Семинар "Проектирование адаптированных программ"
рабочая программа
Одним из центральных вопросов по созданию условий образования является вопрос разработки адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектирование адаптированных дополнительных общеобразовательных программ»
СЛАЙД 1
1. Вступительная часть.
Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование.
Одним из центральных вопросов по созданию условий образования является вопрос разработки адаптированной образовательной программы для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательных учреждениях. Педагог должен уметь грамотно разрабатывать свои рабочие программы, адаптируя их для обучающихся каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработка и утверждение адаптированной образовательной программы относится к компетенции образовательной организации на основании принятых и закрепленных локальных актов.
2. Сообщение
Тема нашего семинара-практикума вроде как кажется простой, но процесс написания и составления программы всегда трудоемкий и кропотливый.
Проблема. Для чего необходима адаптация программы ДО?
Адаптация программы ДО необходима для решения задач:
- Компенсации дефицитов, возникших вследствии специфики развития ребенка
- Минимизации рисков, связанных с организацией и содержанием обучения;
- Реализации потребностей ребенка в развитии и адаптации в социуме;
- Выполнение государственного заказа на оказание образовательной услуги;
Какова технология адаптации дополнительной общеобразовательной программы для детей с ОВЗ и инвалидностью?
Адаптация дополнительной общеобразовательной программы – процесс преобразования структурных и содержательных компонентов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, позволяющий обеспечить специальные условия обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Цель адаптации дополнительной общеразвивающей программы связывается с раскрытием творческого потенциала личности в детско-взрослом сообществе, формированием жизненных и социальных компетенций.
СЛАЙД 2 Что адаптируется в программе по сравнению с основной?
-структура,сроки
-содержание и результаты
- условия реализации программ
- методы, приемы, способы, формы и виды деятельности
- Режим посещения
Рассмотрим Этапы работы педагога по адаптации дополнительной общеобразовательной программе:
1. Предварительный, подготовительный этап:
– определить, для каких детей с ОВЗ проектируется программа;
СЛАЙД 3 нозологии
– изучить психофизиологические особенности по направлениям нарушения развития ребенка (минимум: краткие психологические рекомендации); Напомним, по каким нозологиям делятся дети с ОВЗ
– проработать результаты комплексного изучения психолого-педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
– определить, с какими специалистами необходимо дополнительно сотрудничать в целях реализации программы.
2. Диагностический этап: знакомство с ребенком с ОВЗ и родителями, выяснение предпочтений ребенка (что любит делать, что хочет, что умеет), первичная диагностика коммуникативных умений ребенка (понимать указания, их выполнять, строить свое высказывание, отвечать на вопросы, контактировать с детьми и пр.), предметных умений в том виде деятельности, которую выбрал ребенок для занятий в системе дополнительного образования (умение держать карандаш, рисовать, петь, клеить и пр.) и т.д. Педагогу дополнительного образования следует определить сильные стороны ребенка, чтобы опираться на них в процессе обучения, создавать возможность продвижения по индивидуальной траектории, которая соответствует зоне их ближайшего развития.
Это этап определения сформированности учебных навыков, специфики взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Цель – определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь. Сбор и анализ первоначальной информации о ребенке, изучение документации.
3. Этап разработки программы.
4. Этап реализации программы.
5. Этап анализа достижений ребенка, эффективности программы, ее коррекции.
СТРУКТУРА АДАПТИРОВАННОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Отметим особенности содержания каждого структурного компонента адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (табл. 2)
Структура АДОП должна соответствовать требованиям Федерального Закона «Об образовании в РФ» к структуре и содержанию образовательной программы и «Методическим рекомендациям по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» Министерства образования и науки России;
СЛАЙД 4-5 Рассмотрим структуру АДОП для обучающегося с ОВЗ:
СЛАЙД 6
Титульный лист;
Пояснительная записка, в которой излагается краткая информация об обучающемся (обучающихся) с ОВЗ, с описанием их особых образовательных потребностей, на основе которых формулируются цель и задачи обучения на текущий период, информацию о заключении ПМПК.
Направленность программы (техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная).
Уровень освоения программы.
В дополнительном образовании под уровнем понимают степень сложности и объема содержательного компонента программы. Определяются: ознакомительный, базовый и углубленный уровень программы.
Уровень освоения программы – базовый.
Актуальность образовательной программы (педагогическая целесообразность образовательной программы; практическая значимость образовательной программы; принципы отбора содержания образовательной программы).
Актуальность отвечает на вопрос: зачем ребенку с ОВЗ в современных условиях нужна конкретная программа и чему она способствует (например, краткое изложение психолого-педагогической характеристики группы детей с ОВЗ с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени, развитию которых способствует данная программа)
Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной программы от существующих программ.
Характерные свойства, отличающие программу от других, основные идеи.
Включение специфических задач в программу; применение специфических педагогических технологий, не типовых или авторских педагогических технологий. Дается пояснение, почему именно данные технологии применяются, как они способствуют освоению программы учащимся с ОВЗ; обеспечение специальных условий для реализации программы.
Педагогическая целесообразность образовательной программы (наибольшее соответствие выбранного подхода (варианта действий, технологий, методов, средств) воспитательной деятельности для оптимального результата в данной ситуации. В программе важно показать, что специфика предметной деятельности, ценностно-смысловое содержание, избранные методы, технологии, формы, средства позволяют эффективно решать выявленную проблему.).
Адресат программы Характеристика категории учащихся по программе – примерный портрет учащегося (указать, какому возрасту детей адресована программа, для какой категории учащихся с ОВЗ предназначена программа; указать, требуется ли наличие каких-либо способностей, физическое здоровье и т.д.; краткая характеристика возрастных индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, занимающихся в объединении)
Уровень программы, объем и сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы
Уровень освоения программы определяется на основании содержания программы с учетом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.4.3172-14 и СанПиН 2.4.2.3286-15: ознакомительный, базовый, углубленный. Даются пояснения и/или обоснования к уровню освоения программы для детей с ОВЗ или детей-инвалидов.
Объем и сроки освоения
Возможно изменение продолжительности реализации программы или модуля программы на любом году обучения, которое необходимо обосновать. Сроки реализации могут быть увеличены с учетом психофизического развития, заключениями ПМПК и ИПРА и других особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Формы обучения Очная, очно-заочная, очно-дистанционная, заочная
Режим занятий Периодичность и продолжительность занятий (общее количество часов в год; количество часов и занятий в неделю)
Особенности организации образовательного процесса
Отражаются специфические условия обучения и воспитания. В АДООП учитываются особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья: особенности обучения, специфика взаимодействия с детьми с ОВЗ.
Цель программы
При формулировании цели необходимо помнить, что в ходе образовательной и воспитательной деятельности учащимся с ОВЗ важно предоставить возможность полноценной социализации, активного взаимодействия в коллективе, адаптации к внешним факторам и условиям жизни в социуме.
Задачи программы
Задачи – это те конкретные результаты реализации программы, суммарным выражением которых является поставленная цель:
задачи образовательные (предметные): сформировать знания, умения, навыки;
метапредметные (развивающие): сформировать способы деятельности, применяемые как в рамках образовательной деятельности, так и при разрешении проблем в реальных, социальных и жизненных ситуациях (согласно ФГОС ОО УО для детей с интеллектуальными нарушениями в развитии метапредметные результаты не предусмотрены);
личностные (воспитательные):
- создать условия для адаптация ребенка к условиям детско-взрослой общности, для удовлетворенности ребенком своей деятельностью в объединении; развить творческую активность ребенка, проявление инициативы и любознательности;
- сформировать мотивы к конструктивному взаимодействию со сверстниками и педагогами, навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, толерантное отношение;
- развить жизненные, социальные компетенции (автономность – способность делать выбор и контролировать личную жизнь); ответственность (способность принимать ответственность за свои действия и их последствия);
- – развитие жизненных, социальных компетенций, таких как: автономность (способность делать выбор и контролировать личную и общественную жизнь); ответственность (способность принимать ответственность за свои действия и их последействия);
- – мировоззрение (следование социально значимым ценностям); социальный интерес (способность интересоваться другими и принимать участие в их жизни; готовность к сотрудничеству и помощи);
- – воспитание патриотизма и гражданской позиция; сформировать умение «презентовать» себя и свои проекты) и пр.
Учебный план. Основываясь на особенностях ребенка с ОВЗ, педагогических целях и задачах его развития, указываются: наименование разделов и тем, последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических видов занятий, форм контроля); оформляется в виде таблицы; составляется на каждый год обучения
Содержание программы включает: название темы, описание теоретического и практического материала, формы контроля по каждой теме с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА. При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой – принцип развития, не допускать излишнего упрощения материала
Планируемые результаты
Планируемые результаты должны соответствовать задача определенного года обучения.
Планируемые результаты – совокупность образовательных (знаний, умений, навыков), личностных качеств, компетенций, метапредметных (согласно ФГОС ОО УО для детей с интеллектуальными нарушениями в развитии метапредметные результаты не предусмотрены) результатов.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»
Календарный учебный график программы
– Даты начала и окончания учебных периодов/этапов;
– количество учебных недель или дней;
– продолжительность каникул;
– сроки контрольных процедур, организованных выездов и т.п.
Является обязательным приложением к образовательной программе!
Условия реализации программы
СЛАЙД 7-10
Реализация АДОП должна предусматривать создание в образовательном учреждении специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ.
Формы аттестации
Формы фиксации результатов и подведения итогов реализации программы не имеют принципиальных отличий от традиционных форм. Важно соблюдать выбор подходящей формы в зависимости от психофизиологического состояния и состояния здоровья учащегося с ОВЗ и специфики АДООП. Акцент ставится на критериях оценки результатов, адекватных особым образовательным потребностям учащегося с ОВЗ, и его реальных возможностей
Оценочные материалы
Система контрольно-измерительных материалов включает в себя тестовые материалы, опросники, контрольные или творческие задания и другие формы промежуточной и итоговой аттестации, включает критерии оценки.
Критерии возможной результативности:
– необходимо учитывать особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого ребенка;
– в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные ребенку средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, электронные технологии) и речевые средства;
– факт принятия ребенком помощи взрослого, следование инструкции, изменение способа действия в соответствии с помощью взрослого является показателем положительной динамики развития ребенка с ОВЗ;
– необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной технической помощью, вместе со взрослым).
Методические материалы
Обеспечение программы методическими видами продукции; указание тематики и формы методических материалов по программе; описание используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения и другое. К дидактическим материалам предъявляются требования в соответствии с видом нарушений развития ребенка с ОВЗ.
Список литературы
3. Практическая работа
Предлагаю перейти к практической части нашего семинара.
Вы разделены на 2 группы. Каждая группа должны выбрать направленность программы. Вам выдаются 2 конверта, в 1 конверте цели к программе, вы выбираете цель, которая соответствует направленности вашей программы. Во втором конверте выбираете задачи. Согласно выбранных целей и задач, придумать название программы.
На работу дается 15 минут. Далее каждая группа защищает свою программу.
4. Итоги
Работа нашего семинара подошла к завершению, надеюсь, данная работа найдет отклик в вашей творческой деятельности. Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю
Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Рабочая программа по письму и развитию речи для учащихся 4 класса по специальной (адаптированной) программе 8 вида, 5 часов в неделю
Рабочая программа уроков письма и развития речи для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. В начальном ...

Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающимися по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы VII вида в условиях общеобразовательной школы.
В данной работе рассказывается о том, как должна осуществляться коррекционная работа с детьми с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы...

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР
Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы начального общего образования для обучающихся с ЗПР....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предупреждению и коррекции недостатков устной и письменной речи у учащихся 1 – 3 классов с ОВЗ, обучающихся по адаптированным программам учителя – логопеда
Программа направленна на оказание логопедической помощи детям с речевыми нарушениями, обучающихся в классах по адаптированной программе с ОВЗ, у которых выявлены недостатки чтения и письма, обусловлен...

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной программы
Выпускная квалификационная работа по теме "Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы"....
