«Особенности обучения на дому обучающихся с умственной отсталостью»
методическая разработка

Морозова Елена Алексеевна
В настоящее время проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья  привлекает внимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и является одним из приоритетных направлений в современной социальной и образовательной политике российского государства. Вопросы создания условий и защиты прав детей с ОВЗ, разработки специальных программ обучения и развития поставлены на правительственном уровне.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morozova_dokla.docx1_.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

ГКУ ЗО «Мелитопольская специальная

общеобразовательная школа – интернат «Гармония»»

Доклад на заседании педагогического совета

подготовила: Морозова Е. А.

«Особенности обучения на дому обучающихся с умственной отсталостью»

В настоящее время проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья  привлекает внимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и является одним из приоритетных направлений в современной социальной и образовательной политике российского государства. Вопросы создания условий и защиты прав детей с ОВЗ, разработки специальных программ обучения и развития поставлены на правительственном уровне.

Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается изменение структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГОС О УО  /ИН/ ,  воспитание и обучение,  социальную адаптацию.

Надомное обучение - это один из вариантов индивидуального обучения для тех детей, которые по ряду причин, как правило, это болезнь, не могут посещать школу. Главным достоинством обучения на дому является возможность учителя  адаптировать  содержательную часть образования,  способы  подачи материала, ориентируясь на возможности и потребности ученика,  корректировать как действия ученика, так и свои собственные.

Вместе с тем, при обучении на дому ребенок не социализируется, не учится общаться и работать в команде, не приобретает опыт  выступления на публике, отстаивания своего мнения перед сверстниками,  вследствие чего в  будущем у него могут возникнуть сложности с адаптацией к дальнейшей учебе  . Поэтому социализацию детей с ОВЗ позволяет обеспечить инклюзивное образование, которое  становится все более популярным.

Инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Я бы хотела вам рассказать  оборганизации обучения на домуребенка с ТМНР ( тяжелые множественные нарушения развития) с частичной инклюзией .

Как же проходит Организация обучения на дому.

1. Обучение на дому организуется на основании письменного заявления родителей (законных представителей) на имя директора ОУ, заключения клинико-экспертной (врачебной) комиссии

2. Для каждого обучающегося на дому разрабатываются индивидуальный учебный план, график образовательного процесса, индивидуально - ориентированные образовательные программы на основе программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений и составляется персональное расписание с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающегося.

3.Учебный план, график и расписание занятий обучающегося индивидуально на дому согласуется с его родителями (законными представителями), утверждается директором ОУ.

5. Индивидуально – ориентированные рабочие программы обучения на дому утверждаются директором ОУ.

6. Занятия проводятся в первой и во второй половине дня индивидуально на дому с учётом особенностей и исходя из интересов учащегося.

7. Продолжительность одного урока от 15 до 40 минут. Между занятиями организуются перерывы продолжительностью не менее 10 минут. Конкретная длительность занятий и перерывов зависит от индивидуальных особенностей ребёнка.

8. Знания обучающихся индивидуально на дому систематически оцениваются. Общие сведения об учащихся на дому, итоговые оценки, сведения о переводе из класса в класс, окончании ОУ вносятся в классный журнал соответствующего класса. По окончанию Учащимся, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаётся свидетельство об окончании ОУ установленного образца.

Количество часов индивидуального учебного плана устанавливается для каждого ребёнка в соответствии с его психофизиологическими особенностями и возможностями (сложность дефекта, наличие охранительного режима, степень работоспособности) и устанавливается школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом.

В своей работе  я использую следующие методы и формы:

·         использование игровой формы обучения как доминирующего средства обучения;

·         использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей для формирования познавательных потребностей и повышения мотивации обучения;

·         использование подражательности, - предметно-действенное обучение с использованием конкретных предметов;

·         разделение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения;

·         постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.

·         частая смена видов деятельности;

·         частая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях;

·         эмоциональная положительная оценка педагогом малейших достижений ребёнка.

Например, предмет математические представления очень сложный для восприятия обучающегося, так как много различных понятий. Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта ребёнком. Таким путём он усваивает бытовые навыки и овладевает речью. Подражание – это повторение движений взрослого или его действий с предметами, происходящих на виду у ребёнка. Взрослый показывает, а ребёнок повторят. Поэтому в методике действия по подражанию называют также действиями по показу. Пользуясь методом подражания действиям обучающиеся усваивают на своём уровне такие понятия как «много-мало», «узкий-широкий», «большой-маленький», «высокий-низкий», «далеко-близко» и др. На уроках использую различные игровые моменты, ведь игра- это основной вид деятельности данных обучающихся на уроке.

Игра в работе с обучающимся с умеренной умственной отсталостью является необходимостью, без которой не возможны положительные результаты, медленно, но обучающийся развивается, он начинает использовать полученные знания в жизни. А это для него самое главное достижение.

Во время занятий с детьми использую много дидактических игр на развитие зрительного восприятия, памяти, внимания, форме предметов, величине, работаю над формированием умения удерживать в памяти ряд предметов, картинок.

Так же при усвоении материала использую развивающие мультфильмы, особенно нравятся мультфильмы «Умная луковка» и «Малышарики», материал там интересный, доходчиво и просто объясняются различные понятия, например, величины, геометрические фигуры, времена года и т. д.

Упражнения с предметами:
- перекатывание карандаша по столу и между ладонями;
- перебирание бус или четок;

- нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»;
- прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;

- нанизывание на шнурок крупных бусин, пуговиц, макаронных изделий;

Упражнения с разнофактурными наполнителями:
- поиск спрятанной в песок игрушки, предмета;
- рисование на песке различных линий, орнаментов, изображений;
- «сухой бассейн» из фасоли и гороха;
- массаж ладоней при помощи горошины или фасоли;
- сенсорные подушечки, начиненные разными крупами (разминание, похлопывание, постукивание, перекатывание);
- пересыпание крупы из одной ёмкости в другую;
- «волшебный мешочек»;

Самое главное для меня, как  учителя – проявлять мудрое терпение. Принцип терпения не означает благодушия или неразумного упорства в моих  требованиях к ребенку. Он ставит меня  перед необходимостью проявлять к ребенку  исключительную чуткость, постоянную заботу, оказывать незамедлительную помощь, сопереживать в неудачах, вселять уверенность в успехе.

Таким образом, социализация учащегося  с умеренной умственной отсталостью, обучающегося  на дому, заключается в формировании готовности к самостоятельной жизни и деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

Адаптированная рабочая программа основного общего образования 5 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

Адаптированная рабочая программа основного общего образования 7 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...

Рабочая АООП НОО по предмету «Мир природы и человека» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому» 2 класс.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету «Мир природы  и  человека» (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основ...

Рабочая АООП НОО по предмету «Речевая практика» для обучающихся с умственной отсталостью. «Индивидуальное обучение больных детей на дому». 2 класс.

Рабочая программа разработана на основе примерной программы по речевой практике  (1-4 классы), включенной в содержательный раздел примерной адаптированной основной образовательной программы образ...

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

В статье описаны особенности эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) дошкрольного и школьного возраста. Описаны особенности эмоций обучающихся с умств...

Обучение изобразительной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Включение изобразительной деятельности в учебный план для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обучающихся по 2 варианту, продиктовано необходимостью включения доступн...

Особенности обучения математике младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Одно из направлений подготовки особенных детей к самостоятельной жизни – обучение математике. Всё обучение математике начинается с детского сада и не заканчивается никогда.  В УМК дан матер...