По развитию мелкой моторики у обучающихся с нарушением интеллекта «Использование технологии «Бусоград»
материал

Глущенко Елена Владимировна
    Развивая руку ребенка, применяя различные методы и приемы, мы не только тренируем мышцы, но и формируем способность к наблюдению, сравнению, творческому воображению, воспитываем усидчивость, терпение, аккуратность, точность, настойчивость. Вспомните, как в детстве увидев у мамы, бабушки яркие, красивые бусы просили померить, проявляли интерес к украшению.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_busagrad_2025.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

По развитию мелкой моторики у обучающихся с нарушением интеллекта «Использование технологии «Бусоград»

Глущенко Елена Владимировна

Учитель –индивидуального обучения

ГКОУ «Котовская школа –интернат»                              

                                           

Цель: познакомить педагогов с возможностями включения технологии «Бусогдад» в образовательную деятельность с детьми с ОВЗ.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с возможностями игр с бусами для развития детей школьного возраста с ОВЗ.
  • Формировать умение включать игры с бусами в систему работы с детьми с ОВЗ.
  • Развивать интерес к инновационным методам и приемам в работе с детьми школьного возраста.
  • Привлечь педагогов к совместной деятельности.
  • Вызвать положительный настрой к работе с бусами.

Раздаточный материал: бусы разных цветов и размеров.                       

     Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в школьных организациях должно рассматриваться как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса. Поэтому, школы стараются активно внедрять в свою работу инновационные технологии, которые направлены на выполнение государственных образовательных стандартов в школьном образовании. Главной задачей педагога стало выбрать эффективные методы и приёмы работы с детьми, необходимые для разностороннего развития личности ребёнка, а также ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

     И мне сегодня хочется поделиться с вами методикой "Бусоград". Данную методику разработала Майя Ивановна Родина, известный педагог, музыкант, почетный работник общего образования РФ. Методическое пособие по интеллектуально-творческому развитию Родиной М. И. «Бусоград, или Волшебные игры феи Бусинки» разработано для детей предлагает систему игр и творческих упражнений с бусами.

Данная методика является незаменимым помощником не только для воспитателей, а также для педагогов – психологов, учителей – логопедов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Данная методика «Бусоград» направлена на развитие у детей:

— пространственной ориентировки;

— пространственного восприятия;

— пространственного мышления;

— мелкой моторики;

— зрительной и слуховой памяти;

— процессов внимания;

— формирование социальной адаптации;

— самоконтроля за деятельностью;

— воображения.

    Развивая руку ребенка, применяя различные методы и приемы, мы не только тренируем мышцы, но и формируем способность к наблюдению, сравнению, творческому воображению, воспитываем усидчивость, терпение, аккуратность, точность, настойчивость.

    Вспомните, как в детстве увидев у мамы, бабушки яркие, красивые бусы просили померить, проявляли интерес к украшению.

  А теперь создана целая методика, позволяющая получать определённые знания, играя с бусами – эстетически красивым и очень простым и доступным пособием.

Работа по освоению данной программы ведется поэтапно.

 I этап – Подготовительный

Дети знакомятся с бусами, рассказывают о цвете. Определяют форму бусин, размер своих бус по отношению к другим.

-Ребята, я  сегодня хочу с вами поиграть. Но прежде, чем мы начнем играть отгадайте загадку:

Надели шарики на нити.
     Красиво очень, посмотрите!
     Блестят на солнце краше
      Они на шее нашей. (БУСЫ)

 - А что такое бусы? (Это женское шейное  украшение. )

-Для кого они предназначены? (Для женщин.)

-Бусы состоят из маленьких бусин, все они нанизаны на нить.

-Бусы бывают разные по размеру: одни короче, другие –длиннее. Еще они могут отличаться по форме: ровные, гладкие, с гранями. Еще отличаются по цвету.

- У нас тоже есть бусы, они живут в красивой шкатулочке. Играя с бусами, мы должны помнить, что  бусы нельзя брать в рот, бусы не должны шуметь, бережно с ними обращаться, они очень хрупкие и могут порваться, поломаться!( раздаются бусы)

-Жили - были бусы в шкатулочке (ладошки обоих рук складываются, а между ними помещаются бусы).

-Крышка шкатулки  была крепко закрыта, её можно было потрясти и услышать, как бусы звенят (потрясти, сжатыми ладошками, поднести к уху и послушать, как звучат бусы). На что похож звук бус?

Бусы, бусы покажитесь,

Красотою поделитесь.  

А теперь опять сложитесь,

И тихонько спать ложитесь.

Бусы медленно и аккуратно складываются (двумя пальцами рук обратно в ладонь, а другой ладонью прикрывается сверху).

 -А теперь поиграем с бусами.

Бусы растянули, сложи попалам, ладошку поставили.

Упражнение «Часики»

Маятник качается, часики идут,

Тик-так, тик-так, ходить не устают.

Упражнение «Карусель» (Бусы растянули, сложи попалам, ладошку поставили)

Закрутили, завертели,

Бусы словно карусели,

закрутили, завертели

 и на ладошку сели.

Упражнение «Качели» Бусы растянули

Ах, качели –карусели

 заскрипели полетели,

 раз вперед, два назад

 все летят, летят

и на ладошку опускаются.

 "Узоры" + музыка

Лежали как-то бусы в шкатулочке и грустили, решили они попрыгать, потанцевать. Выпрыгнули из шкатулочки и превратились в необычное существо. Надо подойти поближе и рассмотреть с разных сторон это существо, тогда мы сможем угадать, что хотели бусы нам показать!

Все участники рассматривают мой узор, затем бросают свои бусы и проговаривают, у кого что получилось. 

    Как вы думаете, на развитие каких способностей, направлены данные игры? (мелкая моторика, крупная моторика, концентрация внимания, координация движений, самоконтроль за деятельностью). На первых этапах, детям очень трудно выполнять эти действия, особенно детям с ограниченными возможностями здоровья.

II этап – Конструктивный

Строится на рисовании отдельных предметов, сопровождается стихами и речевыми упражнениями. Главная  фигура – это дорожка. И хочу отметить, что именно с нее начинается изображение практически всех предметов из бус

«Дорожка»

Бусы в кучу соберём,

И ладошками сгребём,

Пальчиками их поманим-

«Дорожку» длинную растянем.

 «Улитка»

Вот из бус дорожка.

Край прижмём ладошкой.

Крутим мы ладонь - и нитка

Превращается в «улитку».

Улитка получилась

Всем на удивленье,

Красивая такая просто загляденье.

 «Кочка, горочка, гора»

Жила-была дорожка, ровная дорожка.

Пальчик, пальчик, помогай,

В серединочку вставай.

Ты вверх бусы потяни

И на горку посмотри.

Пальчик, пальчик, не скучай,

Горку выше поднимай!

«Птичка»

Пальчик указательный

«Дорожку» оживит.

«Птичка» машет крыльями, по небу летит!

Теперь для работы нам понадоятся ещё одни бусы.

 «Домик»

Вот две «дорожки»

Квадратик потом

Над ним треугольник –Построили дом!

-Можно говорить в прозе, можно в стихах.

III этап – Творческий: 

Самостоятельное рисование картин, заполнение контуров, придумывание сказок и историй. Совместное сочинение стихов. Для создания творческой атмосферы рекомендуется: использовать спокойное, красивое музыкальное сопровождение.

На этом этапе используется подручный материал (браслеты, палочки, трубочки).  Бусоград – это то, где можно творить добро, красоту и дарить ее окружающим. Правит этим городом фея Бусинка.

Вместо красок разноцветных в руки бусы мы возьмём.

Необычно и красиво рисовать сейчас начнём.

Мы картину нарисуем

Ничего в ней не забудем.

(Перед участниками выстилается полотно-фон для рисования, выставляется шкатулка с бусами, дополнительный бросовый материал)

Жила – была на свете фея Бусинка. Правила она городом, который называется Бусоград. Фея каждый день меняла наряды, надевала яркие бусы, браслеты и затейливые украшения. А жители города Бусоград заботились о красоте и порядке в своем городе и очень любили играть. А Бусинка была рада придумывать новые и новые игры: с песенкой и загадкой, танцем и рисунком, сказкой и театром. Однажды утром проснулась Бусинка и отправилась гулять по городу. Пошла по ровненькой «дорожке» (показывает «дорожку» из бус – указательными пальцами обеих рук растянуть бусы в разные стороны). Встретила улитку (показывает «улитку» из бус – край «дорожки» накрыть ладонью и сделать несколько вращательных движений кистью руки, прижимая ее к бусам, оставить небольшой кончик).Поздоровалась Бусинка с улиткой и дальше пошла мимо «кочки» (сделать «кочку» из «дорожки», потянув цепочку пальцем от себя).Мимо «горочки»  (сделать из «кочки» «горочку»). И большой «горы».  Дошла Бусинка до речки, а по реке плывет «лодка» (сделать «лодку» из «дорожки»: двумя указательными пальцами, слегка потянув к себе)

Не простая «лодка», а с «парусом».

(вертикальную «дорожку» одним пальцем отвести в бок, сделать треугольник – «парус»)

На небе показались «птички».

(из «дорожки» сделать «птичек», поставив указательный палец над цепочками бус по центру, потянуть бусы к себе).Бусинка помахала птичкам рукой и пошла по извилистой лесной дорожке.

(сделать извилистую «дорожку»). Забрела на цветочную полянку,(сделать «полянку» - круг из бус). Где росли красивые волшебные «цветы». Собрала Бусинка большой букет цветов и в хорошем настроении оправилась домой. Вот такая картина у нас получилась. Можете её дополнить.

- Давайте придумаем название нашей картине.

- При рисовании бусами можно придумывать много разных игр и упражнений. Я надеюсь, технология работы с бусами вам понравилась и, что наш опыт окажется полезным в педагогической работе. И многие потом возьмут бусы и начнут создавать свои картины и творить чудеса.

Творите, фантазируйте, мечтайте!

  3.   Заключительная часть 

Технология «Бусоград», позволяет охватить все образовательные области, так как это и самомассаж, и гимнастические упражнения, и проведдение игр малой подвижности на внимание, ориентировку в пространстве, зрительную координацию, развитие  и закрепление основных цветов.

Таким образом, занятие с детьми по технике «Бусоград», несут положительный эмоциональный заряд. Благодаря этим играм дошкольники не стесняются фантазировать, проявлять свою выдумку, повышается самооценка,  учатся договариваться друг с другом.

  • У ребенка создаются красочные, яркие рисунки не  зависимо от имеющихся у него навыков.
  • Каждый раз для каждого ребенка создается «ситуация успеха»
  • Игры с бусами дают возможность расслабиться, снять напряжение

      Одна из сильных сторон данной технологии — это то, что в ней предлагается целая воспитательная система, направленная не только на формирование речевых, коммуникативных и других полезных навыков (что тоже очень важно) но и на воспитание тонких качеств личности: внимания друг к другу, терпения, сочувствия, понимания, заботы и доброжелательности.

       Надеемся, что технология работы с бусами вам понравилась своей доступностью, разнообразием и вариативностью её применения.

  1. Рефлексия. А ещё у этой игровой технологии есть главное преимущество.

Как говорит сама Майя Ивановна Родина: «Бусы не умеют грустить». Из них можно сделать только улыбку.

Предлагаем вам, уважаемые коллеги, собрать яркие бусы, если вам, было полезно и интересно.                                                                                            

 

Использованная литература:

1. М.И. Родина, "Бусоград" или «Волшебные игры феи Бусинки», "Музыкальная палитра", Санкт-Петербург", 2014г.

2. М.И. Родина, А.И. Буренина, "Кукляндия", "Музыкальная палитра", Санкт-Петербург", 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у обучающихся 1 класса с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности.

В данной статье представлены игровые задания, направленные на развитие мелкой моторики....

Доклад "Особенности развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями"

развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями...

Презентация "Особенности развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями"

развития мелкой моторики детей с двигательными нарушениями...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА «Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта посредством нетрадиционных техник рисования»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.К. АММОСОВА» ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕСС...

Развитие мелкой моторики у обучаемых с нарушением интеллекта

Присущие младшим школьникам с умственной отсталостью грубые нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность ...

Особенности развития мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта во внеурочное время.

Процесс обучения требует от учащихся умение произвольно организовать свою деятельность, определенную сформированность основных мыслительных операций и достаточный уровень развития мелкой моторики рук....

Конспект занятия по лепке «Осенний пейзаж». Занятия с пластилином для развития мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Дети с ограниченными возможностями развития - это дети, имеющие серьезные отклонения в психическом развитии. Этим детям нужна систематическая последовательная работа. Как раз лепка из пластилина спосо...