Формирование ИКТ-компетентности учащихся в условиях реализации ФГОС
статья (1 класс) по теме

Гречкина Алла Борисовна

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагается опытформирования ИКТ-компетентности  учащихся младших классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon grechkina_a.b._statya.zip17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ИКТ-компетентности учащихся в условиях  реализации       ФГОС

 

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому младших школьников необходимо не только знакомить с  ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них  ИКТ-компетентности.

ИКТ-компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.

Одним из основных положений нового Федерального образовательного  стандарта  является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения младших школьников.

Особенным в смысле освоения ИКТ и начала формирования ИКТ-компетентности является адаптационный период в начале первого года обучения в школе. Именно в это время происходит знакомство учащихся с большинством инструментов деятельности, с которыми они будут работать в течение всего года.  Опыт сегодняшнего первоклассника позволяет ему начать использовать ИКТ для образовательных задач уже на  начальной  стадии обучения в школе. Ребенок активнее работает на компьютере, чем в тетради или с учебником, в этой деятельности он чувствует себя более успешным, поэтому она является для него более интересной.

 Одним из значительных преимуществ (и в работе учителя и в работе учащегося), обеспечиваемым применением ИКТ, является простота внесения изменений (в том числе – исправлений ошибки, улучшений, дополнений) в работу. В ходе создания своего продукта, учащийся легко исправляет возникающие по ходу дела ошибки,  добавляет новые детали, расширяет отдельные компоненты. В ходе взаимодействия с другими возникает ситуация учета предложений по улучшению. Это представляется очень важным элементом формирующейся системы образования в целом. Учитель превращается в коллегу по работе, который дает совет, как что-то лучше сделать. Учащийся при этом формирует способность учитывать мнение других, а постепенно формирует и большую  самокритичность и объективность в оценке работы другого, а так же умение учиться новому.

Имея в кабинете интерактивную доску Smart Notebook, я смогла разнообразить уроки с применением ИКТ. Первоклассники научились передвигать предметы, слова и целые предложения, писать и моментально стирать. Smart  Notebook  позволяет растянуть страницу и записать всю нужную информацию, перейти быстро на следующую, а можно показать сразу две страницы и сравнить  записи.  Для тренировки зрительной памяти, запоминания орфограмм есть «волшебное перо», с помощью которого запись исчезает через несколько секунд. Дети с интересом осваивают большинство инструментов доски. На каждом  уроке мы работаем с интерактивной доской не более 5-10 минут.

Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника» содержит обширный набор интерактивных дидактических игр, которые использую для закрепления знаний и навыков по основным учебным предметам: русский язык, математика, окружающий мир. С помощью инструмента Конструктор урока определяю содержание занятия, как для всего класса, так и для отдельного ученика, создавая нужный набор заданий и определяя их последовательность, изменяю интерактивные задания (текст, картинки).

Как известно, первоклассники не получают отметок, но они учатся оценивать свой труд по совместно принятым критериям. Оценив свою работу в тетради, ученики имеют возможность с помощью документ-камеры продемонстрировать её всему классу и получить оценку всего детского коллектива. Такая возможность демонстрации поддерживает интерес и внимание учащихся к школьному предмету. Считаю, что основным преимуществом этого инструмента является работа в режиме реального времени. Сотрудничая в парах, группах, учащиеся находят различные пути решения возникающих задач, а затем презентуют свой вариант всему классу.

Система PROClass позволяет выбрать подходящую форму и вид контроля знаний учащихся. Использую тестовый контроль знаний на уроках математики, литературного чтения, русского языка и окружающего мира. По окончании занятия система создает подробный отчет. По результатам опроса определяю, кому из обучающихся было трудно усвоить материал на уроке для оказания дополнительной помощи.

Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где ИКТ нашли самое широкое применение.

      Учащиеся активно занимаются проектной деятельностью на протяжении всего обучения в начальной школе, это вызывает у них большую заинтересованность. Проекты готовим по темам уже с 1 класса, начиная с недолговременных  проектов, постепенно переходя к долговременным, от индивидуальных к групповым и  общеклассным. Темы проектов  обсуждаются и выбираются ребятами: «Такая разная азбука»,  «Дорогой доброты»,  «Моя семья»;  сетевые проекты: «Город,  в котором мы живём» и   «Благоустройство школьного двора». Защита проекта требует выработки у ребят навыков публичного выступления, умения аргументировано отстаивать собственную позицию. Работа преимущественно осуществляется в группе и требует овладения особыми навыками коллективной работы и межличностного общения.

На занятиях клуба «Юные патриоты» ребята работают над созданием интерактивной газеты «Огонёк» с различной тематикой. Для организации совместной деятельности школьников по подготовке газет, я использую современный  веб-сервис  Stixy.

 Сервис Stixy (виртуальная интерактивная доска) – позволяет размещать стикеры с необходимыми записями, изображения (фотографии), файлы различных форматов, листы виртуального календаря. Работать с созданной доской может один автор, а если  предоставляется доступ другим пользователям, то  создаётся  коллективный продукт. Родители тоже  принимают участие в  создании интерактивных газет.

Наши газеты:

Моя цветочная  клумба

9 мая 

Литература

  1. ФГОС Примерная основная образовательная программа. Москва, «Баласс», 2010 год.
  2. Образовательная система  «Школа 2100». Реализация Федерального образовательного стандарта. Пособие для учителей 1 класса.-М.:Баласс, 2011-128с
  3. Багирян В.Б., Смелова В.Г. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. Пособие для учителей, Москва БизнесМеридиан,  2011.

Информационные ресурсы

1.Формирование ИКТ-компетентности младших школьников

 http://nachalka.edu.ru/attach/8/1100.doc 

2.Образовательные результаты ФГОС

https://sites.google.com/site/itactivity2012/fgos/obrazovatelnye-rezultaty


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся в условиях ФГОС в начальной школе.

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтени...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Статья содержить  приемы работы  по формированию читательской компитентности учащихся....

Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

В статье дается определение понятия «читательская компетентность». Предлагаются современные приемы и методы работы с информацией на различных технологических этапах урока....

Формирование ИКТ- компетентности обучающихся в условиях ФГОС в начальной школе.

    Основы ИКТ-компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и гра...

Программа по формированию читательской компетентности в рамках реализации ФГОС.

Для курса литературного чтения в качестве основной дидактической линии выделена читательская компетенция, включающая в себя развитие читательских умений младшего школьника. Выпускник начальной школы, ...

Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения

Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию оразовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения...