Мастер-класс «Как хорошо уметь читать»
методическая разработка

Гребенщикова Галина Викторовна

Мастер-класс «Как хорошо уметь читать»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_kak_horosho_umet_chitat.docx16.34 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Как хорошо уметь читать»

Учителя начальных классов Гребенщиковой Галины Викторовны

Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри. Я очень рада видеть вас на своем мастер-классе.

Для того, чтобы определить тему моего мастер-класса прошу обратить ваше внимание на этот слайд.

Посмотрите на иллюстрацию и подумайте, почему она поделена на 2 части. Какая аналогия здесь соблюдена?

«Как вода для растения, так книга для мозга»

И тема моего МК «Как хорошо уметь читать»

Для начала давайте определим, что же такое чтение? ▲

И подберем 3 существительных, поработав с которыми мы дадим объяснение этой графической информации.

По словам чтения этот прием называется «концептуальное колесо». Но я выбрала форму треугольника, потому что мне показалось это более удобно и здесь более просматриваются смысловые связи.

Итак, что же такое чтение в первую очередь в школе? Это предмет▲

Базовым гуманитарным предметом для развития читательских навыков у детей являются уроки литературного чтения

Скажите, какую роль предмет чтения занимает в школе?  (самую важную)

Как действие чтение это? Процесс. ▲ Причем достаточно сложный физиологический процесс. И моя роль как учителя прожить этот процесс вместе с ребенком, направить его в нужное русло, корректировать.

Ну и конечно же в такие обучения ребенок получает какие-то умения. ▲

Ребенок должен учиться не только складывать буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения, но и конечно же понимать прочитанное.

И естественно каждый учитель мечтает о том, чтобы чтение как предмет, как процесс, как умение был успешным. А что для этого нужно? Конечно же, чтобы ребенок был замотивирован. И конечно же чтобы у него был интерес к чтению.

И сегодня я хочу с вами поделиться некоторыми приемами, которые я использую в своих уроках именно для этого.

Итак, прием «ЧТЕНИЕ БЕЗ ПРОБЕЛОВ»

Этот прием конечно может быть многие используют. Я его использую очень часто. С помощью этого приема дети определяют тему урока. Либо я беру очень часто пословицы, которые относятся к прочитанному произведению или теме урока.

Прочитайте, пожалуйста, выражение

Скажите мне, пожалуйста, как вы думаете на что направлен этот прием? (выделять)

А вот такое чтение оно вызывает скорость чтения, быстроту, беглость? (да)

Совершенно верно. Этот прием направлен на скорочтение. ▲

Хорошо, ну а для того, чтобы вас познакомить со следующим приемом, вам придется потрудиться.

Итак, перед вами первый лист бумаги, возьмите его.

Прием «ЗЕРКАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ»

У вас у каждого дан абзац из произведения Алексея Николаевича Толстого «Зайцы» в зеркальном отображении.

Ваша задача: прочитать и ответить на поставленный вопрос.

Первая группа, можете прочитать свой текст? (читают…)

Вторая группа, пожалуйста (читают…)

Замечательно, следующая группа.

Хорошо, спасибо большое. Ну и почему же он путает следы? Сам он это делает или нет? (Нет, он боится)

Совершенно верно. Хорошо. Скажите, пожалуйста, на что направлен этот прием? Что развивается у детей во время такого чтения? Интерес к чтению появляется, развивается зоркость и ребенок получает продуктивное чтение▲. Согласны коллеги?

Хорошо. Ну а теперь мы с вами немного поиграем

Итак, следующий прием называется «КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»

Возьмите второй лист бумаги.

Итак у вас у всех дан совершенно одинаковый текст. Такую работу я провожу с детьми после прочтения какого-то текста либо при проверке домашнего задания. Дети по тексту задают друг другу вопросы. Если ребенок отвечает правильно, он делает ход крестик или нолик и задает свой вопрос.

И так кто первый выиграет.

Пожалйуста, подготовьтесь и определите пару, которая будет выступать. Итак, почитайте текст, определите для себя пару человек кто будет выступать. Кто будет крестик, кто будет нолик. Если вы правильно ответили вы ставите свой ход : крестик или нолик и задаете свой вопрос по тексту

…………….

Прочитали? Кто-то готов?

Итак, такая работа с текстом позволяет вызвать у ребенка также интерес и активировать понимание домашнего задания. Это помогает стать ему будущим читателем.

Таким образом, понимая текст, развивается смысловое чтение▲

Ну и еще один прием, с которым бы мне хотелось вас познакомить «МАРКИРОВКА»

Итак, у вас у всех на третьем листе абсолютно одинаковый текст, но задание по тексту разное. Итак, первая группа должна определить тему общего текста. Вторая группа – промаркировать и выделить только цифры и имена собственные, ну и третья группа -  вы должны найти главную мысль в каждом абзаце.

Пожалуйста………..

Первая группа, прочитайте, пожалуйста, предложение, которое вы считаете, что является темой.

Замечательно. Это «просмотрОвое чтение» - ребенок впервые знакомится с текстом.

Пожалуйста, вторая группа

Это у нас «поисковое чтение» - ребенок с определенной целью ищет информацию.

Ну и третья группа

Спасибо большое. Это уже «глубокое проникновение в текст» - ребенок ищет более глубокую информацию

И все эти виды – это «гибкое чтение» ▲, которое позволяет выбрать нужный вид чтения в определенный момент с определенными целями.

Итак, посмотрите, пожалуйста, на наш «концептуальный треугольник». Одно поле вы видите не открыто. Дело в том, что все эти аспекты, о которых мы сегодня с вами говорили развивают функциональную грамотность▲, что сегодня так актуально.

Спасибо вам огромное за работу. Ну а я сейчас хотела бы, чтобы вы оценили мою работу. У вас на столах лежат вот такие книжечки: «Как хорошо уметь читать»

Ну а здесь у меня книжная полка. Если вам было важно и интересно и вы будете применять эти приемы, то ваша книжка займет верхнюю полку.

Если вам было недостаточно информации – среднюю полку.

И если вы эти приемы знаете, но никогда не используете их и не будете, то нижнюю.

Пожалуйста……….

Еще раз вам огромное спасибо! Успехов вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект "Хорошо уметь читать?" (программа коррекционных школ VIII вида),

Вид проекта: информационный, исследовательский, творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный: неделя, мини-проект из долгосрочного проекта-калейдоскопа «Учат в школе». ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Как хорошо уметь читать"

презентация по литературному чтению в двух частях по программе "Школа России". 1 класс...

Как хорошо уметь читать

Дать первоначальное представление о значении книги в жизни современного человека, окруженного компь­ютерами, радио и телевидением. Стимулировать желание детей научиться хорошо чи­тать. Познакомить ...

как хорошо уметь читать...выразительно.

Многие дети из начальной школы уходят в старшее звено, не научившись хорошо читать. Они тратят уйму времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют. В статье хочу п...

как хорошо уметь читать

рекомендации для родителей для повышения читательского интереса у детей...

Мастер-класс по формированию навыков и приемов смыслового чтения «Как хорошо уметь читать!..»

          Понимание смысла прочитанного, услышанного, увиденного, что может быть важнее в нашей жизни? Человек, лишённый этих важнейших навыков не может комфортно сущес...

Мастер-класс по формированию навыков и приемов смыслового чтения «Как хорошо уметь читать!..»

В данном материале представлены наработки по формированию навыков и приемов смыслового чтения. Материал предназначен для учителей начальных классов....