Электронное портфолио как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников.
проект на тему

Чистякова Людмила Ивановна

В своём инновационном педагогическом проекте я показала как создание электронного портфолио младшего школьника влияет на формирование и развитие  универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Электронное портфолио813.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение «Седельниковская  средняя  школа  №2»                                                    Седельниковского  муниципального  района  Омской  области

Юридический адрес:

646480  Омская область,

Седельниковский район,

с. Седельниково, ул. Горького 3 «Б»

тел. 8(38164)21-2-56

ou_sd_sosh2@omskedu.ru – эл. адрес школы  

 http://ou2.sed.obr55.ru/ - сайт школы

           

http://fs00.infourok.ru/images/doc/239/180794/2/img11.jpg

Руководитель  проекта:  Чистякова  Людмила  Ивановна,

учитель начальных классов МБОУ «Седельниковская СШ №2»

с. Седельниково  

Оглавление

1. Введение.        

1.1. Актуальность  темы, проблемный анализ.        

1.2.Цель и задачи  проекта.        

1.3.Гипотеза.        

1.4.Научная  новизна и практическая значимость  проекта.        

2.Основная часть.        

2.1.Универсальные  учебные  действия младших  школьников.        

2.2.Диагностические основы  деятельности.        

2.3.Электронное   портфолио.        

2.4.Структура  портфолио.        

3.Заключение.        

3.1.Предполагаемые результаты.        

3.2.Система управления проектом.        

4.Список литературы, интернет  источников.        

5.Приложения.        

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.        

ПРИЛОЖЕНИЕ №2        

ПРИЛОЖЕНИЕ №3.        

ПРИЛОЖЕНИЕ №4.        

ПРИЛОЖЕНИЕ №5        


1. Введение.

«Никто  не  может  показать  миру,  каков я есть,

ярче, чем это смог сделать я сам.

Никто не может утаить себя от собратьев,

поскольку каждый поступок человека,

каждый акт творчества говорит о его авторе».

                                                                         Э. Хемингуэй.

1.1. Актуальность  темы, проблемный анализ.

      С введением в действие нового федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) начального общего образования актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (далее - УУД), которые обеспечивают учащемуся умение учиться, формируют способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков.

    Средством оценки сформированности уровня УУД  выступает систематическая оценка, которая отражает индивидуальный уровень каждого конкретного школьника. Одним из наиболее интересных методов оценки сформированности универсальных учебных действий младших школьников может выступать метод портфолио.  Портфолио является одной из самых новых, инновационных технологий в оценивании, особенно для детей младшего школьного возраста. Ведь основной целью его является обучение школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельности.

    В новых условиях и в  связи с современной информатизацией общества и образовательных учреждений входит преимущественно в практику оценки сформированности уровня универсальных учебных действий применять электронное портфолио, что может решить не только педагогические задачи, но и создать единое образовательное пространство. Всё вышеперечисленное главным образом определяет актуальность данного проекта.

1.2.Цель и задачи  проекта.

   Цель моего педагогического проекта:  разработать  структуру электронного портфолио младшего школьника как средство  формирования  универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС.

Задачи:

1.Проанализировать  и систематизировать теорию и свою практику работы с  портфолио;

2.Выявить виды универсальных учебных действий младших школьников;

3.Определить основные  универсальные учебные действия для  внедрения электронного портфолио в начальной школе;

4.Изучить методики оценки сформированности универсальных учебных действий в соответствии с федеральными государственными стандартами;

5.Создавать ситуации успеха, повышать самооценку и уверенность в собственных силах и возможностях обучающихся.

1.3.Гипотеза.

   Внедрение  электронного  портфолио в начальную  школу  поможет более  шире  увидеть и оценить уровень сформированности универсальных учебных действий младших школьников в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами.

1.4.Научная  новизна и практическая значимость  проекта.

   Новый принцип обучения в начальной школе построен на формировании у обучающихся «умения учиться», что возможно лишь в тесной связи с активными действиями педагога и учащихся именно при создании портфолио.

  На современном этапе развития образования по ФГОС является формирование у учащихся универсальных учебных действий, которые развиваются именно на начальных ступенях обучения, то есть в младших классах, и степень их сформированности имеет тенденцию проявляться в последующих ступенях образования, и во многом ответственность за развитие УУД у детей лежит на учителях начальных классов. Помочь им в этом могут различные формы и методики, а в качестве средства мониторинга сформированности универсальных учебных действий необходимо использовать электронное портфолио, которое поможет охватить все виды УУД, но в большей степени именно личностные учебные действия, такие как смыслообразование и самоопределение. Поэтому сегодня учителя начальных классов должны пересмотреть свой педагогический опыт работы и найти ответы на вопросы: Как обучать и воспитывать детей? Как формировать умение учиться? Что значит уметь учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у обучающихся?

Таким образом, новизна моего проекта состоит в том, что инновационная технология «электронное портфолио» поможет активизировать образовательную активность учащихся, сделает их более уверенными в себе, и как следствие, более успешными.

Этапы и сроки работы над проектом:

1.Подготовительный этап (август –сентябрь 2012 г.)

Мотивация и целеполагание по созданию портфолио.

2.Информационно-диагностический (2012-2016 г.г.)

Разработка структуры  портфолио и  деятельность по сбору и оформлению материалов. Тренинги, диагностика, консультации.

3.Аналитический (2013-2016 г.г.)

Формирование необходимых УУД по созданию электронного портфолио и презентации своего портфолио.

4.Заключительный (2015-2016 г.г.г.)

Итоговая рефлексия деятельности.

Я хочу поделиться своими  идеями и наработками по данной теме.

2.Основная часть.

2.1.Универсальные  учебные  действия младших  школьников.

     Те перемены, которые происходят в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования одной из важнейших целей начального образования является формирование навыков учебной деятельности. Уровень сформированности этого, достаточный для младшего школьника, обеспечивает возможность развития психических и личностных новообразований как существенного результата образования в начальной школе. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия предоставляют возможность к самостоятельному успешному усвоению новых знаний школьниками, умений и компетентностей, включая умение учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.

В широком смысле термин «универсальные учебные действия» значит умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося и связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Набором взаимосвязанных конкретных учебных действий характеризуется любое учебное умение школьника, которое ему необходимо для успешной учебно-познавательной деятельности. Учебное действие состоит из отдельных малых операций, необходимых для его выполнения. Знание учеником этих операций определяет возможность строить алгоритм процесса решения какой-либо учебной задачи. Сначала все эти действия происходят во внешнем вербальном плане: ребёнок проговаривает вслух каждую операцию, которую он выполняет, а затем, из развёрнутого они превращаются в «свёрнутое» сокращенное умственное действие, иными словами  переходят извне внутрь.

  На ранних этапах обучения учебное действие образуется как предметное, и со временем обобщенные способы выполнения операций становятся независимыми от конкретного содержания и могут применяться учащимся в любой ситуации. Например, младший школьник учится сравнивать геометрические фигуры, объекты природы, различные виды текстов - при этом у него формируются предметные действия сравнения, но постепенно у ребёнка развивается интеллектуальная операция сравнения, то есть осознание того, что означает сам акт сравнения, а это сопоставление объектов, выделение общего и различного. В таком случае ученик владеет универсальным учебным действием - он умеет применить его в любой ситуации, независимо от содержания.

Как психолого-дидактическое явление универсальное учебное действие имеет некоторые особенности:

оно является предпосылкой к самостоятельному формированию способности обучающегося самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;

не зависит от конкретного предметного содержания и, в определенном смысле, имеет всеобъемлющий характер;

отражает способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос «что делать»?), но и с учебными задачами (отвечать на вопрос «как делать?)

возникает в результате интеграции всех сформированных предметных действий;

«вынуждает» обучающегося действовать последовательно, четко, ориентируясь на отработанный алгоритм.

Функциями универсальных учебных действий является следующее:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена многокультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Происходит овладение универсальными учебными действиями учащимися в контексте разных учебных предметов и, в итоге, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться.

Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие учениками возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в построении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых  характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение совокупности компонентов учебной деятельности, включающих: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

В соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом определяются 4 вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, а также образован такой новый вид как метапредметные учебные действия.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию ребёнком своей учебной деятельности. К этому относится следующее:

целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

прогнозирование - предположение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

контроль - сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от последнего;

коррекция - внесение необходимых дополнений и поправок в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают в себя общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

В группу общеучебных универсальных действий входят знаково-символические действия: моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

анализ и синтез;

сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность ребёнка и учет позиции других людей, партнера при коммуникации или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; объединяться со сверстниками в группу и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с ними, а также со взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточной содержательно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (например, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в межличностных отношениях и социальных ролях. Применительно к учебной деятельности выделяется три вида действий:

самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное);

смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

нравственно-этическая ориентация - действие нравственно - этического оценивания содержания того, что ученик усваивает, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, которые определяют становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД - уровень их сформированности, соответствующей нормативной стадии развития и «высокой норме» развития, и свойства.

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям.

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию;

формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин;

УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование мировоззрения и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.

Большинство универсальных учебных действий формируется на начальной ступени общего образования, и со временем ученик эти действия совершенствует и применяет не только в образовательном пространстве, но и в бытовом. В своей работе я применяю Мониторинг  уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №1).

    Формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть  не только учебного процесса, но и внеурочной деятельности. Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска и исследовательской деятельности, что в полной силе проявляется при работе с портфолио.

2.2.Диагностические основы  деятельности.

   Анализ результатов  деятельности школьников может быть представлен посредством накопительной системы оценки учебных достижений (портфолио). 

   На первой ступени обучения — начальная школа (1-4-е классы)  портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной деятельности школьника, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.

 Портфолио ученика:

  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
  • позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов;

 Личностные УУД:

  • ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
  • освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

Регулятивные УУД:

  • определять цель выполнения заданий во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя, родителей.
  • оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные УУД:

  • находить нужную информацию
  • наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

Коммуникативные УУД:

  • высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  Для выявления уровней универсальных учебных действий я использую ряд диагностик, некоторые из них я предлагаю вам, сами диагностические работы я поместила в приложении к  проекту (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №2).

1.Анкета  по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова)

Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.  Может быть использована в работе со школьниками 1—4-х  классов

Оцениваемые УУД:  действие смыслообразования, направленное на установление  смысла учебной деятельности для учащегося.

Форма:  анкета. При анализе ответов выявляются 5 основных уровней школьной мотивации. Данную анкету я проводила все 4 учебных года. Результаты на диаграмме. Посмотрев на результаты, видно как из года в год повышается уровень школьной  мотивации у обучающихся.

Результаты анкетирования по оценке уровня школьной мотивации.

2.Методика «Что такое хорошо и что такое плохо».

Цель: выявить нравственные представления учеников.

Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.

Возраст: младшие школьники

Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование. Проводила эту диагностику также все четыре года.  При интерпретации выделяются 3 уровня нравственных представлений учеников: высокий, средний, низкий. Анализируя результаты анкеты, видно как повышается высокий уровень по годам обучения и в тоже время падает средний и низкий уровень.

Результаты анкетирования по оценке  нравственных представлений обучающихся.

3.Методика «Корректурная проба»  (буквенный вариант)

Цель: для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность

Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа

     Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации – по количеству сделанных ошибок. Результаты представлены на диаграмме, из которой видно, как  у обучающихся повышаются регулятивные УУД.

Результаты диагностической работы по умению контролировать свою деятельность.

4.Тест «Найди несколько различий?»

Цель: выявление уровня развития операции логического мышления – анализ и сравнение.

Оцениваемое УУД:  логические универсальные учебные действия

Форма проведения: письменный опрос. При  оценке  результатов теста выявляются 5 уровней развития восприятия: 

10 баллов - очень высокий,   8-9 баллов – высокий,   4-7 баллов – средний,

  1. балла - низкий ,          0-1 балл - очень низкий.                                                  Анализируя данные, также была составлена диаграмма, на которой видно, как повышаются логические учебные действия обучающихся.

Результаты теста на выявление уровня развития операции логического мышления.

5.Методика «Братья и сестры»     (Пиаже, 1997)

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера).

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка  

Метод оценивания: беседа.

При оценивании результатов беседы выявляется понимание  возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной. Определяются три уровня: низкий, средний и высокий. На диаграмме видно как повысился уровень обучающихся.

Результаты методики оценки коммуникативных действий.

По результатам всех диагностик можно сделать следующий вывод, что работа с  портфолио не прошла зря, мои воспитанники научились учиться.

           Портфолио обучающихся нашего класса – это коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует их  усилия, прогресс и достижения в различных областях.

           Важная цель портфолио -  увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

           Введение портфолио  повысило  образовательную активность учащихся, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что видно из результатов диагностик и достижений обучающихся.

           Портфолио  помогает решать важные педагогические задачи:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
  • поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • содействовать индивидуализации образования школьников;
  • закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

В формировании портфолио участвуют: учащиеся и классный  руководитель:

  • классный руководитель разъясняет назначение и технологию ведения портфолио, обеспечивает необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые документы.
  • учащиеся собирают документы, частично заполняют, проявляют свои творческие способности.

C:\Users\Администратор\Desktop\фото портфолио\IMG_2688.JPG     C:\Users\Администратор\Desktop\фото портфолио\IMG_2646.JPG  C:\Users\Администратор\Desktop\фото портфолио\IMG_2689.JPG

     Работа по технологии «портфолио» позволяет учителю оценить уровень самостоятельности детей, выявить проблемы в формировании самооценки учащегося, определить преобладающую мотивацию ребенка, оценить уровень владения умениями и навыками. Родители обучающихся постоянно интересуются результатами работы с портфолио.

     C:\Users\Администратор\Desktop\фото портфолио\IMG_3074.JPG         C:\Users\Администратор\Desktop\фото портфолио\IMG_3076.JPG               C:\Users\Администратор\Desktop\фото портфолио\IMG_3072.JPG

 В конце каждого учебного года мы вместе с обучающимися подводим итоги по портфолио (см. ПРИЛОЖЕНИЕ №3).

2.3.Электронное   портфолио.

Что же такое  электронное портфолио?

  Существует несколько видов портфолио, различающихся по содержанию, назначению, и, конечно, форме. В некоторых источниках электронный портфолио  рассматривается как набор документов, сформированных на компьютере. Если бумажный эквивалент портфолио предъявляется в виде папки с документами, то электронное портфолио предъявляется в виде файлов на магнитном носителе.

  В источнике [2] автор дает следующее определение: "Под электронным портфолио понимается веб-страница или веб-сайт учащегося, который используется им для хранения результатов проектно-исследовательской деятельности, личных достижений, например результатов участия в олимпиадах, конкурсах и иных интеллектуальных состязаниях."

  В статье О.Г.Смоляниновой [5], которая посвятила множество своих научных трудов теме электронного портфолио, отмечается, что национальное образовательное инициативное сообщество (NLII,2003) определяет электронный портфолио как коллекцию  разнообразных данных (выбранных из большого архива), демонстрирующих достижения индивидуума (или организации) за определенный период времени, отобранных на основе рефлексивного анализа и презентуемых одной или нескольким целевым аудиториям в зависимости от конкретной цели, преследуемой индивидуумом (или организацией).

В определении известного методиста Хелен Баррет «электронный портфолио - это собрание работ, которое иллюстрирует усилия индивидуума в развитии, демонстрирует достижения в одной или нескольких областях за определенный промежуток времени. Электронный портфолио использует цифровые технологии, позволяющие собирать и организовывать артефакты с помощью разных медиа-форматов (аудио, видео, графика, текст). Портфолио, строящийся на основе каких-либо стандартов, сопровождается гиперссылками для демонстрации связи задач, артефактов и рефлексии автора портфолио с образовательным стандартом. Рефлексивные материалы считаются подтверждением достижения задач или стандарта».

Как отмечают Паулсон и Майер, материалы в портфолио отбираются для презентации достижений, динамики развития и продвижения в одной или более областях. Важный компонент портфолио - это материалы рефлексивных исследований по отдельным этапам обучения. Таким образом, электронный портфолио позволяет  использовать технологии  оценивания образовательной и профессиональной деятельности, анализа затруднений и путей их преодоления, самооценки своих собственных успехов. Технологией  портфолио в системе образования значима также тем, что предоставляет возможность для всесторонней оценки образовательных достижений ученика.

Чем же значимо электронное портфолио для школьников начальной ступени образования?

  Во-первых, оно содержит информацию о различных видах деятельности учащегося, о предметах, курсах и практиках, пройденных в ходе обучения, и позволяет проводить пролонгированный мониторинг образовательных программ, также оно отражает результаты индивидуальной образовательной активности учащихся, например, участие в проектах и научно-практических конференциях школьников, позволяет отслеживать и оценивать результаты обучения и индивидуальный прогресс. Для школьников старших классов портфолио позволяет выявлять профессиональные склонности, таким образом осуществлять раннюю профессионализацию, позволяет демонстрировать уровень возможностей и достижений, к примеру, при поступлении в вуз, компенсирует эффект «случайного успеха» или провала на экзамене.

  Основное требование для компонента, состоящего из документов - их достоверность. В бумажном варианте сертификаты, грамоты, дипломы и прочее оформляются в соответствии с существующей традицией: скрепляются подписями ответственных лиц и печатью организации, выдавшей документ. Что может быть электронным аналогом бумажного документа с печатью? В идеале таким аналогом является электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью (ЭЦП). Однако это может быть заменено иными механизмами взаимодействия, которые достаточно успешно применяются при обмене информацией в интернете. Достоверность электронных документов достаточно полно реализуется путем размещения документа на официальных сайтах. Какие сайты могут выступать в качестве официальных? В первую очередь сайты, созданные и функционирующие в рамках официальных проектов федерального, регионального, муниципального уровня.

 Раздел работ - та часть электронного портфолио, которая практически не имеет отличий от бумажного варианта портфолио работ. Любой документ, размещенный в традиционном бумажном портфолио может быть без труда переведен в электронный формат. Если портфолио работ содержит текстовые документы - достаточно сделать сканированные изображения таких страниц, возможно, с распознаванием текста (или же взять первоисточники распечатанных документов - текстовые файлы). Если в портфолио работ представлены рисунки или фотографии - достаточно просканировать или сфотографировать их на цифровую камеру. Также можно перевести в электронный формат и размещать в электронном портфолио другие элементы школьного творчества (предметы ручного труда, проекты, творческие и учебные активности и прочее). В разделе отзывов, помимо оценок учеником своих достижений, анализа им различных видов учебной и внеучебной деятельности и её результатов, то есть рефлексия, резюме, планирования будущих образовательных этапов, а также отзывов, представленных учителями, родителями, возможно, одноклассниками, необходимо ввести в раздел отзывов известные механизмы, например, книга отзывов, форум, где участники сообщества, на котором будут размещены электронные портфолио школьников, могли бы оставлять свои мнения, либо советы авторам портфолио. Чтобы избежать очевидных нарушений или возможного баловства школьников при заполнении книг отзывов, нужно усиливать контроль за содержанием отзывов. Тем не менее, эта часть портфолио в интернете остается самой незащищенной: достаточно трудно защититься от злоупотреблений в системах, допускающих произвольные записи интернет-пользователей, без жесткой идентификации авторов записей. Решить эту проблему позволит устранение возможности анонимных записей, а также предварительная регистрация на ресурсе.

 Где возможно хранение подобных портфолио?  Традиционное бумажное портфолио ученика формируется в школе.

 C:\Users\Администратор\Desktop\фото портфолио\IMG_3076.JPG         C:\Users\Администратор\Desktop\фото портфолио\IMG_3077.JPG

Если электронное портфолио будет формироваться на сайтах школ, то, во-первых, возможность контролировать данный ресурс  будет только у администрации сайта (школы) в частности, во-вторых, это будет являться локальным электронным Интернет-ресурсом, и доступ к этому школьники, педагоги и другие работники образования из других учебных заведений иметь практически не будут. Можно разместить и на личном сайте школьника http://www.mylivepage.ru/ http://narod.yandex.ru/  На страницах классного сайта.  На интернет-портале « ProШколу.ru».

 Как альтернативу этому можно рассматривать размещение электронных портфолио школьников на едином федеральном портале. Либо следует разработать собственный уникальный образовательный ресурс - целостную систему размещения, контроля и управления электронными портфолио школьников, в частности учеников начальной ступени образования. И ресурс такой, чтобы каждый ученик мог вести собственное портфолио с использованием единой системы.

C:\Users\Администратор\Desktop\фото портфолио\IMG_3121.JPG  C:\Users\Администратор\Desktop\фото портфолио\IMG_3123.JPG C:\Users\Администратор\Desktop\фото портфолио\IMG_3124.JPG

 Я  предлагаю такую концепцию электронного портфолио, в которой не было бы излишней сложности в структуре, чтобы школьникам было предельно понятно, что, как и зачем, которая состояла бы из необходимых элементов и материалов, совокупность чего давала бы возможность детям  рефлексировать, осмысливать свою учебную, социальную, творческую деятельности, и способствовала бы развитию универсальных учебных действий у младших школьников, и средством оценки их сформированности в этом случае являлось бы электронное портфолио.

Электронное  портфолио помогает ученику:

  • ставить цели и планировать их достижение;
  • осознавать свои возможности и умения;
  • фиксировать свои знания;
  • лучше понимать свои стили обучения и анализировать свои возможности обучения;
  • отражать изменения в процессе учения;
  • отражать развитие;
  • делать выбор, что и по каким критериям отбирать в личную электронную папку;
  • осуществлять самооценку;
  • раскрывать свою индивидуальность.

Сервисы для создания электронного портфолио

  • GoogleSites https://sites.google.com/ - инструмент для создания сайтов
  • GoogleDrive https://drive.google.com/ - инструмент для создания папок с цифровыми документами ученика

2.4.Структура  портфолио.

 Портфолио – это своеобразный «портрет» ученика. Этот «портфель достижений» представляет целый диапазон его способностей, склонностей, интересов, позволяет учитывать и оценивать результаты в деятельности учебной, творческой, социальной, коммуникативной, а также даёт возможность увидеть динамику развития личности.

  Каких-то определённых требований (государственного образца) к структуре портфолио на данный момент не существует. Поэтому к созданию портфолио каждый учитель подходит по-своему творчески, учитывает  особенности учеников данного класса. Я работала над составлением Портфолио не один год.

    В первом классе в течение  учебного года в Портфолио  набирается учебный материал, который размещается в папках  и в отдельных файлах. Главная  задача в первый школьный год – приучить школьников собирать свои работы в одном  месте. Потом  совместными усилиями разбирается собранный материал, классифицируется, систематизируется и раскладывается по разделам. В результате коллективной работы Портфолио  приобретает свои разделы, которые со временем могут и меняться, дополняться. Портфолио выпускника – это конечный результат, к которому учитель и дети двигаются в течение четырёх лет активной работы. При составлении разделов портфолио, я пользовалась методическим пособием по использованию портфолио в начальной школе автора Иванова А.В.  Предлагаю свой возможный вариант составления печатного Портфолио ученика начальной школы, которое в дальнейшем  станет электронным.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество обучающегося, дата рождения и дата поступления в школу), фото владельца Портфолио, фото и эмблему нашей школы.

На другой странице помещено ранжирование достижений обучающихся.

1  РАЗДЕЛ «МОЙ МИР»

В этом разделе мы с детьми решили поместить информацию, которая интересна и важна для ребенка. Вот какие странички у нас получились:

- Здравствуйте, это я!

- Наша дружная семья.

-Тайна моего имени.

- Сведения о занятости в кружках и секциях.

- Сведения об участии в олимпиадах.

- Сведения об участии в конкурсах.

2 РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ»

В этом разделе помещаются грамоты, сертификаты, свидетельства, дипломы.

3 РАЗДЕЛ «ДОСТИЖЕНИЯ  В УЧЁБЕ»

Здесь помещаются те  мероприятия, которые проводятся в рамках учебной и внеклассной деятельности: итоговые контрольные работы, олимпиады, турниры, характеристика результатов формирования УУД.

4 РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО»

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сочинения, фотографии, проекты.

5 РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ  И ПОЖЕЛАНИЯ» 

Мини-сочинения пишут сами дети, их родители и классный руководитель.

    Работа с портфолио должна быть систематической и постоянной.  Для этого учителю необходимо чётко планировать свою деятельность, чтобы в процессе заполнения портфолио эффективно руководить работой каждого ученика, развивая универсальные учебные действия.

У ребенка при заполнении портфолио формируются различные группы УУД. Среди которых:  личностные УУД – ребенок оценивает себя, выбирает из общего количества достижений, самые яркие, коммуникативные УУД – ребенок ставит перед собой цель рассказать о себе. Собирая данную информацию и систематизируя ее он сотрудничает и взаимодействует с разными людьми (родителями, учениками, учителями) развивает свои коммуникативные навыки. Совершенствует умение самостоятельно добывать и систематизировать нужную информацию. Регулятивные УУД – включают в себя постановку цели сбора портфолио, планирование разделов и необходимых материалов для их заполнения. Ребенок прогнозирует результат, который он получит, придя к цели. А также сам выбирает метод контроля и коррекции заполнения своего портфолио. В конце учебного года ученикам предлагается защитить свои портфолио. На защите ученик должен объяснить своим одноклассникам, почему он заполнил свое портфолио именно этим материалом, чем он для него так важен. А учащиеся класса поделятся мнениями о том, что они узнали нового о своем однокласснике, какие на их взгляд способности и таланты есть у него.

    К концу четвертого класса получается объемный красочный и интересный альбом, в котором отражены учебная и творческая деятельность ребенка, его цели, отношение к окружающим, фантазии, вкусы. Портфолио способствует повышению самооценки ученика, позволяет ребенку взглянуть на себя со стороны, раскрывает индивидуальные возможности и творческий потенциал. Ведь папка личных достижений является «технологией всматривания в себя, которая понадобится ребенку на протяжении всей его жизни» (Т. Новикова, А. Прутченков)

Важно с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Работа с портфолио способствует формированию у младших школьников универсальных учебных действий. Личностные УУД обеспечивают воспитание личности, нравственное развитие и формирование познавательного интереса. Регулятивные УУД направлены на формирование навыков самоорганизации. Познавательные УУД формируют информационную и исследовательскую культуру школьников. Коммуникативные УУД способствуют формированию культуры общения школьников. Проследим, как эта работа отражается в структуре портфолио.

Название раздела

Компоненты раздела

Формированию каких УУД способствуют

«Мой мир»

Личные данные учащегося:

Здравствуйте, это я! Наша дружная семья. Тайна моего имени. Сведения о занятости в кружках, секциях. Сведения об участии в олимпиадах. Сведения об участии в конкурсах.

Личностные

Регулятивные

Личностные

Метапредметные

«Мои  достижения»

Грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма.

Личностные

Листы индивидуального маршрута за определенный период

Регулятивные

«Достижения в учёбе»

Итоговые контрольные работы, олимпиады,  турниры.

Личностные

Регулятивные

«Моё  творчество»

Проектные работы

Коммуникативные

Исследовательские работы

Коммуникативные

Познавательные

Работы, как результат занятия во внеурочной деятельности

Личностные

«Отзывы и пожелания»

Анкеты родителей и классного руководителя о ребенке по различным направлениям. Самоанализ своей деятельности.

Регулятивные

Коммуникативные

Ведение портфолио требует как от учителя, так и от учащихся новых организационных и познавательных умений. Учителю необходимо отработать минимальный состав документации, способов его  заполнения и хранения. При этом затрачивается больше времени для реализации системы оценивания, чем при традиционной системе оценки. Но данная работа позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности, поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.

Все это способствует развитию навыков сотрудничества учащегося, учителя, родителей, поддерживает высокую мотивацию школьников, поощряет их активность и самостоятельность, расширяет возможности обучения и самообучения,  развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности младших школьников, тем самым повышая качество образования. 

3.Заключение.

3.1.Предполагаемые результаты.

  Я думаю, что  инновационная технология «портфолио» помогает активизировать образовательную активность учащихся, делает их более уверенными в себе, и как следствие, более успешными.
Проанализировав работу по созданию портфолио, можно сделать вывод – портфолио является мощным стимулирующим средством, которое позволяет в значительной степени активизировать деятельность учащихся, развивать в них инициативность. Ценность портфолио состоит в том, что данная технология является средством активизации личностного развития. Портфолио позволяет максимально раскрыть индивидуальные возможности учащихся, способствует повышению самооценки школьника, содействует развитию мотивации дальнейшего личностного роста и формированию УУД.  

     Учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие  способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы универсальных учебных действий через работу с портфолио.

  Проведя анализ подобранной психолого-педагогической литературы и Интернет-источников, я пришла к выводу, что одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения является формирование у учащихся универсальных учебных действий, которые развиваются именно на начальных ступенях обучения, то есть в младших классах, и степень их сформированности имеет тенденцию проявляться в последующих ступенях образования, и во многом ответственность за развитие УУД у детей лежит на учителях начальных классов. Помочь им в этом могут различные методики, а в качестве средства мониторинга и целостной оценки сформированности универсальных учебных действий необходимо использовать электронное портфолио, которое охватывает все виды УУД, но в большей степени именно личностные учебные действия, такие как смыслообразование и самоопределение.

  Гипотезу о том, что применение метода электронного портфолио в начальной школе позволит целостно оценить уровень сформированности универсальных учебных действий младших школьников в соответствии с ФГОС, можно считать подтверждённой.

  Целью моего педагогического проекта было  разработать  структуру электронного портфолио младшего школьника как средство  формирования  универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС, я достигла её – разработала структуру  электронного портфолио.

Работая над проектом, я решала такие задачи:

1.Проанализировала  и систематизировала теорию и свою практику работы с  портфолио;

2.Выявила  виды универсальных учебных действий младших школьников;

3.Определила  основные  универсальные учебные действия для  внедрения электронного портфолио в начальной школе;

4.Изучила методики оценки сформированности универсальных учебных действий в соответствии с федеральными государственными стандартами;

5. Создала ситуации успеха, что повысило самооценку и уверенность в собственных силах и возможностях обучающихся.

  Нынче у меня выпускной класс, по технологии создания портфолио мы работали все четыре года. В конце учебного года планирую провести презентации  портфолио каждого обучающегося моего класса перед родителями и учителями, которые на следующий год возьмут моих воспитанников. В планах также создать веб-страницы в сети Интернет.

   В заключение своего проекта хочу сделать вывод, что электронное  портфолио - это современная эффективная форма,  помогающая решать важные педагогические задачи. Введение портфолио поможет повысить активность учащихся и родителей в образовательном и воспитательном процессе.

3.2.Система управления проектом.

Современная система оценивания должна позволять осуществлять информативную и регулируемую обратную связь, стимулировать учение, отмечать даже незначительные продвижения учащихся, ориентировать ученика на успех.

Одним из важнейших инструментов в создании единого информационного пространства образовательного учреждения является электронное портфолио ученика.

Преимущества электронного портфолио.

1.Более мобильное и гибкое.

2.Широкие возможности для художественого оформления.

3. Многовариантность выбора средств оформления работ.

4. Портфолио могут быть объединены в группы, учащиеся могут обмениваться ими или отдельными материалами.

5. В составе портфолио могут быть представлены материалы из Интернета, представляющие альтернативные точки зрения.

6. Электронное портфолио размещается в Интернете и становится средством сетевого взаимодействия учащихся и их родителей из разных образовательных учреждений.

  Заканчивая свою работу, хочу согласиться с такими замечательными словами:  «Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя».  Э. Хаббард. Эту цель в полной мере решает работа с портфолио.

4.Список литературы, интернет  источников.

1.Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др.; «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: Пособие для учителя. / Под ред. Асмолова А. Г.. - М.: Просвещение, 2010.

2.Петрова И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника [Текст] / Петрова И. В. // Молодой ученый. - 2011. - №5. Т.2. - С. 151-155.

3.Полат Е. С., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [Текст] / Полат Е. С. - М.: ВЛАДОС, 2000.

4.Полилова Т. А., Концепция «Электронного портфолио» [Электронный ресурс] / Полилова Т. А. - М., 2007.

5.Смолянинова О. Г., Иманова О. А. «Использование технологии е-портфолио в системе общего образования в Российской федерации», статья, Сибирский педагогический журнал №7, 2011.

6.Портфолио в начальной школе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ А.В. Иванов.-М. : Просвещение, 2012.

7.  http://kraioko.perm.ru/docs/20.html (Рекомендации по построению  моделей «портфолио» учащихся начальной и основной и средней общеобразовательной школы)

8.http://mado.spb.ru/index.php?page=3 («Банк личных достижений учащихся»)

9.http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/schools/shk_sch.plx (поисковая система на федеральном портале "Российское образование")

10.http://design.gossoudarev.com/portfolio.html (Государев И.Б. Веб-портфолио)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников....

Портфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника в рамках реализации стандартов второго поколения.

С 1  сентября 2011 года все общеобразовательные учреждения РФ начали работать по новому  Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.Новый стандарт...

Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

Приоритетом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  является формирование у младших школьников умения учиться, создание таких условий, которые способствуют реализации потен...

Учебный сетевой проект как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников.

В статье рассматривается понятие "учебный сетевой проект", его достоинства и недостатки, порядок включения в работу по проекту, основные этапы. Основное внимание уделяется описание УУД, кото...

Портфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника

В данной статье рассказывается о целях создания портфолио младшего школьника.  Основной функцией создания портфолио являются: диагностическая, содержательная, развивающая,мотивационная и рейтинго...

Материал по теме самообразования: «Портфолио как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника в рамках реализации стандартов второго поколения».

1. Возможный вариант составления портфолио ученика начальной школы.2. Буклет "Рекомендации по составлению портфолио"....