Проектная деятельность во внеурочной работе в начальной школе
учебно-методический материал (4 класс)
В разработке рассматриваются цели и структура внеурочной деятельности младших школьников, этапы построения проектов, раскрываются формирующие умения и навыки в данной деятельности, которые способствуют достижению планируемых результатов обучающихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 125.26 КБ | |
| 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность На сегодняшний день академическая успешность в сфере наук не гарантирует способность жить в постоянно меняющемся, новом обществе. А именно младшие школьники особенно беспомощны в ситуациях, близких к реальным. Соответственно в новой современной школе важны такие виды деятельности, которые - формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; - развивали бы общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные ; - формировали бы компетенции , т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; - были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; - реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью. Именно эту проблему в обновленных ФГОС можно решить через организацию проектной деятельности.
Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Основной целью проектной деятельности является формирование творческого мышления учащихся.
Цели проектной деятельности: - формирование системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий учащихся; - переход от усвоения знаний к овладению процессом частично самостоятельного приобретения знаний; - формирование умения адаптироваться в изменяющихся условиях, видеть проблемы, предлагать пути их решения; - развитие психических процессов младшего школьника (внимания, памяти, логического мышления, аналитических, оценочных способностей и т.д.); - воспитание у детей ответственности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости; - эффективное сочетание различных видов работы учащихся (индивидуальный, парный, групповой, коллективный).
В основу проектной деятельности положена идея о направленности познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности . Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Структура деятельности учащихся и учителя: учащийся учитель Постановка проблемы Помогает в постановке проблемы Определяет цель деятельности Помогает определить цель деятельности Открывает новые знания или способы деятельности Рекомендует источники получения информации Экспериментирует Предлагает возможные формы работы Выбирает пути решения Содействует прогнозированию результатов Активен Создает условия для активности учащегося Несёт ответственность за свою деятельность Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.
Проект - пять «П» Этапы работы над проектом: - Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. 2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта , в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. 3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. 4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. 5.Подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Дети рассказывают, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируют и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывают результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.
Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся? Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо: 1. Провести подготовительную работу. Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы. Формирование их целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.
Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его: а) выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия; б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе; в) слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы; г) поисковые: находить информацию по учебникам, в словарях, Интернете, формулирование ключевых слов; д ) информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования . 3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы .
4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта. Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. 5. Создавать небольшую группу. Для работы над проектом класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из вопросов.
В процессе проектной деятельности, формируются следующие умения и навыки : 1.Рефлексивные умения: - умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? 2.Поисковые (исследовательские) умения: - умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; - умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле ; - умение находить несколько вариантов решения проблемы; - умение выдвигать гипотезы; - умение устанавливать причинно-следственные связи. 3.Навыки оценочной самостоятельности. 4.Умения и навыки работы в сотрудничестве: - умение коллективного планирования; - умение взаимодействовать с любым партнером ;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы . 5.Коммуникативные умения: - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; - умение вести дискуссию; - умение отстаивать свою точку зрения; - умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.п. 6.Презентационные умения и навыки: - навыки монологической речи; - умение уверенно держать себя во время выступления; - умение использовать различные средства наглядности при выступлении; - умение отвечать на незапланированные вопросы.
Достоинства проектной деятельности: стремление учащихся к получению новых знаний, создание благоприятной почвы для начала исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте, умение решать творческие, исследовательские задачи, умение ставить проблемы, планировать и организовывать свою деятельность, подбирать соответствующий материал, его анализировать и обобщать, делать выводы . развитие универсальных учебных действий младших школьников , формирование умения учиться, изменение роли учителя из носителя знаний и информации в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы.
Проектная деятельность
Предмет: Русский язык Тема: Какая морфема главная? Проблема: Цель: Проектирование - Поиск информации - Продукт: Составление памятки Презентация выступление
Предмет: Математика Тема: Числа в загадках Проблема: Цель: Проектирование - Поиск информации - Продукт: Плакат с загадками о числах Презентация выступление
Предмет: Окружающий мир Тема: Что может зубная щетка? Проблема: Цель: Проектирование - Поиск информации - Продукт: Анкета Презентация выступление
Предмет: Литературное чтение Тема: Пословицы о труде Проблема: Цель: Проектирование - Поиск информации - Продукт: Викторина Презентация выступление
Предмет: Технология Тема: Пластилинография Проблема: Цель: Проектирование - Поиск информации - Продукт: Рекламная листовка про пластилин Презентация выступление
Предмет: Физическая культура Тема: Отдых учащихся начальной школы на переменах Проблема: Цель: Проектирование - Поиск информации - Продукт: Составление списка занятий на переменах детям Презентация выступление
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для студентов: Проектная деятельность во внеурочной деятельности как средство достижения планируемых результатов в начальной школе
Актуальность
На сегодняшний день академическая успешность в сфере наук не гарантирует способность жить в постоянно меняющемся, новом обществе. А именно младшие школьники особенно беспомощны в ситуациях, близких к реальным. Соответственно в новой современной школе важны такие виды деятельности, которые
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Именно эту проблему в обновленных ФГОС можно решить через организацию проектной деятельности.
Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Основной целью проектной деятельности
является формирование творческого мышления учащихся.
Цели проектной деятельности:
- формирование системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий учащихся;
- переход от усвоения знаний к овладению процессом частично самостоятельного приобретения знаний;
- формирование умения адаптироваться в изменяющихся условиях, видеть проблемы, предлагать пути их решения;
- развитие психических процессов младшего школьника (внимания, памяти, логического мышления, аналитических, оценочных способностей и т.д.);
- воспитание у детей ответственности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости;
- эффективное сочетание различных видов работы учащихся (индивидуальный, парный, групповой, коллективный).
В основу проектной деятельности положена идея о направленности познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Структура деятельности учащихся и учителя
учащийся | учитель |
Постановка проблемы | Помогает в постановке проблемы |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Предлагает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности учащегося |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
Проект - пять «П»
Этапы работы над проектом:
- Проблема
- Проектирование (планирование)
- Поиск информации
- Продукт
- Презентация
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Дети рассказывают, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируют и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывают результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.
Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?
Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:
1. Провести подготовительную работу.
Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы. Формирование их целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.
Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:
а) выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе;
в) слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;
г) поисковые: находить информацию по учебникам, в словарях, Интернете, формулирование ключевых слов;
д) информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.
3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.
Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы.
4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен.
5. Создавать небольшую группу.
Для работы над проектом класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из вопросов.
В процессе проектной деятельности, формируются следующие умения и навыки:
1. Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Достоинства проектной деятельности:
- стремление учащихся к получению новых знаний,
- создание благоприятной почвы для начала исследовательской деятельности в младшем школьном возрасте,
- умение решать творческие, исследовательские задачи,
- умение ставить проблемы, планировать и организовывать свою деятельность, подбирать соответствующий материал, его анализировать и обобщать, делать выводы.
- развитие универсальных учебных действий младших школьников,
- формирование умения учиться,
- изменение роли учителя из носителя знаний и информации в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы.
Практическая работа в группах
Каждой микрогруппе студентов предлагается разработать и представить свой проектную мини-работу, даны темы и продукт.
Тема: | Какая морфема главная? |
Продукт: | Составление памятки |
Тема: | Числа в загадках |
Продукт: | Плакат с загадками о числах |
Тема: | Что может зубная щетка? |
Продукт: | Анкета |
Тема: | Пословицы о труде |
Продукт: | Викторина |
Тема: | Пластилинография |
Продукт: | Рекламная листовка про пластилин |
Тема: | Отдых учащихся начальной школы на переменах |
Продукт: | Составление списка занятий на переменах детям |
Группы получают шаблоны с планом работы.
Предмет: | Русский язык |
Тема: | Какая морфема главная? |
Проблема: | |
Цель: | |
Проектирование | - |
Поиск информации | - |
Продукт: | Составление памятки |
Презентация | выступление |
Предмет: | Математика |
Тема: | Числа в загадках |
Проблема: | |
Цель: | |
Проектирование | - |
Поиск информации | - |
Продукт: | Плакат с загадками о числах |
Презентация | выступление |
Предмет: | Окружающий мир |
Тема: | Что может зубная щетка? |
Проблема: | |
Цель: | |
Проектирование | - |
Поиск информации | - |
Продукт: | Анкета |
Презентация | выступление |
Предмет: | Литературное чтение |
Тема: | Пословицы о труде |
Проблема: | |
Цель: | |
Проектирование | - |
Поиск информации | - |
Продукт: | Викторина |
Презентация | выступление |
Предмет: | Технология |
Тема: | Пластилинография |
Проблема: | |
Цель: | |
Проектирование | - |
Поиск информации | - |
Продукт: | Рекламная листовка про пластилин |
Презентация | выступление |
Предмет: | Физическая культура |
Тема: | Отдых учащихся начальной школы на переменах |
Проблема: | |
Цель: | |
Проектирование | - |
Поиск информации | - |
Продукт: | Составление списка занятий на переменах детям |
Презентация | выступление |
Через 15-20 минут каждая группа студентов представляет свою работу. После выступления каждой группы, осуществляется анализ проделанной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности во внеурочной работе начального образования»
Статья о результате моей деятельности во внеурочной работе. Кружок "Сделай сам"...

Организация проектной деятельности во внеурочной работе начальных классов.
Принципы, цели, задачи и содержание организации внеурочной деятельности....

Мои педагогические находки. Проектная деятельность на внеурочных занятиях в начальной школе.
Доклад-выступление на РМО "Мои педагогические находки" ....
Проектная деятельность во внеурочной работе в начальной школе
Проект "Театр-музей народной игрушки" реализован во внеурочной деятельности во 2 классе...

Проектная деятельность на внеурочных занятиях в начальной школе
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их р...

«Проектная деятельность во внеурочное время в начальной школе»
Главная проблема в начальной школе - это отсутствие у детей навыков поисковой деятельности, а совместная работа учителя и детей решает возникшую проблему, проблемную ситуацию. Авторитет современного и...

«Проектная деятельность во внеурочное время в начальной школе»
Главная проблема в начальной школе - это отсутствие у детей навыков поисковой деятельности, а совместная работа учителя и детей решает возникшую проблему, проблемную ситуацию. Авторитет современного и...
