Интегрированный урок. (природоведение – математика) Тема: «Вода и её свойства. Решение простых и составных задач».
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Предлагаю вашему вниманию урок, который поможет в интересной и увлекательной форме познакомить детей с таким компонентом природы, как вода.
В чем особенность этого урока? Конспект урока снабжен гиперссылками.
Проблема воды рассматривается с разных точек зрения. Такой подход нашел отражение в структуре урока.  Работа по предлагаемым рекомендациям способствует не только экологическому, но и общему развитию ребёнка: его мышления, эрудиции, эмоциональной среды, умения выразить своё отношение к природе и словами, и средствами изобразительного искусства, музыки. Вы найдёте множество стихов, загадок, сказочных сюжетов. Организуя работу с детьми, старайтесь, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых вами мероприятиях, а полноправными их участниками. Необходимо активизировать и систематизировать уже имеющиеся у ребят знания, научить обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения.
В заключении отмечу, что этот урок позволит организовать работу в рамках блока "Вода" всем, ведущим работу по ознакомлению детей с окружающим миром. Вы можете творчески подойти к работе с предложенным материалом: в зависимости от возраста, уровня развития детей и времени, выделяемого на занятия. Возможно, идеи урока  помогут вам придумать новые формы работы с детьми.

 

.
 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc213 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок.

(природоведение – математика)

Тема: «Вода и её свойства. Решение простых и составных задач».

Цель: Познакомить учащихся со свойствами воды.

Задачи:  - Акцентировать внимание на проблеме загрязнения и возможных способах бережного отношения к воде и её охране.

- Прививать любовь к родному краю.

- Развивать экологическое мышление, умение применять знания в непривычной ситуации.

- Совершенствовать вычислительные навыки и навыки логического мышления.

- Создавать ситуацию успеха.

 - Воспитывать познавательные интересы и интерес к окружающему миру.

- Воспитывать самостоятельность,  умение сотрудничать с учителем и друг с другом.

Оборудование:  ПК, мультимедийный проектор, лоточки с лабораторной посудой для каждого ученика, полоски цветной бумаги, лед, глобус, магнитофон.

Ход урока.

 I этап   Приветствие. Постановка цели урока.

- Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Вода и её свойства»

Сегодня на уроке мы поговорим о воде, о её значении для растений, животных и человека. Узнаем о свойствах воды. Поговорим о том, как надо охранять и беречь воду. Решим несколько природоведческих задач.

Проявив внимание, смекалку, вы сможете показать свои знания, умения, узнать что-то новое, о чем-то задуматься.

«Беречь воду – значит беречь жизнь!»

II этап. Основная часть.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею я вам доложить:

 Без нее нам не прожить.

  - Взгляните на глобус. Больше всего на ней голубого цвета. А голубым на карте изображают воду, без которой не обойтись никому и никогда, и заменить её нечем.

Вода - одно из самых важных для человека веществ. При недостатке воды жизнедеятельность организма нарушается. Потеря воды опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды  - всего лишь несколько дней, так как в воде растворяются важные для жизнедеятельности организма вещества.

 

- Ученые посчитали, что человек за день употребляет около 3 литров воды.

Это и супы, и чай, и соки , и овощи, фрукты, которые содержат воду.

А мы с вами сейчас посчитаем сколько воды употребляет человек за неделю.

Решение задачи № 2

 1 день – 3 литра

 Неделя - ?

Неделя это 7 дней, значит нам нужно узнать сколько литров воды человек употребляет за 7 дней.

Нарисуем схему:   Если         1 день, тогда

3        3        3        3        3        3        3

        

                               

                                   ?

Будем делать вычисления методом сложения:

3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3

Посчитаем результат:

3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 21 литр

Запишем ответ: За неделю человек выпивает 21 литр воды.

- Кажется, что воды на земле много, её должно хватать всем. Но это не так. Пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом чистой воды становится все меньше и меньше, так как люди загрязняют водоемы.

А откуда вода берется в нашем кране? ( Вода попадает к нам из реки Урал или из скважины в земле)

Посмотрите на экран и ответьте мне на вопрос: правильно ли поступил Андрей и его папа?

Да, ребята, всему живому на земле нужна вода, вода чистая, природная. А все ли вы умеете правильно вести себя на реке, озере? Как сделать так, чтобы речка не обиделась, чтобы она осталась чистой и любила детей и взрослых.

  Вода – добрый друг и помощник человека. Она – удобная дорога: по морям, рекам и океанам корабли везут грузы и пассажиров. Она послушно вращает турбины на электростанциях. И моет всех тоже вода. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, ни лекарства, ни конфеты – ничего не сделаешь без воды.

  Сейчас мы с вами будем проводить опыты и узнаем, какими свойствами обладает вода. Какие свойства воды использует человек.

Физминутка

Экспериментально – опытная работа.

1.Какого цвета вода?

- На столе у вас лежат полоски цветной бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Давайте, приложим полоски к стаканчику с водой и сравним цвет воды и  цвет каждой полоски.

- Можно ли сказать, что вода синяя, голубая, черная, красная?

(Нет. Цвет полосок не совпадает ни с одной бумажной полоской.)

-Какой вывод мы можем сделать?

 Вывод: Вода не имеет цвета. Она бесцветна.[1]

2. Каков вкус воды?

- Ребята, а знаете ли вы какова на вкус конфетка? А лимон? А соль?

- Можно ли назвать воду соленой, кислой, сладкой, горькой?

Вывод: Ни один из знакомых нам вкусов нельзя отнести к воде, значит она не имеет вкуса.

3. Каков запах воды?

- Ребята, вы помните, как пахнут весной цветы? Какой аппетитный запах у маминых пирогов? Какой аромат издают духи?

- А чем пахнет вода?

Вывод: Вода ничем не пахнет, значит, она не имеет запаха.

Экспериментально – опытная работа  

                                                                                                                                                                                 

ФИЗМИНУТКА

Вот она какая, наша вода!

 Подведем первые итоги.

 - Мы часто слышим пословицы и поговорки :

Пар костей не ломит. Весенний лед толст да прост, осенний тонок, да цепок.

Без росы трава не вырастет.

Весенний дождь растит, осенний гноит.

  - О чем в них идет речь? Конечно же, о воде.

.

 В бирюзовой дали исчезая,

Лебедями плывут облака;

Вот туча идет грозовая,

А в сущности - только ...ВОДА

Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода.

И топит, как будто играя,

Большие морские суда

Как пухом, зимой одевает

Снег белый родные поля,

Но время придет - все растает,

И будет простая ... ВОДА

На высоких горах  вода находится в виде снега и льда. Это твердое состояние воды.

Лед можно видеть у нас на озерах и реках, когда они замерзают зимой. А еще  есть в природе очень интересное явление – плавающие ледяные горы. Кто знает о чем это идет речь?

Правильно – это айсберги   

Решение задачи № 1

Надводная часть айсберга 10 метров, а подводная на 65 метров больше чем надводная. Какова высота айсберга? (Надводной и подводной части вместе)

- Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

- Почему? (Мы не знаем сколько метров составляет подводная часть айсберга)

- Как мы это узнаем? ( В задаче сказано, что подводная часть на 65 метров больше надводной. Значит нам нужно 10 увеличить на 65)

 - А теперь мы узнаем высоту всего айсберга.

(К 10м. прибавим 75м. получится 85 метров – высота айсберга)

Молодцы ребята. А вы знаете, что айсберги — это и гигантские хранилища пресной воды, которой так не хватает во многих странах мира и особенно в странах с жарким пустынным климатом. Поэтому разрабатываются проекты транспортировки айсбергов для их использования в качестве питьевой воды.

    Айсберги Антарктиды поставляют в океан ежегодно около двух тысяч кубических километров пресной воды.

Да, ребята, вода необходима в жизни человека, животных и растений. Но, к сожалению, очень часто мы неразумно её расходуем, забываем закрывать краны, бросаем мусор в водоемы, загрязняя его… А ведь мы с вами хозяева природы. И охранять её   - наша главная задача. Земля такая маленькая. Давайте её беречь!

Думаю, что теперь вы знаете, зачем и  как охранять воду, беречь её?

Почему люди говорят: «Беречь воду – значит беречь жизнь»?

 22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она все чаще требует защиты.

Сейчас мы подведем итог нашего урока.

Возьмите лист рефлексии и заполните его. Вы ответите на несколько вопросов и выразите своё мнение о сегодняшнем уроке.

А домашним  заданием вам будет - задача на логическое мышление, при решении которой я советую вам использовать выученные сегодня свойства воды. Спасибо вам за активную работу. На память о сегодняшнем уроке вам вручаются буклеты.

Используемая литература:

1.  Ежемесячный научно – методический журнал «Начальная школа» № 1 . 2002 г.,   № 4. 2005 г.,  № 7. 2005 г.

2.Васильев Ю.Г. Занимательное природоведение. М.; Омега 1997

3. Русские пословицы и поговорки/ Под ред. В. Аникина.М.; Худож. Лит.,1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Решение простых и составных задач"

Урок математики  разработан по учебнику И. Аргинской 2 класс.  На уроке закрепляется знания табличного умножения, отрабатываются вычислительные навыки. Учащиеся решают  простые и состав...

Презентация "Решение простых и составных задач" 2 класс

Цель: развивать умение составлять условие задачи по краткой записи....

Сценарий урока-сказки математики во 2 классе по развивающей системе обучения Л.В.Занкова с применением ИКТ «Время и его измерение. Решение простых и составных задач разными способами»

Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнени...

Анализ решения простой и составной задачи

Алгоритм решения задачи, уравнения...

Конспект урока математики. Тема: "Решение уравнений и составных задач" 4 класс. (УМК Перспектива)

Тема урока: Решение уравнений и составных задачЦель:       Познакомить с понятием «оценка произведения»...

Тест по математике для 3 класса. Решение простых и составных задач

Тест по математике для 3 класса. Решение простых и составных задач...

Решение простых и составных задач

Данное видео поможет разобраться ученикам, родителям, учителям - молодым специалистам, как решать простые и составные задачи....