Теория поколений
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
«Теория поколений»
Поколение — группа людей, которые родились в определенный период времени и испытали на себе влияние одних и тех же особенностей воспитания и событий, обладают похожими ценностями. Мы не замечаем все эти факторы, действующие неприметно, однако именно они определяют во многом наше поведение: как мы общаемся, развиваемся, как ставим цели, что нас мотивирует. Примерный временной промежуток, в который рождаются представители одного поколения и составляет 20—25 лет [3].
Теория поколений рассматривает общемировые и исторические особенности, выделяя несколько возрастных групп:
– Величайшее поколение, родившееся в 1900—1923годах.
– Молчаливое поколение, родившееся в 1923—1943 годах.
– Поколение беби-бумеров, родившееся в 1943—1963 годах.
– Поколение Х («Икс»), родившееся в 1963—1984 годах.
– Поколение Y («миллениум или игрек»), родившееся в 1984—2000годах.
– Поколение Z «Зэд», родившееся в 2000-2020 годах.
Остановимся на характеристике каждого поколения поподробнее.
Величайшее поколение (1900—1923)
Базовые ценности данного поколения формировались такими событиями как революция, Гражданская война, коллективизация, электрификация и т д.
В этой связи, людям той эпохи свойственны такие качества как категоричность суждений, вера в идеалы светлого будущего. Видимо трудные годы привили им и ответственность, трудолюбие, коллективизм.
Этих людей трудно в чем то переубедить, даже в преклонном возрасте, в 80—90 лет, они способны настойчиво обращаться по инстанциям, чтобы доказывать свою правду, бороться за справедливость. Богатство для них являются сомнительной ценностью. Приоритетом же у них – семейные и трудовые традиции.
Молчаливое поколение (1923—1943)
Ценностная ориентация этого поколения формировались в условиях тяжелых годов восстановления хозяйства после Гражданской войны , и последовавшими годами Великой Отечественной войны. На них оказали влияние и сталинские репрессии. В этих условиях повышается ценность семейных отношений, поскольку за пределами семьи, они себя чувствуют под прессингом карательных репрессивных органов. В этой связи их закрытость в социуме, молчаливость и дало название этого поколения – «молчаливое»,данному поколению присуще уважение к законам. Для них важны должности и статусы других людей, они очень исполнительны. Они не умеют отдыхать, отдых у них связан с каким то полезным делом, работой в саду, на даче, зачастую связан с заготовкой соленьями, вареньем и консервированием.
Поколение беби-бумеров (1943—1963)
Основное влияние на данное поколение оказали следующие события:
Победа в Великой Отечественной войне, развенчивание культа личности Сталина, «хрущевская» оттепель, достижения страны в космосе, достижения в медицине и медицинском обслуживании. Всплеск рождаемости и дал название этого поколения. Страна в которой они воспитывались превратилась в настоящую супер державу. Вера в свою страну стала главной детерминантой в их мироощущении. «Бэби-бумеры» отличаются тем, что верят в командный дух и победу, хотят оставаться активными,часто страдают трудоголизмом, соблюдают режим дня, предпочитают все натуральное, любят путешествовать.
Поколение Х, или Неизвестное поколение (1963—1984)
Ценностными ориентирами этого поколения являются динамичность, восприимчивость к изменениям, умение воспользоваться предоставленным выбором, всеобщая информированность, в том числе техническая грамотность. Наряду с этим им присуще чувство индивидуализма, прагматизма, Надежды на собственные силы. К учебе они относятся с энтузиазмом и готовы в получению новых знаний в незнакомых им сферах. Это самое многочисленное поколение в современном бизнесе.
Будучи детьми они воспитывались родителями в жестких условиях, приучающих их к ранней самостоятельности. Их родители считали, что только трудности могут закалить ребёнка и подготовить его к самостоятельной жизни, поэтому зачастую создавали им эти трудности искусственно в педагогических целях.
Это поколение привыкло основываться на собственном опыте, но все же мнение близких людей у них не на последнем месте. В отличии от предыдущего поколения они больше индивидуалисты, ценят своё и чужое время, которого им всегда не хватает. Индустрия быстрого питания несомненно это их востребованность. В то же время серьёзно относятся к собственному здоровью, поскольку им некогда болеть.
Вместе с тем, на это поколение оказывают влияние и происходящие социальные и политические события и явления: закрытость страны, застой, холодная война. Представители поколения X отличаются тем, что любят индивидуальные, даже экстремальные виды спорта, стремятся сократить время на выполнение задач, готовы платить за удобство и скорость, ценят возможность подчеркнуть свою индивидуальность и уникальность, прагматичны и практичны, здоровье расценивают как работоспособность, при заболеваниях снимают симптомы.
Поколение Y, или поколение Миллениум, Next (1984—2000)
Ценностные ориентиры этого поколения характеризуются следующими атрибутами: свобода, развлечения, результат как таковой. Вместе с тем, наряду с этим ценностями этих людей считаются также понятия «гражданский долг» и «мораль», «ответственность», однако психологи отмечают наряду с этим их некоторую наивность и умение подчиняться. Однако немедленное вознаграждение выходит у них на первый план.
Другим названием оттого поколения можно встретить в исследованиях как поколение «большого пальца». Это связано с тем что сотовый телефон стал непременным атрибутом. Вместе с тем, Они очень напоминают некоторыми качествами представителей Величайшего поколения, представители которого родились в начале прошлого века- такие же категоричные.
Сопутствующими событиями этого поколения стали исторически значимые- распад СССР. Сопутствующие этому периоды их жизни: теракты, военные конфликты, бурное развитие коммуникаций, цифровых технологий, интернета- все это обусловило их жизненное восприятие действительности.
Активное распространение наркомании, табакокурения, алкоголизма – вот такие негативные явления превращаются в общественно значимые проблемы. Они обсуждаются на самом высоком уровне, приобретают международный характер. Посредством телевидения и интернета все выплескивается в открытое пространство. Кроме этого, происходящие процессы глобализации и стирания границ. На этой основе происходит нивелирование национальных особенностей, различий и традиций.
В отличии от их родителей , представители этого поколения не так самостоятельны.
«Игрекам» важна внешняя атрибутика – бренды, мода. Даже в спорте для них главное не победа, просто чтобы получить удовольствие и что это модно. Ахиллесова пята «Y» - это страх быть неуспешным, «лузером». Ведь реализуют себя не все - по объективным причинам и потому, что понятие успеха вообще субъективно для каждого.
Это серьезное испытание: для мужчин - переоценка ценностей и достижений, а для женщин - старение в обществе, где молодость и красота представляют наивысшую ценность.
Поколение Z или центениалы.
Поколение XXI века принято называть «центениалами», «поколением Z» или «homelanders». С английского «centennial» — столетний. Буквально поясняя, центениалы – это поколение людей, которые по причине активного развития биотехнологий, будут жить около 100 лет. Но это, пожалуй, далеко не единственное их достоинство.
Центениалы – дети из эпохи технологий, интернета и межкультурной глобализации. Это поколение живет в виртуальном и реальном мире одновременно. А значит, в сознании поколения Z стираются грани между странами, нациями и культурами. Для них нет барьеров и запретов в освоении любой сферы деятельности, потому что они могут узнать об всех и всем из глобальной сети. Несмотря на бесконечный поток информации, в котором живет поколение Z, оно не теряет способностей выделять необходимые факты и знания. А наоборот, владеет «иммунитетом» к информационному мусору, рекламе и даже политической пропаганде.
Центениалы не живут идеалами и тяготеют к прагматичному подходу к жизни. Это можно отследить в их внешнем виде, в организации личного пространства, в отношении к деньгам. Дети этого поколения предпочитают носить удобные джинсы и кеды, в интерьере ощущать минимализм и практичность, тратить деньги на предметы жизненной необходимости, а не на накопление бессмысленной роскоши.
Сильные стороны центениалов
– Визуализация и наглядность
Центениалы, буквально говоря, ловят информацию глазами, воспринимают ее как кадры из клипа. Поколение Z растет в информационно перенасыщенном пространстве. Тратить время на изучение многотомных талмудов центениалы себе позволить не могут. Поэтому увиденное поглощается ими намного быстрее и качественнее.
– Перекрестность мышления:
Центениалы обладают высокой скоростью вычленения необходимых фактов. Их знания пронизаны линками, референсами, которые помогают одновременно получать и анализировать информацию из нескольких областей науки.
– Заинтересованность в технологиях
Z-поколение растет в эпоху быстрого развития технологий. Их интерес к гаджетам уже не просто развлечение. Они заинтересованы в инновационных решениях, исследованиях и разработках, которые могут изменить весь мир.
– Берутся за несколько дел одновременно
Z-представители занимаются не только уроками музыки или ходят на футбол. Они хватаются за все, что им интересно. Школьники этого поколения увлечены и изучением иностранных языков, и танцами, и плаванием, и уроками робототехники. Они стремятся попробовать максимум из того, что может предложить им мир. При этом каждое из увлечений для центениала – это не просто способ реализовать себя, но и сделать вклад в свое будущее.
— Иммунитет к рекламе
Центениала не удивишь стандартными методами рекламы: баннера, спам, листовки и прочее. Его зацепит только ссылка на продукт, которой поделился друг в соцсетях или многотысячное количество лайков под видео в YouTube. Что уж говорить, если дети поколения Z и сами отличные маркетологи. Они знают, когда выложить фото в интернете, чтобы набрать максимальное количество лайков или шейринга. Они интуитивно понимают процесс рекламы и сами им пользуются. Сфера digital-маркетинга – идеальный выбор профессии для центениала.
— Предпринимательны и работоспособны
Об успешном будущем центениалы думают еще, будучи школьниками. Они заранее продумывают сценарий своего успеха, стратегически планируя и разделяя свои ресурсы.
— Приоритеты на долговечное, не материальное
Поколение Z не тратит времени и денег на пустые вещи, не имеющие отношения смысла для человечества. Они видят свою миссию в постепенном изменении общества и мира в целом. Также для них характерно отсутствие разрушающего соревновательного духа и бунтарства и ответственное отношение к здоровью.
Слабые стороны центениалов, о которых необходимо знать педагогамдля успешного взаимодействия с учащимися.
— Рассеянность
Центениалы часто рассеяны и неусидчивы, не могут сконцентрироваться на одном вопросе, не могут долго корпеть над одной книгой, игрой, заданием, быстро переключается на что-то другое. То, что ранее считалось лишь закономерностью детей в возрасте до 3 лет, сейчас свойственно подросткам и старшеклассникам.
— Поверхностное изучение вопроса
Центениалы не углубляются в суть, а будто внешне сканируют предмет, собирая лишь информацию, которая лежит на поверхности. Однако это не значит, что дети поколения Z легкомысленны или не вдумчивы. Они просто не тратят время на то, что не относится к их жизни сейчас или в будущем. Центениалы знают цену вещам так же, как и времени.
— Быстрое принятие решений
Центениалы не склонны долго обсуждать или взвешивать все «за» и «против». Для них ценно время, потраченное на выбор. Поэтому зачастую Z-представители принимают решения без сомнений и рассуждений.
Что же касается методических приемов обучения, которые могли бы привлечь внимание цифровых аборигенов, то к их числу можно отнести следующее:
— Картинки – вместо текста:
Представители поколения Z привыкли общаться с помощью мемов и эмоджи. Поэтому есть смысл включать в процесс обучения блоки, в которых информация представлена графически. Например, подросткам сложно сосредоточится на сплошных текстовых страницах. Пелену текста можно разбавить инфографикой или яркой картинкой, созвучной со смыслом текста.
-Обучающие видеоролики
Современная информационная эпоха содержит немало шума: новостного, рекламного, технологичного. Поколение Z умеет не просто фильтровать информацию, но и правильно ее потреблять: быстро анализировать большие потоки информации и одновременно решать несколько задач. Они просто не видят баннеров, рекламных ссылок и слоганов, но очень нацелены на визуальное потребление информации: быстро «переварить», осознать и при необходимости воспользоваться. Поколение Z ценит подробные и простые инструкции, а что может быть проще обычного обучающего видеоролика? Можно изучать темы не только по учебникам, но синтезировать информацию из видео и подкастов.
— Поощрение за успехи
Учащиеся поколения Z привыкли к постоянному стимулированию и одновременному выполнению нескольких задач. Длинные монотонные лекции для них в тягость. В таком случае велика вероятность, что ученик уткнётся в гаджет, начнёт общаться с товарищами или погрузится в свои мысли. Внимание юных учеников привлечёт чередование образовательных приемов.
-Игры, в которые играют не только дети
Игровая индустрия доказала: игры – это не только развлечение для бездельников, а способ научиться мыслить тактически и стратегически. Игры уже давно используются при обучении, особенно в бизнес-образовании. Это самый понятный способ захватить внимание и дать мотивацию подросткам, которые привыкли к стимулам и вознаграждениям — неотъемлемым частям любой игры. Геймификация – едва ли не единственная возможность завоевать внимание поколения Z.
— Go в личку
Представители поколения Z привыкли к текстовому общению, которое происходит в доли секунд, даже электронная почта для них – прошлый век. Современному преподавателю стоит подумать, как стать более доступным в информационном пространстве. В настоящее время сложилась тенденция создания преподавателями групповых чатов в социальных сетях и мессенджерах, для того чтобы выстроить среду постоянного общения.
Таким образом, теория поколений Штрауса и Хоува может быть полезной для педагогики, поможет преподавателю быстро ориентироваться в потребностях современных студентов и направить процесс обучения по наиболее эффективному пути.
Сейчас ещё это дети, наше недалекое будущее, которое родилось или родится в период 2003 – 2023 годов. Они не знают, что такое голодомор, ощущают на себе заботу и любовь родителей, которые стремятся обеспечить им качественную жизнь. Можно предположить, что благоприятные условия их «взращивания» поспособствуют развитию здоровой ценностной системы, умению строить отношения, которые не разрушают личность, а помогают ей раскрыть свои возможности.
Зэты, в отличие от иксов, будут понимать, что, прежде всего, им необходимо обучение и получение знаний. И что они смогут опираться на них. И уже отличаются даже от нулевых тем, что схватывают новую информацию очень быстро. А освоение технологий совсем не представляет для них никакого труда. Ребёнок, рождённый в этот период, научается обращаться с телефоном или планшетом очень рано, порой, ещё не умея говорить.
Порой удивляет их возраст и стиль, потому что с развитием индустрии моды, в свободном доступе огромное количество красивой одежды, и малыши уже с ранних лет придают значение тому, как выглядят, желая быть модными и красивыми. Они очень свободолюбивы и с малых лет пытаются отстаивать своё мнение, требуя его принимать во внимание. Огромное количество возможностей вокруг помимо того, что развивает, но и сказывается на стиле поведения.
Зэты склонны к истерикам и капризам, они просто требуют то, что им захотелось. Эксперты считают, что эта генерация не будет способна находить компромиссы, и тем более прикладывать усилия для достижения своих целей. К тому же, столкнувшись с неудачей, эти дети в будущем будут сдаваться, вместо того, чтобы искать варианты решения. А это будет способствовать развитию неуверенности в себе, они не будут рисковать, чтобы добиться успеха.
Словарь:
Digital маркетинг – это использование всего комплекса цифровых каналов, через которые продвигается бренд/компания/продукт или привлекается вниманию аудитории.
Краудсо́рсинг (англ. crowdsourcing, от crowd — толпа и sourcing — использование ресурсов) — привлечение к решению тех или иных проблем инновационной производственной деятельности широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта по типу субподрядной работы на добровольных началах с применением инфокоммуникационных технологий.
2022г. Подготовила Середёнина И.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему : "ФГОС-II. Отличие стандарта второго поколения от стандарта первого поколения. Литературное чтение"
Данное выступление подготовлено для методического объединения учителей нашей школы....
И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят.
Данный класный час посвящён подвигу ленинградцев в дни блокады. Материал построен в форме монтажа, сопровождается призентацией, в нём показаны трудности, которые пережили жители города в дни блокады....

Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят…»
Карта урока:Уровень образования: среднее общее образованиеЦелевая аудитория: учащиесяКласс: 4Тип урока: знакомство с новым материаломЦель урока:Образовательная: прохождение материала, посвященного Вел...
Классный час в 4 классе "И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят..." (о блокадном Ленинграде)
Рассказ о трудностях, пережитых людьми в блокадном Ленинграде....

Родительская гостиная "Теория поколений. Какими будут наши дети?" (3 классы).
Познакомить с теорией поколений, для того, чтобы лучше понимать своих детей в тех или иных ситуациях. Проблема отцов и детей - это проблема взаимоотношений представителей разных поколений....

Социальный проект "С традициями из поколения в поколение"
Цель проекта: создание условий для формирования, становления и развития духовно- нравственного, компетентного, творческого гражданина России через семейные традиции и преемственность поколений. П...

ПЛОХОЕ ВОСПИТАНИЕ ЕСТЬ НАЧАЛО ЗЛУ, КОТОРОЕ ИЗ ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ ВОЗРАСТАЕТ
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда была и будет актуальной. Задача учительства вырастить новое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед наши...
