Повышение компетентности педагога в условиях реализации ФГОС НОО
статья

Квасова Елена Львовна

Статья для сборника ГОУ ДПО ТО «Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» «Из опыта работы по достижению качества начального общего образования» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_povyshenie_kompetentnosti_pedagoga_.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение компетентности педагога

в условиях реализации ФГОС НОО

Е.Л.Квасова, учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Центр образования № 40 имени Героя Советского Союза Ивана Андреевича Дементьева», г. Тула

Аннотация. В современной системе образования повышение компетентности каждого педагога, овладение им новейшими педагогическими технологиями и методиками является важным этапом непрерывного образования педагога в течение своей педагогической деятельности. В статье автор делится опытом работы учреждения по повышению квалификационного уровня учителя в процессе реализации ФГОС НОО.

Ключевые слова: компетентность педагога, мониторинг, универсальные учебные действия, преемственность в образовании, контрольно-оценочная деятельность.

     Самообразование педагога – непременное условие его профессионального роста. В современной системе образования повышение компетентности каждого педагога, овладение им новейшими педагогическими технологиями и методиками является важным этапом непрерывного образования педагога в течение своей педагогической деятельности. Известно, что педагог может называться педагогом с большой буквы, только если сам постоянно учится и повышает свой профессиональный уровень. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет повышенные требования не только к учащимся, но и к самому учителю. К примеру, современный ученик должен свободно ориентироваться в мире информационных источников. И научить его этому может только учитель, свободно владеющий  информационно-коммуникативными технологиями. И таких примеров можно приводить бесконечное множество. Поэтому непрерывное образование, включающее и самообразование, является неотъемлемой частью процесса повышения квалификационного уровня учителя.

     Наше  учебное заведение начало свое существование в 1993 году как школа – детский сад № 50, которое объединило под своей крышей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Затем получило название МБОУ прогимназия № 1, позднее МБОУНОШ № 5, а теперь в свете современных тенденций входит в состав Центра образования № 40. Но какое бы название оно ни имело, свои традиции, свой богатый опыт инновационной деятельности чтит и бережно хранит.

     В настоящее время наше учреждение опирается на позиции инновационного развития. Это потребовало от нас пересмотра многих аспектов в организации учебно-воспитательного процесса. Но специфика нашего учреждения облегчила эту задачу.

     Во-первых, это условия, созданные в нашем учреждении, условия  школы  полного  дня. Удачно продуманный режим, в котором отражена педагогическая деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий: трехразовое горячее питание, наличие спальных комнат, мебель и расписание соответствуют требованиям СанПин,  уроки физической культуры 3 раза в неделю, кружки  по плаванию и хореографии, построение уроков в нестандартной форме, а также со сменой статичных поз. Педагогическая деятельность, направленная на развитие познавательного интереса: компьютерный класс, музыкальный и спортивный залы, мобильный компьютерный класс и лингафонный кабинет, имеются фото- и видеоаппаратура. Рабочее место каждого учителя начальных классов оснащено ноутбуком, Интернетом, интерактивной доской и мультимедийной установкой, множительной техникой. Большую помощь в работе с  фото- и видеоаппаратурой оказывают нам родители. Отец одного из учеников увлекается фотографией, он и сына обучает владению профессиональной камерой. Вместе они помогают нам готовить фотовыставки  классных, школьных урочных и внеурочных мероприятий. А это стимулирует наш педагогический коллектив на повышение мастерства в работе с современной техникой.

     Во-вторых, кадровое обеспечение. В нашей школе 6 классов, в которых работают грамотные, всесторонне развитые педагоги. Из них: имеют высшую категорию – 8 человек (42,1%), первую категорию – 5 человек (26,3%). Думаю, что эти показатели ярко иллюстрируют, что в нашей школе высококвалифицированные специалисты, профессионально и творчески выполняющие свою работу. Два педагога стали победителями национального проекта «Образование». В районном конкурсе «Электронное портфолио» учитель информатики был удостоен 1 места. Один учитель награжден памятной медалью «50-лет развивающему обучению», выданной Международной Академией Развивающего Обучения. Воспитатель группы продленного дня занял 2 место в конкурсе «Профессионал года». Кроме того, хотелось бы отметить и другие факты, подтверждающие мастерство педагогического коллектива. Это и регулярное посещение педагогами курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, курсы повышения квалификации по дистанционному обучению, 1 педагог является тьютором по внедрению ФГОС НОО ресурсного центра по проблеме «Внедрение системно-деятельностного подхода в обучении в целях реализации федерального образовательного стандарта начального общего образования», многолетний (более 20 лет) опыт работы  по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, проведение открытых уроков различного уровня (районного, городского, областного), участие в различных мероприятиях по обмену опытом (областных, Всероссийских конференциях, круглых столах, форуме «Образование»). Печатные труды многих наших педагогов опубликованы в журнале «Эффективная педагогика», некоторые материалы еще готовятся в печать. Все это дало возможность нашим педагогам безболезненно осуществить переход на стандарты второго поколения, особенно нас вдохновил тот факт, что ФГОС опирается именно на принципы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Эти принципы нам близки, мы их полностью разделяем, работа на их основе дает достаточно высокие результаты. При переходе в другие учебные заведения из нашей школы выпускники показывают высокий уровень сформированности вербального интеллекта, коммуникативных и регулятивных учебных действий. Они не боятся высказывать свои мнения, умеют их обосновать, отстоять, владеют навыками исследовательской работы, умеют ставить перед собой учебные задачи, а также находить пути их решения, оценивать уровень своих знаний и строить перспективы на будущее. Дальнейшее внедрение  ФГОС  не только закрепило, но и повысило наши достижения.

     В-третьих, содержание программного материала. Как я уже говорила ранее, переход на ФГОС прошел у нас безболезненно – результат  многолетней практики по принципам развивающего обучения. Нельзя не сказать и о высоком уровне подготовки детей к школе. Преемственность между дошкольным звеном и начальной школой, тесное сотрудничество учителей и воспитателей, общие принципы, формы, методы работы, введение в педагогическую практику инновационных технологий, посещение уроков и занятий как педагогами, так и родителями учащихся. Давно стали традицией Дни открытых дверей, на которых родители  могут посетить любые уроки своих детей, понаблюдать за детьми в учебной и внеурочной деятельности, познакомиться с методикой работы учителя, с требованиями, предъявляемыми к детям. Родители будущих первоклассников могут познакомиться с будущим учителем на открытых уроках в 4 классе, увидеть какими самостоятельными и рассудительными станут их дети к окончанию начальной школы.  Преемственность между дошкольным и школьным звеном, тесное сотрудничество между воспитателями, учителями и учителями-предметниками дает высокие результаты при подготовке детей к школе. При поступлении в школу дети уже умеют читать, считать в прямом и обратном порядке в  пределах 20, складывать и вычитать в пределах 10, решать простейшие задачи на сложение и вычитание, составлять небольшой рассказ по картинкам, знают особенности времен года. Учителя посещают занятия будущих первоклассников в целях знакомства с будущими учениками, а также знакомства детей с будущим учителем. Проводятся совместные мероприятия: разновозрастные уроки, внеклассные мероприятия  эстетического и спортивного направления, совместные праздники. Условия работы дошкольного и школьного блоков схожи: похожий режим дня, педагоги дополнительного образования проводят занятия  и школе, и в детском саду. Это все позволяет сформировать у будущих первоклассников высокий уровень мотивации, а также безболезненно пройти адаптационный период. Педагоги работают по  УМК «Перспектива», но заменили серию учебников по линии «Филология» с УМК «Перспектива» на учебники развивающего обучения Д.Б Эльконина –  В.В.Давыдова. Считаем этот переход целесообразным, так как в этих учебниках, на наш взгляд,  наиболее ярко представлены методы проектной, исследовательской  деятельности учащихся, работа с учебными алгоритмами, работа по формированию регулятивных УУД, таких как постановка и решение учебной задачи, оценка и самооценка, планирование собственных результатов, самостоятельная  работа. А ведь именно это направление вызывает затруднения у педагогов в организации учебного процесса.

     Особое внимание следует уделить контрольно-оценочной деятельности, поскольку этот аспект в условиях реализации ФГОС НОО актуален и вызывает множество вопросов. Мы убедились в этом после подведения итогов анкетирования среди педагогов и сформулировали наиболее актуальные проблемы контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования:

- изменения, произошедшие в системе начального образования (особенно в целеполагании) не нашли своего отражения в контрольно-оценочной деятельности: объектом контроля и оценки довольно часто продолжают оставаться лишь знания, умения и навыки;

- результаты, получаемые в ходе контрольно-оценочной деятельности, используются педагогами в большинстве случаев лишь для выставления отметок и не служат основой для проведения дифференцированной работы, направленной на усиление развивающего потенциала обучения, на устранение проблем определенных групп учащихся;

  • недостаточное внимание уделяется оцениванию индивидуального прогресса каждого учащегося, не существует надежных методик, связывающих уровень готовности к обучению и результаты последующих оценочных процедур;
  •  контрольно-оценочная деятельность по-прежнему остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, при этом без активного участия младших школьников в контрольно-оценочной деятельности говорить об успешном становлении у них учебной деятельности было бы неправомерно, так как контроль и оценка являются важнейшими компонентами этой деятельности.

     Мы творчески подошли к решению этой проблемы. Педагогами нашей школы составлены задания, контролирующие сформированность различных УУД. База контрольно-измерительных материалов постоянно пополняется. В методической копилке ШМО имеются разработанные тесты по диагностике формирования личностных, регулятивных, метапредметных и коммуникативных универсальных учебных действий. Некоторые трудности вызывает подбор заданий по мониторингу личностных УУД, так как данная область действий сама по себе сложна для контроля и оценки. По данному блоку УУД разработаны листы наблюдений, анкеты, тесты, отражающие динамику развития ученика и для самих учащихся, и для родителей. Поэтому работе с родителями уделяется большое внимание (оформлена папка материалов для родителей «Стандарты нового поколения. Что должны знать о них родители», регулярно обновляется информация для родителей по ФГОС на школьном информационном стенде, педагоги проводят индивидуальные и групповые консультации для родителей по возникающим в процессе деятельности вопросам). Также ведется работа по формированию итоговой оценки, дающей суммарный результат достижений: портфолио учащегося, выставки и презентации проектных работ, результаты внеурочной и внешкольной деятельности. Мы провели анкетирование среди родителей, что позволило не только нам выявить наиболее острые моменты внедрения ФГОС, но и дало возможность родителям высказать свое мнение по этому вопросу.  Большая работа проводится по сбору и изучению информации по цифровым образовательным ресурсам, а также пополняется методическая копилка ЭОРов, необходимая для проведения уроков  и внеклассных мероприятий.

     Мой рассказ о повышении компетентности педагога, работающего по ФГОС, нельзя себе представить без анализа внеурочной деятельности, так как формирование личностных УУД занимает приоритетное место, поскольку объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В школе проводятся различные внеклассные мероприятия, общешкольные конкурсы, олимпиады, предметные недели, утренники. Сценарии этих мероприятий составляются нашими учителями совместно с детьми и родителями. Особенной популярностью пользуются театрализованные представления, на которых ученики выступают вместе со своими учителями. Повышение компетентности педагога в области  формирования личностных УУД идет не только через проведение всевозможных внеурочных мероприятий, но и через активное сотрудничество с различными организациями района, города и области. Наши ученики посещают выставки, спектакли, занятия в музеях и библиотеках. Особо хочется отметить нашу дружбу с медиками Тульской областной больницы, многие из которых являются родителями наших учеников. У нас проводятся совместные беседы, классные часы, консультации для родителей. Ежегодно в День Победы ученики Центра образования возлагают цветы к памятнику героям-медикам, находящемуся на территории больницы.

     Все вышеизложенное помогает представить насколько трудно, и в то же время интересно работать в условиях реализации ФГОС НОО. Это ли не стимул к совершенствованию своего педагогического мастерства. 

Список литературы и источников

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.2009 № 373.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 № 1897.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

В последнее время много событий происходит  в жизни педагогического сообщества. Это принятие нового Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», работа по внедрению федерального г...

Методическое сопровождение педагогов условиях реализации ФГОС НОО: опыт, проблемы, перспективы.

1.Опыт.Задачи:1.Повысить качество преподавания предметов в начальных классах2.Активно использовать технологии деятельностного типа и информационные технологии3.Активизировать участие педагогов МО в пр...

Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС

Повысить результаты школьного обучения можно лишь посредством роста качеств преподавания, повышения профессиональной компетентности педагогов. Об этом мы и поговорим в даной статье....

Доклад-презентация «Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей школьников и повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС»

Доклад-презентация«Создание   образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей  школьников и повышение качества обучения в условиях реализации...

Конфликтологическая компетентность учителей начальных классов как компонент профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС НОО.

Конфликтологическая компетентность учителей начальных классов как компонент профессиональной компетентности в условиях реализации ФГОС НОО. Конфликтологическая компетентность педагогов общеобразоват...

Педагогический совет с элементами деловой игры «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной  компетентности....