Карта наблюдений за учащимся с РАС
методическая разработка

Карта наблюдений за учащимся с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_nablyudeniy.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная карта развития обучающегося

ФИО педагога, ________________________________

ФИ ребенка: ___________________  класс 1в

Цель: дифференцированная оценка степени тяжести аффективных и интеллектуальных нарушений у ребенка с РАС.

Метод: наблюдение.

Диапазон оценок — от 0 до 4 баллов:

0 баллов — функция отсутствует;

1 балл — слабо выражена;

2 балла — выражена, но с искажением;

3 балла — четко проявляется, но наблюдаются некоторые проблемы;

4 балла — четко проявляется, без дополнительных проблем.

Динамика (  + положительная,  -  отрицательная)

Параметры наблюдений, навыки и умения

Четверть

Динамика

(+, -)

1

2

3

4

  1. Представления о себе

Представление о себе

0

0

Знания других людей, которые окружают ребенка

0

1

Вступление во взаимоотношение с другими людьми

0

0

Навыки самообслуживания

1

1

Знания предметов окружающего мира

0

0

Восприятие неречевых звуков

0

0

Восприятие речевых звуков

0

0

Понимание жестов и невербальных знаков

0

0

Понимание обращенной речи

0

1

Понимание речевой интонации

0

0

Наличие собственной речи

0

0

Понятие мужское, женское

0

0

Понятие предмет, действие

0

0

Использование в речи невербальных средств общения

0

0

Звукопроизношение

0

0

Активный словарь

0

0

Фразовая речь

0

0

Шаблонная речь

1

1

  1. Сенсорное развитие и формирование элементарных математических представлений

Зрительное восприятие предметов

1

1

Знание объемных форм:

 - шар

0

0

 - куб

0

0

Знание геометрических фигур:

 - круг

1

1

 - квадрат

0

0

 - треугольник

1

1

 - овал

0

0

 - прямоугольник

0

1

Цвет предметов:

 - красный

1

1

 - желтый

1

1

 - зеленый

1

1

 - синий

1

1

 - черный

1

1

 - белый

1

1

 - оттенки

0

0

Величина предметов:

 - большой – маленький

0

1

 - высокий – низкий

0

0

 - длинный – короткий

0

0

 - широкий – узкий

0

0

 - толстый – тонкий

0

0

Тактильные ощущения:

 - мягкий – твердый

0

0

 - холодное – горячее

0

0

 - гладкое – колючее

0

0

 - мокрое – сухое

0

0

Сформированность временных образов:

 - времена года

0

0

 - части суток

0

0

 - дни недели

0

0

 - прошлое, настоящее, будущее во времени

0

0

Выделение предметов из множества

0

0

Восприятие количества – ни одного, один, много

0

0

Сравнение предметов – больше, меньше, столько же

0

0

Числа от 1 до 10

3

3

Состав чисел

0

0

Умение сравнивать числа и выражения

0

0

Вычислительные навыки

0

1

  1. Предметно-практическая деятельность

Деятельность с разборными предметами

0

0

Элементарное конструирование

0

0

Работа с мозаикой

0

0

Дидактические игры

0

0

Лепка

0

0

Работа с бумагой

0

0

Работа с ножницами

0

0

Знание букв

1

1

Способ чтения:

 -  по буквам

0

0

 - по слогам

0

0

 - по слогам и целыми словами

0

0

 - целыми словами

0

0

Пересказ услышанного текста

0

0

Чтение наизусть

1

1

Постановка ударения

0

0

Звуко-буквенный анализ слов

0

0

Зрительно-двигательная координация

0

0

Рисование прямых и волнистых линий

0

1

Формообразующие линии

0

1

Закрашивание

0

0

Ориентировка в пространстве относительно себя и на плоскости стола

0

0

Умеет узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы

0

1

Описывает на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки с помощью взрослого

0

0

Проводит несложные наблюдения в окружающей среде

0

0

Умеет приводить примеры, определяющие характер взаимоотношений человека и природы

0

0

Понимает необходимость ведения здорового образа жизни, соблюдает правила безопасного поведения

0

0

Умеет выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде

0

0

Узнает государственную символику Российской Федерации и своего региона, называет достопримечательности столицы и родного края

0

0

Параметры наблюдений, навыки и умения

Четверть

Динамика

(+, -)

1

2

3

4

Эмоцинально-поведенческие особенности

  1. Контакт

 - Контакт полностью отсутствует

+

  - Контакт возможен при глубокой заинтересованности ребенка (например, чтобы получить игрушку, ребенок берет психолога за руку)

+

 - Контакт избирательный и неустойчивый (например, ребенок вступает в контакт только в присутствии матери; уходит от контакта, когда его о чем-то просят)

 - Контакт возможен, но его интенсивность и длительность зависят от

настроения и состояния ребенка

 - Четко проявляется, без дополнительных проблем.

  1. Активность

 - Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии, погруженность в себя

+

 - Избирательная активность (например/увидев «любимые игрушки», ребенок проявляет активность, стереотипно с ними манипулирует)

+

 - Демонстрирует интерес к беседе родителей с психологом. Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но быстро пресыщается, переключается на другие задания

 - Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен, чувствителен к тону, вопросу

 - Четко проявляется, без дополнительных проблем.

  1. Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления

 - Недифференцированное отношение к различным ситуациям. Неадекватные эмоции: стойкий негативизм, эффективность, лабильность и пр. Возможны аутоагресивные реакции

 - Избирательное отношение к ситуации, но с выражен-ным проявлением негативизма, аффективные реакции при изменении  ситуации

+

 - Напряженность в процессе общения и деятельности, страхи, возможны бурные аффективные проявления при неудовлетворении потребности

+

 - Осторожность, повышенная тормозимость или, наоборот, повышенная расторможенность, возбудимость. При неудачах может проявлять обидчивость, эффективность

 - Четко проявляется, без дополнительных проблем.

  1. Поведение

 - Преимущественно полевое поведение без признаков критичности

+

 - Частое проявление эффективности (немотивированные крики, двигательное беспокойство). На замечание не реагирует

+

 - На замечание реагирует, но проявляет напряженность, страх, двигательное беспокойство

 - Чувствителен к оценкам и мнениям окружающих. Напрягается при замечаниях. На поощрение реагирует без выраженных эмоциональных проявлений

 - Четко проявляется, без дополнительных проблем.

Особенности работоспособности

  1. Динамика продуктивности ребенка в процессе занятий

 - Отсутствует. Ребенок может быть сосредоточен на каком-то аффективно значимом действии (например, раскачивании, прыжках, постукиваниях). Или, наоборот, проявляет импульсивность, несдержанность, нецеленаправленно хватает предметы

+

+

 - Неупорядоченная, хаотичная деятельность в процессе занятий. Недлительное сосредоточение на инструкции психолога

 - Замедленный или, наоборот, излишне ускоренный темп при выполнении отдельных заданий

 - Вначале занятий темп может быть замедленный, но постепенно увеличивается. Или, наоборот, вначале наблюдается ускоренный темп, который к концу цикла занятий нормализуется

 - Четко проявляется, без дополнительных проблем.

  1. Переключаемость и устойчивость внимания

 - Слабая. Склонность к застреванию при выполнении аффективно значимых заданий

+

+

 -  Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих действиях, но способен к переключению внимания при значимом задании

 -  Способен к переключению, но наблюдается застревание напредыдущих действиях

 -  Выраженных признаков инерции не прослеживается

Особенности познавательной деятельности

  1. Ориентировочная деятельность

 - Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии осмысленного анализа объекта. Сниженная активность при поиске  объекта

+

+

 - Ослабленная направленность на объекты, примитивные, стереотипные манипуляции с игрушками с использованием обнюхивания, облизывания, подкидывания и других действий

 - Проявляет интерес к объектам, предварительно разглядывает их, но направленность поиска недостаточна

 - Активные целенаправленные манипуляции с предметами

 - Четко проявляется, без дополнительных проблем.

  1. Речевая деятельность. Экспрессивная речь

 - Полное отсутствие внешней речи. На высоте аффекта произносит звукосочетания, редкие слова или фразы

+

+

 - Имеется набор коротких стереотипных фраз. Наблюдаются эхолалии. Не пересказывает даже короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы

 - Развернутая речь, но практически недоступен диалог

 - Развернутая речь, встречаются речевые штампы, голос маловыразительный. Могут наблюдаться эхолалии

 - Четко проявляется, без дополнительных проблем.

  1. Целенаправленные действия

 - Отсутствуют

+

+

 - Слабо реагирует на инструкцию. Уходит от задания, но может вернуться и повторить действие

 - Реагирует на инструкцию, но может заниматься другими предметами, которые аффективно значимы, или повторять аффективно значимые фразы и лова (например, «пожар», «горшок» и пр.), что снижает эффективность целенаправленных действий

 - Действия целенаправленны. Может проявлять тревожность, страхи, что отражается на темпе выполнения заданий

 - Четко проявляется, без дополнительных проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник наблюдений "Помощь учащихся 2А класса зимующим птицам нашего края.

Ребята нашего класса любят природу, часто ходят на экскурсию в парк, слушают пение птиц. Но вот выпал снег и нашим друзьям стало холодно.  Чтобы помочь птицам мы развесили кормушки и решили понаб...

Выступление на конференции «Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальных классов».

Учитель описывает задания, которые формируют умения видеть проблемы, вести наблюдение....

Карта наблюдений за учащимися

Карта наблюдений за учащимися...

Прогулка наблюдение для учащихся младших классов ГПД по теме: "Осень на ладошке"

Развитие познавательных и исследовательских способностей у младших школьников, формирование у них умения наблюдать за сезонными изменениями в приподе и развитие эстетических навыков при выполнении раб...

Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальных классов

Выступление на конференции на тему: «Проблема организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе»....

Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальных классов

Выступление на конференции Конференция на тему: «Проблема организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе».Выступление на тему: «Формирование умений видеть проблемы, вес...

карта посещение уроков для наблюдения за учащимися и учащимися с ограниченными возможностями здоровья

данная карта предназначена для посещение урока с целью наблюдения за учащимися классса и отдельно за учащимися с ограниченными возможностями здоровья...