Карта наблюдений за учащимся с РАС
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Индивидуальная карта развития обучающегося
ФИО педагога, ________________________________
ФИ ребенка: ___________________ класс 1в
Цель: дифференцированная оценка степени тяжести аффективных и интеллектуальных нарушений у ребенка с РАС.
Метод: наблюдение.
Диапазон оценок — от 0 до 4 баллов:
0 баллов — функция отсутствует;
1 балл — слабо выражена;
2 балла — выражена, но с искажением;
3 балла — четко проявляется, но наблюдаются некоторые проблемы;
4 балла — четко проявляется, без дополнительных проблем.
Динамика ( + положительная, - отрицательная)
Параметры наблюдений, навыки и умения | Четверть | Динамика (+, -) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
| |||||
Представление о себе | 0 | 0 | |||
Знания других людей, которые окружают ребенка | 0 | 1 | |||
Вступление во взаимоотношение с другими людьми | 0 | 0 | |||
Навыки самообслуживания | 1 | 1 | |||
Знания предметов окружающего мира | 0 | 0 | |||
Восприятие неречевых звуков | 0 | 0 | |||
Восприятие речевых звуков | 0 | 0 | |||
Понимание жестов и невербальных знаков | 0 | 0 | |||
Понимание обращенной речи | 0 | 1 | |||
Понимание речевой интонации | 0 | 0 | |||
Наличие собственной речи | 0 | 0 | |||
Понятие мужское, женское | 0 | 0 | |||
Понятие предмет, действие | 0 | 0 | |||
Использование в речи невербальных средств общения | 0 | 0 | |||
Звукопроизношение | 0 | 0 | |||
Активный словарь | 0 | 0 | |||
Фразовая речь | 0 | 0 | |||
Шаблонная речь | 1 | 1 | |||
| |||||
Зрительное восприятие предметов | 1 | 1 | |||
Знание объемных форм: | |||||
- шар | 0 | 0 | |||
- куб | 0 | 0 | |||
Знание геометрических фигур: | |||||
- круг | 1 | 1 | |||
- квадрат | 0 | 0 | |||
- треугольник | 1 | 1 | |||
- овал | 0 | 0 | |||
- прямоугольник | 0 | 1 | |||
Цвет предметов: | |||||
- красный | 1 | 1 | |||
- желтый | 1 | 1 | |||
- зеленый | 1 | 1 | |||
- синий | 1 | 1 | |||
- черный | 1 | 1 | |||
- белый | 1 | 1 | |||
- оттенки | 0 | 0 | |||
Величина предметов: | |||||
- большой – маленький | 0 | 1 | |||
- высокий – низкий | 0 | 0 | |||
- длинный – короткий | 0 | 0 | |||
- широкий – узкий | 0 | 0 | |||
- толстый – тонкий | 0 | 0 | |||
Тактильные ощущения: | |||||
- мягкий – твердый | 0 | 0 | |||
- холодное – горячее | 0 | 0 | |||
- гладкое – колючее | 0 | 0 | |||
- мокрое – сухое | 0 | 0 | |||
Сформированность временных образов: | |||||
- времена года | 0 | 0 | |||
- части суток | 0 | 0 | |||
- дни недели | 0 | 0 | |||
- прошлое, настоящее, будущее во времени | 0 | 0 | |||
Выделение предметов из множества | 0 | 0 | |||
Восприятие количества – ни одного, один, много | 0 | 0 | |||
Сравнение предметов – больше, меньше, столько же | 0 | 0 | |||
Числа от 1 до 10 | 3 | 3 | |||
Состав чисел | 0 | 0 | |||
Умение сравнивать числа и выражения | 0 | 0 | |||
Вычислительные навыки | 0 | 1 | |||
| |||||
Деятельность с разборными предметами | 0 | 0 | |||
Элементарное конструирование | 0 | 0 | |||
Работа с мозаикой | 0 | 0 | |||
Дидактические игры | 0 | 0 | |||
Лепка | 0 | 0 | |||
Работа с бумагой | 0 | 0 | |||
Работа с ножницами | 0 | 0 | |||
Знание букв | 1 | 1 | |||
Способ чтения: | |||||
- по буквам | 0 | 0 | |||
- по слогам | 0 | 0 | |||
- по слогам и целыми словами | 0 | 0 | |||
- целыми словами | 0 | 0 | |||
Пересказ услышанного текста | 0 | 0 | |||
Чтение наизусть | 1 | 1 | |||
Постановка ударения | 0 | 0 | |||
Звуко-буквенный анализ слов | 0 | 0 | |||
Зрительно-двигательная координация | 0 | 0 | |||
Рисование прямых и волнистых линий | 0 | 1 | |||
Формообразующие линии | 0 | 1 | |||
Закрашивание | 0 | 0 | |||
Ориентировка в пространстве относительно себя и на плоскости стола | 0 | 0 | |||
Умеет узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы | 0 | 1 | |||
Описывает на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки с помощью взрослого | 0 | 0 | |||
Проводит несложные наблюдения в окружающей среде | 0 | 0 | |||
Умеет приводить примеры, определяющие характер взаимоотношений человека и природы | 0 | 0 | |||
Понимает необходимость ведения здорового образа жизни, соблюдает правила безопасного поведения | 0 | 0 | |||
Умеет выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде | 0 | 0 | |||
Узнает государственную символику Российской Федерации и своего региона, называет достопримечательности столицы и родного края | 0 | 0 | |||
Параметры наблюдений, навыки и умения | Четверть | Динамика (+, -) | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Эмоцинально-поведенческие особенности | |||||
| |||||
- Контакт полностью отсутствует | + | ||||
- Контакт возможен при глубокой заинтересованности ребенка (например, чтобы получить игрушку, ребенок берет психолога за руку) | + | ||||
- Контакт избирательный и неустойчивый (например, ребенок вступает в контакт только в присутствии матери; уходит от контакта, когда его о чем-то просят) | |||||
- Контакт возможен, но его интенсивность и длительность зависят от настроения и состояния ребенка | |||||
- Четко проявляется, без дополнительных проблем. | |||||
| |||||
- Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии, погруженность в себя | + | ||||
- Избирательная активность (например/увидев «любимые игрушки», ребенок проявляет активность, стереотипно с ними манипулирует) | + | ||||
- Демонстрирует интерес к беседе родителей с психологом. Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но быстро пресыщается, переключается на другие задания | |||||
- Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен, чувствителен к тону, вопросу | |||||
- Четко проявляется, без дополнительных проблем. | |||||
| |||||
- Недифференцированное отношение к различным ситуациям. Неадекватные эмоции: стойкий негативизм, эффективность, лабильность и пр. Возможны аутоагресивные реакции | |||||
- Избирательное отношение к ситуации, но с выражен-ным проявлением негативизма, аффективные реакции при изменении ситуации | + | ||||
- Напряженность в процессе общения и деятельности, страхи, возможны бурные аффективные проявления при неудовлетворении потребности | + | ||||
- Осторожность, повышенная тормозимость или, наоборот, повышенная расторможенность, возбудимость. При неудачах может проявлять обидчивость, эффективность | |||||
- Четко проявляется, без дополнительных проблем. | |||||
| |||||
- Преимущественно полевое поведение без признаков критичности | + | ||||
- Частое проявление эффективности (немотивированные крики, двигательное беспокойство). На замечание не реагирует | + | ||||
- На замечание реагирует, но проявляет напряженность, страх, двигательное беспокойство | |||||
- Чувствителен к оценкам и мнениям окружающих. Напрягается при замечаниях. На поощрение реагирует без выраженных эмоциональных проявлений | |||||
- Четко проявляется, без дополнительных проблем. | |||||
Особенности работоспособности | |||||
| |||||
- Отсутствует. Ребенок может быть сосредоточен на каком-то аффективно значимом действии (например, раскачивании, прыжках, постукиваниях). Или, наоборот, проявляет импульсивность, несдержанность, нецеленаправленно хватает предметы | + | + | |||
- Неупорядоченная, хаотичная деятельность в процессе занятий. Недлительное сосредоточение на инструкции психолога | |||||
- Замедленный или, наоборот, излишне ускоренный темп при выполнении отдельных заданий | |||||
- Вначале занятий темп может быть замедленный, но постепенно увеличивается. Или, наоборот, вначале наблюдается ускоренный темп, который к концу цикла занятий нормализуется | |||||
- Четко проявляется, без дополнительных проблем. | |||||
| |||||
- Слабая. Склонность к застреванию при выполнении аффективно значимых заданий | + | + | |||
- Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих действиях, но способен к переключению внимания при значимом задании | |||||
- Способен к переключению, но наблюдается застревание напредыдущих действиях | |||||
- Выраженных признаков инерции не прослеживается | |||||
Особенности познавательной деятельности | |||||
| |||||
- Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии осмысленного анализа объекта. Сниженная активность при поиске объекта | + | + | |||
- Ослабленная направленность на объекты, примитивные, стереотипные манипуляции с игрушками с использованием обнюхивания, облизывания, подкидывания и других действий | |||||
- Проявляет интерес к объектам, предварительно разглядывает их, но направленность поиска недостаточна | |||||
- Активные целенаправленные манипуляции с предметами | |||||
- Четко проявляется, без дополнительных проблем. | |||||
| |||||
- Полное отсутствие внешней речи. На высоте аффекта произносит звукосочетания, редкие слова или фразы | + | + | |||
- Имеется набор коротких стереотипных фраз. Наблюдаются эхолалии. Не пересказывает даже короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы | |||||
- Развернутая речь, но практически недоступен диалог | |||||
- Развернутая речь, встречаются речевые штампы, голос маловыразительный. Могут наблюдаться эхолалии | |||||
- Четко проявляется, без дополнительных проблем. | |||||
| |||||
- Отсутствуют | + | + | |||
- Слабо реагирует на инструкцию. Уходит от задания, но может вернуться и повторить действие | |||||
- Реагирует на инструкцию, но может заниматься другими предметами, которые аффективно значимы, или повторять аффективно значимые фразы и лова (например, «пожар», «горшок» и пр.), что снижает эффективность целенаправленных действий | |||||
- Действия целенаправленны. Может проявлять тревожность, страхи, что отражается на темпе выполнения заданий | |||||
- Четко проявляется, без дополнительных проблем. | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник наблюдений "Помощь учащихся 2А класса зимующим птицам нашего края.
Ребята нашего класса любят природу, часто ходят на экскурсию в парк, слушают пение птиц. Но вот выпал снег и нашим друзьям стало холодно. Чтобы помочь птицам мы развесили кормушки и решили понаб...

Выступление на конференции «Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальных классов».
Учитель описывает задания, которые формируют умения видеть проблемы, вести наблюдение....

Прогулка наблюдение для учащихся младших классов ГПД по теме: "Осень на ладошке"
Развитие познавательных и исследовательских способностей у младших школьников, формирование у них умения наблюдать за сезонными изменениями в приподе и развитие эстетических навыков при выполнении раб...
Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальных классов
Выступление на конференции на тему: «Проблема организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе»....
Формирование умений видеть проблемы, вести наблюдение у учащихся начальных классов
Выступление на конференции Конференция на тему: «Проблема организации учебно-исследовательской деятельности в начальной школе».Выступление на тему: «Формирование умений видеть проблемы, вес...
карта посещение уроков для наблюдения за учащимися и учащимися с ограниченными возможностями здоровья
данная карта предназначена для посещение урока с целью наблюдения за учащимися классса и отдельно за учащимися с ограниченными возможностями здоровья...
