«Эффективность и результативность внеурочной деятельности в процессе реализации ФГОС»
статья
Предварительный просмотр:
МОБУ «Красногвардейская СОШ имени Марченко А.А.»
«Эффективность и результативность внеурочной деятельности в процессе реализации ФГОС»
Учитель начальных классов:
Никульшина Елена Евгеньевна
2017 год
В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Внеурочная деятельность вводится в целях необходимости обеспечения «духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности».
Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, походы, экскурсии), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет учителям выявить у своих учеников потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать.
Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссии, встречи с интересными людьми, посещение музеев, коллективно-трудовые дела).
Так реализуя общеобразовательную программу «Мое Оренбуржье», которая преследует такую цель:
Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в процессе приобщения к традициям семьи, родного города и ознакомления с историей, культурой и природой родного края.
Могу сказать, что она
Формирует первичные представления обучающихся об Оренбургском крае как о родной земле, малой Родине, его культурных ценностях посредством изучения истории, достопримечательностей, природных ресурсов родного края.
Развивает познавательную активность и любознательность, стремление к исследованию в процессе изучения культуры Оренбургского края.
Для реализации поставленных задач используются следующие формы образовательной деятельности: работа кружка, экскурсии, праздники, выставки, концерты с привлечением родителей, творческие встречи, посещение музеев, библиотек.
Воспитывает:
- уважительное отношение к членам семьи, ее традициям и истории; формирует представления детей о семейной иерархии, участии членов семьи в развитии родного города, края;
- чувство сопричастности к наследию родного края, гордости за него;
- чувство уважения к людям разных национальностей и их обычаям на основе культурных традиций родного края.
Программа основывается на таких принципах:
- Личностно-ориентированный подход направлен на развитие всех качеств личности. Этот подход обращает внимание к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности.
- Культурологический подход подчеркивает ценность, уникальность пути развития своего родного края на основе не противопоставления природных факторов и культуры, а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.
- Диалектический подход обеспечивает формирование у детей младшего школьного возраста начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах. У обучающихся развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее, будущее.
- Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и направлен на изучение динамики и оценки результативности полученных навыков и умений.
Программа реализуется с сентября текущего года. За этот период нами была проделана следующая работа:
Слад практиченская деятельность
1. Выставка рисунков «Животные родного края»
2. Подготовка сообщений «Деревья и кустарники нашего края», «Домашние животные».
3. Беседы «Национальный орнамент в одежде и архитектуре», «Что такое ремесло? Существует ли ремесло сегодня?»
4. Заочные экскурсии в Бузулукский бор (планируется экскурсия в краеведческий музей г.Бузулка.)
5. Просмотр и обсуждение видеофильма «Изба снаружи и внутри». «Устройство быта наших предков».
6. Устный журнал «Растения Бузулукского бора».
7. Работа с картой «Мой край на карте Родины».
8. Работа с печатными изданиями «Красная книга», «Мое Оренбуржье»
Реализуема программа рассчитана на 4 года. И, наверное, еще рано говорить о результативности, но об эффективности хочу сказать следующее: дети заинтересованы, с охотой выполняют задания, проявляя при этом самостоятельность. Ответственно и творчески подходят к выполнению заданий. Обучающиеся применяют полученные знания во внеурочное время в основной учебной деятельности.
Помимо образовательных и развивающих аспектов, деятельность по данной программе служит хорошим подспорьем в формировании межличностных отношений и созданию дружного и сплочённого коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по теме самообразования Тема: Формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся и исследовательской культуры на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
Отчет по теме самообразования...

«Мониторинг эффективности и результативности внеурочной деятельности интеллектуального направления».
доклад по данной теме...

Педагогическая поддержка личностного становления и развития обучающихся в процессе организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС
Форма организации: проблемно-ценностное общение.В форме беседы. Дети сидя кружочком.Цель: - формировать у детей понятие о дружбе -...

Обобщение опыта Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО
Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предостав...

Развитие познавательных и творческих способностей учащихся в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО
Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предостав...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

"Проектная деятельность младших школьников в урочной и внеурочной деятельности, как средство реализации ФГОС НОО."
Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. Вашему вниманию предлагаю познакомиться, как в начальных кл...
