Портфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника
материал

Мусина Наталья Алексеевна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Портфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника»

Портфолио для ученика начальной школы – это дневник достижений. Основное его назначение - продемонстрировать успехи ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Портфолио – как средство УУД, является одной из технологий компетентностно – ориентированного образования.

Приоритетными целями использования технологии портфолио являются: выявление способностей и возможностей ребенка.

Портфолио ученика начальных классов – это не просто папка ученических работ, это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащегося.

Основные задачи:

- формировать умение учиться;

- поддерживать высокую учебную мотивацию;

- развивать навыки оценочной деятельности;

- поощрять активность и самостоятельность.

Портфолио ученика начальной школы ведется на протяжении всех лет обучения на первой ступени. Работа с портфолио должна быть систематической и постоянной. Для этого учителю необходимо чётко планировать свою деятельность, чтобы в процессе заполнения портфолио эффективно руководить работой каждого ученика, развивая универсальные учебные действия.

Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть не только учебного процесса, но и внеурочной деятельности. Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска и исследовательской деятельности.

При работе с портфолио может возникнуть ряд проблем. Одна из них – это то, что портфолио может превратиться в папку для сбора документов, а работа с ним сведётся к погоне за новыми грамотами и дипломами, что полностью перечёркивает ценность этой работы. Для решения этой проблемы необходимо выработать единые методы и формы работы.

В качестве формы работы с детьми рекомендуется использовать внеурочную деятельность, где ребята под руководством учителя будут обсуждать темы разделов, заполнять их, работая коллективно, в парах и индивидуально, оформлять рубрики, заполнять их своими работами. Для работы с родителями необходимо проводить родительские собрания, где следует информировать их о том, как помочь ребёнку дома при заполнении портфолио.

Большая часть работ, помещаемых в портфолио, рождается в классе, в совместной деятельности с учителем, а фоторепортажи выполняются дома с помощью родителей. Однако помощь должна сводиться к минимуму по мере взросления ребенка. При этом с самого начала важно построить работу таким образом, чтобы ребенок сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно происходит осмысление своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Недопустимо формирование портфолио взрослыми без учета мнения самого ребенка. Именно за учеником должно оставаться право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений. Важно, что ученик не просто выбирает какую-то работу, но и обосновывает свой выбор. Роль учителя в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ними различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению.

На сегодняшний день существует много вариантов ведения портфолио в начальной школе, но нет единых требований к введению данной технологии.

Портфолио учеников начальной школы состоит в основном из следующих разделов:

1.Титульный лист - содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

2.Содержание

3.«Мой мир» - даёт возможность познакомиться с личностью создателя и его семьей

4. «Мои увлечения» - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.

5. «Моя семья» - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.

6. «Моя школа» - рассказ о школе и о педагогах.

7.«Мое творчество» заполняется поделками, рисунками, фотографиями поделок, что позволяет увидеть интересы ребёнка и дальше их развивать. Сюда включаются исследовательские и проектные работы. Учащиеся учатся анализировать свои работы и презентовать их

8.«Мои достижения» включает в себя накопление грамот, сертификатов, дипломов, похвальных листов, что помогает проследить динамику личностного роста, сформировать ситуацию успеха.

 Портфолио способствует повышению самооценки ученика, позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны, раскрывает индивидуальные возможности и творческий потенциал.

 Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Главное — это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.

Создание такого средства развития универсальных учебных действий как портфолио в классных коллективах, является неотъемлемой частью современного урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Исследовательская деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников»

От обычного занятия он отличается тем, что все участники работают над одной и той же темой. Автор предлагает педагогам самим сделать открытие, а именно работая в группах пройти путь научного познания ...

Внеурочная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника

Что такое УУД, внеурочная деятельность,коммуникативные,регулятивные УУД....

Портфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника в рамках реализации стандартов второго поколения.

С 1  сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения РФ начали работать по новому  Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Новый стандарт...

Электронное портфолио как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников.

В своём инновационном педагогическом проекте я показала как создание электронного портфолио младшего школьника влияет на формирование и развитие  универсальных учебных действий....

Портфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника

В данной статье рассказывается о целях создания портфолио младшего школьника.  Основной функцией создания портфолио являются: диагностическая, содержательная, развивающая,мотивационная и рейтинго...

Материал по теме самообразования: «Портфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника в рамках реализации стандартов второго поколения».

1. Возможный вариант составления портфолио ученика начальной школы.2. Буклет "Рекомендации по составлению портфолио"....