Доклад на МО учителей начальных классов «Формирование у учащихся навыков самоконтроля как средства развития УУД».
учебно-методический материал
«Формирование у учащихся навыков самоконтроля как средства развития УУД».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 75.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование у учащихся навыков самоконтроля как средства развития УУД».
Одна из приоритетных задач нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта - сформировать у младшего школьника способность к обучению и самообучению на протяжении всей жизни. Очень важно, что с введением нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта в результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе должны быть сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере регулятивных универсальных действий ученики должны овладеть способностью принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека – самоконтроль.
В учебной деятельности самоконтроль – это определенные действия обучающихся, а именно: определение критериев оценки, эталонов; проверка хода и результатов своей учебной деятельности.
Но большинство учащихся считают проверку знаний исключительной обязанностью учителя и не привыкают проверять себя, не умеют этого делать.
Самоконтроль как свойство личности приобретается в процессе развития.
Изменения самоконтроля проявляются в том, что первоначально он направлен на результат деятельности: сначала дети могут контролировать себя лишь по готовым образцам , предъявляемым учителем (1 класс), второклассники учатся выполнять действия по развёрнутой инструкции и осуществлять пооперационный самоконтроль. После того, как ученики хорошо осваивают определённые приёмы и операции, самопроверка осуществляется на основе имеющихся у них знаний (3 класс). И только потом постепенно вырабатывается умение контролировать и сам процесс деятельности, а также меняется содержание контролируемых действий. Самоконтроль превращается в обязательный элемент выполнения основного задания ( 4 класс).
Для развития навыка самоконтроля приемы и упражнения можно разделить на три группы по цели их применения.
Упражнения из разных групп проводятся параллельно как на различных уроках, так и во внеурочной деятельности, используя разные направления формирования навыка самоконтроля («учитель-ученик», «ученик – ученик»).
I группа: Упражнения и игры, цель которых снять напряжение мышц, их релаксация, умение подчинять свои действия определённому правилу.
Некоторые упражнения и игры выполняют с использованием музыки.
Применяют: на уроках в качестве физкультминуток, на уроках физкультуры, во время организации перемен, на занятиях внеурочной деятельности. Целесообразнее применять их в 1 классе, когда дети только начинают учиться подчиняться правилам и контролировать свои действия. Им хочется бегать, прыгать, учитель требует сосредоточиться.
Упражнения и игры II группы. Цель этих упражнений тренировка и развитие произвольного внимания, а именно таких его свойств как устойчивости, концентрации и переключения внимания.
Параллельно эти упражнения способствуют развитию мышления, памяти, восприятия, наблюдательности, умения сравнивать и анализировать.
Проводить их можно как на уроках, так и во внеурочной деятельности при групповой и индивидуальной работе. Данные упражнения необходимо использовать в течении всех четырёх лет обучения.
III группа - это приёмы и упражнения, главная цель которых формирование навыков самоконтроля у детей при выполнении любого действия, их способности в конце работы проверять ее качество и эффективность выполнения.
Применяют: в учебной деятельности детей.
Начинать развитие навыков самоконтроля целесообразно уже с первых дней обучения детей в школе и проводить эту работу в различных видах учебной деятельности и на различных этапах урока.
Предлагаемые ПРИЕМЫ позволят учителю организовать урок:
Вот некоторые из них:
- Сверка с написанным образцом; выполнение задания по образцу.
Это может быть зрительный образ буквы или цифры, которую надо написать, готовый ответ, памятка или запечатленный образ действий учителя. В качестве образца для сравнения могут и ответы лучших учеников.
- Взаимопроверка с товарищем (взаимоконтроль).
Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).
Одной из способов взаимопроверки является работа по доводящим карточкам. Данный способ можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира начиная с 1 класса, после того, как дети научатся читать.
Работа проводится в парах. Составляются два варианта карточек. Слева записан текст, который дети должны прочитать. Справа даны вопросы. После того как дети прочитают текст, по команде учителя они начинают задавать вопросы друг другу. Первым вопрос № 1задаёт тот, у кого карточка под номером 1. Затем задаёт первый вопрос тот ученик, у которого карточка под номером 2. И т.д.
Доводящие карточки.
Карточка №1 Витамин А. | |
В овощах и фруктах содержится вещество каротин, из которого в организме человека образуется витамин А. Каротина (витамина А) много в моркови, красном сладком перце, петрушке, томатах (помидорах), зелёном луке, щавеле, абрикосах, салате. Витамин А очень важен для зрения и здоровья зубов. | 1. Назови вещество, из которого образуется витамин А? ( каротин) 2. Для чего нужен витамин А? (Важен для зрения и здоровья зубов) |
Карточка №2 Витамин А. | |
В овощах и фруктах содержится вещество каротин, из которого в организме человека образуется витамин А. Каротина (витамина А) много в моркови, красном сладком перце, петрушке, томатах (помидорах), зелёном луке, щавеле, абрикосах, салате. Витамин А очень важен для зрения и здоровья зубов. | 1. В каких овощах и фруктах есть каротин (или витамин А)? (В моркови, красном сладком перце, петрушке, томатах (помидорах), зелёном луке, щавеле, абрикосах, салате) |
3. Коллективное или самостоятельное составление схем или алгоритмов.
На уроке математики, решая задачу, ученики записывают условие задачи с помощью схемы.
Например: «В столовую привезли 24 кг клубники в ящиках по 6 кг и 18 кг вишни в ящиках по 3 кг. Сколько всего ящиков с ягодами привезли в столовую?»
В ходе анализа задачи появляется алгоритм решения, который в дальнейшем помогает решить задачу.
всего
к + в
: :
- Коллективная проверка в сочетании с контролем учителя.
Такая ситуация возникает тогда, когда весь класс слушает ответ ученика и под руководством учителя проводится разбор ответа или выполненного на доске задания, устанавливаются допущенные ошибки и проводится их коллективное исправление с объяснением.
- Самооценка выполненной работы.
Предлагаю детям самим оценить свою работу. Такую работу можно начинать в 1 классе уже с первых дней обучения в школе. Я предлагаю первоклассникам поставить под самой, по их мнению, красивой буквой точку. При этом обращаю внимание детей, что сравнивать надо с образцом.
- «Волшебные линеечки»
В первом классе использую “волшебные линеечки, на которых ребёнок сам оценивает свою работу. Для этого ставит крестик на нужном уровне. При проверке ставлю свой крестик. Несоответствие оценки ребёнка и моей оценки на “линеечке” потом становится темой для диалога с учеником. Эту работу провожу на уроках письма.
Следующий приём - это
- Выполнение и проверка заданий по алгоритму.
Чтобы успешно справиться с заданием, необходимо точно знать, какие операции и в каком порядке надо сделать. Именно предлагаю детям памятки “Как учить стихотворение”, “Как решать задачу”, “Как правильно списывать" и т.п.
Примером такой работы является работа над ошибками по русскому языку.
На начальном этапе работы над ошибками с использованием памяток, проверяя диктант, над словом , в котором сделана ошибка, ставлю номер пункта в памятке. Дети сначала под руководством учителя, а потом и самостоятельно выполняют работу над ошибками. Проводя систематически такую работу, дети научатся самостоятельно определять в слове орфограмму, на которую они допустили ошибку, находить номер орфограммы в памятке и работать над ошибкой.
При подведении итога урока для формирования рефлексии, детям предлагаю оценить свою работу.
Эффективно в конце урока использовать упражнение «Рефлексивный экран». Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- Я приобрел…
- Я научился…
- У меня получилось …
- Я смог…
- Я попробую…
13. Мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
реферат учителя начальных классов "Формирование интереса к урокам математики у младших школьников через систему упражнений развивающего характера"
реферат учителя начальных классов...
Описание опыта работы учителя начальных классов "Формирование УУД по работе с информацией у младших школьников"
Материал был подготовлен в процессе анализа опыта работы для участия в муниципальном конкурсе "Учитель года-2013"....
Семинар учителей начальных классов: «Формирование метапредметных и предметных компетенций млад-ших школьников в соответствии с требованиями ФГОС»
Семинар учителей начальных классов:«Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС» Дата: 24.01.14...

Выступление на МО учителей начальных классов «ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»
Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самост...

Рефлексия семинара для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»
21 октября на базе МОУ СОШ №7 села Стародубского прошёл семинар для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с тре...
Доклад для ШМО учителей начальных классов на тему: "Формирование навыков смыслового чтения в начальной школе"
Доклад для школьного методобъединения учителей начальных классов...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Формирование навыков смыслового чтения как основа умения работать с печатными источниками информации"
Виды упражнений по формирования навыков смыслового чтения....




















