Сценарий урока-сказки математики во 2 классе по развивающей системе обучения Л.В.Занкова с применением ИКТ «Время и его измерение. Решение простых и составных задач разными способами»
учебно-методический материал по математике (2 класс) на тему

Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнению, самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством учителя, оценку и самооценку выполненной работы.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

                 средняя общеобразовательная школа №3

 города Нефтекумска

Сценарий урока-сказки математики во 2а  классе по развивающей системе обучения Л.В.Занкова с применением ИКТ

 

«Время и его измерение. Решение простых и составных задач разными способами»

Сценарий составила: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Баранова Г.Г.

1 Дидактическое обоснование: 

«Математика 2 класс» И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н.Кормишина, УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова»

2 Тема урока: «Время и его измерение. Решение простых и составных задач разными способами»

3 Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока.

4 Тип урока: комбинированный

 5 Задачи урока:

     Предметный результат:

-устанавливать закономерность ряда чисел и дополнять его в соответствии с этой закономерностью.

-определять время суток

-решать несложные задачи разными способами.

     Метапредметный результат:

  Личностные универсальные учебные действия:

-интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно – исследовательской деятельности.

-понимание роли математических действий в жизни человека

  Регулятивные УУД

-принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

-в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

-выполнять действия в устной форме.

 Познавательные УУД:

-выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;

-проводить аналогию и на её основе строить выводы;

Коммуникативные УУД

-допускать существование различных точек зрения;

-использовать в общении правила вежливости;

-контролировать свои действия в коллективной работе.

6 Методы обучения: 

   -проблемный

   -поисковый

   -словесный

7 Формы организации познавательной деятельности учащихся:

    -фронтальная

    -индивидуальная

8 Средства обучения:

-учебник, сигнальные карточки, магнитная доска, интерактивная доска, компьютер, проектор, иллюстрации к сказке «Колобок»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

           УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Самоопределение  учебной деятельности

Актуализация знаний

Постановка учебной задачи

Построение проекта выхода из затруднения

Первичное закрепление

Повторение и включение в систему знаний.

Совершенствование нестандартной мыслительной деятельности.

Рефлексия учебной деятельности.

Домашнее задание

Настрой на работу

- Начинаем наш урок!

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем дружно мы считать

И пятёрки получать.

(Звучит мелодия к сказке «Колобок»)

-Вы узнали сказку? (слайд  №3– бабушка, дедушка и Колобок) Пока Колобок остывает (слайд №4 – Колобок на окне), мы с вами пройдём в лес, займём удобные места и приготовимся слушать сказку и сами принимать в ней участие.

-Хочу вас сразу предупредить! Мы идём в лес, а там хозяева – звери, птицы, насекомые. Мы лишь только гости. В лесу не кричать, цветы пусть растут и радуют наш глаз, ягоды не сбивать, грибы не топтать. В гостях нужно вести себя прилично. Ну, вот пришли.

-Лежит колобок на окне, остывает, и заснул. И снится ему, что он ученик 2-а класса. Самый настоящий ученик – занковец. Да так у него всё ловко, получается, так бойко отвечает на вопросы учителя.

а) продолжите закономерность (слайд №5 + по щелчку)

   12,23,34,…(45,56,..)

    1,3,9,…(21)

б) поставить знаки сравнения 

    5*…8*можно ли поставить знак «>, <, = »?

    *6…*2

    3*…3*

     *3+*4  >  59

Активизирует знания и создаёт проблемную ситуацию

- Проснулся Колобок, а он всё ещё на окошке

Ф/М (потянулся, размялся)

- Сколько же я проспал? Какая сейчас часть суток?

-Что такое сутки?

(Слайд №6 – Заяц)

-Распредели по порядку: утро ночь вечер день (слайд + по щелчку детские записи)

   ( Н  У  Д  В

   Д  В  Н  У

  У  Д  В  Н

  В  Н  У  Д )

- Какая  запись верная?

Организует учащихся на исследование проблемной ситуации

-Так что такое сутки?

Устанавливают осознанность восприятия

- Как продолжить в обе стороны?

( задание выполнено, покатился Колобок дальше, а навстречу ему Волк) (слайд №7)

- Колобок, колобок, я тебя съем и даже песню слушать не стану.

Организует деятельность по решению задач (простых)

 - А Заяц мне интересные задания загадал.

- Я что глупее Зайца, и у меня есть задача.

а) Как-то весной я ловил окуней и лещей. Уже поймал довольно много. Тут пришёл медведь и попросил угостить его рыбой. Ну я не жадный и дал ему 10 окуней и лещей и у меня осталось 17 рыб. Вот я и думаю, сколько же рыб я поймал? (составляем краткую запись + на слайде по щелчку)

   

Поймал - ?

Отдал – 11р.

Осталось – 17р.

17+11=28(р.)

Ответ: Волк поймал 28 рыбок.

-Составьте обратную задачу ( слайд №8 по щелчку)

Поймал – 28р.

Отдал - ?

Осталось – 17р.

( решите алгебраическим способом)  У доски ученик

28 – Х = 17(р.)

Ответ: Волк отдал 11 рыбок.

- Усложните, чтобы задача стала составной. ( слайд №9  по щелчку)

Поймал – 28 р.

Отдал – 5 ок. и 6 лещ.

Осталось -?

( Решите разными способами)

.   28 – 5 – 6 =17(р.)

11с.  28 – 6 – 5 =17(р.)

111с.  28 – (5+6)=17(р.)

Ответ: у Волка осталось 17 рыбок.

Ф/М  (слайд № 10)

( Закройте глазки и послушайте как поют птички на нашей полянке. А теперь давайте посмотрим на деревья, вглядитесь, где они спрятались? Посмотрите далеко, далеко.)

Организует проверку полученных ранее знаний.

( в тетради для проверочных работ)

 -Катится Колобок дальше и встречает Медведя. (слайд №11+ № задания и страница) 

(тетради для п/р

  стр. 44

  работа № 1)

Ну медведь добрый и сразу согласился на условие Колобка.

-Молодцы, вы очень помогли Колобку. Пусть катится дальше.

Организует тестовую работу

-А Лиса тут как тут, ну и конечно сразу захотела съесть Колобка. Он ей всё рассказал о Зайце, Волке, Медведе и Лиса решила, что она самая хитрая и загадает очень хитрые задания и Колобок, ну никак не справится с её заданием.

-Ребята, Колобку нужна помощь.

(слайд№12)

а) В ящике лежат зелёные и жёлтые груши. Верно ли ,что взятые груши будут обязательно одного цвета.

         ( 1 – да, 2 – нет)

(слайд№13)

б) Витя нашёл в лесу 17 грибов – сыроежек и лисичек. Он сказал, что сыроежек у него столько же, сколько лисичек. Не ошибся ли Витя?

          ( 1 – ошибся, 2 – нет)

(слайд№14)

в) Я могу поднять груз не более 15 кг

    Смогу ли я поднять 15 кг? 20 кг? 13 кг?

          ( 1 – да, 2 – нет)

(слайд№15)

г)  В школу фигурного катания принимают детей не старше 7 лет. Примут ли меня в эту школу на будущий год, если мне сейчас ровно 5 лет?

          ( 1 – да, 2 – нет)

Организуем рефлексию.

- Довольный, что справился и с заданиями Лисы, Колобок подумал, а кто же его съест?

- Вернусь-ка я к бабушке и дедушке.

( А они на радостях купили ему фоторужьё. Всех перефотографировал Колобок, остался только Волк) (слайд№ 16)

      -Вот и его очередь пришла,

        Сел, волнуясь, волк на пень.

       Перед зеркалом улыбку

       Репетировал весь день.

       Колобок на фотомушку

       Взял его: «Вниманье!»

                                         Щёлк!

       «Вот бы всем такие ружья!»

       Вдруг подумал серый волк.        

(играет музыка и песенка)

-Понравился вам урок, ребята?

-Чем мы занимались на уроке?

-Молодцы! Вы очень хорошо поработали!

Тетрадь № 3 (слайд №17)

Стр. 6  №12

Подготовка класса к работе.

Настрой на работу.

Дети предлагают варианты ответов

Дети рассуждают, предлагают разные варианты ответов.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Дети анализируют схемы, делают логические выводы.

Ученики продолжают схему в обе стороны

Дают различные ответы, уточняют.

Дети составляют краткую запись

Дети работают в парах, определяют решение и ответ задачи.

Ученик работает у доски.

Дети рассуждают и составляют новую краткую запись составной задачи. В «отдал» могут быть разные слагаемые числа 11.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу по дополнительным тетрадям.

Дети работают с сигнальными карточками

Решение проблемы.

Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносит цель и результаты.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач

Логические: формулирование проблемы

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Познавательные: логические – решение проблемы

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – умение  структуировать знания, уметь осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: формулировать своё мнение, адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке

Регулятивные: контроль, коррекция и осознание задачи.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: восприятие различных точек зрения, использование простых речевых средств для передачи своего мнения, понимание содержания вопроса и воспроизведение вопросов.

Познавательные: логические – решение проблемы.

Коммуникативные: следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности, использовать в общении правила вежливости.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные: рефлексия.



Подписи к слайдам:

Урок – сказкаТема: «Время и его измерение. Решение простых и составных задач разными способами». 2 классУрок подготовила учитель начальных классов МКОУ СОШ №3города НефтекумскаБаранова Г.Г.
Цель: - познакомить с единицей измерения времени – сутками - закрепление умений решать простые и составные задачи разными способами - проверить способность учащихся мыслить логически, уметь использовать свои навыки в нестандартной ситуации- создание ситуации успеха Оборудование: иллюстрации к сказке «Колобок», компьютер, экран, проектор, сигнальные карточки, музыкальное оформление.
12,23,34,... 1,3,9,...
5*...8* 3*...3* *6...*2 *3+*4>59
утро ночь вечер день
Н У Д ВД В Н УУ Д В НВ Н У Д
задача
Поймал -? Отдал – 11р. Осталось – 17р. 17+11=28(р.) Ответ: Волк поймал 28 рыбок.
задача
Поймал – 28р. Отдал - ? Осталось – 17р. 28 –х =17 х=28 – 17 х=11 Ответ: Волк отдал 11 рыбок.
задача
Поймал – 28р. Отдал –5 ок. и 6 лещ. Осталось - ? 1с. 28-5-6=17(р.) 2с. 28-6-5=17(р.) 3с. 28-(5+6)=17(р.) Ответ: у Волка осталось 17 рыбок.
физминутка
Разминаем руки, плечи, чтоб сидеть нам было легче. Чтоб писать, читать, считать и совсем не уставать.Голова устала тоже. Так давайте ей поможем!Вправо, влево-раз и два. Думай, думай, голова.Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.
Проверочная работа
тетради для п/р стр. 44 работа № 1
В ящике лежат зелёные и жёлтые груши. Верно ли, что взятые груши будут обязательно одного цвета. (1-да,2-нет)
В школу фигурного катания принимают детей не старше 7 лет. Примут ли меня в эту школу на будущий год, если мне сейчас ровно 5 лет?
Витя нашёл в лесу 17 грибов-опят и лисичек. Он сказал, что опят у него столько же, сколько лисичек. Не ошибся ли Витя?
Я могу поднять груз не более 15 кг. Смогу ли я поднять 15 кг? 20 кг? 13кг?
Д/з.
Тетрадь № 3Стр. 6 №12


Предварительный просмотр:

CАМОАНАЛИЗ

урока-сказки математики во 2а  классе по развивающей       системе обучения Л.В.Занкова с применением ИКТ

Учитель: Баранова Галина Гаджимуратовна

 

Урок – это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры. Сорокаминутный момент жизни – это продолжение домашней, уличной жизни, это "кусок истории личностной судьбы ребенка”.
Класс, с которым я работаю, занимается по системе Л.В.Занкова,  является классом возрастной нормы. Большинство имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. В классе есть ребята с неустойчивым, рассеянным вниманием, низкой работоспособностью, они быстро утомляются и поэтому испытывают трудности в обучении. Урок построен с учётом индивидуальных особенностей детей и дидактических принципов, положенных в систему Л.В.Занкова.

        - обучение на высоком уровне трудности

        - осознание школьниками процесса учения

        - развитие всех учащихся – как слабых, так и сильных


Тема урока:
«Время и его измерение. Решение простых и составных задач разными способами.»


При подготовке и проведении урока я ставила перед собой следующие задачи: 

Предметный результат:

-устанавливать закономерность ряда чисел и дополнять его в соответствии с этой закономерностью.

-определять время суток

-решать несложные задачи разными способами.

Метапредметный результат:

Личностные универсальные учебные действия:

-интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно – исследовательской деятельности.

-понимание роли математических действий в жизни человека

Регулятивные УУД

-принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

-в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

-выполнять действия в устной форме.

Познавательные УУД:

-выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;

-проводить аналогию и на её основе строить выводы;

Коммуникативные УУД

-допускать существование различных точек зрения;

-использовать в общении правила вежливости;

-контролировать свои действия в коллективной работе.


                                                                                                                                                                        Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнению, самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством учителя, оценку и самооценку выполненной работы.
      Для достижения поставленных целей я использовала следующие приёмы и методы:
  • словесные (рассказ учителя, работа с текстом задачи);
  • наглядные (мультимедийная презентация всех этапов урока, карточки для индивидуальной работы);                                                                                                                                                                                • письменных и устных упражнений, и самостоятельных работ, разработанных в занимательной и познавательной форме;
                                                                                                                                                                                    • методы устного и письменного контроля и самоконтроля.
Содержание урока соответствует содержанию программы и типу урока. В процессе устного счёта создавались поисковые ситуации.

Каждый последующий этап урока:

  • Решение задач
  • Проверочная работа
  • Тесты

осуществлялся посредством нового персонажа сказки (который и задавал эти задания Колобку, а учащиеся помогали ему) постепенно наращивал трудности и повышал степень самостоятельности детей в работе, обеспечивая условия активного взаимодействия учителя и ученика. Использование сказки помогло учесть возрастные особенности учащихся, уровень их обучаемости и обученности.

Учащиеся показали осознанные, прочные знания закрепляемого материала. В ходе урока осуществлялся дифференцированный подход к учащимся к контролю за их знаниями. Различные виды тренировочных работ: решение задач, примеров, равенств и неравенств – соотносились на уроке рационально. Самостоятельная работа на уроке занимала ¼ часть учебного времени в общей системе работы на уроке, задания носили творческий характер.

        С помощью тестов, занимательных заданий осуществлялось развитие логических и интеллектуальных способностей учащихся. На уроке использовалась работа с доской, работа с сигнальными карточками, в полной мере осуществлялась обратная связь.                                                                                                                                                                                                                                         В ходе урока были использованы различные формы работы учащихся:
- коллективная;
- индивидуальная, с учётом дифференциации.
На уроке, с целью активизации работы, были использованы различные виды проверок: самопроверка с доски, взаимопроверка выполненной работы в парах. Оценка каждого задания дала возможность каждому ребёнку оценить свои знания, увидеть, что он не усвоил и над чем ему ещё нужно поработать.
В ходе работы ребята показали уровень усвоения материала, сформированность умений и навыков, были внимательны, вежливы, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.

Целостность и завершённость уроку придаёт использование нетрадиционного приёма: сказка о колобке с использованием музыки, ИКТ организует и связывает урок в единое целое. Осуществляется межпредметная связь с музыкой, чтением. 

     Задание на дом носило дифференцированный по степени сложности характер.

       На уроке царила доброжелательная рабочая атмосфера. Глаза детей светились радостью и любопытством. Из этого следует, что мне удалось реализовать все поставленные мною цели и задачи урока.
   Я считаю, что данный урок цели достиг. Так как дети показали, что приёмы и способы устных вычислений усвоили хорошо, показали осознанные, прочные знания закрепляемого материала, умение решать задачи арифметическим и алгебраическим способом. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Решение простых и составных задач"

Урок математики  разработан по учебнику И. Аргинской 2 класс.  На уроке закрепляется знания табличного умножения, отрабатываются вычислительные навыки. Учащиеся решают  простые и состав...

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса УМК "Развивающая система обучения Л.В.Занкова".

Предлагаю рабочую программу по русскому языку 2 класс система Л.В.Занкова....

Интегрированный урок. (природоведение – математика) Тема: «Вода и её свойства. Решение простых и составных задач».

Предлагаю вашему вниманию урок, который поможет в интересной и увлекательной форме познакомить детей с таким компонентом природы, как вода.В чем особенность этого урока? Конспект урока снабжен гиперсс...

Презентация "Решение простых и составных задач" 2 класс

Цель: развивать умение составлять условие задачи по краткой записи....

Анализ решения простой и составной задачи

Алгоритм решения задачи, уравнения...

Тест по математике для 3 класса. Решение простых и составных задач

Тест по математике для 3 класса. Решение простых и составных задач...

Урок математики "Решение составных задач разными способами" 2 класс Школа России

В процессе урока создаются условия для развития умения решаить составные задачи и записывать решение разными способами.  Использовать различные формы записи условия, влияющие на ход решения....