Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя -дефектолога
материал
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кутузовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
142033, Московская область, городской округ Домодедово, д. Кутузово, территория «Кутузовская школа-интернат», стр.1
телефоны: (49679) 65-561 т/ф.; 4-87-37
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА»
Подготовила:
Никитина Ирина Владимировна
2024-2025 уч. год
Использование нейропсихологических методик в работе учителя-дефектолога.
В последнее время увеличилось количество детей, имеющих нарушения в развитии. Трудности при освоении учебного материала возникают не из-за детской лени, а вследствие особенностей развития головного мозга детей. Чтобы помочь детям скорректировать имеющиеся нарушения, оправдано применение нейропсихологических методик в работе учителя-дефектолога.
Нейропсихологические методики представляют собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга. Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста, её применение дает положительную динамику при задержке психического развития, умственной отсталости, расстройствах аутистического спектра и других нарушениях.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе учителя-дефектолога, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней.
В детском возрасте применяют две методики коррекции: двигательную и когнитивную. Первый метод способствует стимуляции отдельных зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшение межполушарного взаимодействия, развитие ассоциативных связей. Когнитивная коррекция направлена на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей в учебной деятельности.
Нейрогимнастика.
Нейрогимнастика для мозга относится к кинезиологическим упражнениям. Кинезиология (от греческих «кинезис» — движение, «логос» — знание) — это прикладная наука, помогающая развивать умственные способности личности через выполнение определенного рода заданий.
Детям с ОВЗ сложно усвоить новый материал. Они сталкиваются с проблемами памяти. У них не сформирована речь, повышена утомляемость.
Для более успешного решения таких проблем я включаю в свою работу нейрокоррекционные игры и упражнения, направленные на мозговую организацию психических процессов – внимания, памяти, моторики, речи, мышления, эмоционального реагирования и самоконтроля.
Цели нейрогимнастики:
- Синхронизация работы правого и левого полушария головного мозга.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие памяти, внимания.
- Развитие речи.
- Развитие мышления.
- Улучшение восприятия и запоминания новой информации.
- Улучшение состояния нервной системы.
- Эмоциональное реагирование и самоконтроль.
- Раскрытие скрытых способностей мозга.
Нейропсихологические упражнения очень просты и доступны.
Ребята с удовольствием выполняют эти упражнения как со мной, так и самостоятельно по картинкам- схемам.
Занятия провожу систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому индивидуально обучаю каждого ребёнка. Занятия начинаю с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.
Примеры нейропсихологических и игр и упражнений:
1. Рисование двумя руками способствует созданию новых нейронных связей, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность.
Важно, чтобы все движения выполнялись синхронно, если у ребёнка одна рука обгоняет вторую, то педагогу надо ее придерживать. Постепенно ребенок научится контролировать ведущую руку самостоятельно.
Можно не только рисовать двумя руками, но и выкладывать различные предметы.
2. «Найди одинаковые предметы»
Ребёнку предлагается карточка, разделённая горизонтальной линией по середине. На каждой половине в хаотичном порядке нарисованы парные предметы, один предмет из пары на правой половине, другой на левой половине листа. Ребёнку надо найти и показать одновременно двумя руками два одинаковых предмета.
3. «Кристальная пирамида» способствует развитию внимания, развитию зрительно – пространственных и моторных навыков, контроля руки.
Ребёнку даётся заранее приготовленный шаблон треугольника, расчерченный на «кристаллики», и образец, в котором несколько кристалликов закрашено. Ребёнок должен закрасить части кристальной пирамиды так, как на образце.
4.Упражнение «ухо-нос»
Концентрация внимания, межполушарное взаимодействие.
Левой рукой взят себя за кончик носа, правой – за левое ухо. Одновременно поменять руки: правой рукой взять себя за кончик носа,
левой – за правое ухо. Повторить несколько раз.
5.Упражнение «класс – заяц»
Концентрация внимания
Правой рукой показать «класс», левой рукой – «зайца». Одновременно менять руки, снижать или наращивать темп.
6.Упражнение «Повтори, не ошибись»
Концентрация внимания, выполнение моторной программы, регуляция, контроль
Перед ребёнком плавно выполняют ряд праксис поз пальцами одной рукой: «коза», «класс», «окей», «большой палец», «бык». Они должны повторить последовательность поз, например, «коза, «бык» после демонстрации педагогом. Второй вариант, дети должны повторять последовательность параллельно за педагогом.
7. Игра «Колечко»
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Сначала потренируйтесь складывать «колечки» каждой рукой отдельно, затем вместе.
8. Упражнения из сборника упражнений. Нейродефектология
«Нейротетрадь» (автор Елизавета Шестакова), в котором представлено 14 разделов: Моторика, Ритм, Сенсорные эталоны, Память, Логика, Графика, Двуручная координация, Внимание, Зрительно-моторная координация, Межполушарное взаимодействие, Пространственная ориентировка, Математические представления, Шифрование, Нейроматорика.
Подводя итог, отмечу, что регулярное использование нейропсихологических игр и упражнений в работе оказывает положительное влияние на процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей с ОВЗ.
Приложение (видеопрезентация, демонстрационный материал)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна» и «Практические рекомендации для родителей по развитию ребенка с синдромом Дауна в домашней обстановке»
Выступления от 18.12учителя-дефектолога Дубровиной Е.Ф.на тему«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна»и «Практические рекомендации для род...

Дидактические игры в коррекционной работе учителя-дефектолога по исправлению нарушений в эмоциональной и поведенческой сферах у детей с задержкой психического развития
Использование дидактических игр в коррекционной работе по исправлению нарушений в эмоциональной и поведенческой сферах у детей с задержкой психического развития является важнейшей предпосылкой при ста...
Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя- логопеда.
Скорость современной жизни велика, и это отражается на детях. Школьная программа постоянно меняется , растут требования в школе и нагрузка вне школы.Родители тоже ждут от детей высоких и быстрых...

«Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда».
Я считаю, что в современных условиях, учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии. Для того, чтобы глубже понимать пр...

Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-дефектолога
Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя-дефектолога способствует пониманию имеющихся трудностней в развитии детей и проведению целенаправленной работы для их устране...

Нейропсихологические приемы в коррекционной работе учителя-логопеда
Нейропсихологические приемы в коррекционной работе учителя-логопеда...

Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда
Учителю-логопеду необходимо применять в своей работе знания и умения из смежной профессиональной области нейропсихологии. Для того, чтобы глубже понимать причины речевых нарушений и повысить эфф...
