Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС
статья на тему

Повысить результаты школьного обучения можно лишь посредством роста качеств преподавания, повышения профессиональной компетентности педагогов. Об этом мы и поговорим в даной статье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС

Выполнила: Альгпеус Евгения Викторовна,

учитель начальных классов

ГБОУ лицея № 470

Калининского района

г. Санкт-Петербурга

Мы живём и работаем в двадцать первом веке. Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции.

Понятно, что увеличение автономии школ, объемов финансирования и снижения числа учеников в классе не могут повысить качество школьного образования. Согласно данным некоторых исследований, рост качества образования не может быть достигнут лишь в ходе изменения организационной структуры, финансирования и децентрализации системы образования. Ясно, что повысить результаты школьного обучения можно лишь посредством роста качеств преподавания, повышения профессиональной компетентности педагогов. Мы понимаем, что «учащиеся в классах высококвалифицированных учителей развиваются быстрее, чем дети, которые попали к учителям низкой квалификации».

- Таким образом,  по нашему мнению, для повышения образовательных результатов обучающихся необходимо повышать качество профессиональной деятельности учителей, уровня профессиональной компетентности. И, наверное, при этом главные условия развития:

- способность осознавать недостатки своей профессиональной деятельности,

-владение передовыми педагогическими технологиями,

-мотивация к совершенствованию своей профессиональной практики.

  • Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
  • Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентность – это характеристика человека, а компетенция – то, чем он уже владеет (способность, умение). 

Основные компетенции современного учителя: умения учиться со своими учениками, планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся, мотивировать учащихся, занимать экспертную позицию, оценивать, подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними  определять наиболее подходящий для него учебный материал  или деятельность, осуществлять рефлексию своей деятельности.

Владение этими компетенциями необходимо учителю для того, чтобы в ходе урока стимулировать у обучающихся «…освоение ключевых компетенций, методов, способов мышления и деятельности на основе развития своих способностей», а также «оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать процесс достижения образовательных результатов и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки».

Для осмысления этих приоритетов нам необходимо определиться с ответами на такие вопросы:

  • Какими компетенциями должен обладать учитель, чтобы ученик овладел универсальными учебными действиями?
  • Как организовать деятельность учащихся для реализации задачи формирования УУД?

Авторы-разработчики концепции развития УУД рассматривают сущность данного понятия, как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле термин УУД означает» умение учиться, т. е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. А в более узком значении этот термин определяется как «совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение учебных знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса».

В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

1. формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

2. проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

3. активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

4. построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

В составе основных видов УУД, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:

  1. Личностные
  2. Регулятивные
  3. Познавательные
  4. Коммуникативные

Теперь ученики активно участвуют в каждом шаге обучения: активно принимают учебную задачу, анализируют способы её решения, выдвигают версии, определяют причины ошибок. И школа, и семья должны сформировать мотивацию к обучению. У ребёнка должен появиться личностный интерес.

Какими компетенциями должен обладать учитель, чтобы ученик овладел универсальными учебными действиями?

УУД

  1. Регулятивные

Целеполагание 

Планирование 

Прогнозирование

Контроль 

Коррекция

Оценка

Прогнозирование Коррекция

Оценка

  1. Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Постановка вопросов Разрешении конфликтов 

Управление поведением партнера

Умение с достаточно полнотой и точностью выразить свои мысли

  1. Познавательные

общеучебные, 

логические действия,

действия постановки и решения проблем.

  1. Личностные

самоопределение

смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

Профессиональные компетенции педагога

  1. Организационные

Умение управлять своей деятельностью и деятельностью ученика на уроке по формированию целей, задач, контролю,  коррекции деятельности

Саморегуляция учителя, способность к рефлексии успеха/неуспеха

Умение организовать процесс рефлексии на уроке.

  1. Коммуникативные

Навыки учебного сотрудничества с учениками и эффективной совместной профессиональной деятельности;

речевая и коммуникативная культура.

  1. Интеллектуальные

Навыки информационного обеспечения своей деятельности и деятельности ученика на уроке:

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации передачи и интерпретации информации;

Владение учителем логическими операциями и умение организовать учебный процесс с их применением деятельности ученика;

Способность оперировать знаково-символическим моделированием в своей деятельности и организовать данный процесс на уроке;

Способность выделять и решать профессиональные проблемы,

способность применять приемы проблематизации в учебном процессе.

  1. Личностные

Ценностные ориентации гражданина и самореализующейся  личности.

Мотивация профессиональной деятельности.

Таким образом, чтобы реализовать метапредметную технологию, педагог САМ должен обладать определенными профессиональными компетенциями. Эти компетенции тоже должны носить характер универсальности:

во-первых, для того, чтобы формировать у детей УУД, нужно знать как «работают» УУД и как отслеживать и оценивать;

во- вторых, если учитель сам владеет универсальными действиями, то может служить моделью поведения для своих учеников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ-компетентности учащихся в условиях реализации ФГОС

Уважаемые коллеги!Вашему вниманию предлагается опытформирования ИКТ-компетентности  учащихся младших классов....

Обновление традиционных видов и форм учебного процесса как основное требование к формированию профессиональных компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС НО и СПО

Разработка новых государственных стандартов в образовании и внедрение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к системе контроля и проверки соответствия ...

Программа занятий с элементами социально-психологического тренинга по формированию внутренней позиции педагога в условиях реализации ФГОС

Качество обучения и здоровье учащихся напрямую зависит от личности учителя, и прежде всего, его профессионально-педагогической направленности, ценностных ориентаций,   нравственных...

Развитие профессиональных компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС

В статье описывается опыт работы по развитию профессиональных компетентностей учителя....

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения...

Повышение компетентности педагога в условиях реализации ФГОС НОО

Статья для сборника ГОУ ДПО ТО «Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» «Из опыта работы по достижению качест...

Педагогический совет с элементами деловой игры «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности....