Нестандартные премы закрепления изученного на уроках русского языка.
статья по русскому языку (2 класс) по теме

Чермошенцева Елена Анатольевна

Чтобы итог урока не был скучным ,я использую различные игровые приемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Первомайская сош»

р.п.  Первомайский

Тамбовской области

Нестандартные приёмы

 закрепления

изученного на уроках русского языка

Подготовила

Чермошенцева

 Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

Первомайский 2010

Описание работы

       Младший школьный возраст является решающим в формировании личности ребёнка. Моя задача, как педагога, -умело подвести детей к осознанию того, что необходимо многому учиться, а для этого нужно развивать трудолюбие, силу воли,  ответственность, умение доводить дело до конца, оценивать свои поступки. Ещё более важная задача- помочь приобрести знания от собственных успехов, благодаря терпению, дисциплинированности. Для решения этих задач я призываю игру и свою фантазию. Данные нестандартные приёмы можно применять в любом классе начальной школы.

Работаю по УМК «Школа России» (Рамзаева Т.Г. «Русский язык»)

Чтобы  итог урока русского языка не был скучным,  я  использую

нестандартные приемы закрепления изученного материала.

Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка

             Учение должно быть с увлечением,

но с не мучением.

                                                                            Соловейчик.

       Всем известно, что к концу  урока у детей падает работоспособность, поэтому заключительная часть урока проходит скучно. Чтобы привлечь внимание детей  к заключительной части урока, я придумываю различные игровые приемы подведения итога работы на уроке. «От игры – к знаниям!»  –  девиз моей работы.

       Какие же приемы подведения итога работы  на уроке можно использовать?

        Хочу привести  нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русского языка.

        Большое внимание в начальных классах уделяется оформлению доски. Она привлекает внимание учащихся. Работать над новой темой  урока, а также и закреплять ее, нам помогает придуманный человечек – профессор ПАГ  (пиши аккуратно, грамотно). Он помогает нам вспомнить тему и подвести итог урока. Затем  в шляпу профессора мы кладем записку, докладывая (сообщая)  ему, чем мы занимались на уроке русского языка.  

        Такой     профессор ПАГ  оживит начало и конец любого урока русского языка.

        Обобщить знания учащихся о составе слова, вместе с тем закрепить навыки разбора слов по составу поможет вот такой  смешарик.

Круг-корень;

Рот-суффикс;

Глаза - окончание;

Треугольник-приставка.

       Такому  смешарику  мы дали имя  Составляйка.

       По разным темам будут и разные смешарики, которых так любят  малыши.

       А вот и другой смешарик   Местоимейка. Он будет помощником при закреплении изученного по теме «Местоимение».

       Использованный на уроке занимательный ребус  Местоимейки позволит при подведении урока быстро и четко дать определение местоимению как части речи, указывающей на предмет, но не называющей его.

                                                                                          м                                       

                имя

       Эти игровые приемы  называются «Опора на зрительную наглядность»

        Во многих случаях младшие школьники усваивают  содержание понятий через  схемы слов и предложений. Они быстро овладевают графикой, системой условного обозначения нашей речи.

        Известен  способ обозначения слов различными графическими, символами. Например:

        -имя существительное;

        -имя прилагательное;

        -глагол

        Использование на уроке следующей графической иллюстрации по теме «Имя прилагательное» закрепит в сознании ребенка, что  имя  прилагательное изменяется по родам в единственном числе, во множественном числе – по родам не изменяется.

                        Ед.ч(м.р., ж.р., ср.р.)        

        Мн.ч(м.р., ж.р., ср.р.)

                                             –    знак изменения

         При обобщении знаний о частях речи можно использовать наглядно-схематические иллюстрации. Закрепление умений определять изученные части речи можно провести в  виде игры «Кто в домике  живёт»

                        – вопросы

       

          В окошечках домика написаны вопросы. Учитель задает их, а дети  отгадывают, какая часть речи может жить в этом домике.

          Этот прием называется «Опора на графическую наглядность»

          При подведении итога урока  интересна  зачетная форма  закрепления  изученного в виде игры «Подскажи словечко». Учитель начинает, а дети продолжают. Например, при закреплении знаний об имени прилагательном можно использовать на доске рисунок в виде «говорящей» буквы П :

П(я)

  • Обозначаю…;
  • Являюсь…;
  • Отвечаю…;
  • Изменяюсь по …;
  • В предложении бываю …

          Таким образом, учащимся предоставляется возможность самостоятельно выполнить несколько мыслительных операций (наблюдение, сравнение, сопоставление).

          Закрепляя знания по теме «Глагол», можно подвести итог в виде теста. Для этого из двух ответов дети должны выбрать правильный, записав его в тетради цифрами 1 или 2. Например:

Глаголы:

Склоняются-1;

Спрягаются-2.

У глаголов при спряжении изменяется:

Окончание-1;

Основа-2.

Укажите глаголы 2 –го лица:

Летит-1;

Бродишь-2.

          Затем учитель показывает табличку с  правильным ответами:2121.Такой прием закрепления  изученного ставит каждого ученика  в условия поиска,  обеспечивает участие в работе всех учащихся.

Этот прием называется «Опора на зачетную и тестовую формы»

          Внимание учащихся привлекается    к  различным  таблицам-схемам. Имея перед глазами опору, дети будут стараться вспомнить изученное на уроке.

         При таких нестандартных приемах на завершающем этапе урока в работе участвуют  дети с разным уровнем знаний, они чувствуют  себя непринужденно, а поэтому уверенно  и с удовольствием отвечают.

Используемая литература

  1.  Журнал «Начальная школа», №2,2003г.;
  2. Книга для учителя «Я иду на урок в начальную школу». -  М.: «Первое

 сентября», 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: Закрепление изученного материала по теме: «Местоимение». 4 класс

При закреплении материала используются интересные игры, "хитрые вопросы", шарады, кроссворды, осуществляется связь с материалом литературного чтения....

Урок русского языка Закрепление изученного. Однокоренные слова Школа России

Урок с презентацией по теме "Закрепление изученного. Однокоренные слова". В презентации использованы кадры из мультфильма "Простоквашино"...

Материал для закрепления изученных орфограмм по русскому языку за курс начальной школы

Данный материал поможет учащимся в закреплении изученных орфограмм по русскому языку за курс начальной школы...

Обощение опыта работы по теме "Эффективные приёмы закрепления изученного на уроках русского языка"

Работая с детьми младшего школьного возраста уже много лет, поняла, что серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только ...

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами". Дата публикации: 14.12.2015г.

Педагогическая цель. Создать условия для закрепления умения писать изученные заглавные и строчные буквы; использовать на письме заглавную букву; содействовать развитию моторики, фонематического с...