Научная статья «Проектная деятельность во внеурочной работе начального обучения. Опыт.»1-4 кл
статья (2 класс) по теме

Соколова Татьяна Вальтеровна

Статья написана на основании моего многолетнего опыта. Работа с неподготовленными к школе детьми. Разные методы и подходы. Использование знаний в области нейрофизиологии и педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauch_statya.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Т.В. Соколова, учитель начальных классов,

ГБОУ школа № 124

Выборгского района  г. Санкт – Петербурга

Научная статья «Проектная деятельность во внеурочной работе начального обучения. Опыт »

        В 2013 году набрала первый класс, ребята пришли хорошие, умные, но не готовы к школе. Проблемы начались сразу.  Дети  знали только слово «хочу».  Неадекватно ребята относились к взрослым, на замечания и на просьбы не реагировали, были произвольные отношения и в своей среде,  дети пришли очень агрессивные. Были не научены общаться друг с другом. На уроках мне стоило большого труда организовать детей на элементарные команды. Навыков у ребят практически не было.    

       Обратилась за помощью к школьному психологу. С разрешения родителей, объяснив ситуацию, провели в классе тестирование. Выводы оказались неутешительными: из 25 человек, 14 -  к обучению были не готовы, 4 человека – условно готовы, 7 человек – готовы к обучению.

      Были выявлены следующие  причины:

- не сформировано у детей умение устанавливать причинно – следственные связи

- не умеют работать по правилу

- не сформированы основы понятийного мышления

- не сформированы правила в общении с взрослыми

- не выработаны начальные стадии силы воли

       Поставила перед собой проблему: « Как и какие условия будут способствовать развитию «креативности» ребенка?

 Креативность – способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.[3]

     Главная цель образования: достижения оптимального общего развития каждого учащегося, развитие и воспитания  личности, его познавательных и созидательных возможностей, гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, активной жизненной позиции, толерантности и способности к успешной социализации и адаптации в обществе.

     Опираясь на эту цель, зная причины неготовности детей к школе, начала искать пути их преодоления. Ум, сердце и руки – их целостность и гармония – в этом суть общего развития человека, писал Л.В.Занков.[2]

    Прочитала  литературу о детской нейропсихологии. Л.С. Выготский считал, что эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений,  т.к. эмоции  являются «центральным звеном» психической жизни человека и  прежде всего ребенка.  Л.С. Выготский писал о феномене «засушенное сердце»,  наблюдавшемся у его современников и связанным с воспитанием ребенка, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение,  не потеряло актуальности и  в наше время.[1] Когда,  помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувстованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Нейрофизиологи говорят, если познавательные процессы протекают на фоне положительных эмоций, то организм вырабатывает такие вещества,  которые активизируют мышление и делают запоминание и усвоение более эффективным. Если у ребенка что-то хорошо получается, у него формируется положительная самооценка, что очень важно для становления личности.

Сформулировала для себя 3 основных принципа:

1 принцип – Работу строить, основываясь на развитие положительной    эмоциональной сферы.

2   принцип – В каждом найти «изюминку», интерес.

3 принцип – «Надо дать  почувствовать ребенку успех, хотя бы небольшой»   На успех!                              

      Поговорив с родителями на эти важные темы, о том, чтобы получить качественные знания, ребенок должен быть к этому готов. Рассмотрев причины неготовности детей к школе, и то, что развитие мелкой моторики рук, их координации, тесно связаны с развитием интеллекта, пришли к общему решению. Нужен кружок, где бы дети работали руками.

       Организовала в классе кружок  «Сделай сам», разработала программу кружка, на основе кружка создала проект «Времена года».

Направленность проекта:  художественно – эстетическая

Цель:  создание условий для  развития творческих способностей ребенка как фундамента для успешной реализации себя в жизни.

Задачи: выявление творческого потенциала детей, формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Педагогическая целесообразность  – развитие и воспитание позитивной,  креативной, творческой личности с активной жизненной позицией, уверенной в себе, не боящейся трудностей, способной к саморазвитию и самореализации.

          Форма работы - индивидуальная и коллективная, мастерские, игра, выставки, индивидуальные и коллективные проекты, защита проектов.

         Привожу пример занятия  по  программе кружка «Сделай сам»

Тема занятия  -  «Сказочные человечки»

Цель: Создание сказочного человечка

Материал – овощи и фрукты

Инструменты: ножик, ножницы, палочки

Этапы работы

Универсальные учебные действия

1.Ставлю задачу:

Создать образ сказочного человечка.

Что для этого нужно?

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

2.Знакомство с материалом: наблюдение, тактильные ощущения, рассуждение.

Личностные

Регулятивные

3.Выводы: Для создания человечка необходимо:

 выбрать образ, необходимый материал для своего героя, выбрать инструменты, порядок выполнения операций, т.е. этапы работ. Техника безопасности.

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

4.Изготовление продукта: показываю, как я сама делаю сказочного человечка.  Выработка плана действий.

 -создать образ

 -выбрать материал

 - обработать и разрезать ножом на нужные фигуры

 - соединить палочками фигуры вместе                                                  

Регулятивные

Познавательные

Личностные

5.Изготовление продукта учениками.

  • Индивидуальная работа по разработанному плану.

  • Коллективная работа (помощь друг другу или просьба о нужном материале)

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

6.Оформление продукта.

(Каждый ребенок называет своего героя именем, придумывает ему характер, что он любит, что не любит)

Личностные

Регулятивные

Познавательные

7.Презентация продукта.

Ребенок представляет своего героя перед ребятами, позиционирует.

Коммуникативные

Личностные

8.Самооценка и самоанализ.

Ребенок сначала говорит о своей работе, все ли удалось или что - то не получилось. Затем слушает мнения других о работе.

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

9.Выставка работ всех учащихся.

Подведение итогов.

Коммуникативные

Регулятивные

Личностные

   

 Каждый год по итогам четверти устраиваем 4 выставки. Проводим

презентации, приглашаем родителей, учеников из других классов, учителей.

     Когда мы начали делать выставки, встал вопрос об эмблеме кружка. Дала детям задание, нарисовали эскизы, затем их скомпоновали  и  сделали свой логотип.

Эмблема кружка «Сделай сам»                     'эмблема сд сам

  Результаты деятельности:  

-2013 - VII районная выставка «Что за прелесть, эти сказки!» ДДЮТ,

  диплом III степени за победу кружка «Сделай сам»

- 2014 -  Международный творческий конкурс, дидактический Интернет – сайт «Страна мастеров», номинация «Новогодний подарок», коллективная работа, дипломы за 4 и 5 места

-2015-Районная выставка «Рождественская звезда», ДДЮТ, диплом

- 2016 -2017 - победители Всероссийских интернет - конкурсов по прикладному творчеству, индивидуальные работы, дипломы

    4 года   работы  предметно-практической деятельности  по художественно- эстетическому направлению во внеурочной деятельности начального образования  позволило  создать условия для формирования у детей планируемых образовательных результатов по усвоению универсальных учебных и предметных действий. Участие ребят в проектной деятельности, проект «Времена года», создает условия для оптимального общего развития каждого ребенка, формирования и развития у ребят личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, что в свою очередь будет способствовать успешному развитию ребенка во всех сферах его деятельности, его самореализации в жизни.

Леонид Владимирович Занков писал в своих воспоминаниях о том, что никакими мероприятиями нельзя добиться связи с жизнью, если нет жизни в самом классе. Развитие – Уверенность – Успех![2]

 Литература

  1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.,1997.
  2. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.,1996.
  3. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.,1993.

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности во внеурочной работе начального образования»

Статья о результате моей деятельности во внеурочной работе. Кружок "Сделай сам"...

Организация проектной деятельности во внеурочной работе начальных классов.

Принципы, цели, задачи и содержание организации внеурочной деятельности....

Научная статья. "Проектная деятельность при работе со сказками".

Поэтапный план работы проектной деятельности со сказками...

статья Проектная деятельность во внеурочной работе.

В статье затрагивается тема работы с книжкой малышкой на уроках "Шахматы в начальной школе". Её результативность.Значимость проектной работы во внеурочной деятельности....

Проектная деятельность во внеурочной работе в начальной школе

Проект "Театр-музей народной игрушки" реализован во внеурочной деятельности во 2 классе...

статья Проектная деятельность во внеурочной работе.

В статье говориться о применении проектной деятельности во время внеурочных занятий по программе " Шахматы в начальной школе"....

Научная статья "Проектная деятельность в начальной школе"

Статья была опубликована на сайте Инфоурок...