Доклад "Инновационные технологии на уроках в начальных классах"
материал

Туяна Сергеевна Кулакова

Инновационные технологии на уроках в начальных классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 6 г. Гусиноозерска

Доклад на тему:

«Инновационные технологии на уроках в начальных классах»

Из опыта работы

 учителя начальных классов

 Кулаковой Т.С.

2024 г.

Инновационные технологии на уроках в начальных классах

(из опыта работы учителя начальных классов

МБОУ ООШ № 6 Кулаковой Т.С.)

Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической  деятельности огромные объёмы информации.

Приоритетным направлением в новых стандартах образования лежит системно-деятельностный подход.  Развивать  учащихся  - это задача моей работы. Для решения этой задачи я выбрала технологию проблемного обучения и применяю на любом предметном содержании и любой образовательной ступени, проблемно-диалогические методы обучения универсальны.

Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.

Главные цели проблемного обучения:

  1. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
  2. Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
  3. Развитие профессионального проблемного мышления.

         Далеко не всё в учебном процессе может быть для учащихся интересным. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе получения знаний школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, эмоции, создаётся обстановка увлечённости, раздумий, поиска. Дети сами планируют свои действия, отбирают материал для достижения цели, контролируют свою деятельность и оценивают её результаты. Это положительно сказывается на отношении школьника к учению.

 При проблемном обучении ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, а не просто заучивают этапы получения результата. В начальной школе проблемные ситуации можно использовать практически на всех предметах, на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.

 С использованием на уроках проблемных ситуаций существенно меняется роль учителя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. Учитель и учащиеся становятся равноправными участниками совместной учебной деятельности. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний. Важно и то, что решение проблем на уроках, приучают учащихся думать, искать решение, а это является одним из средств формирования мышления.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

1. Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий или точек зрений.

Урок русского языка «Заглавная буква»

На доске записаны слова: Шарик, шарик.

- Посмотрите, одно и тоже слово написано по- разному. Какой у вас возникает вопрос?

Постановка проблемы. - Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по разному: с маленькой и большой буквы. От чего же зависит выбор буквы? Далее разбираются предложения, в которых употреблены эти слова. Дети делают открытие: написание буквы зависит от значения слова.

2. Столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим заданием.

Русский язык. Тема: «Предложение. Главные члены предложения»

Задание: Найти предложения.

воробышки по прыгают дорожке молодые

Старый воробей зорко во все стороны

Ищут зернышки.

воробьи весело чирикают

Возникают различные мнения.

- Какие знания нам необходимы, чтобы дать точный ответ на вопрос?

- Что такое предложение, какими признаками оно обладает?

Дети составляют первое предложение. Определяется первый признак предложения о взаимосвязи слов в предложении. На основании оставшихся предложений разбирается второй признак предложения: предложение выражает законченную мысль.

- О ком говорится в предложении?

- Что об этом говорится?

Вводится понятие о главных членах предложения.

4. Предлагаю детям заведомо невыполнимое задание. Применив теоретические знания, дети понимают, что задание выполнить нельзя в том виде, в котором оно предложено и нужно либо изменить его, либо дополнить новыми данными.

Математика

Например, задание: сложить прямоугольник из полосок длиной 4 см, 6 см, 6см, 3 см.

(Учащиеся делают вывод на основании знаний о свойствах прямоугольника, что задание невыполнимо. Необходимо изменить одну из сторон на выбор).

Противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью приводит к проблемной ситуации, а в конечном итоге, к активизации познавательной деятельности.

5. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента

 не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее. 

Математика.  На доске дан ряд чисел. 12, 6, 18, 9, 13, 7, 14, 8, 11

- Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и уменьшите эти числа на 6. (Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен). Выпишите в другой столбик двузначные числа и так же уменьшите эти числа на 6. (Обучающиеся испытывают затруднение.)

- Вы смогли выполнить мое задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? (Побуждение к осознанию противоречия.)

- Какова же будет тема нашего урока? Чему мы должны научиться?

Математика.  Тема: «Числовой отрезок».

Учитель: - В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда - он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и пронумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. "Ты построишь, - сказал Умный Паровоз, - волшебный отрезок, который называется "числовым отрезком" (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры".


При работе с использованием проблемного обучения происходит развитие:

1.  умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
3 креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).   

В своей работе ещё мне очень нравиться использовать групповую форму работы.           

К групповым способам обучения можно отнести:

- классно – урочную организацию;

- лекционно-семинарскую систему;

- формы дифференциации учебного процесса;

- дидактические игры;

- бригадно-лабораторный метод;

- метод проектов и др.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Особенности организации групповой работы являются:

  • класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под руководством лидера группы или учителя;
  • задания в группе выполняются таким способом, который  позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, вместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач.

Вот некоторые задания, которые я использую на уроках:

Русский язык(2 кл.)

 «Кто быстрее соберёт?»

На доске выставлены предметные картинки с одно-, двух- и трёхсложными названиями предметов. Дети, 1 группы, подбирают картинки с односложными названиями предметов, 2 группы– с двусложными, 3 группы– с трёхсложными.

Кит, топор, мост, карандаш, автобус, рак, пила, стакан, голуби, воробей, тигр, конь, рама, шары, барабан, сова, стол, куры, попугай, слон, ласточка, мак, кукла, самолёт, чайник, линейка, лук, дом, ложка, сорока.

Окружающий мир

Какие бывают животные? (2 кл.)

  1. Группа:

Запишите как можно больше животных относящихся к группе «Звери».

  1. Группа:

Запишите как можно больше животных относящихся к группе «Насекомые».

  1. Группа:

Запишите как можно больше животных относящихся к группе «Птицы».

  1. Группа:

Запишите как можно больше животных относящихся к группе «Рыбы».

В конце занятия, выработанные каждой группой,  решения обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников.

Таким образом, оригинальное построение, новизна приёмов – очень важные факторы, способствующие повышению качества образования, но право выбора всегда остаётся за учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.

Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся  к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....