Доклад Использование технологии «Фишбоун» на занятиях учителя-дефектолога с обучающимися имеющими ОВЗ
презентация к уроку
Задержка психического развития часто сопровождается сложностью восприятия материала, недостаточной мотивацией обучающихся, затруднением формирования причинно-следственных связей. Одной из эффективных технологий преодоления этих трудностей является метод «Фишбоун», представляющий собой наглядное графическое средство анализа и систематизации учебного материала. Данная технология позволяет обучающимся с ЗПР наглядно представить причины и следствия изучаемых явлений, облегчает процесс усвоения сложных понятий и развивает аналитические способности. Данный доклад будет полезен для педагогов КРО, учителям начальных классов, учителям-дефектологам.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.6 КБ | |
| 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Использование технологии «Фишбоун» на занятиях учителя-дефектолога с обучающимися
имеющими ОВЗ
Актуальность проблемы (в данном случае категория детей с зпр)
Задержка психического развития часто сопровождается сложностью восприятия материала, недостаточной мотивацией обучающихся, затруднением формирования причинно-следственных связей. Одной из эффективных технологий преодоления этих трудностей является метод «Фишбоун», представляющий собой наглядное графическое средство анализа и систематизации учебного материала. Данная технология позволяет обучающимся с ЗПР наглядно представить причины и следствия изучаемых явлений, облегчает процесс усвоения сложных понятий и развивает аналитические способности.
Цели и задачи использования метода «Фишбоун»
Цель данной методики заключается в развитии критического мышления, познавательной активности и формировании учебных компетенций у обучающихся начальной школы с ЗПР. Основные задачи включают:
– Формирование причинно-следственного мышления.
– Развитие связной речи и коммуникативных способностей.
– Структурированное освоение сложного материала.
– Повышение мотивации к учебной деятельности.
Историческая справка:
Метод создан на основе диаграммы, которую создал химик и экономист Каору Исикава в начале 1950-х годов для визуализации причинно-следственных связей. Эту диаграмму сначала использовали в менеджменте, а затем её адаптировали для обучения.
Этапы реализации технологии «Фишбоун»:
Методика предполагает последовательное выполнение следующих этапов:
1. Этап подготовки
– Определение темы урока и целей изучения материала.
– Подбор вопросов, направляющих мыслительную деятельность ребенка («Почему произошло событие Х?»). Подбор направляющих вопросов: «Почему возникла ошибка?», «Как найти решение?».
– Организация пространства класса для работы.
2. Основной этап
– Обсуждение вопроса вместе с учениками, выявление возможных причин события.
– Запись выявленных причин на костях схемы рыбы («Фишбоуна»).
– Формулировка вывода (хвост рыбьего скелета), отражающего итоговое понимание ситуации.
3. Заключительный этап
– Совместная рефлексия проведенной работы.
– Оценивание степени понимания учениками предложенного материала.
– Фиксация выводов в тетрадях или на индивидуальных карточках для повторения.
В чём суть:
Педагог формулирует проблему или вопрос и рисует «рыбий скелет» на доске. Можно располагать «скелет» горизонтально и вертикально.
Горизонтальная – проблема слева, вывод справа (наиболее удобна для детей с ЗПР).
Вертикальная – проблема вверху, вывод внизу
Схема:
«Голова» – проблема или вопрос по теме.
Верхние «косточки» – основные понятия темы, причины проблемы.
Нижние «косточки» – факты, подтверждение причин или суть понятий, указанных выше.
«Хвост» – ответ на поставленный вопрос.
Задача учеников – пройтись по каждому аспекту и найти решение.
Правила заполнения схемы:
– Формулировки должны быть лаконичными и точными – в два-четыре слова.
– Причины по возможности располагаются по степени значимости (от главной к второстепенной, либо от простого к сложному).
– Заполнять «скелет» можно в парах или индивидуально.
– Можно использовать картинки, карточки, цветные маркеры.
– Итог – презентация результатов.
«Фишбоун» можно использовать в качестве:
– домашнего задания;
– опорного конспекта;
– самостоятельной работы.
Адаптация технологии для учащихся с ЗПР
Упрощение схемы:
– Ограничение количества «костей» (2-3 причины/следствия на начальном этапе).
– Использование крупных визуальных элементов (рисунки, пиктограммы).
Интеграция с игровыми методами:
– Заполнение схемы с помощью магнитов, карточек, стикеров.
Постепенное усложнение:
– Переход от коллективной работы к индивидуальной.
– Включение текстовых элементов (подписи к картинкам, ключевые слова).
Повышение мотивации:
– Дети активнее включаются в работу благодаря наглядности и игровым элементам.
Развитие метапредметных навыков:
– Умение анализировать ошибки.
– Формирование алгоритмического мышления.
Преимущества технологии «Фишбоун»
Для учащихся с ЗПР:
Применение метода «Фишбоун» способствует следующим положительным эффектам:
– Активизация познавательного интереса.
– Упрощает восприятие сложных тем через структурирование.
– Возможность самостоятельно анализировать материал и учит находить причинно-следственные связи.
– Улучшение памяти и внимательности, развивает критическое мышление, помогает формулировать мысли.
– Расширение кругозора и повышение уверенности в собственных силах, стимулирует появление новых идей.
– Повышает вовлечённость (игровые элементы, работа в группах).
Для педагога:
– Позволяет дифференцировать задания (готовые шаблоны для слабых учеников, самостоятельное заполнение для продвинутых).
– Служит инструментом мониторинга усвоения материала.
Рекомендации коллегам:
– Сочетайте «Фишбоун» с мультисенсорными методами:
Тактильные карточки, презентации с примерами.
– Используйте метод для рефлексии:
«Что помогло тебе справиться с задачей?», «Что было самым сложным?» – заполнение схемы в конце урока.
– Дифференцируйте задания:
Для слабых учеников – готовые шаблоны с подсказками.
Для более увереннных – самостоятельное построение схем.
– Включайте элементы соревнования: «Кто быстрее заполнит схему?».
Результаты внедрения:
Динамика успеваемости:
– Снижение количества ошибок в письменных работах на 25-30%.
– Улучшение понимания грамматических правил (по результатам диагностики).
Выводы
Технология «Фишбоун» представляет собой эффективный инструмент коррекции задержки психического развития, способствующий улучшению качества образовательных результатов среди младших школьников с ЗПР. Регулярное использование данной методики помогает формировать целостную картину мира, повышать уровень осознания причинно-следственных отношений и положительно влияет на развитие личности ребенка.
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Низкий уровень развития произвольности Несформированность приемов учебной деятельности Недостаточность развития ВПФ Необходимость специально организованной психолого- педагогической помощи обучающимся имеющими ОВЗ Снижение учебной мотивации 2
Цель методики «Фишбоун» заключается в развитии критического мышления, познавательной активности и формировании учебных компетенций у обучающихся начальной школы с ЗПР. Основные задачи включают: – Формирование причинно-следственного мышления. – Развитие связной речи и коммуникативных способностей. – Структурированное освоение сложного материала. – Повышение мотивации к учебной деятельности. 3
Связная речь Умение работать в группе Критическое мышление Установление причинно- следственных связей Осуществле-ние исследо-вательской деятельности Осознанное чтение Структурирован-ное освоение сложного материала 4 Что мы развиваем?
Приём «ФИШБОУН» - это графическое позволяет образно показать, как представление информации. Оно мы анализируем явления. Подсказывает как нужно расположить информацию, чтобы увидеть правильный ответ. Каору Исикава — профессор Токийского университета 5
Этапы реализации технологии «Фишбоун» 1. Этап подготовки – Определение темы занятия и целей изучения материала. – Подбор направляющих вопросов: «Почему возникла ошибка?», «Как найти решение?». – Организация пространства класса для работы. 2. Основной этап – Обсуждение вопроса вместе с учениками, выявление возможных причин события. – Запись выявленных причин на костях схемы рыбы («Фишбоуна»). – Формулировка вывода (голова рыбьего скелета), отражающего итоговое понимание ситуации. 3. Заключительный этап – Совместная рефлексия проведенной работы. – Оценивание степени понимания учениками предложенного материала. – Фиксация выводов в тетрадях или на индивидуальных карточках для повторения. 6
Из чего состоит схема «ФИШБОУН»? 1 П роблема вопрос тема 3 П римеры факты 4 О тветы выводы обобщения 2 Причины и направления 7
Может ли человек обойтись без деревьев? Человек не сможет дышать без кислорода Дрова, опилки, уголь Дома, мебель, игрушки Деревья имеют большое значение для человека. Лес нужно охранять Спасение от жары, солнечных лучей Метод «Фишбоун» Окружающий мир 3 класс Тема «Роль деревьев в жизни человека» 8
Метод ФИШБОУН. Тема «Определение частей речи» 2 класс Как определить части речи? Поставить к слову вопрос и узнать, что оно обозначает Имя существительное Имя прилагательное Глагол Кто? Что? Обозначает предмет, является подлежащим, Какой? Какая? Какое? Обозначает признак предмета, Что делать? Что сделать? Обозначает действие предмета, является сказуемым, 9
10
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! «Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня, Научи меня ловить рыбу – и я буду сыт до конца жизни» Японская пословица 11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога
В документе в сжатом виде представлен конспект коррекционно-развивающего занятия (именно в этой карте - мастер-класс по обмену опытом). Может быть полезна всем специалистам и учителям...

«Формирование позитивного отношения к миру и успешной социализации детей со сложными дефектами в процессе использования технологии пестования в работе учителя-дефектолог»
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»В. Сухомлинский...

«Использование проектной деятельности в работе учителя-дефектолога по развитию речи неслышащих учащихся во внеурочное время»
Данна статья даёт представление об использовании проектной деятельности во внеурочное время несколькими педагогами, работающими на классе. Приведён пример конкретного мероприятия и работы всех педагог...

Презентация «Применение нетрадиционных технологий и средств коррекции познавательной деятельности на занятиях учителя-дефектолога»
В настоящий момент разработано множество нетрадиционных технологий обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.Среди тех, которые применяются в моей работе:игротерап...

Мастер-класс Постольник Т.В.«Использование лэпбука в коррекционной работе учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ»
Мастер-класс Постольник Т.В.«Использование лэпбука в коррекционной работе учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ»...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА НА ЗАНЯТИЯХ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Развитие речи...

Конспект занятия учителя-дефектолога и педагога психолога «Путешествие в страну экономики» (с применением интерактивных технологий)
Конспект занятия учителя-дефектолога и педагога психолога «Путешествие в страну экономики»(с применением интерактивных технологий)...
