ДОКЛАД на МО воспитателей Тема: «Культура общения воспитанников в начальных классах»
учебно-методический материал (4 класс)

Боровская Ольга Феодосьевна

В современном мире общение выступает одним из важнейших факторов эффективной деятельности человека, а также успешной социализации и реализации жизненных целей. Растущий ребенок должен уметь вступать в межличностные отношения, учиться их устанавливать, что обеспечит благоприятное его развитие, удовлетворит его потребность в общении и успешную социализацию ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила: Боровская Ольга Феодосьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат посёлка Эгвекинот»

ДОКЛАД на МО воспитателей

Тема: «Культура общения воспитанников в начальных классах»

C:\Users\User\Downloads\IMG_20250312_144355.jpg

В современном мире общение выступает одним из важнейших факторов эффективной деятельности человека, а также успешной социализации и реализации жизненных целей. Растущий ребенок должен уметь вступать в межличностные отношения, учиться их устанавливать, что обеспечит благоприятное его развитие, удовлетворит его потребность в общении и успешную социализацию ребенка.

Начиная с рождения, человек живет среди других людей. Сначала в младенческом возрасте, круг его общения довольно узок - это близкие взрослые, которых он хорошо знает. Затем в его жизни появляются менее знакомые люди и сверстники. Это тоже происходит довольно рано – некоторые психологи считают, что уже на втором году жизни можно отметить первые признаки общения между детьми. Чем старше становится человек, тем шире круг его общения, тем разнообразнее его контакты.

Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств.

Культура общения воспитанников в начальных классах подразумевает воспитанность, знание основных моральных и нравственных принципов, а также умение ребёнка взаимодействовать с ровесниками.

Многие младшие школьники испытывают серьезные трудности в построении межличностных отношений: они не умеют вступать в контакт со сверстниками и взрослыми по собственной инициативе и поддерживать этот контакт, адекватно выражать свои симпатии и антипатии. Поэтому они часто становятся замкнутыми или конфликтными, агрессивно ведут себя с окружающими. Культура речевого общения является частью культуры поведения, выражающейся, главным образом, в речи, в беседе и взаимном обмене репликами.

Обучение школьников общению включает в себя сообщение им необходимых теоретических знаний в соответствии с возрастными возможностями учащихся и организацию практики общения в жизнедеятельности коллектива. Сообщение теоретических знаний может осуществляться в форме специальных бесед, в процессе инструктажа школьников, которым предваряется введение в жизнь коллектива новых форм общения учащихся, а также в процессе анализа проведенных мероприятий и жизни коллектива.

Работа по подготовке воспитанников к общению должна вестись в расчете на всех учащихся и на тех из них, кто испытывает особые трудности в общении. И в том и в другом случае эта работа имеет специфическое содержание, а иногда и формы, в зависимости от возраста и пола ребят.

Воспитатель должен владеть приемами, позволяющими поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные – создание условий психологической безопасности в общении и реализация внутренних резервов партнера по общению, а также приемами, которые способствуют достижению положительного уровня общения.

 К ним относятся:

-умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности воспитанника;

-способность истолковывать и читать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты);

-умение встать на точку зрения ребёнка и создать атмосферу доверия в общении с другим человеком;

-владение приемами риторики;

-использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими и особенно дисциплинирующими;

-преобладание демократического стиля в процессе воспитания, умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.

Формирование умений культуры речевого общения младших школьников практически невозможно организовать в строго ограниченных рамках учебно-воспитательного процесса, основной целью которого является обучение (овладение системой знаний), а не общение школьников. Следовательно, формирование культуры речевого общения детей младшего школьного возраста эффективнее проводить в процессе различных форм внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является свободной, менее регламентированной, чем учебная, деятельность, в которой младшие школьники реализуют творческую и познавательную активность, не боятся ошибиться, высказать свое мнение. Ситуация свободного творчества и познания предполагает создание условий, актуализирующих интеллектуальные способности, находчивость, смекалку, фантазию, выдумку ребёнка, его способность к импровизации, предложить новое решение известного вопроса, умение выйти из нестандартной ситуации. Подобная деятельность очень увлекает детей, развивает творческую инициативу, эмоционально обогащает его жизнь. Поэтому формирование культуры речевого общения младшего школьника во внеурочной деятельности происходит в непринужденной форме, дети, играя, учатся. 

Игра, являясь одним из ведущих видов деятельности в младшем школьном возрасте, выступает основным средством воспитания детей. Разнообразие игровых методов и форм открывает широкие возможности их использования для формирования культуры речевого общения младшего школьника во внеурочной деятельности. Самое главное, что в игре ребенок учится, воспитывается и развивается непреднамеренно.

Работа по воспитанию культуры общения будет эффективна, если она проводится не от случая к случаю, а в определённой системе, которая должна обеспечить накопление у детей опыта поведения, полезных привычек, приобретение моральных представлений.

Достигается это систематическим приучением школьников к выполнению правил.

На воспитательских часах и в другой внеклассной работе отрабатываются правила общения и поведения. Тематика может быть разносторонней:

- Правила жизни в коллективе;

- Вежливые слова, их использование;

- Положительные черты характера;

- Как избежать конфликта;

- Ответственное поведение;

- Как мы общаемся по телефону?;

- Культурный человек;

- Говорим правильно;

- Правила этики;

- Как вести себя на улице;

- Встречают по одёжке, провожают по уму;

- Законопослушный гражданин.

C:\Users\User\Downloads\IMG_20250312_144311.jpg

Занятия ставят своей задачей развивать умения анализировать этические ситуации, вести поиск допущенных речевых ошибок, определять уровень общения, понимания эмоционального состояния людей.

Воспитанность – интегральное качество личности, проявляющееся в его отношениях с другими людьми. Главное на занятиях – пробуждение в личности понимания того, что все правила ориентированы на проявление нравственных качеств личности и, прежде всего доброжелательного и уважительного отношения к окружающим.

Общение – одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди "как физически, так и духовно творят друг друга..." Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей.

Несколько рекомендаций по воспитанию культуры общения у воспитанников начальных классов:

- Учить детей объединяться в группы. Сначала в пары, затем в четвёрки или шестёрки. Это помогает детям знакомиться и сближаться, а также учиться слушать и слышать другого, давать и принимать совет, работать дружно и в едином темпе. 

- Проводить общие разговоры. Это беседа всех детей вокруг какой-то темы в свободной форме. Такие разговоры опираются на существующие у детей знания, желания, интересы. 

- Организовывать деловые разговоры. В рамках такого разговора дети обсуждают намерения и планы, каким образом выполнить то или иное действие или задание. 

- Использовать приёмы группового чтения и группового диктанта. Такие приёмы развивают терпеливое и уважительное отношение к сверстникам. 

- Привлекать детей к разнообразным видам деятельности. Это помогает детям проявлять стремление взаимодействовать, придерживаясь норм этикета. 

- Контролировать выполнение правил поведения. При этом нужно сопровождать его оценкой, положительной либо отрицательной. Отрицательная оценка должна быть тактичной. 

- Использовать беседы. В ходе бесед важно обращать внимание детей на последствия предполагаемых поступков для себя и окружающих, на отношение детей к ребёнку, поступающему вразрез с правилами, на его переживания, на собственное эмоциональное состояние. 

- Создавать проблемные ситуации. В классе можно специально создать проблемную ситуацию, чтобы дети приобрели практический опыт в выполнении правил поведения. 

Таким образом, основная цель обучения и воспитания учащихся культуре общения – формирование у них адекватного коммуникативного поведения Коммуникативное поведение человека – это совокупность норм и традиций общения. Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определенной ситуации нормам и является эффективным. Следовательно, воспитанники должны освоить этикетные нормы общения и правила и приемы эффективного общения.

C:\Users\User\Downloads\IMG_20250312_144331.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ экспериментальной работы по нравственному воспитанию личности Тема: «Культура общения»

Основополагающая цель третьего года обучения детей по теме: «Культура общения» - это развитие внутренней духовной культуры учащихся, духовное становление личности («Душа обязана трудиться»). В процесс...

Доклад на тему: «Развитие орфографической зоркости в начальных классах»

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографическог...

Презентация на тему: "Культура общения" 3 класс

Презентация на тему: "Культура общения"...

Классный час на тему «Культура общения. Речевое поведение ». 3 класс

Данный материал предназначен для учащихся 3-4 классов....

Доклад на тему Реализация внеурочной деятельности в начальных классах

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимуще...

Доклад на тему "Формирование мотивации у обучающихся начальных классов, временно освобожденных от уроков физической культуры посредством разнообразных форм обучения"

Все чаще встает вопрос, как оценивать освобожденных от урока физической культуры детей, после перенесенных заболеваний. Зачастую, родители пытаются оградить ребенка от выполнения физических упражнений...