Научная статья «Проектная деятельность во внеурочной работе начального обучения. Опыт.»1-4 кл
статья (2 класс) по теме
Статья написана на основании моего многолетнего опыта. Работа с неподготовленными к школе детьми. Разные методы и подходы. Использование знаний в области нейрофизиологии и педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauch_statya.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Т.В. Соколова, учитель начальных классов,
ГБОУ школа № 124
Выборгского района г. Санкт – Петербурга
Научная статья «Проектная деятельность во внеурочной работе начального обучения. Опыт »
В 2013 году набрала первый класс, ребята пришли хорошие, умные, но не готовы к школе. Проблемы начались сразу. Дети знали только слово «хочу». Неадекватно ребята относились к взрослым, на замечания и на просьбы не реагировали, были произвольные отношения и в своей среде, дети пришли очень агрессивные. Были не научены общаться друг с другом. На уроках мне стоило большого труда организовать детей на элементарные команды. Навыков у ребят практически не было.
Обратилась за помощью к школьному психологу. С разрешения родителей, объяснив ситуацию, провели в классе тестирование. Выводы оказались неутешительными: из 25 человек, 14 - к обучению были не готовы, 4 человека – условно готовы, 7 человек – готовы к обучению.
Были выявлены следующие причины:
- не сформировано у детей умение устанавливать причинно – следственные связи
- не умеют работать по правилу
- не сформированы основы понятийного мышления
- не сформированы правила в общении с взрослыми
- не выработаны начальные стадии силы воли
Поставила перед собой проблему: « Как и какие условия будут способствовать развитию «креативности» ребенка?
Креативность – способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.[3]
Главная цель образования: достижения оптимального общего развития каждого учащегося, развитие и воспитания личности, его познавательных и созидательных возможностей, гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, активной жизненной позиции, толерантности и способности к успешной социализации и адаптации в обществе.
Опираясь на эту цель, зная причины неготовности детей к школе, начала искать пути их преодоления. Ум, сердце и руки – их целостность и гармония – в этом суть общего развития человека, писал Л.В.Занков.[2]
Прочитала литературу о детской нейропсихологии. Л.С. Выготский считал, что эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений, т.к. эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека и прежде всего ребенка. Л.С. Выготский писал о феномене «засушенное сердце», наблюдавшемся у его современников и связанным с воспитанием ребенка, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение, не потеряло актуальности и в наше время.[1] Когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «обесчувстованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Нейрофизиологи говорят, если познавательные процессы протекают на фоне положительных эмоций, то организм вырабатывает такие вещества, которые активизируют мышление и делают запоминание и усвоение более эффективным. Если у ребенка что-то хорошо получается, у него формируется положительная самооценка, что очень важно для становления личности.
Сформулировала для себя 3 основных принципа:
1 принцип – Работу строить, основываясь на развитие положительной эмоциональной сферы.
2 принцип – В каждом найти «изюминку», интерес.
3 принцип – «Надо дать почувствовать ребенку успех, хотя бы небольшой» На успех!
Поговорив с родителями на эти важные темы, о том, чтобы получить качественные знания, ребенок должен быть к этому готов. Рассмотрев причины неготовности детей к школе, и то, что развитие мелкой моторики рук, их координации, тесно связаны с развитием интеллекта, пришли к общему решению. Нужен кружок, где бы дети работали руками.
Организовала в классе кружок «Сделай сам», разработала программу кружка, на основе кружка создала проект «Времена года».
Направленность проекта: художественно – эстетическая
Цель: создание условий для развития творческих способностей ребенка как фундамента для успешной реализации себя в жизни.
Задачи: выявление творческого потенциала детей, формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Педагогическая целесообразность – развитие и воспитание позитивной, креативной, творческой личности с активной жизненной позицией, уверенной в себе, не боящейся трудностей, способной к саморазвитию и самореализации.
Форма работы - индивидуальная и коллективная, мастерские, игра, выставки, индивидуальные и коллективные проекты, защита проектов.
Привожу пример занятия по программе кружка «Сделай сам»
Тема занятия - «Сказочные человечки»
Цель: Создание сказочного человечка
Материал – овощи и фрукты
Инструменты: ножик, ножницы, палочки
Этапы работы | Универсальные учебные действия |
1.Ставлю задачу: Создать образ сказочного человечка. Что для этого нужно? | Коммуникативные Регулятивные Познавательные |
2.Знакомство с материалом: наблюдение, тактильные ощущения, рассуждение. | Личностные Регулятивные |
3.Выводы: Для создания человечка необходимо: выбрать образ, необходимый материал для своего героя, выбрать инструменты, порядок выполнения операций, т.е. этапы работ. Техника безопасности. | Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные |
4.Изготовление продукта: показываю, как я сама делаю сказочного человечка. Выработка плана действий. -создать образ -выбрать материал - обработать и разрезать ножом на нужные фигуры - соединить палочками фигуры вместе | Регулятивные Познавательные Личностные |
5.Изготовление продукта учениками.
| Познавательные Личностные Коммуникативные Регулятивные |
6.Оформление продукта. (Каждый ребенок называет своего героя именем, придумывает ему характер, что он любит, что не любит) | Личностные Регулятивные Познавательные |
7.Презентация продукта. Ребенок представляет своего героя перед ребятами, позиционирует. | Коммуникативные Личностные |
8.Самооценка и самоанализ. Ребенок сначала говорит о своей работе, все ли удалось или что - то не получилось. Затем слушает мнения других о работе. | Коммуникативные Регулятивные Личностные |
9.Выставка работ всех учащихся. Подведение итогов. | Коммуникативные Регулятивные Личностные |
Каждый год по итогам четверти устраиваем 4 выставки. Проводим
презентации, приглашаем родителей, учеников из других классов, учителей.
Когда мы начали делать выставки, встал вопрос об эмблеме кружка. Дала детям задание, нарисовали эскизы, затем их скомпоновали и сделали свой логотип.
Эмблема кружка «Сделай сам»
Результаты деятельности:
-2013 - VII районная выставка «Что за прелесть, эти сказки!» ДДЮТ,
диплом III степени за победу кружка «Сделай сам»
- 2014 - Международный творческий конкурс, дидактический Интернет – сайт «Страна мастеров», номинация «Новогодний подарок», коллективная работа, дипломы за 4 и 5 места
-2015-Районная выставка «Рождественская звезда», ДДЮТ, диплом
- 2016 -2017 - победители Всероссийских интернет - конкурсов по прикладному творчеству, индивидуальные работы, дипломы
4 года работы предметно-практической деятельности по художественно- эстетическому направлению во внеурочной деятельности начального образования позволило создать условия для формирования у детей планируемых образовательных результатов по усвоению универсальных учебных и предметных действий. Участие ребят в проектной деятельности, проект «Времена года», создает условия для оптимального общего развития каждого ребенка, формирования и развития у ребят личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, что в свою очередь будет способствовать успешному развитию ребенка во всех сферах его деятельности, его самореализации в жизни.
Леонид Владимирович Занков писал в своих воспоминаниях о том, что никакими мероприятиями нельзя добиться связи с жизнью, если нет жизни в самом классе. Развитие – Уверенность – Успех![2]
Литература
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.,1997.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.,1996.
- Фромм Э. Бегство от свободы. - М.,1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности во внеурочной работе начального образования»
Статья о результате моей деятельности во внеурочной работе. Кружок "Сделай сам"...
Организация проектной деятельности во внеурочной работе начальных классов.
Принципы, цели, задачи и содержание организации внеурочной деятельности....
Научная статья. "Проектная деятельность при работе со сказками".
Поэтапный план работы проектной деятельности со сказками...
статья Проектная деятельность во внеурочной работе.
В статье затрагивается тема работы с книжкой малышкой на уроках "Шахматы в начальной школе". Её результативность.Значимость проектной работы во внеурочной деятельности....
Проектная деятельность во внеурочной работе в начальной школе
Проект "Театр-музей народной игрушки" реализован во внеурочной деятельности во 2 классе...
статья Проектная деятельность во внеурочной работе.
В статье говориться о применении проектной деятельности во время внеурочных занятий по программе " Шахматы в начальной школе"....
Научная статья "Проектная деятельность в начальной школе"
Статья была опубликована на сайте Инфоурок...