Организация проектной деятельности во внеурочной работе начального образования»
статья по теме

Соколова Татьяна Вальтеровна

Статья о результате моей деятельности во внеурочной работе. Кружок "Сделай сам"

Скачать:


Предварительный просмотр:

статья  

«Проектная деятельность во внеурочной работе начального обучения.

Проект « Времена года»»

Соколова Татьяна  Вальтеровна

учитель начальных классов

ГОУ СОШ №551

С-Пб Кировский район

I. Постановка проблемы

     В 2006 году набрала первый класс, работаю по системе Л.В. Занкова уже 17 лет, ребята пришли хорошие, умные, но не готовы к школе. Проблемы начались сразу.  Дети  знали только слово «хочу».  Неадекватно ребята относились к взрослым, на замечания и на просьбы не реагировали, были произвольные отношения и в своей среде,  дети пришли очень агрессивные. Были не научены общаться друг с другом. На уроках мне стоило большого труда организовать детей на элементарные команды. Навыков у ребят практически не было.    

       Обратилась за помощью к школьному психологу. С разрешения родителей, объяснив ситуацию, провели в классе тестирование. Выводы оказались неутешительными: из 25 человек, 14 -  к обучению были не готовы, 4 человека – условно готовы, 7 человек – готовы к обучению.

      Были выявлены следующие  причины:

- не сформировано у детей умение устанавливать причинно – следственные связи

- не умеют работать по правилу

- не сформированы основы понятийного мышления

- не сформированы правила в общении с взрослыми

- не выработаны начальные стадии силы воли

      Проблема: « Как и какие условия будут способствовать развитию «креативности» ребенка?

 Креативность – способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

     Главная цель образования: достижения оптимального общего развития каждого учащегося, развитие и воспитания  личности, его познавательных и созидательных возможностей, гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, активной жизненной позиции, толерантности и способности к успешной социализации и адаптации в обществе.

     Опираясь на эту цель, зная причины неготовности детей к школе, начала искать пути их преодоления. Ум, сердце и руки – их целостность и гармония – в этом суть общего развития человека, писал Л.В.Занков.

II. Поиск.

    Прочитала литературу о детской нейропсихологии.

       Л.С. Выготский считал, что эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений,  т.к. эмоции  являются «центральным звеном» психической жизни человека и  прежде всего ребенка.  Л.С. Выготский писал о феномене «засушенное сердце»,  наблюдавшемся у его современников и связанным с воспитанием ребенка, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение,  не потеряло актуальности и  в наше время.  Когда,  помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувстованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.  

        Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других.

      Нейрофизиологи говорят, если познавательные процессы протекают на фоне положительных эмоций, то организм вырабатывает такие вещества,  которые активизируют мышление и делают запоминание и усвоение более эффективным. Если у ребенка что-то хорошо получается, у него формируется положительная самооценка, что очень важно для становления личности.

     Сформулировала для себя 3 основных принципа:

1 принцип – Работу строить, основываясь на развитие положительной    эмоциональной сферы.

2   принцип – В каждом найти «изюминку», интерес.

3 принцип – «Надо дать  почувствовать ребенку успех, хотя бы небольшой»   На успех!                              

      Поговорив с родителями на эти важные темы, о том, чтобы получить качественные знания, ребенок должен быть к этому готов. Рассмотрев причины неготовности детей к школе, и то, что развитие мелкой моторики рук, их координации, тесно связаны с развитием интеллекта, пришли к общему решению. Нужен кружок, где бы дети работали руками.

III. Пути решения проблемы.

Формы работы: - организовала кружок в классе «Сделай сам» 

                                - разработала программу кружка

                                - на основе кружка создала проект «Времена года»

Направленность проекта:  художественно – эстетическая

Цель:  создание условий для  развития творческих способностей ребенка как фундамента для успешной реализации себя в жизни.

Задачи: выявление творческого потенциала детей, формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Педагогическая целесообразность -  поможет развить ребенку образное мышление, умение анализировать, фантазировать, мечтать, творчески мыслить, что в свою очередь будет способствовать успешному развитию ребенка во всех сферах его деятельности.

      Для выполнения изделий используются различные материалы :                                   пластилин,  природные  материалы, бумага,  картон,  крупа,  мука, фольга, вата -  основные из них.     Дети  знакомятся с  инструментами, необходимыми для работы, с  материалами и видами работ,  с разной обработкой материалов. Занятия в кружке проходят в игровой форме, каждый ребенок сочиняет «кусочек» своей сказки, создается игровая ситуация, где участвуют все желающие, ребята придумывают себе образ и воплощают потом его в своей работе и в общении друг с другом. Занятия проводятся для детей 1-4 классов.  Продолжительность – 45мин.

Общий  ожидаемый  результат  деятельности проекта «Времена года»

 – развитие и воспитание позитивной,  креативной, творческой личности с активной жизненной позицией, уверенной в себе, не боящейся трудностей, способной к саморазвитию и самореализации.

IV. Продукт творчества. Планирование.

       Форма работы - индивидуальная и коллективная, мастерские, игра, выставки, индивидуальные и коллективные проекты, защита проектов.

         Привожу пример занятия  по  программе кружка «Сделай сам»

Тема занятия  -  «Сказочные человечки»

Цель: Создание сказочного человечка

Материал – овощи и фрукты

Инструменты: ножик, ножницы, палочки

Этапы работы

Универсальные учебные действия

1.Ставлю задачу:

Создать образ сказочного человечка.

Что для этого нужно?

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

2.Знакомство с материалом: наблюдение, тактильные ощущения, рассуждение.

Личностные

Регулятивные

3.Выводы: Для создания человечка необходимо:

 выбрать образ, необходимый материал для своего героя, выбрать инструменты, порядок выполнения операций, т.е. этапы работ. Техника безопасности.

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

4.Изготовление продукта: показываю, как я сама делаю сказочного человечка.  Выработка плана действий.

 -создать образ

 -выбрать материал

 - обработать и разрезать ножом на нужные фигуры

 - соединить палочками фигуры вместе                                                  


Регулятивные

Познавательные

Личностные

5.Изготовление продукта учениками.

Индивидуальная работа по разработанному плану.



Коллективная работа (помощь друг другу или просьба о нужном материале)


Познавательные

Личностные


Коммуникативные

Регулятивные

6.Оформление продукта.

(Каждый ребенок называет своего героя именем, придумывает ему характер, что он любит, что не любит)

Личностные

Регулятивные

Познавательные


7.Презентация продукта.

Ребенок представляет своего героя перед ребятами, позиционирует.

Коммуникативные

Личностные

8.Самооценка и самоанализ.

Ребенок сначала говорит о своей работе, все ли удалось или что - то не получилось. Затем слушает мнения других о работе.

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

9.Выставка работ всех учащихся.

Подведение итогов.

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

     Каждый год по итогам четверти устраиваем 4 выставки. Проводим презентации, приглашаем родителей, учеников из других классов, учителей.

1 выставка: «Осень, осень, ну давай у листьев спросим…»                                                            2 выставка: «Белая зима»                                                                                                                3 выставка: «Весна, как много в этом звуке»

4 выставка: «Краски лета»

     Когда мы начали делать выставки, встал вопрос об эмблеме кружка. Дала детям задание, нарисовали эскизы, затем их скомпоновали, помогла мама мальчика и мы сделали свой логотип.

 Итоговый результат работы               Эмблема кружка «Сделай сам»  

     

V.  Итоги.  Самооценка и самоанализ.

      За 5 лет  работы кружка дети очень выросли, не только в физическом, но и в моральном  и  нравственном плане. Уже взяла другой выпуск и продолжаю работу по этому  проекту «Времена года».

 Наши победы:

   - 2008- VI районная выставка «Я и моя семья», ДДЮТ

 Диплом III степени за победу кружка «Сделай сам»

-2009- VII районная выставка «Что за прелесть, эти сказки!» ДДЮТ

  Диплом Ш степени за победу кружка «Сделай сам»

  -2009- Районная выставка детского творчества «Рождественская звезда», ДДЮТ,  Дипломы лауреатов

- 2010-  Международный творческий конкурс, дидактический Интернет – сайт «Страна мастеров», номинация «Новогодний подарок», коллективная работа, дипломы за 4 и 5 места, федеральный центр им. Л.В.Занкова, кружок «Сделай сам»

-- 2011-Районная выставка «Рождественская звезда», ДДЮТ, диплом

    Ходим с ребятами на эти выставки, смотрим работы других детей, сравниваем. У моих учеников возникает чувство гордости за себя, за всех нас, если в учебе у него не очень получается, то здесь он получает заряд на будущее, он может и не хуже других.

     Участие ребят в проектной деятельности, проект «Времена года», создает условия для  формирования и развития у ребят личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, что в свою очередь будет способствовать успешному развитию ребенка во всех сферах его деятельности, его самореализации в жизни.

         Леонид Владимирович Занков писал в своих воспоминаниях о том, что никакими мероприятиями нельзя добиться связи с жизнью, если нет жизни в самом классе.

РАЗВИТИЕ – УВЕРЕННОСТЬ – УСПЕХ – это девиз нашей занковской системы, я очень рада, что выбрала именно ее.

Список литературы

Бернс Э. Развития Я - концепции и воспитание. Пер. с англ.-М.,Прогресс,1986.-105с.

Василюк Ф.Е. Психология переживания.- М.,1984.- 200с.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.,1997. – 224с.

Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. СПб.1998.-182с.

Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.,1996.-360 с.

Ильин Е.Н. Из блокнота словесника. СПб.1993.-40с.

Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. - М.,1996.-160с.

Чистякова М.И. Психо-гимнастика.М.,1990.-126с.

Чутко Н.Я.Учебная деятельность: знакомая и незнакомая. Самара. 2005.-120с.

Фром Э. Бегство от свободы. - М.,1993.- 272с.

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов в условиях внеклассной работы

В данном материале представлен опыт работы по организации исследовательской деятельности учеников начальной школы....

Педагогический проект "Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе"

Итоги первого конкурса исследований младших школьников "Мой проект"...

Организация проектной деятельности во внеурочной работе начальных классов.

Принципы, цели, задачи и содержание организации внеурочной деятельности....

Научная статья «Проектная деятельность во внеурочной работе начального обучения. Опыт.»1-4 кл

Статья написана на основании моего многолетнего опыта. Работа с неподготовленными к школе детьми. Разные методы и подходы. Использование знаний в области нейрофизиологии и педагогики....

Опыт организации проектной деятельности на занятиях дополнительного образования

Описывается метод проектов, его роль в в процессе обучения детей...

Методическая разработка «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»

Жизнь сегодня рассматривается в виде проекта. Именно поэтому ценится то, как человек ставит цели и определяет перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы д...