Обучение школьников начальных классов решению составных задач
учебно-методический материал (3 класс)
Решение составных задач является важным этапом развития математического мышления младших школьников. Это умение помогает детям научиться анализировать условия задачи, выделять главное, устанавливать связи между величинами и находить пути решения. Однако процесс формирования навыков решения составных задач требует продуманного подхода, основанного на поэтапном обучении и систематической работе учителя.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение школьников начальных классов решению составных задач
Решение составных задач является важным этапом развития математического мышления младших школьников. Это умение помогает детям научиться анализировать условия задачи, выделять главное, устанавливать связи между величинами и находить пути решения. Однако процесс формирования навыков решения составных задач требует продуманного подхода, основанного на поэтапном обучении и систематической работе учителя.
▌ Этапы обучения решению составных задач
▌ 1. Подготовительный этап
Цель подготовительного этапа — формирование необходимых предпосылок для успешного освоения методики решения составных задач. Учитель знакомит детей с понятиями, необходимыми для понимания условий задач, такими как количество, сумма, разница, произведение, частное и др. Важно также развивать умения сравнивать величины, выявлять закономерности и классифицировать объекты.
Примеры упражнений:
- Определение количества предметов путем счета.
- Сравнение групп объектов по количеству элементов.
- Поиск общего признака среди группы предметов.
▌ 2. Этап ознакомления с простейшими задачами
Задача этого этапа — научить ребенка понимать условие простой задачи и записывать решение с использованием известных арифметических действий. Необходимо начинать с простых задач, состоящих из одной операции (сложение, вычитание).
Пример задачи:
«В вазе было 5 яблок. Мама положила туда ещё 3 яблока. Сколько стало яблок?»
Ребенок учится записывать решение в форме уравнения: 5+3=?
Затем постепенно вводятся более сложные случаи, включающие две-три операции:
«Петя нашел 8 грибов, Коля — на 3 гриба больше. Сколько всего грибов нашли мальчики вместе?»
Запись решения: (8+3)+8=?
▌ 3. Переход к составным задачам
Переход к составным задачам осуществляется постепенно, начиная с двухшаговых задач, переходя далее к трех-, четырех-шаговым задачам. Ученики учатся видеть взаимосвязь между действиями и формировать последовательные шаги решения.
Например:
«У Пети было 15 рублей. Он купил ручку за 7 рублей и тетрадь за 5 рублей. Сколько денег осталось у Пети?»
Здесь важно сначала объяснить ребенку необходимость промежуточных шагов: сначала определить стоимость покупки (7+5), затем вычесть итоговую сумму из исходной суммы денег.
▌ 4. Автоматизация навыков решения задач
Заключительным этапом является автоматизация приобретенных навыков. Для этого проводятся тренировочные занятия, направленные на закрепление полученных знаний и отработку алгоритмов решения задач разных типов. Учащиеся решают разнообразные типы задач, применяя полученные знания в новых ситуациях.
Пример задания:
Решите следующую задачу двумя способами.
«Купили 3 коробки конфет по 10 штук каждая и 2 пакета печенья по 8 штук каждый. Сколько всего сладостей купили?»
Первый способ: (3×10)+(2×8)
Второй способ: (3+2)×(10+8) (после объяснения свойства дистрибутивности)
Таким образом, обучение решению составных задач должно происходить последовательно, учитывая возрастные особенности учащихся начальной школы. Грамотно построенный учебный процесс позволит развить необходимые мыслительные способности, сформировать прочную базу математических знаний и подготовить учеников к успешному освоению материала средней школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока-сказки математики во 2 классе по развивающей системе обучения Л.В.Занкова с применением ИКТ «Время и его измерение. Решение простых и составных задач разными способами»
Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнени...

Проект: «Системно-деятельностный подход в обучении математике. Решение составных задач»
Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов о...

Теоретические основы обучения решению составных задач по программе «Школа Россия»
В начальном обучении математике велика роль текстовых задач.Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логич...

Применение кейсов в обучении школьников начального звена.
Опыт организации условий для формирования активного анализа предлагаемых ситуаций, развития комплекса практических навыков и коммуникативной культуры....
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ РЕШАТЬ СОСТАВНЫЕ ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ НА ДВИЖЕНИЕ
В статье дано общее представление о моделировании и текстовой задаче, описана психолого-педагогическая и методическая основа формирования у младших школьников умения решать текстовые задачи, представл...

