Обощение опыта работы по теме "Эффективные приёмы закрепления изученного на уроках русского языка"
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Работая с детьми младшего школьного возраста уже много лет, поняла, что серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:

«Эффективные

приемы закрепления изученного на уроках русского языка»

     

                                                   

                                                                                                                 

                              РАСТЕГАЕВА Е. И.

                            УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

                            МБОУ СОШ №20

Работая с детьми младшего школьного возраста уже много лет,  поняла, что серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников, я всегда стараюсь разнообразить урок играми, загадками, ребусами, кроссвордами, яркой броской наглядностью. Стараюсь делиться с детьми всем тем, чем сама владею и восхищаюсь.

Я уверена, что обучать ребенка необходимо с радостью, воспитывать его с большой любовью, а всю работу строить на интерес, поощрение и похвалу. Я убеждена, что научить и воспитывать ребенка можно только с помощью улыбки, ласки, уместной шутки, милосердия и доброжелательности.

Представляю свои наработки по применению в практике учебно-воспитательного процесса нестандартных приемов при проведении итога урока.

Каждая из структурных частей урока выполняет свою особую функцию в организации учебной деятельности учащихся. Признавая важную роль задач наглядно-образного характера, мы, учителя, недостаточно часто, как мне кажется, используем их в практике, особенно в заключительной части урока – при подведении итога. Тем самым недооцениваем важность и значимость этой структурной единицы урока.

Бытует мнение, что итог урока в силу ограничения по времени должен быть подведен как можно быстрее, закрепляя изученное на уроке с помощью вопросов: «Чему учились?», «Что сегодня мы с вами вспоминали?» и т.д. Такая не очень конкретная постановка вопросов заставляет детей давать зачастую туманные, расплывчатые, не несущие смысловой нагрузки ответы.

А ведь целенаправленный характер интересно и необычно организованных условий для подведения итога урока – заключительный аккорд в учебно-воспитательном процессе. От разнообразия эффективных приемов закрепления изученного на уроке зависят глубокое понимание и прочное усвоение учащимися учебного материала.

Известно, что к концу урока в силу различных причин, в том числе и физиологических, у детей притупляется внимание, падает работоспособность, нарастает умственная напряженность. Эта заключительная часть урока не должна проходить серо и уныло. Поэтому целесообразно в игровой форме, отличающейся своей оригинальностью и необычностью, привлечь внимание детей к завершающему этапу урока и закончить его на одном дыхании. Какие же приемы подведения итога работы на уроке можно использовать? Приведу некоторые примеры таких приемов, которые я использую в своей работе.

1.ОПОРА НА ЗРИТЕЛЬНУЮ НАГЛЯДНОСТЬ.

Большое внимание я уделяю оформлению доски: она должна привлекать внимание учащихся. Очень помогают мне занимательные рисунки, ребусы, «шифровки», опорные таблицы, графические схемы, выполненные цветными мелками на доске или показанные через мультимедиа проектор.

Работая над правописанием безударных гласных в корне, проверяемых ударением, помогает веселый грамматический человечек с «узелками на память». Он же оживит и конец урока при закреплении изученного: «какую тему изучали?», «Какие гласные требуют проверки при письме?», «Сколько их?», «Что надо помнить, чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне?»

( СЛАЙД 1)

Обобщить знания учащихся о составе слова, вместе с тем закрепить навыки разбора слова по составу поможет вот такой неунывающий  грамматический человечек.

(СЛАЙД 2)

А вот этот улыбающийся грамматический человечек будет помощником при закреплении изученного по теме «Изменение местоимений по числам».

(СЛАЙД 3)

Разные темы урока могут «предлагать» разные лица грамматических человечков; их лица можно корректировать, внося дополнительные изменения.

Присутствие на уроке человечка по имени Пкчаг (пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно) обязательно потом при подведении урока напомнит детям о необходимости писать начало предложения с большой буквы; если предложение повествовательное, то в конце его ставить точку. Правая рука человечка с поднятым вверх пальчиком укажет детям: все, что должно быть записано, сначала должно быть прочитано (тема урока «Предложение»)

(СЛАЙД 4)

Используемый на уроке занимательный рисунок-ребус (тема «Местоимение») позволит при подведении итога урока быстро и четко дать определение местоимению как части речи, указывающей на предмет, но не называющий его.

(СЛАЙД 5)

2.ОПОРА НА ГРАФИЧЕСКУЮ ИЛЛЮСТРАЦИЮ.

При обобщении знаний о частях речи можно использовать такую наглядно-схематическую иллюстрацию.

Закрепление умений безошибочно определять изученные части речи можно провести по-разному: или в виде игры «Помоги построить домик для частей речи» (называя его «жителей» по «именам» (вопросам), или опираясь уже на эту графическую иллюстрацию, учащиеся сами дадут определение каждой части речи.

(СЛАЙД 6)

Во многих случаях младшие школьники легко усваивают содержание понятий через абстрактные формы (вспомнив хотя бы схемы слов и предложений). Они быстро овладевают графикой, системой условного обозначения нашей речи. Известен способ обозначения слов графическими символами, например:

- имя прилагательное

- имя существительное

- глагол

- наречие

- предлог

Использование на уроке следующей графической иллюстрации по теме «Изменение имен прилагательных по родам» закрепит потом в сознании ребенка: имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам, а во множественном числе по родам не изменяется.

(СЛАЙД 7)

3. ОПОРА НА ЗАЧЕТНУЮ И ТЕСТОВУЮ ФОРМУ.

При подведении итога урока интересна и эффективна зачетная форма закрепления изученного в виде игры «Подскажи словечко». Учитель (или сильный ученик) начинает, а дети продолжают. Например, при закреплении знаний о глаголе можно использовать на доске рисунок в виде «говорящей» буквы Г:

- являюсь ……………………………………………………………..;

- обозначаю …………………………………………………………..;

- отвечаю на вопросы ………………………………………………..;

- изменяюсь по …………… и (в прошедшем времени) по ……….;

- имею…………………………………………………………………;

- в предложении чаще всего бываю ………………………………. .

Таким образом, можно «подпитать» умственную деятельность учащихся в конце урока, предоставив им возможность самостоятельно выполнить несколько мыслительных операций (наблюдение, сравнение, сопоставление).

Закрепляя знания по теме «Спряжение», можно подвести итог урока в виде теста.

Например, учитель говорит детям:

- Ребята, глагол и местоимение, главные герои сегодняшнего урока, приготовили вам сюрприз. Если вы справитесь с заданиями, которые они предлагают, то узнаете, с каким настроением, прощаясь с нами, они покидают наш урок. Для этого вы должны из двух ответов каждого задания выбрать правильный.

Глаголы:

а) склоняются

б) спрягаются  

У глаголов при спряжении изменяется:

а) окончание

б) основа

Укажите глаголы 2-го лица:

а) летит

б) бродишь

Лицо глагола определяй:

а) по местоимению

б) по предлогу

Учитель показывает правильный ответ и дети читают6 «Мы рады!»

Такой прием закрепления изученного по теме вызывает у учащихся чувство радостного удовлетворения, уверенность в своих силах, ставит каждого ученика в условия поиска, обеспечивает участие в работе всех учащихся.

4. ОПОРА НА ТАБЛИЦЫ-СХЕМЫ.

Внимание учеников привлекается к таблице-схеме, и они, имея перед глазами опору, будут стараться вспомнить изученное на уроке.

Например, при подведении итога урока по теме «Однородные члены предложения» (обобщение) можно провести игру «Аукцион»: кто больше «даст» знаний по этой теме; ударом молотка отмечая каждый раз правильный ответ.

(СЛАЙД 8)

-Однородные члены предложения зависят от одного и того же слова в предложении.

-Однородными членами предложения называются несколько подлежащих при одном сказуемом (и т.д.)

-В устной речи однородные члены предложения определяются паузой и интонацией перечисления.

-При письме однородные члены предложения отделяются друг от друга запятой.

-Если однородные члены предложения соединяются союзами а или но, ставится запятая.

-Союзы и, а, но соединяют однородные члены предложения.

Я попыталась привести пример с использованием некоторых эффективных, на мой взгляд, приемов в заключительной части урока – при подведении итога.

Чего можно достичь, используя приведенные выше приемы работы?

При таком подходе к завершающему этапу урока в работе участвуют дети, с разным уровнем знаний, чувствуют себя непринужденно, а поэтому уверенно и с удовольствием отвечают.

А самое главное, дети полюбили уроки русского языка и постигают азы грамматики с увлечением и желанием. И когда я говорю: «Сейчас, дети, прозвенит звонок. Всем спасибо за активное участие в работе ….» - то в ответ раздаются дружные голоса ребят с просительной интонацией: «Давайте еще поработаем. Ну, пожалуйста!»

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективные приемы закрепления изученного на уроках русского языка Учитель начальных классов Растегаева Елена Ивановна МБОУ СОШ №20 Как вставить эмблему предприятия на этот слайд Откройте меню Вставка выберите Рисунок Найдите файл с эмблемой Нажмите кнопку ОК Как изменить размеры эмблемы Выделите эмблему. Измените размеры картинки, перетаскивая мышью один из управляющих маркеров. Для сохранения пропорции изображения перетаскивайте маркеры с нажатой клавишей Shift .

Слайд 2

«Узелки на память» а а и е о

Слайд 3

1 2 4 3

Слайд 4

Изменения местоимений по числам

Слайд 5

Пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно.

Слайд 6

Ребусы, кроссворды.

Слайд 7

Домик для частей речи

Слайд 8

Родовые окончания

Слайд 9

Говорящая буква

Слайд 10

Таблицы - схемы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные премы закрепления изученного на уроках русского языка.

Чтобы итог урока не был скучным ,я использую различные игровые приемы....

Статья из опыта работы "Формирование познавательных интересов у детей" на уроках русского языка и литературного чтения

Существует  тесная  связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу      ребёнок лучше усваивает знания, с...

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"

Презентация к работе по обобщению опыта "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"...

Материал для закрепления изученных орфограмм по русскому языку за курс начальной школы

Данный материал поможет учащимся в закреплении изученных орфограмм по русскому языку за курс начальной школы...

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе".

В обобщении опыта представлены различные виды и формы творческих заданий, которые позволяют достичь определенного уровня в развитии творческих способностей, посильные для каждого ученика....

Бочарникова Т.Б. "Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- продемонстрировать способы оценивания в условиях без ...

Публичное представление педагогического опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркость на уроках русского языка у младших школьников "

В данной статье  представлен опыт работы  по формированию грамотного письма младших школьников....