Мастер – класс "Проектная деятельность на уроках как способ формирования функциональной грамотности младших школьников"
методическая разработка
Создание условий для ознакомления участников мастер - класса с особенностями организации проектной деятельности младших школьников как инструмента развития функциональной грамотности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №7»
Мастер – класс
Тема: Проектная деятельность на уроках как способ формирования функциональной грамотности младших школьников.
Бабикова Надежда Викторовна
учитель начальных классов
г. Дудинка 2024г.
Цель: создание условий для ознакомления участников мастер - класса с особенностями организации проектной деятельности младших школьников как инструмента развития функциональной грамотности.
Задачи:
- познакомить с теоретическими аспектами проектной деятельности младших школьников на уроках в начальной школе;
- показать практическую значимость использования проектной деятельности на практике;
- организовать профессионально-педагогическое общение по существу представленного опыта.
План.
- Организационный этап.
- Теоретическая часть.
- Практическая работа мастер-класса.
- Заключительная часть.
Организационный этап
• Вступительное слово
- Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Проектная деятельность на уроках как способ формирования функциональной грамотности младших школьников»
Теоретическая часть.
- Введение в проблему.
- Все мы понимаем, что задача системы образования главным образом состоит, чтобы подготовить ребенка к постоянно меняющим реалиям жизни. А для этого нам нужно стимулировать интерес учеников к науке и познаниям в разных областях; развивать учебно-познавательную мотивацию, общеучебные умения и навыки; формировать индивидуальную учебную деятельность; содействовать раскрытию и реализации личностного и творческого потенциала каждого ребенка; реализовать принцип связи обучения с жизнью. То есть развивать функциональную грамотность.
- Теоретическая часть
Функциональная грамотность - это способность применять знания и приобретенные навыки для решения разнообразных повседневных задач, быстро адаптироваться к внешней среде и эффективно действовать.
Составляющие функциональной грамотности:
- информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
- коммуникативная грамотность - предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
- социальная грамотность – готовность адаптироваться в различных социальных ситуациях, в т.ч. чрезвычайных; способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию; наличие качеств личности, которые обеспечивают волевое поведение, дисциплинированность;
- деятельностная грамотность - это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Математическая грамотность – способность определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт.
Читательская грамотность – умение работать с информацией (читать)
Естественно-научная грамотность - способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и умения использовать их в дальнейшей жизни.
Финансовая грамотность - умения пользоваться терминами финансовой грамотности, понимать их значение, решать задачи, связанные с экономическими понятиями и рассчитывать бюджет в малых объемах
Глобальные компетенции- сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).
Креативное мышление - умение использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.
Одним из эффективных форм развития функциональной грамотности школьников является проектная деятельность.
Проектирование — это деятельность, направленная на создание нового продукта, имеющего социальную и/или личностную значимость.
Проект – это совокупность «пять П»: проблема + проектирование (планирование) + поиск информации + продукт + презентация.
При проектной деятельности развиваются такие умения:
умение организовывать свою работу (организационные);
умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);
умения работать с информацией (информационные);
умения оформить и представить результат своей работы;
умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).
Проекты бывают таких видов:
- Практико-ориентированный проект.
Цель: решение практических задач.
Продукт – учебные пособия, макеты, модели, инструкции, памятки, рекомендации
- Исследовательский проект.
Цель: доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.
Продукт – результат исследования, оформленным установленным способом.
- Творческий проект.
Цель: привлечение интереса публики к проблеме проекта.
Продукт – литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.д.
- Игровой или ролевой проект.
Цель: предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта.
Продукт – игра, состязание, викторина, экскурсия и т.д.
- Информационный проект (сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории)
- Образовательный (учебный) проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Цель: организация совместной учебно-познавательной, исследовательской, творческой или игровой деятельности обучающихся, имеющих общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участника проекта.
По продолжительности проекты бывают: мини-проекты, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
По количеству участников проекты бывают: индивидуальные, парные и групповые.
По форме продукта проекты бывают: газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, научная статья, пакет рекомендаций, поделка, серия иллюстраций, мультимедийный продукт и т.д.
- Практическая работа мастер-класса. Моделирование урока.
(Проектная деятельность на уроке русского языка, 1 класс)
- А сейчас, коллеги, я предлагаю вам немного поработать в группах (4 группы).
- Тему проектной деятельности вы узнаете сами, выполнив первое задание, для этого вам понадобится лист с таблицей
#1047;адание
- Решите примеры.
Каждому ответу цифре соответствует определенная буква. Впишите в таблицу в пустые клеточки под цифрами нужные буквы и прочитайте слово
- Правильно, тема нашей проектной деятельности – «Скороговорки».
- Какая составляющая функциональной грамотности прослеживалась в данном задание? (математическая)
- 1 группа, скажите пожалуйста, а в чём польза скороговорок? Зачем они нужны? Может из других групп кто-то еще хочет что-то добавить?
(Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Правильная и грамотная речь нужна, практически, в любой профессии: врач, юрист, политический деятель, журналист, учитель, инженер, научный работник, воспитатель, репортер, писатель, директор, продавец.)
- Сегодня мы будем создавать книгу «Скороговорки». Обложка для этой книги есть. Каждая группа создаст свою страничку для этой книги.
2. Задание.
- Прежде, чем приступим, давайте составим план проекта:
- 2 группа, давайте с вами составим план, а другие будут помогать.
#1057; чего начнём работу? (найти скороговорку)
#1063;то сделаем потом? (запишем, оформим страницу)
3. Какой будет последний этап в работе? (презентация страницы: нужно будет встать всем показать свою страницу и правильно прочитать.).
- 3 группа, скажите, что должно получиться в итоге? Какой результат? Для чего нам это пригодится?
(книга скороговорок с иллюстрациями, которую можно использовать для речевых разминок на уроках, для тренировки речи дома, подарить первоклассникам, в детский сад…).
3. Задание (проект)
- Прежде чем приступим к работе, давайте вспомним, что такое скороговорка? Ответит на этот вопрос 4 группа.
(Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.
Скороговорка – специально придуманная фраза с труднопроизносимым набором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.)
1. Найдите скороговорку среди разных текстов, которые есть в 1 конверте (считалка, скороговорка, пословица).
2. Выберите из 2 конверта соответствующие картинки для вашей скороговорки и постараться оформить красочно свою страницу (приклеить, раскрасить).
3. Презентация своей страницы: показать свою страницу и быстро правильно прочитать.
Ответить на вопрос: «Какая составляющая функциональной грамотности прослеживалась при работе с данной скороговоркой»
Представители каждой группы демонстрируют итог проделанной работы.
1 группа –
Шли шесть мышей и нашли шесть грошей,
А мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
2 группа
Божью коровку закрыли в коробку.
Ты открой коробку, освободи коровку.
3 группа
Шершень и шмель уселись на ель.
В шашки играли, шумели, жужжали
4 группа
Мама, нас ты не ищи, щиплем щавель мы на щи.
В роще, травы шевеля, мы нащиплем щавеля.
- Заключительная часть
- Что у в итоге получилось? (мы создали из отдельных страниц книгу, которую подарим первоклассникам)
- Всем большое спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»
Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Мастер-класс на тему: «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»
Мастер класс....

Мастер-класс. «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников »
laquo;Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»...

Мастер -класс" Средства формирования функциональной грамотности младших школьников"
Автор на мастер-классе раскрывает практические приемы формирования функциональной грамотности, вызывает коллег на диалог по обмену мнениями о возможности использования приемов примен...

Проектная деятельность как средство формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и внеурочной деятельности
Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения в условиях ФГОС нового поколения. Включение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность обуслов...

Мастер класс «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»
laquo;Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе»Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Немног...

Мастер - класс "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе".
Мастер-классна тему "Формирование функциональной грамотности младших школьников в начальной школе"...