«Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках окружающего мира и во внеурочное время»
презентация к уроку
Воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения является одной из важнейших задач современного образования. Тема «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках окружающего мира и во внеурочное время» посвящена методологическим подходам и практическим стратегиям, применяемым в школе для формирования у учеников любви к Родине, уважения к её культуре и истории, а также осознания своей социальной ответственности.
Основное внимание уделяется интеграции элементов гражданственности и патриотизма в учебный процесс на уроках окружающего мира, где учащиеся знакомятся с основами экологической, социальной и культурной грамотности. Важная роль отводится также внеурочным мероприятиям: экскурсиям, проектной деятельности, волонтерству и встречам с ветеранами и представителями общественных организаций.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 2.09 МБ | |
| 27.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Как нет человека без самолюбия, - так нет человека без любви к Отечеству; и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека» К.Д.Ушинский
В методологическую основу разработки и реализации ФГОС заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. ФГОС формулируют социальный заказ школе, который выражается в «национальном воспитательном идеале–это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России».
Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству). Гражданственность (правовое государство. Гражданское общество, свобода совести и вероисповедания, долг перед Отечеством, семьёй, закон и порядок, межэтнический мир). Семья (почитание родителей, любовь и верность, здоровье, забота о младших и старших).
Ф ормирование способности школьника соотносить себя с гражданской общностью, с ее ценностями и нормами, осознавать свою принадлежность к гражданской общности, видеть в себе гражданина своей страны и члена гражданского общества .
1.Формировать черты характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны. 2.Углублять знание о Родине, своем родном крае, месте рождения. 3.Пробуждать желание знакомиться с историей своей семьи. 4. Углублять знания об истории, традициях, культуре, святынях России. 5.Воспитывать уважение к защитникам Отечества. 6.Воспитывать преданность Отчизне, готовность к защите Родины, верность трудовым традициям старшего поколения. 7.Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно - полезном труде.
В Учебной деятельности (учебные предметы: математика, окружающий мир, русский язык, литературное чтение, изобразительное искусство ) Внеурочная деятельность ( посещение кружков, праздники, экскурсии, участие в спортивных мероприятиях ) Работа с родителями (консультации, выставки работ детей, конкурсы для всей семьи по разным видам деятельности)
Формы работы Уроки мужества Праздники Акции Классные часы Конкурсы Поисково-исследовательская работа Встреча с интересными людьми Игровая деятельность Коллективные творческие дела
- родительские собрания гражданско-патриотической направленности; - индивидуальные и тематические консультации; - помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий; - привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников; - проведение совместных внеклассных мероприятий (выставки, конкурсы, экскурсии); - наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ; - дни открытых дверей; - создание родительского актива.
«Мой край родной» (1 -4 классы) П риобщение детей младшего школьного возраста к познанию истории, культуры, природы родного края, через различные образовательные технологии. Воспитывать у школьников любовь к родному краю - Кузбассу, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируются гражданственность, чувство ответственности за свою Родину.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе» . Д. С. Лихачев Р - родная, родина, Русь, русская, род О – Отечество, особая, одна, огромная С – сильная, смелая, страна С – свободная, славная, стойкая И - искусная, историческая, идеальная Я - ясная, яркая Р – Россия, род, родители, родственники, россияне… О – Отечество, отец… Д – дом, дети, дерево… И – имя, искусство… Н – небо, надежда … А – акация, активность
«Мы – семья народов России»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
«Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках окружающего мира и во внеурочное время»
Лыкова О.Г.учитель нач.классов
Резникова Т.Н. учитель нач.классов
Худяшова Н.Б. учитель нач.классов
Слайд 1
Добрый день, уважаемое коллеги, представляем вашему вниманию выступление на тему «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках окружающего мира и во внеурочное время».
Слайд 2 (высказывание К.Ушинского)
Слайд 3
В методологическую основу разработки и реализации ФГОС заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
ФГОС формулируют социальный заказ школе, который выражается в «национальном воспитательном идеале – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России».
Слайд 4
В направлении развития личности социальная культура включает традиционные источники нравственности, которые представлены на слайде
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода).
Школьное образование предполагает не только получение необходимых для дальнейшей жизни знаний, но и формирования тех личностных качеств и навыков, без которых немыслим сегодняшний социум....
В начальной школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.
Каждый учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую цель.
Слайд 5
Наша цель совпадает с одной из задач современного образования - формирование способности школьника соотносить себя с гражданской общностью, с ее ценностями и нормами, осознавать свою принадлежность к
гражданской общности, видеть в себе гражданина своей страны и члена гражданского общества.
Слайд 6
Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:
1.Формирование черт характера, которые помогут ребенку стать человеком и гражданином своей страны.
2.Углубление знаний о Родине, своем родном крае, месте рождения.
3.Пробуждать желания знакомиться с историей своей семьи.
4. Углубление знаний об истории, традициях, культуре, святынях России.
5.Воспитание уважения к защитникам Отечества.
6.Воспитание преданности Отчизне, готовности к защите Родины, верности трудовым традициям старшего поколения.
7.Развивать желание быть полезным в семье, школе, своему народу, участвовать в общественно - полезном труде.
Слайд 7
Воспитание патриотизма – это целенаправленная работа, которую мы проводим на протяжении всей своей профессиональной карьеры, как на уроках, так и во внеурочное время.
Для формирования навыков патриотического воспитания и гражданственности используем возможности учебных предметов
- Учебная деятельность (например, математика- задачи с использованием краеведения, русский яз.- минутка чистописания, в текстах про Родину, родной край и т.д)
Особое место в воспитании гражданственности и патриотизма отводится на уроках окружающего мира. В своей практике мы используем:
- написание исследовательских и информационных проектов
-очные и заочные путешествия по любимым уголкам родного края
- встреча с известными людьми родного края
-привлечение родителей для классного часа о профессиях
(некоторые разделы, в которых прослеживается тема гражданственности и патриотизма):
* Семья. Взаимоотношения в семье.
* Наша Родина—Россия
* Города России
*Народы России. Народов дружная семья.
* Моя родословная. Семья-коллектив. Права и обязанности членов семьи.
* Красная Книга России и др.
Слайд 8
Из выше сказанного, можно выделить следующие формы организации воспитательной деятельности, классные часы, праздники, коллективные творческие дела, уроки мужества, встречи с интересными людьми, акции, конкурсы, игровая деятельность, поисково-исследовательская работа, просмотры роликов по духовно-нравственному воспитанию, чтение литературных произведений, экскурсии по историческим местам, встречи
С ветеранами войны, заочные путешествия по боевым местам, изучение своего края, своей малой родины.
Слайд 9
Большую роль в гражданско-патриотическом воспитании школьников оказывает взаимодействие классного руководителя с семьей.
В качестве форм работы с семьей по гражданско-патриотическому воспитанию школьников мы применяем:
- родительские собрания гражданско-патриотической направленности;
- индивидуальные и тематические консультации;
- помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий;
- привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников;
- проведение совместных внеклассных мероприятий (выставки, конкурсы, экскурсии);
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ;
- дни открытых дверей;
- создание родительского актива.
Слайд 10
Привлекаем родителей к проведению экскурсий и походов, к организации поездок в кино, посещение музеев, проведение совместных праздников, так как всё это способствует установлению благоприятного микроклимата в отношениях между классным руководителем, обучающимися и родителями и создаёт благоприятные условия для гражданско-патриотического воспитания младших школьников.
Применение нами в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволили обеспечить повышение эффективности гражданско-патриотического воспитания.
Слайд 11
Внеурочная деятельность
Регулярно проводим со своими детьми классные и внеклассные мероприятия, используя различные формы работы, о которых было сказано выше, направленные на патриотическое воспитание. В нашей школе гражданско-патриотическое воспитание реализуется через внеурочную деятельность «Мой край родной», направленный на приобщение детей младшего
школьного возраста к познанию истории, культуры, природы родного края, через различные образовательные технологии. Воспитывать у школьников любовь к родному краю - Кузбассу, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируются гражданственность, чувство ответственности за свою Родину.
Слайд 12
Мастер-класс
Ученый, лингвист Дмитрий Сергеевич Лихачев писал так: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе».
Представьте, что мы с вами одна большая многонациональная семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, давайте соберем в нем то, что нам необходимо для счастья. Мне нужна в семье доброта, а вам?
тепло
забота
любовь
уважение
понимание
Вот мы и построили наш общий дом под названием РОДИНА, где царит любовь и тепло.
Игра на ассоциацию. (детям нравится)
Данная игра дает учителю представление о сформированности у детей понятий патриотической направленности.
Описание: на каждую букву слова Россия, необходимо назвать ассоциацию:
Р - родная, родина, Русь, русская, род
О – Отечество, особая, одна, огромная
С – сильная, смелая, страна
С – свободная, славная, стойкая
И - искусная, историческая, идеальная
Я - ясная, яркая
Р – Россия, род, родители, родственники, россияне…
О – Отечество, отец…
Д – дом, дети, дерево…
И – имя, искусство…
Н – небо, надежда …
А – акация, активность
Слайд 13 (любой сопровождающий слайд)
Мастер-класс костюмы (прикрепляем на доску)!!!!
-Предлагаем Вам одеть в национальные костюмы, правильно соединив все части.
-А теперь, давайте соберём всю многонациональную семью….
Соберите в ладошки свое тепло. Пусть его будет очень много. Почувствуйте это тепло. Поделитесь своим теплом друг с другом.
Наш дом, город, страна — это наша крепость. Но в нашей жизни так важно, чтобы в каждом доме царили лад, любовь и уважение. Послушайте легенду.
В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: “Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга?” В ответ старейшина назвал лишь одно слово. Какое?
(Терпение)
Да, это правильно, когда мы будем терпимы друг к другу, и к людям разных национальностей, людям разного вероисповедания, тогда и в каждом доме будет царить мир. Чтобы не было непонимания между людьми, ссор, войн, каждый человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, с пониманием относиться к каждому человеку.
Слайд14 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира и во внеурочное время
Творческая ра бота на тему "Организация исследовательской деятельности обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира и во внеурочное время"...

Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочное время»
В статье рассказывается об организации исследовательской деятельности, этапах работы, показана система планомерной работы над исследовательскими умениями и навыками...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Статья об использовании проектно-исследовательской деятельности, являющейся средством оптимизации учебно-воспитательного процесса младших школьников в рамках экологического воспитания на уроках окружа...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Повышение эффективности образовательного процесса - одна из актуальных проблем современного образования. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэ...

Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира и во внеурочное время
В статье дается характеристика исследовательской деятельности, рассмотрены принципы исследовательской деятельности. Приведены примеры упражнений для развития исследовательских умений....

Применение современных технологий на уроках окружающего мира и во внеурочное время в условиях реализации ФГОС в начальной школе.
На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ребёнка, что в свою очередь обусловлено применением современных образовательных технологий, среди котор...

Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира и во внеурочное время
Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира и во внеурочное время Мир меняется быстро. Технологически, социально, экономически, психологически, культурно. ...
