Формирование графических умений и навыков у детей с ОВЗ
консультация

Хроменкова Марина Павловна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.docx281.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

Формирование графических умений и навыков у детей с ОВЗ

В каждой группе, современного дошкольного учреждения, есть ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день одной из актуальных проблем в развитии детей с ОВЗ является развитие графических навыков. Таким  детям тяжело адаптироваться в социальной жизни. У ребят наблюдается  низкая двигательная и познавательная активность, несформированность пространственной ориентировки, недостаточность формирования предпосылок учебной деятельности. Также отмечаются значительные нарушения моторики пальцев рук, снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую. Дети с ОВЗ, отличаясь неточной координацией и общей недостаточностью движений, часто оказываются не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии. Одной  из основных причин, затрудняющих формирование у детей данной категории  двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою  очередь отрицательно сказываются на физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Поэтому важно уделить особое  внимание формированию у детей  первоначальных графических навыков.

Развитие графических навыков имеет большое значение при  поступлении ребенка в школу, так как если ребенок имеет слабо развитую  мелкую моторику, недостаточную сформированность навыков зрительно-двигательной координации, то он будет испытывать затруднения с письмом: у него быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребенок не различает понятия «право», «лево», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Основным способом формирования графического навыка у ребенка являются многократные упражнения и тренировки определенных действий.

Первым направлением к успешному формированию графического навыка будет:

  • Совершенствование общей ручной моторики и развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно - моторной координации.
  • формирование дифференцированных движений кистями и пальцами рук, сгибание и разгибание, отведение в стороны пальцев, умение называть каждый палец на руке (пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением);
  • формирование согласованных действий обеими руками, чередование позиций рук («Кулак – ладонь», «Камень – ножницы»), затем усложняем чередования («Кулак – ребро – ладонь», «Камень – ножницы – бумага»);
  • формирование дифференцированных движений пальцев рук. Дети учатся нанизывать бусы, колечки на шнурок в определенной последовательности, представленной на образце (вначале дается образец из мелких предметов, а затем образец – схема на листе бумаги), («Наряди елку», «Разложи фрукты»);
  • обучение расстегиванию и застегиванию с использованием различных видов застежек: липучки, кнопки, пуговицы, крючки, молнии («Сапожок», «Ботинок»);
  • обучение шнуровке – продергивание шнурка через отверстие (в каждое, через одно, через два, через три), расположенные в горизонтальном и вертикальном направлении. Шнуровка в направлении крест – накрест («Дождик», «Лесенка», «Качели»).

Второе направление

  • Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания:
  • формирование умения собирать целое изображение по его частям (разрезная картинка из 2 – 3 частей), узнавать и называть собранный предмет;
  • обучение соотнесению геометрических форм с предметами («Подбери,  что круглое? (колесо, мяч), что овальное? (рыба, ежик), Что квадратное? (часы, стол) и т.д.);
  • формирование умения выкладывать по линейке цветные геометрические формы (по образцу и речевой инструкции), где чередования элементов предусматривается не только по цвету, но и по форме («Выложи на верхней строке листа следующие фигуры – красный квадрат, синий треугольник, зеленый круг», «Выложи на нижней строке листа - синий овал, желтый квадрат, оранжевый треугольник, зеленый круг»).

Третье направление

  • Развитие пространственной ориентировки:
  • формирование умения передавать пространственные отношения предметов и их частей в конструкциях и изображениях («Куда уехала машина?», «Что бывает вверху, что бывает внизу?»);
  • обучение детей ориентировке на различных плоскостях и на тетрадном листе, действовать по образцу и по речевой инструкции («Поставь елочку в середине», «Выложи тучки вверху, а ручейки – внизу»);
  • формирование умения выполнять графические диктанты, работая в тетрадях по показу и по речевой инструкции («Игра в клеточки»).

На сегодняшний день в педагогической практике существует достаточное количество методик по развитию графомоторных навыков у нормально развивающихся дошкольников. Для формирования базовых графических умений и навыков у детей с ОВЗ методический материал в настоящее время не разработан. Однако, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта Елена Александровна Кинаш и группа авторов разработали методику формирования графических умений и навыков у детей с ОВЗ.

Данная методика разделена на 4 этапа. Каждый этап содержит серию занятий, которые помогают ребенку приобрести определенные графические умения и навыки.

  • 1 этап. Формирование базовых графических умений и навыков.

Детям предлагается образцы линий, данные пунктиром, для закрепления умений правильно пользоваться пишущими предметами.

1 серия – прямые вертикальные прерывистые линии

2 серия – вертикальные линии в направлении сверху вниз

3 серия – горизонтальные прямые линии от одного объекта до другого

4 серия – ставить точки на листе бумаги в отмеченных местах

5 серия – проводить безотрывно спиралевидную линию от центраhttp://tmndetsady.ru/upload/news/2020/02/orig_86bd24928359eadc73765dfd3e61bff3.jpg

  • 2 этап. Формирование зрительно – двигательной координации.

Направлены на формирование зрительно – двигательной координации, умение ориентироваться на листе бумаги

1 серия – штриховка контуров геометрических фигур

2 серия – безотрывные линии дорожки

3 серия – ориентация на листе бумаги

4 серия – копирование изображений

http://tmndetsady.ru/upload/news/2020/02/orig_c4e5be8c348e4e9cb69bb29a6997a190.jpg

  • 3 этап. Формирование поисково-ориентировочных действий.

Формирование поисково-ориентировочных действий, умение ориентироваться на указатель – стрелку.

1 серия – формируется умение проводить прямые линии по дорожкам лабиринта

2  и 3 серия – учатся ориентироваться на листе бумаги

4 серия – графические упражнения на широкой строке, чередование простых линий, фигур по образцу

http://tmndetsady.ru/upload/news/2020/02/orig_90e5877aa4094542cd8c80c4d6e4cd78.jpg

  • 4 этап. Закрепление ориентации на строке, в клетке.

Формирование умений ориентироваться на строчке и в клетке.

1 серия – действия в пределах широкой строки

2 серия – ориентация в тетради с широкой строкой

3 серия – ориентация в тетради с крупной клеткой

4 серия – копирование графических элементов

5 серия – ориентация на узкой строке.

http://tmndetsady.ru/upload/news/2020/02/orig_ebd8036a993e0e4015ef5dd90bcd5a6e.jpg

Комплексная работа воспитателей, логопеда в условиях дошкольных учреждений позволяет активизировать у детей с ОВЗ интеллектуальное и творческое развитие, познавательный потенциал, формировать графические навыки и повысить мотивацию к учебной деятельности.

 Работу эффективно проводить индивидуально или с малыми группами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников"

Модернизация школы предполагает наряду с новыми приоритетами придать новое наполнение, новое звучание традиционным целям российского образования: формирование социально активной, творческой личн...

Формирование информационных умений и навыков у младших школьников

В данной презентации я попытаюсь расскрыть этапы формирования информационных умений и навыков на примере проведения библиотечных уроков....

Развивающие игры как средство формирования интеллектуальных умений и навыков детей с оганиченными возможностями здоровья.

Статья, входящая в сборник материалов Всероссийской научно - практической конференции с международным участием и Всероссийского научно - практического семинара в Санкт Петербурге  "Образование де...

"Своеобразие формирования трудовых умений и навыков у детей с задержкой психического развития"

Анализ научной литературы по проблеме формирования трудовых умений и навыков у детей с ЗПР...

аттестационная работа по теме "Формирование и развитие устных математических умений и навыков у детей с особыми потребностями психического развития"

В данной работе отражены теоретические основы формирования и развития математических умений и навыков у детей с ЗПР...

Формирование графического и каллиграфического навыка

Обучение письму - очень сложный процесс. При обучении письму необходимо рассмотривать лве стороны: графическую и каллиграфическую. Ребенок должен : 1) Правильно перевести фонетику в графику 2) Записат...

Игры и упражнения направленные на формирование общеучебных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Формирование учебного поведения длительный, сложный процесс не только для особенных детей, но также и для нормотипичных детей. Для детей с РАС необходимо начинать с  формирования общеучебных умен...