Научно - практическая конференция «Пусть поколения помнят»
материал (2, 3, 4 класс)

Бобнева Татьяна Фёдоровна

Научно - практическая конференция «Пусть поколения помнят».2-4 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchn.pr_konf_a.nevskiy.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

 Татьяна Федоровна Бобнева,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ 355 имени Александра Невского»

города Курска

Научно - практическая конференция «Пусть поколения помнят»

Цель: приобщение к историческому наследию своей страны

Планируемые результаты: научить воспринимать исторические факты, явления, понятия, выделять главное; выявлять причинно – следственные связи, последовательность события, представлять мотивы поступков людей прошедшей эпохи; воспитание патриотизма, любви к Родине, гордости за героическое прошлое России; формировать навыки общения в группах, в паре.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран;

фильм С.Эйзенштейна «Александр Невский»;

отрывок из кантаты  С.Прокофьев «Александр Невский»;

творческие работы детей: модели самолетов, рисунки детей, модели пулеметов, пушек, фигуры воина дружины и рыцаря, картина из соленого теста, экспонаты доспехи и оружие.

Методы:

1.Словесный (индивидуальный рассказ учителя,учеников).

2.Информационный.

3.Наглядный.

4.Игровой.

Предварительная работа:

1.Экскурсия в школьный музей «Кавалеров ордена Александра Невского».

2.Конкурс рисунков.

3.Подбор материала об Александре Невском (детство, отрочество, юность).

4.Конкурс рисунков «Экспонаты (экспозиции), которые меня заинтересовали».

5.Подбор материала об экспонате (экспозиции).

6.Творческая мастерская (изготовление доспехов, моделей оружия, картин).

Сценарий проведения конференции.

(Звучит музыка А. Прокофьева)

(Читает чтец)

На земле прекрасней я не знаю

Русской заповедной стороны!

Много сохранила Русь Святая

Подвигов далекой старины.

Ты послушай, молодец удалый,

Сказ про подвиг предка твоего,

Да про то, как Родину спасала

Искренняя преданность его.

Ведущий. У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив – чем дальше историческая жизнь народа, тем ярче, светлее в памяти нравственный стан, который отдал силы на служение своему народу. Таким является  имя Александра Невского – одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но и светлых и любимых русским народом. О нем слагают стихи, сочиняют музыку, пишут книги, снимают фильмы.

-О каких произведениях об Александре Невском вы узнали?

(трептих художника П.Корина «А.Невский», поэма К.Симонова «Ледовое побоище», кантата С.Прокофьева «А.Невский», фильм С.Эйзенштейна «А.Невский»)

Ведущий. Александр Невский не родился, не жил в нашем городе, но что названо  его именем. Давайте вспомним.

(улица, площадь, наша школа, установлен памятник, по инициативе учителей школы и учащихся создан школьный музей).

Сегодня мы проведем презентацию нашего проекта «Пусть поколения помнят»

Группа ребят подготовила материал о детстве и отрочестве А.Невского.

1 ученик. Александр Невский родился в городе Переславль – Залесском 795 лет назад, в семье князя Ярослава Всеволодовича. Александр Невский получил семейное воспитание и образование. Научившись читать по библии, стал знакомиться с историей, читал о подвигах. Отец учил его по хозяйству, брал с собой в поездки, на встречи с людьми.

2 ученик. С 4 лет стал обучать его управлять конем и оружием, воспитывал в нем силу воли, храбрость, ловкость. Путешествуя с отцом Александр узнавал о родном крае. Когда мальчику исполнилось 8 лет семья переехала в Новгород. Новгородские князья враждовали между собой. Отец стал обучать сына управлять боярами, брал его на собрание.

3 ученик. Но особое внимание уделял обучению военному  искусству: быстро и метко стрелять из лука, разить врага мечом и копьем, метать дротик, как делать подкопы для отвода воды, сооружать крепости, перемахивать через земляные стены.

4 ученик. В грозное и трудное время рос  Александр. На Русь нападали со всех сторон недруги: немцы и шведы, литовцы и поляки. И князья русские не дружны были между собой.

Ведущий. – Что бы вы добавили о детстве А.Невского?

()

Ведущий. О подвигах А.Невского приготовила материал следующая группа.

1 ученик. В 20 лет Александру Невскому жители Новгорода поручают возглавить поход на шведов. Епископ благословил А.Невского на ратное дело. Перед походом А.Невский сказал такие слова: «..Не в силе Бог, а в правде…».Уверенно сказал, что они победят, от их победы зависит судьба Родины. Шведские корабли пристали к болотистому берегу реки Невы,  где стоит г. Санкт-Петербург. Враги решили захватить  русские земли с севера, они были уверены в легкой победе.

2 ученик. Вдруг из леса, словно буря, устремились на них русские воины, войско А.Невского. Шведы смешались и стали отступать к кораблям. Князь Александр устремился к начальнику шведского войска и ударом копья сбросил его на землю. Шведы обратились в беспорядочное бегство. За эту битву Александр получил прозвище Невский.

3 ученик. Войско А.Невского вернулось в Новгород с победой. Город встречал победителей колокольным звоном.

4 ученик. Однако, крестоносцы не унимались. Через  два года после  Невской битвы они затеяли новый поход на Русь. Александр Невский разведал расположение противника и  распределил основные силы войска на флангах. Крестоносцы наступали треугольником, строй «свинья»- называли на Руси. А.Невский решил провести бой на Чудском озере. Русские отступали, заманили клин вглубь и вражеское войско было окружено. Это была невиданная битва. Войско А.Невского одержало победу, многие рыцари шли ко дну, некоторые убегали, сбрасывая с себя доспехи и обувь.

5 ученик.  (читает стихотворение  Марина Царь Волкова)

Сей великий богатырь

Светел был душою,

Всей Руси великой ширь

Он являл собою,

Чтобы Русь была крепка,

Вера не скудела,

Князя мудрая рука

Правила умело.

Охранял Земли покой,

Через все невзгоды.

Смело шел с врагами в бой

Невский воевода.

Ведущий. Группа ребят заинтересовалась доспехами и оружием А.Невского  и его воинов, они подготовили сообщение.

1 ученик. Большое значение для воинов имела кольчуга. Это боевая рубашка из мелких, плотно сплетенных железных колец. Она защищала русских воинов от поражения врага, меча, копья. (показ)

2 ученик. Шлем А.Невского кован из красного железа.  Украшен  он золотой насечкой, алмазами, рубинами, изумрудами и жемчугом. На носовой стрелке изображен архангел Михаил.(экран)

3 ученик. О мече А.Невского после битвы на реке Неве ходила легенда, что меч  был у него какой – то странный, светившийся ярким светом. И А.Невский одним ударом сносил сразу трех или четырех рыцарей. Эта легенда была придумана шведами. Конечно, они приврали о силе меча, когда рассказывали о причинах,  вынудивши их бежать из русских земель.

4 ученик. Шведы на самом деле видели светящийся клинок в руке А.Невского. Просто князь относился к оружию очень бережно и всегда следил за тем, чтобы лезвие было начищено до блеска. А.Невский стоял  лицом к солнцу, лучи упали на высоко поднятый меч князя, он ярко засверкал. И шведы приняли его за волшебное оружие.

5 ученик. Я так закончу быль мою о князя Александре:

                Народу славу воспою,

                 Народ стихом прославлю,

                Руси достойных сыновей.

                Отчизны честь и совесть.

                Всех наших предков – русичей,

               Им мужество и доблесть.

                 А князя  Невского Святым

                С тех пор народ зовет

                И слава добрая за ним

               До наших дней слывет.

Ведущий. – Ребята, не только подготовили рассказы о доспехах времен Ал.Невского, но и  работала творческая мастерская.

1 ученица. Меня заинтересовали доспехи воинов времен Ал.Невского и я вспомнила, что я видела воинов в таких доспехах у своей соседки. Я принесла показать ребятам. Когда мы рассматривали модели то заметили, что у воина русского войска все части доспехов имеют круглые формы, а у рыцаря - острые.

-О чем говорят круглые и острые углы?

- Почему шлем рыцаря с рогами?

2 ученица. А мы тоже заинтересовались доспехами воинов. На занятиях детского объединения «Золотые ручки» вместе с педагогом сделали картину из соленого теста.

3 ученик. А я рассказал о доспехах своим родителям, и мы всей семьей решили сделать кольчугу, меч, шлем, щит воина Ал Невского.

4 ученица. А мы с папой изучили историю разного способа плетения кольчуги  и сплели из колец кольчугу.

Ведущий. – Как вы поступите с изготовленным материалом?

(подарим школьному музею)

 5 ученик. Я так закончу быль мою о князя Александре:

                Народу славу воспою,

                 Народ стихом прославлю,

                Руси достойных сыновей.

                Отчизны честь и совесть.

                Всех наших предков – русичей,

               Им мужество и доблесть.

                 А князя  Невского Святым

                С тех пор народ зовет

                И слава добрая за ним

               До наших дней слывет.

Ведущий. В 18 веке Екатериной I был учрежден орден Ал. Невского за заслуги перед Отечеством. А через 200лет, когда на нашу страну напали немецко – фашистские войска был учрежден орден Александра Невского. Над орденом работал архитектор Игорь Телятников. Сроки даны сжатые – сутки. Изготовил он три эскиза, но только один из них оказался удачным.

Об ордене Ал.Невского подготовила рассказ следующая группа.

1 ученик. Орден Ал.Невского изготовлен из серебра, имеет выпуклую форму, покрытую рубино – красной эмалью. Пятиконечную звезду на фоне десятиконечной правильной фигуры, на поверхности расположены лучи. Красная звезда имеет позолоченные ободки. В середине щит с изображением Ал. Невского и надписью Александр Невский. Щит окаймлен лавровым позолоченным венком.

2 ученик. Нижние концы ветвей венка покрыты щитком, на нем серп и молот.  В нижней части щитка: меч, копье, лук, колчан со стрелами. Размер ордена – 50 мм. Лента к ордену – шелковая, голубого цвета с красной продольной полоской посередине.

3 ученик. В годы Великой Отечественной войны орденом Александра Невского награждали командиров   Красной Армии за личную отвагу, мужество, храбрость, смелость и умение командовать своими частями.

4 ученик. В период Великой Отечественной войны  было произведено 42000 награждений орденом Александра Невского, из них 141 курянин. В настоящее время живы 5 кавалеров ордена Ал.Невского.

 5 ученик. Нам посчастливилось встретиться Валентиновичем   Степановичем Барышевым, кавалером ордена Александра Невского. Он  нам рассказал о страшной войне с фашистами, о своем первом бое, где был ранен.

6 ученик.  Я узнал, что Барышев Валентин Степанович родился в Курской области. В 18 лет добровольно ушел на войну рядовым солдатом, был направлен в военное училище и после окончания назначен на должность командира взвода.

7 ученик. Мне больше всего запомнился его рассказ о случае в селе  с интересным  названием Мышкино, где бойцы, которыми командовал Валентин Степанович  Барышев,   проявили смекалку, выдержку, чтобы взять языка. Село переходило из рук в руки, надо было узнать перед боем о планах фрицев. Было дано задание бойцам «взять» языка. Немцы живут и на войне по режиму: и завтрак, и сон по распорядку. В 7.00 утра в окопах оставили только наблюдателей, а сами на отдых. Солдаты  из взвода В.Барышева  пересекли нейтральную полосу заранее, залегли в 100м от противника. Какую силу воли надо иметь и терпения, чтобы неосторожным движением не выдать себя (свое присутствие). Как только фашисты покинули окопы, наши солдаты  мгновенно оказались в окопах, часовых уничтожили, ворвались в блиндаж, немцы в нательном белье, настигнуты врасплох. Под возгласы «быстро, быстро» босиком бегут в наши траншеи. Задание было выполнено.

8 ученик. Много рассказывал Валентин Степанович    о своей жизни, о последнем дне войны и о жизни после войны. Сейчас ему  90 лет, но он продолжает свою деятельность и в мирное время. Он возглавляет  Совет  кавалеров ордена А.Невского.

9 ученик. Находясь во втором зале школьного музея, я обратила внимание на фотографию с черной ленточкой. Из книги я узнала, что Иван Иванович Рыжухин родился в Рязанской области, окончил Московскую артиллерийскую школу. Принимал участие в боях с немцами на  Ленинградском фронте, награжден орденом  Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-ой степени, орденом Красной Звезды и 18 медалями.

10 ученик. Нам не пришлось, к сожалению, встретиться  с Иван Ивановичем. Он умер 6 лет назад. Но меня заинтересовали модели орудия времен Великой Отечественной войны, которые для музея собрал  Рыжухин Иван Иванович. О военной технике мы вам сейчас расскажем.

1 ученик. В нашей домашней библиотеке много книг  о Великой Отечественной войне. Эта была страшная война, которая длилась  четыре года. Папа мне показал  книгу «Военная техника времен Великой Отечественной войны». Рассказал мне о знаменитом автомате Калашникова, я узнал, что назван он  в честь изобретателя Михаила  Калашникова.

2 ученик. А я  принес модель пушки БК 100.Эту пушку создали в 1942 году, максимальная дальность стрельбы 2 км. Эта пушка пробивала 70мм броню танка. В состав этой пушки входило 3 ретовых.

3 ученик. А мы  встречались с кавалером ордена Александра  Невского Чернышевым Савелием  Ильичом и   вот он нам что рассказал. До войны Савелий Ильич окончил Московское артиллерийское училище, войну встретил в должности командира батареи. Оказывается дивизия, в которой он служил,  участвовала в боях под Прохоровкой. Многие слышали о танковом сражении. Так вот дивизии было дано задание не пропустить противника до Прохоровки. Бой начался рано утром 12 июля 1943г. Завязалось танковое сражение, от грохота артиллерийской канонады и пальбы орудий звенело в ушах. Одновременно  наша авиация наносила бомбовые удары по танкам противника. В результате бомбежки и артобстрелов горели дома, рощи, рожь на полях. Над полем сражения повисла пелена из пыли, дыма и пепла. Враг потерпел поражение. Сейчас ему 97 лет, живет он в Курске.

4 ученик. В школе есть музей Курской битвы. Диораму этого сражения написал учитель изобразительного искусства Шейко В.В.. Мы посетили этот  музей, и меня заинтересовала военная техника. Я занимаюсь в детском объединении  «Авиамодельный спорт», на занятиях сделал модель самолета «ИЛ-2» и подготовил о нем рассказ. Для людей старшего поколения сочетание букв ИЛ-2 – нечто  большее, чем сочетание букв и цифр. Это обозначение легендарного самолета, пролетавшего всю войну.  Он принимал участие на всех фронтах, в том числе и в Курской битве под  Прохоровкой. Его боялись немцы, за свою стремительность и меткость, получил самолет ИЛ-2 прозвище у немцев «Черная смерть».

5 ученик. А я принесла фляжку, это основной предмет на войне для солдата. Без воды трудно продержаться на поле боя. Во время  военных действий фляжка становилась трофеем.

1 чтец. Пусть никто нас войной не пугает,

Не боимся угрозы войны,

Потому что мир защищает

Сила крепкая нашей страны.

2 чтец. Пусть припомнят как наши солдаты

             Победили врага под Москвой,

              И громили фашистов в рейхстаге

            И с победой вернулись домой.

3 чтец. Много лет с той поры миновало,

          Дуют  ветры над мирной страной,

         Слава армии непобедимой!

        Слава  армии нашей родной!

Ведущий. Мы совершили путешествие по залам музея «Кавалеров ордена Александра Невского». Музей не только экспонаты, стенды и фотографии .Музей – это хранитель судеб людей, которые стоят за  экспонатами и документами. Он живет и развивается. И так будет, пока живет школа. О том,  как работает Совет музея вам расскажут ребята.

1 ученик. В школе создан Совет музея. Каждый член  Совета отвечает за свою экспозицию. Ребята ведут большую исследовательскую работу. Проводят экскурсии для воспитанников дошкольных учреждений, учеников школ города, студентов Высших учебных заведений.

2 ученик. Члены Совета музея являются активными участниками школьных мероприятий»

-День рождения музея;

-игры «Колесо истории»;

-игры «Умники и умницы»;

-День Защитника Отечества;

-День освобождения Курска от немецко - фашистских захватчиков;

-День Победы.

3 ученик. Ежегодно в школе проводится научно – практическая конференция. Члены Совета музея побывали в Пскове, на Чудском озере, где проходило знаменитое Ледовое побоище, совершили поездку  в Переславль – Залесский, где родился Александр Невский.

Ведущий. – А как вы думаете, для чего ведется такая большая работа членами Совета музея?

(Кто не знает прошлого своей страны, не  сможет построить настоящее и будущее.)

 (Группа ребят собирает книгу)

Проводится игра со зрителями «Узнай, что за предмет»

1.Перевернутый котелок человека защитить помог.  ( каска)

2.Без ружья, без начала, а застрелил птицу, сама свистит, сама бьет. (лук, стрела)

3.Глазами не увидишь, руками не возьмешь, а  без него в атаку не пойдешь. (Ура)

(Ребята показывают книгу для истории музея, созданную классом)

Ведущий. За творческий подход, большую исследовательскую работу сегодня вас посвящают в юные невцы.

Клятва юного невца.

Я, учащийся  школы №55 имени Александра Невского города Курска,Ф.И.(перекличка),вступая в дружину «Юные невцы», храня верность заветам предков оберегать Веру и Землю Русскую.

Клянусь быть патриотом своей великой Родины (клянусь).

Клянусь быть примером в учебе, дисциплине и общественных делах (клянусь).

Клянусь с честью и достоинством нести звание «Юного невца»  (Клянусь – 3 раза).

1 чтец. За все, что есть у нас сейчас,

За каждый наш счастливый час.

За то, что солнце свети нам,

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда – то.

Ведущий. Поздравляем вас – наследники и продолжатели дел великого полководца Александра Невского. Будьте достойными его приемниками, готовыми постоять за Землю русскую, за веру Православную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».

Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....

Школьная научно-практическая конференция "Мы -здоровое поколение ХХIвека.

Цель и задачи:·   Поднятие престижа здоровой, активной жизни у участников образовательного процесса.·   Привлечение внимания детей и подростков к здоровому образу жизни и профилакт...

ПРОЕКТ «И пусть поколения помнят!»

Цель проекта: формирование патриотического сознания школьников через личный пример педагога.Задачи проекта:- воспитание любви к Родине, уважительного отношения к героическому прошлому своей страны;- п...

ЛМК "И пусть поколения помнят!"

Литературно-музыкальная композиция посвящена 73-летию победы советского народа в Великой Отечественной войны....

Сценарий открытия школьной научно- практической конференции " Будущее-это мы" и резолюция конференции по итогам работы за год

Школьный проект- это коллективная работа. Итоги проекта  ежегодно проводятся в виде  научно- практической конференции. Это всегда интресно, неожиданно и творчески. Для организаторов такого с...