Проектная деятельность
учебно-методический материал

   В Концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для начальной школы сформулирована высшая цель образования — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

            В современных условиях обществу нужны умные, воспитанные, активные люди. Проблема нравственного воспитания остается сегодня очень актуальной. Груз проблем, доставшихся на долю нашего времени, очень тяжел. Следствием этого является переоценка ценностей, бездуховность, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_shkolnikov.docx41.91 КБ

Предварительный просмотр:

 

Теперь, когда мы научились

летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой как рыбы,

Нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

        

           В Концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для начальной школы сформулирована высшая цель образования — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

            В современных условиях обществу нужны умные, воспитанные, активные люди. Проблема нравственного воспитания остается сегодня очень актуальной. Груз проблем, доставшихся на долю нашего времени, очень тяжел. Следствием этого является переоценка ценностей, бездуховность, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения. Современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся, Поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребенок часами смотрит фильмы триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость. Трудно в ребенке воспитать чувство честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали.

              От школы нельзя требовать полного решения всех задач воспитания. Это может сделать только общество в союзе со школой. Но школа может повлиять на часть того мира, в котором живет ученик, работая с родителями, устанавливая контакты с культурными и общественными организациями. Классный руководитель, педагог могут добиваться очевидных результатов в решении этих задач.

                 Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. Под нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости).

                 Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Ценности личности, конечно, B первую очередь, формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь ребенка. Ученик, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию.

                  Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Ценностной основой любых средств воспитания является то, что можно условно обозначить как доброе дело. Это некое действие с участием ребенка, в котором проявляется та или иная духовная ценность — правило, Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов.

идея. Ребенок же либо слушает, «как надо» себя вести, либо наблюдает «правильное» поведение, либо участвует в действии, сам выбирая «добрый, правильный» поступок. Однако доброе дело может быть спланированным (хотя бы отчасти). Основные ценности:

  • патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
  • социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство,
  • семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
  • здоровье — забота о своем здоровье, формирование привычки к здоровому образу жизни.
  • труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
  • наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
  • природа — родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
  • человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей.

            В нравственном воспитании обучающихся мне помогает проектная деятельность, которая является наиболее привлекательной для сегодняшних учеников. Проекты предполагают совместную работу обучающихся и родителей, что помогает налаживанию отношений в семье, воспитанию взаимопомощи, уважительного отношения младших к старшим членам семьи.

              Я считаю, что именно в проектной деятельности младшие школьники осуществляют поиск решения личностно значимых проблем, основываясь на интегрированных знаниях, метапредметных умениях, субъектном опыте, способностях.

               В проектной деятельности у обучающихся систематизируются нравственные знания, происходит развитие их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения. Проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я-концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром сверстников и взрослых, воспитывать уважительное отношение к членам группы, развивать толерантность. Чтобы увидеть ребенка в общем процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Проработав в начальной школе много лет, я могу с уверенностью сказать, что школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.

Мне бы сегодня хотелось остановиться на обобщении опыта учителей начальных классов по работе над духовно нравственным воспитанием через поисковые и научные исследования.

Одной из самых распространённых форм внеурочной деятельности  является проектная деятельность, где ребенок учится не только проектировать, но и выполнять исследовательскую работу. Что же лично меня привлекает в данном методе? Прежде всего, тема проекта, как правило, не ограничивается рамками одного стандартного урока, она гораздо шире и глубже. Во-вторых, это богатейшие межпредметные связи. Что еще важно – так это возможность создания групп по интересам, воспитание взаимоподдержки и взаимовыручки.

Темы проекта являются благодатным полем для духовно-нравственного воспитания – формирования у ребенка личностных качеств, патриотических чувств, стиля жизни, образа мышления, характера взаимоотношений с окружающим миром. Через проектную деятельность мы можем сформировать у учащихся способность к человеческому общению, взаимопониманию, сопереживанию, интерес к творческому труду, в котором проявляется личность.

Исследовательская деятельность имеет огромное значение, так как направлена на:

  • формирование устойчивого интереса обучающихся к подлинным ценностям родной истории и культуры;
  • на воспитание патриотизма и гражданственности;
  • на эстетическое воспитание;
  • на здоровье…..
  • на изучение народных промыслов и традиций;
  • на правила воспитания;
  • на изучение семейных ценностей.

Все это наглядно подтверждается в работах ребят начальных классов. Темы исследований мы можем разделить по направлениям: краеведение, народные промыслы и традиции, правила поведения, патриотическое, экологическое, развитие кругозора. В этом году мы с обучающимися начальных классов запустили коллективный долгосрочный проект «Сулпан», что в переводе означает утренняя звезда, задачами которого является ранняя профилизация, краеведение, создание практического материала для изучения Башкортостана - макетов, брошюр, буклетов, альбомов, прокладывание туристических маршрутов.

Отрадно, что в ходе выполнения проектных и исследовательских работ мы активизируем сотрудничество с родителями учащихся, организуем работу над поиском и обработкой информации, привлекаем детей к публичным выступлениям, углубляем интерес к учебной деятельности. Но самое важное для нас – это воспитать добрых, воспитанных, успешных, толерантных людей. (со слайда)

Свое выступление хочу завершить словами Л. Н. Толстого «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».



 

                  В рамках внеурочной деятельности была разработана программа «Мои полезные проекты». В течение года дети выполняют ряд проектов, направленных на духовно-нравственное развитие, например: «Мое имя», «Календарь», «Азбука», «Поздравительная открытка», «Моя семья».

                   При создании коллективного проекта «Мое имя» обучающиеся осваивают первые навыки работы в группе. Каждому человеку важно знать значение собственного имени, его происхождение, почему именно это имя ему было дано и насколько оно популярно среди его ровесников. Ведь имя дается при рождении и сопутствует человеку всю жизнь, являясь своеобразной «визитной карточкой» его носителя. Если мы больше узнаем о своих именах, об именах своих сверстников, то сможем избежать каких-либо ошибок в общении и поведении. Рассматриваются варианты обращения среди сверстников. Этот проект учит детей обращаться друг к другу в различных ситуациях.

                     Коллективные проекты «Азбука» и « Календарь» создаются как подарок. Часто в представлении детей подарок — Это что-то материальное, какая-то конкретная вещь: желанная игрушка, яркая книга, игра, нарядное платье, сладости. Спросите у детей: а что же такое — подарок? Да, подарок дарят. Но для чего это делают, зачем? Часто подарок — лишь традиция, ритуал. Важно осознать детям, что подарок для близкого человека — это, прежде всего, желание доставить радость, удовольствие, сделать неожиданный и приятный сюрприз. Умение делать подарки не приходит само собой. Ребенка нужно непременно этому учить. Как? Есть много способов. Цель — донести до ребенка важную мысль: ценность подарка определяется не его стоимостью, а вниманием дарителя, желанием порадовать. Порой даже очень дорогая вещь не доставляет никакого удовольствия, если подарена без души. Важно, что бы подарок был оригинальным и соответствовал интересам того, кому мы его дарим. Чем чаще мы будем вместе с ребенком готовить подарки и сюрпризы для близких и друзей, тем с большей долей вероятности подросший человечек захочет самостоятельно порадовать окружающих B преддверии очередных праздников.

Цель проекта — научить ребенка испытывать удовольствие не только от получения подарков, но и от процесса их выбора, изготовления и вручения.

                   Дети самостоятельно выполняют страничку календаря, который они подарили своим семьям на новый год, «Азбука» — подарок будущим первоклассникам.

                   Проект «Поздравительная открытка». Открытка — универсальный подарок и самый простой способ выразить свое внимание. Для любого случая, по любому поводу, а также без повода можно подобрать интересную и необычную открытку, которая будет отражать отношение к тому или иному человеку или событию. Человек, получивший в подарок открытку ручной работы, понимает, что к процессу выбора подарка для него подошли тщательно и с душой.

                    При создании открытки на 8 Марта у детей формируются эстетический вкус, чувство любви и уважения к старшему поколению: матери, бабушке, женщине. Разработка и реализация проекта «Поздравительная открытка на 23 Февраля и 9 Мая способствуют формированию патриотизма и гражданственности молодого поколения, чувства любви к Родине, готовности защищать страну, родных, воспитанию уважения к подвигу солдат.

                    Неотъемлемой частью воспитательной работы является взаимодействие с родителями. В начальной школе родители, как правило, готовы активно участвовать в жизни детей, по крайней мере, интересуются ею. Здесь важно соблюсти золотую середину: He отгораживаться от родителей «режимом посещения школы», разумно и избирательно относится к возможным предложениям с их стороны. Важно, как и с учениками, начать выстраивать с родителями партнерские отношения: согласовывать взаимные интересы, договариваться и реализовывать эти договоренности так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни класса, школы, чтобы они чувствовали, что школа — это не камера хранения и не инкубатор, а среда для жизни их детей. Эта среда в идеале должна быть не менее комфортной и уютной, чем семейный дом, а в ситуации с трудными семьями становиться образцом правильного отношения к детям. Для этого недостаточно проводить родительские собрания, а нужно устраивать совместные добрые дела: сообща с детьми и родителями готовить праздники, проводить совместные дела и мероприятия, но только на основе добровольного участия в них детей и родителей.

                   В этом нам помог проект «Моя семья». Дети знакомят с традициями своей семьи, ищут общие интересы у детей и родителей, перенимают традиции других. Происходит передача школьникам значимых культурных и жизненных ценностей, воспитывается уважение и любовь к родителям, формируется культура общения в семье. Семья может и должна создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим.

                   Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в ceбe, умение наслаждаться окружающим миром. При проведении любого воспитательного мероприятия главное — обсуждать и осмысливать действия после их завершения. Здесь помимо разговора о том, что получилось хорошо, а что плохо, необходимо также предлагать ребятам найти ответ на вопрос, как стоит вести себя в дальнейшем. Тогда вместо прослушивания нотации о правильном поведении дети будут совершать нравственные поступки и осваивать ценностные нормы поведения. То правило, которое придумал и принял сам, исполнять значительно проще и приятнее. Библиографическое описание: Бояринова С. С. Проектная деятельность как средство формирования нравственных ценностей младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 552-554. — URL https://moluch.ru/archive/149/42221/ (дата обращения: 25.11.2019).  В настоящее время, как и во все предыдущие этапы человечества, одним из ключевых понятий было воспитание и освоение нравственных ценностей. Нравственные ценности человека позволяют ему самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять реальные перспективы своего развития, а также прогнозировать возможные пути развития и средства их реализации. Нравственные ценности позволяют не только развивать конкретного человека, но и способствует развитию общества. С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Именно в это время важно формировать нравственные ценности. Важную роль в этом играет обучение. Весь уклад жизни и ценностей становится иным. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности. В период обучения в школе формируются нравственные понятия, убеждения и вырабатываются устойчивые навыки и привычки поведения у учащихся [1]. Формирование нравственных ценностей — это целостный процесс педагогической организации всей жизни школьников в соответствии с общечеловеческими понятиями морали: деятельности, отношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом является сформированная нравственно цельная личность, в единстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественного ценного поведения. Одной из форм формирования нравственных ценностей можно назвать — проектная деятельность. Деятельность — динамическая система активного взаимодействия человека с миром, направленного на удовлетворение его материальных и духовных потребностей [2]. Основной идей проектно-исследовательской деятельности является направленность учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, личностно и социально-значимой проблемы. Результатом данной деятельности является проект. Проект — это комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, который специально организовывается учителем для самостоятельного выполнения детьми специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми. Данный комплекс действий завершается созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации [3]. Проектная деятельность интегрирует в себе игровую, познавательную, творческую и созидательную деятельность. Разработку проекта можно отнести к творческому процессу, который можно выполнить, используя готовые схемы действий и последовательностей, выполняя четко определенные задачи. Однако А. И. Савенков считает проектирование — творчество по плану и в определенных рамках, т. е. творчество, но не в полной мере [4]. Организация проектной деятельности в школе раскрывает исследовательский и творческий потенциал обучающихся. Это деятельность, которая помогает раскрыть собственные творческие способности, увидеть процесс и результат работы, создать творческий свой продукт, который будет полезным для других обучающихся. Формирование необходимых условий для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т. д.); ‒ Провести подготовку обучающихся по работе с проектом; ‒ Обязательная презентация проекта; ‒ Наличие руководителя и поддержки учителя. Проект может быть, как коллективным, так и индивидуальный, обязательно проект подчинен общей дидактической задаче и включает в себя разнообразные формы творческой и исследовательской деятельности обучающихся, направленной на реализацию конкретной идеи. При работе над проектом обучающиеся самостоятельно обретают знания, включают механизмы осознанного их усвоения, в результате чего обучающихся получает не просто готовые положения, требующие запоминания, а еще и эмоционально воспринимает добытые им сведения. Именно поэтому метод проектов можно включить в список эффективных методов формирования нравственных ценностей. В данном методе уже задействован один из компонентов формирования нравственных ценностей — эмоции. В помощь обучающемуся можно предложить ведение дневника, в котором можно записывать интересные моменты, свои впечатления, результаты, идеи, ощущения, трудности, удачи и неудачи, и попытки их объяснения, т. е. рефлексия. Дневник поможет обучающемуся при составлении отчета и презентации проекта. В проектной деятельности делается акцент именно на личностные характеристики обучающегося, на повышение их мотивации к деятельности. Темы выбираются из жизни, что обогащает их опытом и способствует личностно-смысловому отношению к проекту, а порой даже эмоциональный отклик на тематику проекта. В процессе работы над проектом можно выделить 2 фактора, которые можно использовать для формирования нравственных ценностей: Первый фактор: работа над проектом. Если работа коллективная, то в процессе работы над проектом обучающиеся либо на интуитивном уровне, либо с помощью педагога (если сами не справляются, и зависимо от возраста), находят пути взаимодействия и контакта между собой. И чтобы справиться с работой, нужно распределить роли, отобрать кто чем будет заниматься и т. п. В результате чего дети понимают, что для достижения общей цели, необходимо работать слаженно, помогать друг другу. Именно это позволит вспомнить о таких ценностях, как уважение, дружба, справедливость и т. д. Если работа индивидуальная, то в процессе работы над проектом ребенка можно научить уважать свой и чужой труд, помочь с определением и коррекцией своей самооценки. Второй фактор: тема проекта. При выборе темы проектов их можно распределить по тем ценностям, которые мы хотим сформировать у обучающихся. Например, для формирования толерантности необходимо подбирать темы, которые ознакомят с культурой других народов, качествами, которые присущи данным народам, их историей. Обучающийся работая над темой, будет раскрывать перед собой особенности других людей, на основе чего можно выстроить уважительное отношение к другим народам. Для формирования патриотизма, необходимо углубиться в историю родного государства, поближе познакомить с бытом и культурой, показать положительные черты страны, красоты природы и т. д. В работе над проектом мы не ограничиваемся работой с текстом. Необходимо подкреплять словесные образы другими образами — поэтическими, музыкальными, драматургическими, архитектурными, которые комплексно воздействую на душу ребенку, что способствует повышению эффективности педагогического воздействия. В данной работе учитель уходит на второй план. Всю работу выполняет обучающийся, учитель только направляет, советует, т. е. является консультантом ребенка. Данная позиция для обучающегося способствует повышения мотивации. В проектной деятельности делается акцент именно на личностные характеристики обучающегося, на повышение их мотивации к деятельности. Темы выбираются из жизни, что обогащает их опытом и способствует личностно-смысловому отношению к проекту, а порой даже эмоциональный отклик на тематику проекта. Именно процесс работы над проектом и сама тема проекты открывает перед нами просторы для формирования нравственных ценностей и нравственных качеств. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающего. Какие же они должны быть наши современные выпускники начальной школы?

Образованные, предприимчивые, способные к сотрудничеству, творческие, динамичные, конструктивные, эмоциональные и, конечно, духовно-нравственные.

Чтобы получить данный результат в своём классе я поставила перед собой следующие задачи:

•        создание воспитывающей духовно-нравственной среды;

•        стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;

•        организация проектно-исследовательской деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;

•        корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания.

Создание воспитывающей духовно-нравственной среды я  строю через сотрудничество с внешкольными общественными организациями и учреждениями:

1)посещение музеев, экскурсии, ежемесячное посещение театра;

2) участие в спортивных мероприятиях, организация спортивных игр на прогулках,  цикл бесед о здоровом образе жизни.

3) участие и проведение праздников, конкурсов, викторин посвящённых памятным датам истории России и народного календаря.

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Они отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок в начальной школе ещё не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные технологии.

Одной из наиболее эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования является проектно-исследовательская деятельность.

 Использование в своей работе проектно-исследовательской деятельности позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность.

Исследовательская деятельность здесь выступает не как самоцель, а как средство воспитания и развития учащегося.

В первом полугодии 2014-2015 учебного года, мы с ребятами реализовали три проекта:
два краткосрочных – «Толерантность» и «Язык жестов»

и один долгосрочный проект «Путешествие по материкам», результатом которого стал пластилиновый мультфильм.

Проект «Толерантность» был подготовлен к 16 ноября ко дню  Международный толерантности.  В ходе презентации данного проекта ребята узнали значение данного термина. Основной целью проекта было донести до учащихся основную  задачу общества – а, именно, необходимость  проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям, все вместе мы должны научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки.

В ходе работы над проектом ребятам было предложено анкетирование с целью выявления уровня их «толерантности».  Результат тестирования показал, что 90% учащихся класса стремятся быть толерантными.

В продолжение проекта «Толерантность»  возник интерес к созданию нового проекта «Язык жестов». Целью, которого явилось формирование позитивного отношения здоровых младших школьников к взрослым и детям с ограниченными возможностями.

В начале своей работы мы  обсудили актуальность проекта, размышляли над поиском материала по теме, затем учащиеся разделились на группы и мы определили план деятельности. Огромную роль  в помощи сбора информации, безусловно, сыграли родители.  Мы, в свою очередь, с учащимися посмотрели информационные фильмы и презентации по теме. Искали информацию в школьной библиотеке, делились жизненным опытом. Конечно же, в начальных классах учащиеся не в полной мере умеют работать со всеми видами источников, и в частности с дополнительной литературой, поэтому очень важно педагогу приготовить обобщенный дополнительный материал, где имеются ответы на поставленные вопросы. Тогда перед учащимися стоит более простая задача: найти ответ в одном источнике.

В ходе работы над проектом, учащиеся узнали об огромной значимости невербального общения и выучили несколько простых жестов «жестового языка»: «Здравствуйте!», «До свидания!», «Спасибо!», «Извините!», «Дом», «Мир!».

Основными задачами данного проекта было формирование у учащихся таких духовно- нравственных качеств как:  понимания  ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

Параллельно с краткосрочными проектами, мы занимались реализацией долгосрочного, творческого  проекта. Работа над ним заняла около 2,5 месяцев. Продуктом данного проекта стал пластилиновый мультфильм о животном мире различных материков нашей планеты.

Данный проект был направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание целостного взгляда на мир, нравственных ценностей. В результате работы над проектом ребята научились:

1) уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле,  узнали о многообразии и уникальности животного мира нашей планеты;

2)  научились работать в группах,

3) научились сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,

4) научились находить выходы из спорных ситуаций, учитывать разные мнения;

5) научились находить нужную информацию.

Работа над проектом проходила в несколько этапов:
1) Введение в проект: планирование работы, распределение на группы (У нас их было 6, по количеству материков), распределение ролей.
2) Подготовительный этап: сбор информации (ребята подготовили сообщения об уникальности каждого материка)

3) Основной этап: мы вылепили из пластилина наиболее популярных представителей животного мира каждого материка, изготовили декорации и фон, произвели покадровую съёмку каждого сюжета, обработали полученные снимки в программе Киностудия Windows Live.

4) Заключительный этап: выступили с презентацией на школьной научно-практической конференции «Мир вокруг нас».

После презентации мы коллективно обсудили результаты и процесс работы, осуществили устную самооценку.

Самостоятельное создание мультфильмов поднимает самооценку учащихся, способствует формированию новых отношений с педагогом и одноклассниками, раскрывает, развивает и реализовывает творческий потенциал личности учащихся.

Подводя итог всему вышесказанному нужно отметить, что  в процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров.

Совместная деятельность создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».

Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному воспитанию личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Но наладить этот контакт не всегда сразу удаётся. С родителями своих учеников я провожу беседы в рамках родительских собраний и индивидуальные консультации, на которых даю рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье.  

И ещё хотелось бы сказать  об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности - это личный пример педагога и воспитателя, его отношение к детям, которое имеет определяющее значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников.

 Литература: Завуч №1 начальной школы (научно-практический журнал)-2014, Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников/ Н. И. Болдырев. — М.: Просвещение, 2003. — 155 с. Дудьев, В. П. Психомоторика: словарь справочник / В. П. Дудьев. — Москва: Владос, 2008. — 366 с. Козлова М. М. Проектная деятельность младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — № 18. — С. 451–453. Белова Т. Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 76–2.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Бояринова С. С. Проектная деятельность как средство формирования нравственных ценностей младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 552-554. — URL https://moluch.ru/archive/149/42221/ (дата обращения: 25.11.2019).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...

Методическое пособие по проектной деятельности ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Пособие используется для выполнения проектов как индивидуальных, так и коллективных. Данное методическое пособие служит дополнительным материалом при оформлении проектных работ. Позволит систематизиро...

Родительское собрание «Что такое проектная деятельность учащихся, роль родителей в организации проектной деятельности в начальной школе»

Родительское собрание(для родителей учеников начальной школы) «Что такое проектная деятельность учащихся, роль родителей в организации проектной деятельности в начальной школе»...