Статья "Причины психологической неготовности детей к школе и пути их решения".
методическая разработка

Усова Вера Викторовна

Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста. Младший школьный возраст - очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

Школьная жизнь принципиально отличается от той, которой жил старший дошкольник до поступления в школу. В современной литературе неправомерно сужают проблему готовности к школе, сводя ее, в основном, к возможности освоения учебной деятельности.

Переход от дошкольного детства к младшему школьному возрасту - это переломный момент в жизни любого ребенка, так как за дверями школы располагается незнакомый и очень специфичный мир со своими законами и принципами, которые он должен быстро усвоить и к ним адаптироваться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информация об авторе.

Должность, ученая степень

Учитель начальных классов

Фамилия, имя, отчество

Усова Вера Викторовна

Образовательное учреждение

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №55»

Награды, звания автора

E-mail

vera_usova1975@mail.ru

Контактные телефоны

89243525832

В. В. Усова,

учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 55» г. Читы

Vera V. Usova,

Teacher

Secondary school №55

Chita, Transbaikal territory

Причины психологической неготовности детей к школе

и пути их решения.

Reasons for children's psychological unpreparedness for school

and ways to solve them.

Аннотация:

Данная статья исследует причины психологической неготовности детей к школе и предлагает пути их решения. Психологическая неготовность к школе является состоянием, при котором дети испытывают затруднения или неспособность адаптироваться к новой среде, требованиям и правилам школьной жизни. В статье рассматриваются следующие причины психологической неготовности детей к школе:

Расставание с родителями: Отделение от родителей и привыкание к новой среде может вызывать тревогу и стресс у детей. Статья предлагает подходы к снижению тревожности и созданию комфортной атмосферы в школе.

 Социальная адаптация: Взаимодействие с новыми сверстниками и установление социальных связей могут быть трудными для некоторых детей. Статья обсуждает важность социальной поддержки и предлагает методы развития социальных навыков.

Академические ожидания: Высокие требования и ожидания в учебе могут вызывать чувство неуверенности и страх провала у детей. Статья рекомендует стратегии поэтапного введения учебных задач и поддержки в учебном процессе.

Для решения проблемы психологической неготовности детей к школе статья предлагает следующие пути:

Предшкольная подготовка: Проведение специальных программ и мероприятий перед поступлением в школу может помочь детям адаптироваться к новой среде и ожиданиям.

Родительская поддержка: Вовлечение родителей в процесс подготовки и адаптации к школе может снизить тревожность и создать поддерживающую среду для ребенка.

Психологическая помощь: Обращение к психологу или консультанту может быть полезным для детей, испытывающих серьезные трудности с адаптацией к школе.

Статья призывает к дальнейшему исследованию и разработке эффективных методов и программ для снижения психологической неготовности детей к школе и обеспечения успешной адаптации в учебной среде.

The author explores the reasons for children’s psychological unpreparedness for school and suggests ways to solve them. Psychological unpreparedness for school is a condition in which children experience difficulty or inability to adapt to the new environment, demands and rules of school life. In the article the author discusses the following reasons for the psychological unpreparedness of children for school:

Separation from parents: Separation from parents and adjusting to a new environment can cause anxiety and stress in children. The article suggests approaches to reducing anxiety and creating a comfortable atmosphere at school.

  Social Adjustment: Interacting with new peers and establishing social connections can be difficult for some children. The article discusses the importance of social support and suggests methods for developing social skills.

Academic Expectations: High academic demands and expectations can cause feelings of insecurity and fear of failure in children. The article recommends strategies for the gradual introduction of learning tasks and support in the learning process.

To solve the problem of children’s psychological unpreparedness for school, the article suggests the following ways:

Pre-school preparation: Providing special programs and activities before entering school can help children adapt to their new environment and expectations.

Parental support: Involving parents in the process of preparing and adjusting to school can reduce anxiety and create a supportive environment for the child.

Psychological help: Seeing a psychologist or counselor can be helpful for children who are having serious difficulties adjusting to school.

The author calls for further research and development of effective methods and programs to reduce children's psychological unpreparedness for school and ensure successful adaptation in the educational environment.

Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста. Младший школьный возраст - очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

Школьная жизнь принципиально отличается от той, которой жил старший дошкольник до поступления в школу. В современной литературе неправомерно сужают проблему готовности к школе, сводя ее, в основном, к возможности освоения учебной деятельности.

Переход от дошкольного детства к младшему школьному возрасту - это переломный момент в жизни любого ребенка, так как за дверями школы располагается незнакомый и очень специфичный мир со своими законами и принципами, которые он должен быстро усвоить и к ним адаптироваться.

Проблема психологической готовности к школьному обучению является одной из центральных проблем современной психологии и педагогики по нескольким причинам:

Адаптация к новой среде: Первый год в школе является значительным переходом для детей, когда им приходится адаптироваться к новой среде, учебной программе, учителям и одноклассникам. Неготовность к этому переходу может вызывать стресс, тревогу и затруднять успешную адаптацию.

 Учебные нагрузки: В первом классе детям предстоит столкнуться с новыми учебными требованиями и заданиями. Неготовность к этому может привести к затруднениям с концентрацией, вниманием и освоением нового материала.

 Социальная адаптация: Первоклассники сталкиваются с новыми социальными правилами, взаимоотношениями с одноклассниками и участием в коллективных занятиях. Неготовность в области социальных навыков может затруднять установление дружеских отношений и успешное взаимодействие в классе.

 Влияние на дальнейшую учебную мотивацию: Неготовность первоклассников может оказать отрицательное влияние на их учебную мотивацию и отношение к учению. Если дети испытывают трудности и неуспехи в первом классе, это может повлиять на их веру в свои способности и настрой на обучение в будущем.

Поступление в школу рассматривается как очень ответственный шаг, влияющий на дальнейшую жизнь и здоровье в такой же степени, как поступление в вуз или создание семьи.

Отечественная детская психология достигла значительных успехов в изучении возрастных особенностей развития детей, накопила достаточный объем фундаментальных знаний об отдельных направлениях этого развития. Вместе с тем в теоретической трактовке полученных сведений существует множество различий, а общее, практически полезное решение проблем психологической готовности и по сей день остается открытым.

Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматриваются в трудах таких педагогов и психологов, как: Л.И. Божович (1997), Л.А. Венгер (1974), Л.С. Выготский (1926), В.С.Мухина (1986), А.В. Запорожец (1965), А.Р. Лурия (1969), С.Я. Рубинштейн (1970) и др.

Психологическая характеристика готовности к обучению в школе.

Задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости».

И. Шванцара определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.

Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

Аналогичные взгляды развивал А.И. Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.»

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Психологическая готовность к школе в современной трактовке психологов и педагогов охватывает различные аспекты, которые влияют на успешную адаптацию ребенка к учебной среде. Вот некоторые из них:

 Эмоциональная готовность: это включает развитие эмоциональной стабильности, умение контролировать эмоции, установление позитивного отношения к школе и уверенности в своих возможностях.

 Социальная готовность: это включает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, участие в групповых деятельностях, соблюдение правил и норм поведения, а также развитие коммуникативных навыков.

 Когнитивная готовность: это включает развитие познавательных процессов, таких как внимание, память, мышление, речь и представления о мире. Ребенок должен быть способен сосредоточиться, следовать инструкциям, осуществлять элементарные умственные операции и проявлять интерес к учебным заданиям.

 Моторная готовность: это включает развитие моторных навыков и координации движений, которые необходимы для выполнения учебных заданий, игр на переменах и других физических активностей в школе.

Современные психологи и педагоги подчеркивают важность поддержки и развития следующих аспектов:

- Психологическое благополучие и здоровье.

- Эмоциональный интеллект и управление эмоциями.

- Социальные навыки и взаимодействие с окружающими.

- Критическое мышление и проблемное решение.

- Коммуникационные навыки и эффективное общение.

- Творческое мышление и развитие личных интересов.

- Активное обучение и саморазвитие.

- Умение управлять временем и строить планы.

- Физическое здоровье и активный образ жизни.

Эти аспекты играют ключевую роль в развитии личности и успешной адаптации к современному миру.

Таким образом, обобщая высказывания знаменитых психологов и педагогов, следует сказать, что психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Поступление в первый класс - это переломный момент в жизни ребенка. При переходе к школьному возрасту появляются высокоопосредствованные формы регуляции деятельности, которые опираются на социально заданные нормы, социально выработанные способы действий. Психологическая готовность к школе включает в себя готовность к принятию этих норм и способов действия (Коломинский Я. Л., Панько Е. А., 1999) .

Как справедливо отмечает Л.И. Божович (1968), вопросы школьного обучения - это есть не только вопросы образования и интеллектуального развития ребенка, но и вопросы формирования его личности, вопросы воспитания. Эта особенность еще более обязывает обеспечить психологическую готовность ребенка к школе.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе - важная, но не единственная предпосылка успешного обучения. Подготовка к школе включает и формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» (Божович Л. И., 1979) - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав и занимающего иное по сравнению с детьми положение в обществе.

Готовность этого типа, личностная готовность, выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, к самому себе.

Отечественные психологи Л. И. Божович (1979) и Л. С. Славина выявили, что у одних детей познавательная потребность выражена ярко и имеет так называемую теоретическую направленность, у других она более связана с практической, бытовой деятельностью.

Как показывают специальные исследования (Котырло В. К., 1971), первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание мотивов достижения цели. Необходимо формировать у детей стремление не отступать перед трудностями, а преодолевать их, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями. Это поможет ребенку самостоятельно, лишь при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе.

Развитие дисциплинированности, организованности и других качеств, помогающих шестилетке управлять своим поведением, в большей мере зависит от степени его восприимчивости к требованиям взрослого, от сформированности отношения к нему как к носителю социальных норм поведения. Среди факторов, обусловливающих развитие этого рода восприимчивости, важное место занимает характер взаимоотношений ребенка и взрослого, овладение детьми содержанием требований взрослого посредством «словесных инструкций, знаковых средств» (Выготский Л. С, 1984).

Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и проблемы психологической неготовности к школе могут различаться в индивидуальных случаях.

Пути решения проблемы психологической неготовность к школе.

Для решения проблемы психологической неготовности к школе можно применить следующие подходы:

 Создание поддерживающей и безопасной среды: школа и родители могут сотрудничать для создания атмосферы, где ребенок чувствует себя комфортно и под защитой. Это может включать в себя проведение ориентационных мероприятий, знакомство с учителями и другими детьми, а также установление четких правил и ожиданий.

Поддержка эмоционального благополучия: ребенок должен чувствовать, что его эмоции и чувства принимаются и уважаются. Родители и учителя могут помочь ребенку развивать навыки эмоциональной саморегуляции, предоставлять возможности для выражения своих чувств и обеспечивать поддержку в случае беспокойства или тревоги.

 Обучение социальным навыкам: школа может предоставить детям возможности для развития социальных навыков, таких как коммуникация, сотрудничество, решение конфликтов и установление взаимоотношений с другими. Это может быть осуществлено через игры, групповые проекты и тренинги по социальным навыкам.

 Индивидуальная поддержка и помощь: в случае, если ребенок испытывает трудности в какой-либо области, важно предоставить ему индивидуальную поддержку и помощь. Это может включать в себя консультирование психолога, работу с учителем-специалистом или разработку индивидуального плана поддержки.

 Вовлечение родителей: родители играют важную роль в помощи ребенку преодолеть психологическую неготовность к школе. Они могут обеспечить поддержку, мотивацию и регулярное общение с учителями, а также создать домашнюю обстановку, способствующую успеху в учебе.

Все эти подходы могут быть применены совместно, чтобы помочь ребенку преодолеть психологическую неготовность к школе и успешно адаптироваться к новой среде.

Список литературы

1.        Безруких, М.М., Ефимова, С.П. Знаете ли вы своего ученика? [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова - М.: Академия, 1997, 240 с.

2.        Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб: Питер, 2008. - 400 с.

3.        Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч. В 6 т. Т. 4. СПб. - 1999

4.        Гуткина, Н.И. Психологическая подготовка детей к школе в группе развития // Активные методы в работе школьного психолога [Текст] / Н.И. Гуткина. - М., 1990, 176 с.

5.        Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 1995. С. 5-18

6.        Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии [Текст] / В.Г. Каменская. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005, 283 с.

7.        Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста [Текст]: Уч. пособие / Я.Л. Коломинский. - Минск: Университетское, 1988, 190 с.

8.        Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А., Игумнов, С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии [Текст]/ Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2004, 480с

9.        Котырло, В.К. Развитие волевого поведения у детей [Текст] / В.К. Котырло. - Киев: «Вища школа», 1981, 390 с.

10.        Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М.: Знание, 1987, 87 с.

11.        Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учебн. пособ. для студентов / И.Ю.Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, 2004, 464 с.

12.        Нижегородцева, Н.В., Шадриков, В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе [Текст] / Н.В.Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М.: Владос, 2001, 256 с.

13.        Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. - М.: Владос, 2003, 128 с.

14.        Орлова Е.А. Задержка психического развития и проблемы школьной неуспеваемости.- Тула: Тульский госуд. Педагог.университет, 2002, 347 с.

15.        Подъячева И.П. Коррекционно-развивающее обучение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. - М.: Аспект Пресс, 2001, 341 с.

16.        Психология детства [Текст] / Под ред. А.А. Реана - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003, 350 с.

17.        Рабочая книга школьного психолога [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991, 302 с.

18.        Раннее обучение и развитие ребенка [Текст] / Авт. - сост. В.В. Кантан. СПб.: Квинт, Лань, 1998, 201 с.

19.        Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2004, 349 с.

20.        Шванцара, Й. Диагностика психического развития [Текст] / Й. Шванцара. - Прага: Авиценум, 1978, 388 с.

21.        Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Учпедгиз, 1960, 426 с.

22.        Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе // Начальная школа, 1994, №4.С.31-35

23.        Кузьмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся //Вопросы психологии. 1984 №1. С. 20-26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Проблемы современной школы и пути их решения"

Проблемы экологического воспитания младшего школьника...

Обучения русскому языку детей мигрантов: проблемы и пути их решения.

Обучения русскому языку детей мигрантов: проблемы и пути их решения. ...

Проблемы преемственности начальной и основной школы и пути их решения

Переход из начальной школы в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных проблем, а период адаптации в 5 классе - одним из труднейших периодов школьного обучения....

Проект психологического сопровождения детей с умственной отсталостью "Путь возможностей"

Проект направлен на построение системы психологического сопровождения детей с умственной отсталостью для создания необходимых условий их всестороннего развития, обогащения социального опыта и гармонич...

Программа психологических развивающих занятий "Психологическая готовность детей к школе"

Программа предназначена для групповой психологической работы с детьми 6-7 лет. Программа содержит учебно-тематический план занятий на учебный год. Занятия могут проводиться как с учащимися первого кла...

Проект по психологической подготовке детей к школе «Я – будущий первоклассник» (для детей 6- 7 лет) 2021 г

Проектпо психологической подготовке детей к школе«Я – будущий первоклассник»(для детей  6- 7 лет)...

Статья "Причины психологической неготовности детей к школе и пути их решения".

Аннотация:Данная статья исследует причины психологической неготовности детей к школе и предлагает пути их решения. Психологическая неготовность к школе является состоянием, при котором дети испытывают...