работаем тихо, потому что каждое неосторожное слово  может стать подсказкой для другой команды, что уменьшит ваши шансы на победу.

      На доске вывешивается плакат, на котором разными цветами  крупным и мелким (но различным издали) шрифтом, «вдоль» и «поперек» написано 15 слов. По истечении 1 мин плакат снимается. А команды записывают все запомнившиеся слова.

   Затем команды обмениваются своими записями и сверяют их с плакатом, вывешенным для проверки. Командам желательно вносить исправления в чужие записи ручкой другого цвета.

Проверяющие исправляют ошибки и вписывают «не увиденные» другой командой слова.

  Проверенные листочки возвращаются прежней команде для «проверки проверяющих» и выяснения возможных недоразумений, после чего определяются победители. Данные количества записанных слов и ошибок записываются на доске против соответствующего команде цветного квадрата. Выигрывает та команда, в чьих записях оказалось меньше всего ошибок и пропущенных слов.

Эту же игру можно проводить для закрепления словарных слов.

     

     На уроках математики в 1 классе следующее задание. Каждой группе присваивается число, например, 9, 8, 7, 6 и набор одинаковых примеров для каждой группы. Дети должны найти примеры где в результате получается их число и выбрать их из общего количества, наклеить на лист в свой столбик. Затем представитель от группы защищает работу своей группы или все члены группы по одному примеру.

      Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Как помочь птицам зимой» ( Решение проектной задачи: создание журнала о зимующих птицах) .

-Что такое журнал?

-Какие журналы вы читали?

-Чем он отличается от книги?

- Проблемная ситуация: Как мы будем создавать журнал?

-Чтобы успеть выполнить работу за урок, предлагаю работать в группах. Каждая группа будет работать над своей страницей (разделом) журнала. Разделы журнала выведены  на доску.

 -Давайте вспомним правила работы в группе. (Правила работы в группе)  Распределим обязанности; Выберем «спикера»; Дадим возможность высказаться каждому; Работаем тихо, не мешая другим группам.

- Давайте обратимся к вопросам (вопросы на доске), на которые мы уже отвечали.

- Какие птицы ждут от нас помощи?

-Как мы можем помочь зимующим птицам?

- Чем подкармливать птиц?

- Какую пользу приносят птицы?

- Эти вопросы нам помогут наметить разделы журнала.

- Что мы можем написать в каждом разделе? (Обсуждение)

Задания для групп:

Задания для 1 группы. 1. Вспомните, какие птицы прилетают к нам на зиму? Каких птиц мы называем осѐдлыми? Воспользуйтесь рисунками из приложения, распределите птиц на две группы.

Задания для 2 группы. 1.Среди предложенных загадок выберите загадки о тех птицах, которые нуждаются в нашей помощи зимой. 2. Выбранные загадки наклейте на страницу для оформления журнала «Как помочь птицам зимой?» Оформите еѐ по своему усмотрению.

Задания для 3 группы. 1.Используя свои наблюдения, ответьте на вопрос «Чем нужно подкармливать птиц?» Предложите своѐ меню для птиц, прилетающих к кормушке. (Можно воспользоваться текстом из приложения) 2. Для нашего журнала оформите страницу «Чем нужно подкармливать птиц, прилетающих к кормушке?»

Задания для 4 группы. 1.Из каких подручных средств можно сделать кормушку? 2.Придумайте свою кормушку и нарисуйте еѐ на альбомном листке. 3. Вспомните, какие птицы прилетают к вашим кормушкам. Вырежьте из приложения этих птиц и поместите их на кормушку.

Задания для 5 группы. 1.Подумайте, какую пользу приносят птицы. 2.Оформите страничку для журнала о пользе птиц. Если вам нужна помощь, воспользуйтесь текстами из приложения. (В помощь предлагается приложение с дополнительными сведениями).

«Спикеры» представляют работу групп и прикрепляют листок с выполненными заданиями под своими вопросами. Анализ работы каждой группы.

-Удалось ли достигнуть поставленной цели в группе?

Давайте порассуждаем о плюсах и минусах групповой работы. (Рассуждение участников).

Плюсы и минусы групповой работы.

Плюсы: 1. Повышается учебная и познавательная мотивация. 2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. 3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. 4. Улучшается психологический климат в классе.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Минусы: Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. 2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. 3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. 4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Итак, можно сделать вывод, что благодаря использованию групповой работы:

  • реализуется принцип деятельности; 
  • улучшается успеваемость;
  • формируется мотивация учения и обучения; 
  • порождает взаимную ответственность, внимательность,
  • соблюдается дифференцированный подход; 
  • работа в группе помогает ребенку проявить себя,  
  • улучшаются межличностные отношения;
  • устанавливается психологический комфорт в коллективе
  • достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний. 

Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Групповая работа в начальной школе

Об использовании групповой работы в начальной школе...

Групповая работа в начальной школе

На протяжении всего начального обучения остаются дети, которые так и не переходят с дошкольных на учебные формы сотрудничества. Значит, надо найти такую форму организации учебного сотрудн...

Организация групповой работы в начальной школе

Организация групповой работы в начальной школе...

"Требования к учителю начальных классов при организации групповой работы в начальной школе"

«В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя», -  этими словами К.Д. Ушинского начинается «Профессиональный  стандарт педагога».  Ор...

Мастер - класс "Особенности организации групповой работы в начальной школе"

В традиции  было принято учитывать активность учащихся на уроке по количеству  рук, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие ак...

Мастер - класс "Особенности организации групповой работы в начальной школе"

В традиции  было принято учитывать активность учащихся на уроке по количеству  рук, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие ак...

Мастер-класс "Групповая работа в начальной школе"

Для учителей начальных классов...