«Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки и обученности учащихся по обновленному ФГОС НОО»
материал
В настоящее время одним из важных направлений формирования профессиональных компетенций учителей начальных классов является повышение готовности к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов. Именно педагоги должны обеспечить решение такой важной задачи образовательного учреждения как совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки и обученности учащихся по обновленному ФГОС НОО»
Тема: «Повышение эффективности урока через применение современных образовательных технологий
Форма проведения: круглый стол
Цель: использование наиболее эффективных технологий преподавания предметов, разнообразные вариативные подходы для успешного обучения и воспитания детей.
Повестка:
1. Выступление по теме «Применение новых образовательных технологий при работе со слабо мотивированными и одарѐнными детьми»
2. Выступление по теме «Использование проблемных технологий на уроках математики в начальной школе»
3.Выступление по теме «Интеллектуальное развитие младших школьников»
4.Итоги успеваемости во II четверти.
Анализ итоговых контрольных работ.
Итоги мониторинга качества знаний, умений и навыков, техники чтения за II четверть.
5. Проведение Предметной недели начальной школы.
6. Портфолио учителя и отработка механизма учета индивидуальных достижений обучающихся в начальной школе (ученическое портфолио).
В настоящее время одним из важных направлений формирования профессиональных компетенций учителей начальных классов является повышение готовности к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов. Именно педагоги должны обеспечить решение такой важной задачи образовательного учреждения как совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы.
Компетенция – результат образования, выражающийся в готовности человека к решению определённых задач профессиональной и в непрофессиональной деятельности на основе использования им внутренних и внешних ресурсов.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА РАССМАТРИВАЕТСЯ СЕГОДНЯ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Концепция модернизации образования, определила основные направления и этапы важного процесса развития нашего общества - "подготовка педагогических кадров нового поколения и формирование принципиально новой культуры педагогического труда", подготовка педагогов, обладающих высокой квалификацией и необходимой информационной культурой.
Приоритетной задачей становится повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня повысился спрос на высококвалифицированного, творчески работающего, социально - активного и конкурентоспособного педагога, способного воспитать социализированную личность в быстроменяющемся мире.
В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность. Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования. Конечно же, без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового педагогического опыта этого достичь невозможно. Как невозможно достичь и без повышения профессионализма каждого педагога.
Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем- либо, качество человека, обладающего всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности
Компетенция - круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих - либо полномочий, прав.
Проще говоря:
- Компетенции – это требования
- Компетентность – это проявление этих требований
Развитие профессиональных педагогических компетенций – это важнейшая задача не только личностного развития конкретного учителя, а фундаментальное условие формирования эффективного учебно-воспитательного процесса.
Перефразируя известную мысль классики педагогики Адольфа Дистервега, можно сказать, что, только тот имеет право учить, кто сам находится в постоянном совершенствовании. В наш информационный век, роль учителя, на мой взгляд, заключается в том, чтобы собой явить образец для подрастающего поколения, дабы они не нашли его в менее достойных примерах.
Личностное и профессиональное развитие учителя начальных классов в педагогической деятельности – это динамичный процесс, включающий в себя следующие личностные циклы: адаптацию к системе современного образования, к профессиональному образу мыслей и образу действий в современных условий; идентификацию учителя с требованиями и нормами профессиональной деятельности; творческое саморазвитие и самореализацию в интересах творческого осуществления своих профессиональных ролей и функций.
Образовательная деятельность требует от специалиста широких и глубоких познаний в разнообразных областях. Особенно это актуально для учителя начальной школы, преподающего школьникам целый ряд различных научных дисциплин. Следовательно, его общие познания должны вращаться в области языкознания, литературы, математики, естествознания, истории, изобразительного искусство, музыки. При этом имеется в виду не только владение содержанием учебной дисциплины, но и обширный кругозор, позволяющий проводить глубокий анализ разнообразных сторон окружающей действительности.
Таким образом, следует выделить три показателя профессиональных компетенций учителя по общекультурному критерию:
- общая образованность и эрудированность;
- актуализация информированности в области культурных новинок;
- сформированная культура речи.
По окончанию начальной школы у обучающихся должны быть сформированы: желание и умение учиться, готовность к образованию и самообразованию на ступени основного общего образования; инициативность, самостоятельность, готовность к сотрудничеству в разных видах деятельности; математическая грамотность и грамотность в области чтения как основа всего последующего образования.
Успешное проведение урока, достижение поставленных целей и планируемых результатов во многом определяется согласованной деятельностью учителя и обучающихся, которая в свою очередь зависит от подготовки учителя к уроку. Предварительная подготовка к уроку состоит в изучении учителем специальной, педагогической и методической литературы, в тщательном ознакомлении с содержанием и требованиями программы, с учебниками и учебными пособиями, с опытом работы других учителей, в анализе личного опыта в предшествовавшие периоды, в определении места данного урока в системе уроков по разделу или теме рабочей программы учебного курса, предмета, дисциплины.
Непосредственная подготовка учителя к уроку заключается в продумывании и составлении плана урока, отборе и проверке необходимых пособий и оборудования. Необходимо также определить методы и приёмы работы самого учителя на уроке, сочетание фронтальной, групповой, парной и индивидуальной работы, отобрать и подготовить необходимый дидактический материал, эксперименты, наглядные и информационно-технические средства обучения.
Таким образом, высокий профессионализм и творческое мастерство специалистов – один из важнейших, собственно человеческих ресурсов, который определяется как объективными, так и во многом субъективными факторами. В современной жизни всё большее значение уделяется теме личного успеха. В профессиональном развитии педагогов важно учитывать разные аспекты: возрастной, образовательный, профессиональный потенциал, степень социальной ответственности за результат, психологическую готовность к непрерывному образованию, семейное благополучие, психофизиологические и коммуникативные особенности, мотивы профессионального роста, возможности социального партнёрства образовательного учреждения и др. Жизнь многогранна, человек играет несколько социальных ролей. Гармоничная их взаимообусловленность способствует профессиональному совершенству личности, что в свою очередь является фактором повышения качества образования.
Человек становится человеком только с помощью человека.
Но человек может стать Человеком только своими усилиями.
Притча «Инструменты душевной гармонии»
— Я так несчастен… Наверное, я – плохой человек, — жаловался ученик учителю.
— Ты – не плохой человек, но тебе нужно измениться.
— Как же так? Если я – не плохой, то зачем мне меняться?
— Давай-ка лучше я тебе покажу, – посоветовал учитель.
Он дал ученику свирель с просьбой сыграть любую мелодию. Ученик играть на свирели не умел, но поднес инструмент к губам, стал в него дуть и попеременно закрывать отверстия. Ничего, кроме свистящих и хрипящих звуков, из свирели не выходило.
— Видишь, что получается, — сказал Учитель. — А если ты выучишься на ней играть, музыка станет совсем иной. Что же изменится? Играть будешь тот же ты, и свирель будет той же, и руки, и воздух, но... Это будет совершенно другая музыка, которая будет успокаивать, лечить и возносить душу.
Мораль: в тебе есть всё, что необходимо. Оно может казаться плохим, но лишь потому, что ты ещё не умеешь извлекать из него гармонию. Когда ты научишься гармонично управлять мыслями и волей, тогда в руках твоей души эти инструменты станут послушными. Тогда ты поймёшь, что недостатки — не что иное, как твои самые яркие добродетели, которыми ты пока не научился пользоваться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональной компетентности педагогов, связанной с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в начальных классах.
Формирование профессиональной компетентности педагогов, связанной с применением электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в начальных классах....
Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС
Повысить результаты школьного обучения можно лишь посредством роста качеств преподавания, повышения профессиональной компетентности педагогов. Об этом мы и поговорим в даной статье....

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения...
"Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки и обученности учащихся по обновленным ФГОС НОО".
Выступление на ШМО....

Методическая тема ШМО учителей начальной школы: «Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки и обученности учащихся по обновленному ФГОС НОО» Цель школьного методического объединения учителей начальны
Рабочие программы для 2 класа...

Доклад «Особенности формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов в соответствии с обновленными ФГОС НОО»
Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современном...
Формирование профессиональной компетенции педагога начальной школы для качественной подготовки обучающихся в условиях обновлённого ФГОС НОО
Обновлённый ФГОС НОО ставит перед нами новые вызовы: акцент на функциональной грамотности, мягких навыках (soft skills) и персонализации обучения. Чтобы соответствовать этим требованиям, нам необходим...
