Главные вкладки

    И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят.
    классный час по теме

    Данный класный час посвящён подвигу ленинградцев в дни блокады. Материал построен в форме монтажа, сопровождается призентацией, в нём показаны трудности, которые пережили жители города в дни блокады.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл scenarii_4_kl.docx19.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час «И пусть поколения знают, и пусть поколения  скорбят…»

    (Подвигу Ленинграда в дни блокады посвящается)

    Цели:   рассказать о трудностях,  пережитых жителями Ленинграда в дни блокады;

                 воспитывать чувство сострадания,  нравственности, доброты.

    Учитель. 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии.  И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины, народ вступил в смертный бой с коварным, жестоким, беспощадным врагом. Страшная, никого не щадящая, кровавая война. Оборона, наступление. Поражения, голод, утраты, победы… Всё было в этой войне.

    На  фоне музыки  читаются стихи Ю. Воронова.

    Мне кажется:

    Когда гремит салют,

    Погибшие блокадники встают.

    Они к Неве по улицам идут,

    Все как живые.

    Только не поют.

    Не потому,

    Что  с нами не хотят,

    А потому, что мертвые

    Молчат.       ( Ю. Воронов)

    Учитель. Небывалые трудности пришлось перенести жителям Ленинграда.

    Казалось, что на город, лишённый света, тепла, и хлеба, спускалась какая - то доисторическая мгла. Казалось, что человек не в силах выдержать. Но ничто не сломило ленинградцев.

    1.чтец. Над Ленинградом –

      Смертная угроза…

    Бессонны ночи, тяжек день любой.

    Но мы забыли, что такое слёзы,

    Что называлось страхом и мольбой…    ( О. Бергольц)

    Учситель. Страшное слово «блокада»  30 августа 1941 года город оказался в «клещах» окружения. За время блокады немцы обрушили на город 100 тысяч бомб, 150 тысяч снарядов.  В осаждённом городе осталось 2, 8 миллиона человек, 400 тысяч из них- дети. Нечеловеческие усилия потребовались, чтобы просто выжить. Блокадники боролись за жизнь всей страны, за победу. Самой тяжелой оказалась первая  блокадная зима.

    2 чтец. Какая длинная зима,

    Как время медленно крадётся!..

    И по  утру, когда ветра

    Метелью застилают небо, опять короче, чем вчера,

    Людская очередь за хлебом…    ( Ю. Воронов)

    Учитель. С 20 ноября ежедневная норма хлеба для рабочих  составляла всего 250 граммов в сутки, для детей, служащих и неработающих – вдвое меньше. Да и муки в этом хлебе было очень мало.

    Ведущий.  Осенью 1941 г. люди  начали умирать  каждый день от голода.   Многие от слабости падали и умирали прямо на улице. Все выше и выше становились  братские могилы на Пискаревском кладбище. В ноябре 1941  от голода погибло 11 тыс. человек, в декабре 53 тыс. За январь и февраль 1942 г.- 200 тыс. ленинградцев.

    3 чтец. Вспоминает  поэтесса, жительница блокадного Ленинграда      Бергольц  О.: «У нас на Кузнечном землю продают. Когда там горели склады, масса сахара в землю ушло. Первый метр -100 рублей,  второй – 50. Разводят водой. Процеживают и пьют. Вкусно!»

    4 чтец. … И летели листовки с неба

    На пороги замёрзших квартир:

    «Будет хлеб. Вы хотите хлеба?»

    «Будет мир. Вам не снится мир?»

    Дети , плача хлеба просили.

    Нет страшнее пытки такой.

    Ленинградцы ворот не открыли

    И не вышли к стене городской.

    Без воды, без тепла , без света.

    День похож на чёрную ночь.

    Может в мире и силы нет,

    Чтоб всё это превозмочь?

    Умирали – и говорили:

    - Наши дети увидят свет!

    Но ворота они не открыли.

    На колени не встали. Нет!..    ( Е. Рытвина)

    Учитель. Связь с городом поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озер, по которому проходила Дорога жизни.  

     (Звучит песня  «Дороги».  Муз. А Новикова,  сл. О. Ошанина.)

     5 чтец…. Дорогой жизни шёл к нам хлеб,

    Дорогой дружбы многих к  многим,

    Еще не знают на земле

    Страшней и радостней дороги.   ( О. Бергольц)

         6. чтец.  Страшный путь!

    …почему не проходит над Ладогой мост?!

    Нам подошвы

    Невмочь  ото льда оторвать.

    Сумашедшие  мысли буровят мозг:

    Почему на льду не растет трава?!

    Самый страшный путь из моих путей!..

    Шли навстречу из города сотни детей…

    Замерзали в пути…

    Под каким бы нам не бывать огнём-

    У меня в зрачках

    Чёрный Ладожский лед,

    Ленинградские дети лежат на нем.    (А. Межиров)

    Учитель. Запасы продовольствия быстро заканчивались. Всё, что можно было найти, - варили опилки, разрезали и ели кожаные ботинки…

    7 чтец. «…Едим столярный клей. Ничего…  Наш человек даже в страшных условиях блокады находит в себе силы бороться со всеми невзгодами. Его бесстрашие, отвага, способность   к  сопротивлению – поразительные…»

    Учитель. Город бомбили. Ленинград должен был быть стерт с лица земли. Город – музей. По планам Гитлера культура русских должна быть уничтожена полностью.

    8 чтец.  Опять пожар!

    И снова вой снаряда.

    Куда влетит очередной , крутясь?..

    Враги из дальнобойных бьют орудий.

    Смятенья в нашем городе не будет:

    Шарахаются бронзовые люди,

    Живой проходит не оборотясь.  (А. Яшин)

    Ведущий. По планам Гитлера не должно было быть Пушкина, Зимнего   дворца, Невского проспекта, Эрмитажа…ничего.

    9 чтец…Враги хотят на месте Ленинграда

    Оставить груды пыли и камней.

    Об этом говорили их листовки-

    Свидетельство бессилия врага.

    Горели Пушкин, Невский, Дубровка,

    Приневские  дымилися  луга.

    Ведущий. 900 дней блокады. Много это или мало? Кто даст ответ?

    10. чтец. Ленинград, Ленинград, Ленинград!

    Да прославиться хлеб его чёрствый,

    И безмолвье ослепших громад,

    И дыханье крутых баррикад,

    И людей непрощающий взгляд,

    И сердец возмужавших упорство.

                                              (М. Алигер)

    Учитель. К окончанию блокады  в городе осталось только 560 тысяч жителей. Героическая оборона Ленинграда  стала символом мужества русских людей. В 2011 году в нашем районе проходила акция «Блокадный хлеб». Он была посвящена очередной  годовщине снятия блокады. Детям было предложен кусочек хлеба, весом 100 граммов. Самые стойкие пытались продержаться на этом хлебе сутки. Так было в те далёкие блокадные дни.

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок (развитие речи, окружающий мир, труд) 1 класс Тема: «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будем мы!»

    На уроке дети познакомятся со знаками Солнца,узнают о том, как представляли себе нашу планету и солнце наши предки.Обратятся к русским народным сказкам, мифам.Украсят солнечными знаками дымковскую игр...

    Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят…»

    Карта урока:Уровень образования: среднее общее образованиеЦелевая аудитория: учащиесяКласс: 4Тип урока: знакомство с новым материаломЦель урока:Образовательная: прохождение материала, посвященного Вел...

    Конкурс чтецов "Пусть поколения знают и помнят"

    Посвящен победе нашего народа в Великой Отечественной войне...

    ПРОЕКТ «И пусть поколения помнят!»

    Цель проекта: формирование патриотического сознания школьников через личный пример педагога.Задачи проекта:- воспитание любви к Родине, уважительного отношения к героическому прошлому своей страны;- п...

    ЛМК "И пусть поколения помнят!"

    Литературно-музыкальная композиция посвящена 73-летию победы советского народа в Великой Отечественной войны....

    Научно - практическая конференция «Пусть поколения помнят»

    Научно - практическая конференция «Пусть поколения помнят».2-4 класс...