Воспитание патриота и гражданина России в условиях реализации ФГО НОО
статья

Соломина Наталья Викторовна

Статья:" Воспитание патриота и гражданина России в условиях реализации ФГОС НОО"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Воспитание патриота и гражданина России в условиях реализации ФГОС НОО»

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребёнка в современное общество, развитие его способности жить в нём достойно, формирования ценностных отношений личности ребёнка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится очевидной неотложность решения проблем воспитания патриотизма.

Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. В соответствии с требованиями ФГОС НОО перед нами возникла необходимость внесения изменений, поиска оптимальных путей воспитания младшего школьника, создания условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Безусловно, гражданско- патриотическое воспитание в школе должно охватывать всю педагогическую деятельность, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия  и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

На мой взгляд, патриотическое воспитание в начальной школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично и последовательно для расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности учащихся сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Цель:

Выявить необходимые условия для формирования основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).

В соответствии с требованиями ФГОС НОО нового поколения ООП НОО ОУ реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность может быть организована ОУ по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, социальное, общеинтеллектуальное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. С целью организации внеурочной деятельности ОУ могут заключить договоры о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования детей.

Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. В соответствии с требованиями ФГОС НОО перед нами возникла необходимость внесения изменений, поиска оптимальных путей воспитания младшего школьника, создания условий, способствующих формированию патриотических качеств личности

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Что же такое патриотизм? По толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, «патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».

Патриотизм (греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы [Солженицын,1996].

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Задачами патриотического воспитания младших школьников являются:

1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).

2. Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни. Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Рассматривая патриотизм, необходимо остановится на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого отношения между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина». Возможно триада: Общество – Природа – Культура вокруг Человека (воспитанника) представляет собой весьма богатую эвристическую схему.

Особенностью патриотического воспитания в начальной школе является то, что у младших школьников формируются только основы патриотизма, которые опираются на полученные ими знания о своей стране и «малой» Родине. Исходя из требований ФГОС НОО к личностным результатам образования и опираясь на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, можно сделать вывод, что результаты патриотического воспитания должны отражать:

  1. формирование основ гражданской идентичности; осознание учащимися понятия «Родина»;
  2. уважение к культурному и историческому прошлому России;
  3. ценностное отношение к старшему поколению;
  4. уважительное отношение к природе;
  5. знание и уважение государственной символики Российской Федерации;
  6. уважительное отношение к истории и культуре других народов.

Для наилучшего воспитательного эффекта учителю необходимо организовать работу учеников в подходящей форме.

Наиболее эффективными методами патриотического воспитания на уроке считаются такие методы как беседа, рассказ, создание и анализ ситуаций. Они позволяют сформировать у учащихся представление об особенностях нашей страны и культуре народов, населяющих её, выработать правильные оценки и суждения о понятиях и поступках.

Итак, успешное патриотическое воспитание у детей младшего школьного возраста возможно, если будут соблюдены следующие педагогические условия:

- будет активизирована эмоциональная сфера личности (воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, любви к природе);

- у детей будет сформировано представление о своей стране (через географические и природоведческие сведения);

- у обучающихся будут сформированы умения использовать накопленные знания в игре, трудовой и художественной деятельности.

Список использованной литературы

1. Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [Текст] // Начальная школа. – 2014. – №9. – С. 17-20.

2. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой [Текст]. – М.: Просвещение, 2016. – 345 с.

3. Архангельский С. И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований[Текст] // - М.: Знание, 2015. -146 с.

4. Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Хабаровск, 2007. – 23 с. – [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.dslib.net.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по гражданско –патриотическому воспитанию школьников «Я - гражданин России»

Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном образовательном учреждении «Просторская СОШ» и направлена на воспитание патриотизма и форм...

Использование норм речевого этикета и методические рекомендации по организации детского чтения для привития любви к книге и воспитания бережного отношения к ней в условиях реализации ФГОС

Выступление  адресовано тем, кто хочет разобраться в причинах падения  интереса к литературе, процессу чтения. В статье обобщены различные формы работы с худоственным произведением ...

Экологическое воспитание обучающихся сельских малокомплектных школ в условиях реализации ФГОС

В статье  раскрываются вопросы организации экологического воспитания обучающихся сельских малокомплектных школ в условиях реализации требований ФГОС...

Методические рекомендации по организации детского чтения для привития любви к книге и воспитания бережного отношения к ней в условиях реализации ФГОС

Методические рекомендации по работе с учебниками и художественной книгой в работе с учащимися  младших классов...

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «МАСТЕР-КЛАСС ПЕДАГОГА: ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА И ГРАЖДАНИНА РОССИИ 21 ВЕКА»

К участию допускаются работники образования.всех уровней (педагоги, учителя, воспитатели, тьюторы, вожатые, наставники и пр.), образовательных учреждений России (дошкольн...

Нравственное воспитание как фактор социализации воспитанников в условиях реализации ФГОС

Сухомлинский говорил, что Родина без нас обойтись может, мы же без нее – ничто. Эту великую истину должен понимать и чувствовать каждый ребенок. И задача нас, педагогов, донести до них эту ...