Статья "Использование игровых заданий для закрепления знаний на уроках русского языка"
статья

Эпова Альфия Габдрауфовна

Использование игровых заданий для закрепления знаний на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых заданий для закрепления знаний на уроках русского языка

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь учителю приходит замечательное средство – игра.

В.А. Сухомлинский говорил, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д.

Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Далее представлены лишь малая доля игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра расширяя интерес и знания становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно.

1.«Оживление». Детям предлагается придумать сказку о каком- нибудь предмете, находящемся в портфеле / о линейке, карандаше и т.д./

2.Сочинение сказок «наизнанку». Детям предлагается придумать сказку, например, про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.

3.«Фантастические гипотезы». Что бы произошло, и чтобы бы ты сделал, если бы:

из крана на кухне полился апельсиновый сок;

из тучи вместо дождя стал падать изюм;

люди придумали таблетку от сна?

4. На уроках обучения грамоте- игра «Одень человечка»

- Какую по вашему мнению одежду носит звук М?

- Как вы думаете, какой звук спрятал от нас своё имя: О, М, Х или Ц / На доске -«одетый» человечек без буквы на «животике»/. Почему? Объясните свой ответ.

- Какие звуки одеваются одинаково? Почему?

- Почему звук [Ш’] любит только зелёный цвет, а звук [Ж] - только синий?

- Почему звуки [Р] и [Р’] надевают только желтую шляпку- колокольчик?

Таким образом, практически на всех уроках можно  использовать  игровые технологии.

Приложение

№1.

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:



1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. 

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.



I 


рыбка 


вьюга 


чулок 


II 


подъезд 


склад 


ворона 


дубки 


варенье 


чучело 


съемка 


град 


ворота 


гриб 


ручьи 


чум 


подъем 


клад 


воробей 


№2

Игра « Приглашение »

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас.

Ход: Учитель раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.



огород 


парк 


море 


школа 


столовая 


зоопарк 


гря-ки 


доро-ки 


пло-цы 


кни-ки 


хле-цы 


кле-ка 


кали-ка 


бере-ки 


фла-ки 


обло-ки 


пиро-ки 


марты-ка 


реди-ка 


ду-ки 


ло-ки 


тетра-ка 


сли-ки 


тра-ка 


морко-ка 


ли-ки 


остро-ки 


промока-ка 


голу-цы 


реше-ка 


Задания: 


  1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова. 

  2. Составить предложения, используя данные слова. 

3

Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.



МАК 


РОМАШКА 


РОЗА 


ЛУК 


КОШКА 


СОБАКА 


ВОРОБЕЙ 


КОРОВА 


БЕРЕЗА 


ДУБ 


МАЛИНА 


ОСИНА 


КОРОВА 


ЛИСА 


ВОЛК 


МЕДВЕДЬ 


Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

4

Дидактическая игра: Одним словом.
Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать словосочетания в одно понятие. 
Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу. 

1. Шестьдесят минут-…(час). 
2. Густой частый лес- …(чаща). 
3. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука). 
4. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун). 
5. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться). 
6. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник)


Приложение №6 
Дидактическая игра: Все наоборот. 
Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей. 
Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-. 
Игрушка для елки-…(елочная игрушка) 
Герой сказки- … (сказочный герой) 
Сок яблока-… (яблочный сок) 
Суп из молока -…(молочный суп) 
Варенье из клубники-… (клубничное варенье) 
Каша из гречки-… (гречневая каша) 
Вода из речки-… (речная вода) 
Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п. 


5. Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)
  2. Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)
  3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

6. Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Игра “Кто больше?”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения образовывать глаголы с помощью приставок.

Содержание. Играют 3 команды по 5-6 человек. Капитаны получают конверты, в которые вложены карточки с глаголом. Задача команд: за 3 минуты образовать как можно больше новых глаголов при помощи приставок. Каждый игрок может образовать несколько глаголов, все предложенные глаголы записывает один из игроков на одном общем листе бумаги. По сигналу учителя команды начинают и заканчивают работу, после чего капитаны читают образованные глаголы. Побеждает команда, которая правильно образовала наибольшее число глаголов.

Материал для игры:

1/ ходить, 2/ лить, 3/ писать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные премы закрепления изученного на уроках русского языка.

Чтобы итог урока не был скучным ,я использую различные игровые приемы....

Словарная работа с грамматическим заданием с испоьзованием мультимедиа на уроках русского языка во 2 классе.

Слайды данной презентации помогут заинтересовать учеников в выполнении рутинной словарной работы....

"Дидактическая игра на этапе закрепления и повторения знаний на уроках русского языка"

Содержание:1. Игра как вид деятельности.2. Словесные игры.3. Богатство языка в играх....

Обощение опыта работы по теме "Эффективные приёмы закрепления изученного на уроках русского языка"

Работая с детьми младшего школьного возраста уже много лет, поняла, что серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только ...

«Дидактическая игра на этапе закрепления и повторения знаний на уроках русского языка»

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Значение игры невозмож...

Игровые моменты в нач.школе на уроках русского языка

Игровые моменты в нач.школе на уроках русского языка...