Дополнительная общеразвивающая программа "Анимация сказок"
методическая разработка (1, 2 класс)
Аннотация к дополнительной общеразвивающей программе «Анимация сказок»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок реализации: 1 год
Цель программы: Развитие творческих способностей детей через освоение техники покадровой анимации и создание авторских мультипликационных фильмов по мотивам народных и литературных сказок.
Ключевые содержательные аспекты:
Знакомство с историей анимации и видами мультипликации
Освоение технологии стоп-моушн (stop-motion)
Изучение основ драматургии и сценарного мастерства
Разработка персонажей и декораций
Овладение техникой съёмки и основами монтажа
Работа со звуком и музыкальным оформлением
Особенности методики:
Программа построена на принципах проектной деятельности, где каждый обучающийся проходит полный цикл создания анимационного фильма — от замысла до презентации готового продукта. Занятия сочетают индивидуальную и групповую работу, что способствует развитию коммуникативных навыков и умения работать в команде.
Планируемые результаты:
По окончании курса обучающиеся будут знать основные этапы создания анимационного фильма, уметь создавать персонажей и декорации, владеть техникой покадровой съёмки и основами монтажа. В ходе реализации программы развиваются креативное мышление, художественный вкус, трудолюбие и ответственность за результат.
Формы подведения итогов:
Ежегодный фестиваль анимационных фильмов, созданных обучающимися, выставки работ, участие в конкурсах детского творчества.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 54.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«АНИМАЦИЯ СКАЗОК»
Срок освоения программы: 1 год
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Разработчик: Колобова Анна Владимировна
Педагог дополнительного образования
2025 г.
Пояснительная записка
Направленность
Дополнительная общеразвивающая программа «Анимация сказок» – (далее – Программа) является Программой технической направленности.
Актуальность
Формирование интереса к техническому творчеству и обеспечение начального опыта в этом направлении выступает одной из актуальных задач российского дополнительного образования. Данная программа осуществляет эту задачу через практическое знакомство с мультипликацией. Наряду с этим реализация Программы обеспечивает важные задачи развития и социализации детей младшего школьного возраста. Они приобретают опыт общения и сотрудничества, проявляют свои творческие способности. Занятия по Программе способствуют развитию мелкой моторики рук, что, в свою очередь, влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребёнка, а также развитию творческого потенциала.
Программа разработана в соответствии с современными документами в сфере образования:
1. Федеральный закон от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от № 996-p.
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от № 678-p.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательных программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
11. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от N. 28 «Об утверждении санитарных правил CП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ;Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания».
13. Письмо Минобрнауки России от № BK-641/09 «О направлении методических рекомендаций».
Адресат Программы
Программа предназначена для учащихся 7-9 лет, проявляющим интерес к анимации и мультипликации.
Уровень освоения Программы – общекультурный.
Объём и срок реализации Программы
Срок реализации программы – 1 год.
Объём программы – для освоения Программы необходимо 144 часа.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа.
Отличительные особенности Программы
В отличие от ряда программ аналогичной направленности, представленный курс обладает комплексным применением:
- занятия направлены на развитие технических навыков и творческого мышления;
- содержание программы включает в себя элементы игровой графики и академического рисунка.
Технический аспект предполагает покадровый анализ сценарного сюжета, видеосъемку, видеообработку, видеомонтаж, работу со звуком, конструкторскую деятельность (изготовление различных видов изделий из бумаги и другого материала) и т.д.
Художественный аспект содержания программы предполагает такую деятельность, как задумка сюжета, написание сценария, создание визуального образа персонажа, фона, написание диалогов или закадрового текста, работу над выразительным произнесением текста и другую разнообразную деятельность.
Таким образом, учебное содержание Программы представляет собой синтез различных видов деятельности (конструкторской, изобразительной, литературной, визуальной), сочетание которых взаимно усиливает их обучающие и воспитательные эффекты. При этом общий контекст творческого самовыражения маленьких мультипликаторов обеспечивает благоприятные условия для поддержания их мотивации к занятиям и достижение личностно-значимых результатов.
Цель Программы – создание условий для развития и творческого самовыражения личности ребенка посредством освоения техники покадровой анимации (стоп-моушн) и работу над мультипликационными проектами.
Задачи Программы
Обучающие:
- познакомить с разновидностями покадровой анимации (стоп-моушн);
- обучить основам предсъемочной работы по созданию мультипликации;
- научить создавать эскизы различных объектов;
- научить создавать фон и персонажей мультфильмов;
- познакомить с основами съемочного процесса и видеомонтажа.
Развивающие:
- формировать навыки проектной и презентационной деятельности;
- развивать память, внимание, аналитическое мышление;
- развивать фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
Воспитательные:
- развивать аккуратность, самостоятельность, ответственность за свою работу.
- содействовать воспитанию чувства патриотизма, ответственности через создание мультфильмов по мотивам сказок.
Планируемые результаты освоения программы
По окончании курса обучения учащиеся получат следующие результаты:
Личностные:
- научатся аккуратности, самостоятельности, ответственности в работе над мультфильмом;
- сформируют чувство патриотизма, ответственности через создание мультфильмов по мотивам сказок.
Метапредметные:
- сформируют навыки проектной и презентационной деятельности;
- разовьют фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- разовьют память, внимание, аналитическое мышление.
Предметные:
- познакомятся с различными видами анимации в технике стоп-моушн;
- приобретут базовые знания процесса предсъемочной работы по созданию мультипликации;
- научатся создавать эскизы различных объектов;
- научатся создавать фон и персонажей мультфильмов;
- познакомятся с основами съемочного процесса и видеомонтажа.
Организационно-педагогические условия реализации Программы
Язык реализации
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации – на русском.
Форма обучения
Очная, реализация с использованием дистанционных образовательных технологий.
Особенности реализации Программы
Весь учебный материал Программы распределён в соответствии с возрастными особенностями учащихся, направлен на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Все занятия, которые проводятся в объединении, носят воспитывающий характер.
Условия набора и формирования групп
Программа предназначена для работы с детьми в системе дополнительного образования.
Основанием для зачисления на обучение является заявление родителей (законных представителей несовершеннолетних) учащихся. Количество обучающихся в группе – не менее 15 человек. К занятиям допускаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний.
Занятия проводятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В соответствии с нормами СанПин.
Формы организации образовательного процесса
Формы организации занятий
В соответствии с темами Программы используются преимущественно следующие формы:
- Фронтальная – взаимодействие педагога и всех детей объединения осуществляется одновременно, применяется преимущественно при изучении учащимися новых тем, обсуждении сюжета, алгоритма действий на занятии.
- При групповой работе дети распределяются по подгруппам (или парам)
в зависимости от уровня подготовки, возраста. Особое внимание оказывается детям, участвующим в различные соревнования за команду. - Индивидуально-групповая – используется при акценте на теоретические занятия
в совокупности с практическими.
Формы проведения занятий
Для реализации Программы используются несколько форм занятий:
- беседа;
- игровые формы;
- объяснение;
- обсуждение;
- обобщение;
- практические работы;
- выполнение самостоятельных заданий;
- работа над творческим заданием;
- мини-конкурсы;
- подготовка индивидуальных и коллективных творческих работ, проектов.
В рамках данной Программы формы занятий носят развивающий характер
и направлены на формирование опыта учащихся, стимулирования интереса детей к техническим наукам и развитие их творческих навыков, основаны
на современных образовательных технологиях. Все формы направлены на выполнение заявленных задач, и обоснованы спецификой данной Программы.
Условия реализации программы в условиях вынужденного временного перехода в дистанционный режим
Согласно Положению ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт Петербурга «Об использовании дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» по решению внепланового педагогического совета учреждения может быть принято решение о внеплановом временном переходе на дистанционный режим в связи с особыми обстоятельствами, например с эпидемиологической обстановкой.
В период подготовки к переходу на дистанционное обучение проводится мониторинг материально-технического и программного обеспечения учащихся и уровня их информационно-коммуникационной грамотности. Затем учащиеся (их родители или законные представители) извещаются о переходе на дистанционный режим обучения.
Если темы из календарно-тематического планирования адаптировать под дистанционный режим затруднительно, то составляется корректировка программы (в соответствии с Приложением 3 к Положению «Об использовании дистанционных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов…»), в которой при необходимости:
- указываются темы, которые добавляются в учебный план, или происходит перераспределение часов между разделами или темами,
- производится изменение содержания,
- корректируется календарно-тематическое планирование (например, на период дистанционного обучения переносятся темы, ориентированные на освоение теории),
- прописывается режим оказания педагогом консультационной помощи учащимся, при выполнении заданий,
- описывается характер дистанционного взаимодействия и конкретизируется необходимое материально-техническое и программное обеспечение, а также информационно-коммуникационные умения, необходимые для дистанционного взаимодействия.
Корректировка утверждается директором ГБУ ДО ЦД(Ю)ТТ «Старт+» Невского района Санкт Петербурга и предлагается для ознакомления учащимся и их родителям (законным представителям), которые подтверждают свое согласие на занятие по скорректированной на время дистанционного режима программе.
Если темы, предусмотренные на этот период возможно реализовать дистанционно, лишь изменив форму предоставления заданий и формат взаимодействия, то корректировка не составляется, а темы Программы реализуются в дистанционном режиме с даты его введения.
При этом задания для выполнения учащимися предоставляются средствами электронной почты, официальной группы Вконтакте, не позднее времени и даты занятия по расписанию. Срок выполнения по умолчанию (если иное не оговорено в задании) устанавливается до времени и даты следующего ближайшего занятия. Консультативная поддержка учащимся (их родителей и законных представителей) оказывается по телефону, через электронную почту, группу Вконтакте в день занятия по расписанию в течение 3 часов со времени начала занятия по расписанию.
Для выполнения заданий учащимся потребуется компьютер или ноутбук имеющий выход в Интернет, с предустановленными программами просмотра видеофайлов и свободный офисный пакет. Они должны иметь (на выбор) адрес электронной почты, аккаунт Вконтакте и уметь ими пользоваться. Наличие у учащихся должного материально-технического и программного обеспечения и их умение этим пользоваться определяется в период подготовки к переходу на дистанционное обучение. Выполненные задания учащиеся высылают (выбрать свое) в виде текстовых, аудио, видео и иных файлов (в соответствии с характером задания), направляемых (на выбор) по электронной почте или через группу Вконтакте. Если некоторые учащиеся не имеют должного обеспечения и не владеют информационно-коммуникационными технологиями, то для них возможна выдача индивидуальных заданий иного характера.
Трудоемкость дистанционного задания в часах в этом случае приравнивается к количеству часов, отведенных на эту тему в календарно-тематическом планировании.
Если на период временного перехода на дистанционный режим приходятся контрольные или итоговые занятия, то они проводятся также в дистанционном режиме.
Материально-техническое оснащение Программы
Кабинет, светлое, просторное помещение, удовлетворяющее нормам СанПиН.
Оборудование: | Расходные материалы: |
|
|
Кадровое обеспечение Программы
Для реализации Программы необходим педагог дополнительного образования,
с соответствующим профилю объединения образованием и опытом работы.
Учебный план
(1 год обучения, 144 часа в год)
№ | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА | Количество часов | Форма/способ контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1. | Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство с программой | 1 | 1 | 2 | Входной контроль/ опрос, беседа, наблюдение |
2. | История и основы анимации | 2 | 4 | 6 | Фронтальная/индивидуальное наблюдение |
3. | Покадровая анимация. Алгоритм создания мультфильма | 6 | 12 | 18 | Фронтальная/индивидуальное наблюдение |
4. | Моторика движений персонажей и объектов. Уникальность | 4 | 6 | 10 | Фронтальная/индивидуальное наблюдение |
5. | Перекладная анимация (перекладка) | 8 | 16 | 24 | Промежуточный контроль/наблюдение |
6. | Пластилиновая анимация | 8 | 14 | 22 | Фронтальная/индивидуальное наблюдение |
7. | Предметная / игрушечная анимация | 8 | 14 | 22 | Фронтальная/индивидуальное наблюдение |
8. | Конкурсное движение | 6 | 10 | 16 | Фронтальная/индивидуальное наблюдение |
9. | Проектная деятельность | 2 | 20 | 22 | Фронтальная/индивидуальное наблюдение |
10. | Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 | Показ мультфильма |
ИТОГО: | 46 | 98 | 144 | ||
Методические материалы
Перечень педагогических методик и технологий, используемых в процессе обучения
Методы обучения:
- беседа;
- наглядный метод обучения;
- объяснительно-иллюстративный метод.
Педагогические технологии:
- здоровьесберегающие;
- проектные;
- игровые;
- технология постановки проблем и создание проблемных ситуаций.
Дидактические материалы
- Диагностические материалы.
- Инструкция по технике безопасности.
- Конспекты.
- Методическая разработка «Рисование коротко и быстро».
- Памятка по написанию сказки.
- Тематические документы.
- Технологические карты.
Наглядный и вспомогательный материал
- Инструкции и наглядный материал для организации игр;
- Фотографии.
- Компьютерные презентации.
- Образцы рисунков.
- Шаблоны, трафареты.
- Электронные образовательные ресурсы.
- Банк детских авторских мультфильмов.
Оценочные материалы
Вид контроля: входной, текущий (промежуточный), итоговый.
Сроки контроля проводятся согласно календарно-тематическому плану.
Форма контроля: фронтальная
Способы контроля:
- наблюдение;
- беседа;
- игра
- презентация и защита детских мульт-проектов.
Виды и периодичность контроля результативности обучения
Вид контроля | Формы/Способы контроля | Срок контроля |
Входной | Фронтальная/ Педагогическое наблюдение/ Дидактическая игра | Сентябрь |
Текущий | Фронтальная /дидактическая игра-задание | В течение обучения |
Промежуточный | Опрос | Декабрь-январь |
Итоговый | Фронтальная/презентация мультфильма | Май |
Мониторинг результативности освоения учащимися Программы происходит по окончании учебного процесса в форме творческой мастерской – открытое аттестационное занятие для родителей и педагогов. Процедура аттестации представляет собой презентацию и защиту мульт-проекта.
Формы предъявления контроля:
- Итоговая ведомость результатов.
- Индивидуальные бланки контроля.
- Демонстрация выполненных проектов.
См. Приложение 1.
Информационные источники
- А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, «Художник в каждом ребенке», Просвещение», Москва, 2009г.
- А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, А.А. Адаскина, Н.Ф. Чубук, «Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие», Дубна, «Феникс+»
- Анофриков П. Принципы организации детской мультстудии // Искусство в школе. - 2009, т.в. 6.
- Велинский Д.В. «Технология процесса производства мультфильмов в технике перекладки» (методическое пособие), Новосибирск, 2008.
- Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей, Москва, «Просвещение»,1990, стр.176.
- Липатникова Т.Н., «Подарки для малышей», Москва, «Просвещение», 2004г.
- Саймон М., «Как создать собственный мультфильм», Москва, «NT Пресс», 2006г.
- Тихонова Е. Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации. - Н. // Детская киностудия «Поиск». 2011.
- Уайтэкер Г., Халас Д., «Тайминг в анимации», Лондон, 1981г.
- ФостерУ. «Основы анимации», Москва, «Астрель», 2000г.
Интернет-источники:
- (образовательные программы)
- Сообщество для детей, родителей, руководителей детских мультстудийURL: []
Приложение 1
Входной контроль проводится на первом занятии с целью выявления у учащихся первоначальных знаний и умений. Входное диагностическое задание-игра ориентировано на создание условий с «открытым» концом, чтобы дети могли продолжить его, пока не исчерпают свой интерес. Таким образом, мотивация определяет активность детей и результативность выполняемого диагностического задания.
Критерии. По всем заданиям определены и описаны три уровня его выполнения: низкий, средний, высокий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностического задания. За единицу измерения взята самостоятельность, потому что самостоятельность рассматривается как интегральное качество личности ребенка, отражающее все сферы его личности.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно выполняет задания, добивается результата.
Средний уровень – ребенок понимает инструкцию взрослого и готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого.
Низкий уровень – ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнить (не проявляет интереса или не уверен в достижении результата), либо затрудняется выполнить задание, совершив несколько малорезультативных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения), на помощь взрослого не реагирует.
Анализ полученных результатов позволяет выявить особенности освоения программы группой в целом и каждым учащимся отдельно, наметить необходимые способы оказания помощи отдельным учащимся в освоении программы.
Текущий (Промежуточный) контроль – оценка уровня освоения учащимися Программы имеет целью систематизацию знаний. Для оценки степени освоения учащимися Программы используются следующие формы: опрос, игра-задание, рисунок по заданию, создание аппликации, викторина.
Итоговый контроль проводится с целью оценки уровня и качества освоения Программы.
Индивидуальная карточка входного контроля
Объединение «Анимация сказок», группа № ____
Ф.И.О. учащегося ________________________________________ «___» ________ 20___ г.
№ | Критерии | Баллы | Примечания |
Навыки безопасного поведения | |||
Проявление интереса к данному направлению, | |||
Умение играть | |||
Умение слушать | |||
Умение задавать вопросы по существу | |||
Элементарные ручные навыки: склеивание, вырезание, рисование, обведение шаблонов по контуру | |||
Умение различать расходные материалы: бумага, картон, пластилин (мягкий, твердый), нитки, проволока, ластик и т.д. | |||
Наличие навыков общения | |||
Наличие навыков самостоятельности (уборка рабочего места) | |||
Заинтересованность, любопытство, смекалка | |||
Итого |
Оценка результатов проводится по бальной системе, за каждый правильный ответ обучающийся получает один бал.
Суммируя результаты выполнения всех заданий, определяется общая сумма результатов:
Низкий уровень: 1-4 баллов
Средний уровень: 5-7 баллов
Высокий уровень: 8-10 баллов
Примерные варианты заданий для входного контроля
Игра-задание «Проблема»
Цель. Выявить умения детей ориентироваться в новой, нестандартной для них ситуации, выбирать способы действий из усвоенных ранее, принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.
Материал. Схематичное изображение сути проблемной ситуации.
Содержание. Детям предлагается ряд проблемных ситуаций: «Как можно чисто вымыть руки без мыла?», «Мяч упал в лужу – как его достать?», «Воздушный шар поднялся к потолку – как его достать?» Дети должны выбрать способы действий, принять решение, применить имеющиеся знания в новой для него ситуации.
Игра-задание «Лото»
Цель. Выявить умения планировать этапы своей деятельности; понимать и принимать задание взрослого и выполнять алгоритм действий.
Материал. Большие карты лото, разделенные на 6 клеток, в центре карты расположено изображение конечного результата действия; маленькие карточки размером, на которых изображены этапы алгоритма действий.
Содержание. Диагностическое задание включает 3 серии заданий (рис. 1,1а,2,2а, 3,3а). Каждому ребенку предлагается большая карта лото и соответствующий набор маленьких карточек. Он должен последовательно разместить карточки на большой карте лото, отразив последовательность выполнения действий; после завершения задания объяснить логику выполнения действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модернизация дополнительной общеразвивающей программы с учётом ведения в неё основных требований ФГОС
Методическая рекомендация педагога дополнительного образвания МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара Романовской Аллы Леонтьевны по теме: "Модернизация дополнительной общеразвивающей про...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области единоборств, развития физических...

Дополнительная общеразвивающая программа "Вокальная студия"
Программа «Вокальная студия» адресована учащимся дошкольного и младшего школьного возраста. Срок реализации - 5 лет.Работа в рамках программы осуществляется по двум...

Дополнительная общеразвивающая программа "Музыка"
Дополнительная общеразвивающая программа "Музыка" для учащихся дошкольного возраста. Срок реализации - 2 года....

Дополнительная общеразвивающая программа "Страна театральных игр" (144 ч.)
Данная программа отредактированна в связи с последними требованиями к оформлению программ, на основе следующих нормативных документов:1. Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 201...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".
Аннотация к программе объединения «Кукольный театр» Программа «Кукольный театр» ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»
Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...