Тема: «Влияние непрерывного профессионального развития педагога на качество образовательных услуг».
материал (4 класс)
Современное общество сталкивается с быстрыми изменениями в технологии, науке и общественной жизни. В таких условиях качество образовательных услуг становится ключевым фактором для подготовки учителей к вызовам XXI века. Одним из основных факторов, способствующих повышению качества образования, является непрерывное профессиональное развитие педагогов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 8
г. Лабинска
Доклад на МО воспитателей
Тема: «Влияние непрерывного профессионального развития педагога на качество образовательных услуг».
Подготовила: Воспитатель-
Сироткина Наталия Николаевна
Октябрь, 2025 г.
Доклад на МО воспитателей
Тема: «Влияние непрерывного профессионального развития педагога на качество образовательных услуг».
Подготовила: Воспитатель-
Сироткина Наталия Николаевна
Октябрь, 2025 г.
Введение
Современное общество сталкивается с быстрыми изменениями в технологии, науке и общественной жизни. В таких условиях качество образовательных услуг становится ключевым фактором для подготовки учителей к вызовам XXI века. Одним из основных факторов, способствующих повышению качества образования, является непрерывное профессиональное развитие педагогов.
Актуальность темы
В последние десятилетия наблюдается усиленный интерес к проблеме профессионального развития учителей. Существует множество исследований, показывающих, что профессиональная подготовка педагогов непосредственно влияет на результаты их учеников.
Для улучшения профессиональной, трудовой деятельности, периодически возникает потребность в получении новых ресурсов знаний, появляется необходимость в профессиональной переподготовке или в повышении квалификационных навыков, полученных прежде. Непрерывное образование необходимо рассматривать как процесс образовательного роста, повышающий потенциал, поступающий для личности и насыщающий ее духовный мир. Процесс роста личности, духовного мира и творческого потенциала, дающий человеку положительные изменения для социального статуса, становится все более актуальным.
Непрерывное образование и непрерывное профессиональное образование являются относительно самостоятельными системами со своей структурой и организацией, посредством которых закрепляются новые функции и находятся новые решения старых образовательных задач, в том числе через систему дополнительного профессионального образования. В настоящее время развитие образования в стране тесно связано с системой непрерывного профессионального образования, которая обеспечивает уровень профессионально подготовленных специалистов и повышает их конкурентоспособность.
Педагог, как и любой другой субъект общественной деятельности, должен заботиться о своем профессиональном и личностном развитии. Быстро меняющийся современный мир не стоит на месте, он постоянно развивается, дополняется, внедряются новые технологии, все это требует от человека приобретения новых знаний и навыков, повышение своей компетентности в том или ином вопросе. Педагог не исключение, ведь он является носителем информации, что подразумевает постоянное ее обновление. Самой главной целью непрерывного образования является бессрочное обогащение знаниями и навыками, гармонирующие с потребностями современного общества, личности и социума, профессионально и творчески значимой возможности личности. Неустойчивые тенденции современного мира и социума очень быстротечны, в связи с этим и взгляды на роль, место и значимость непрерывного образования пересмотрены. Предшествующий девиз – «Знания на всю жизнь» обрел новое значение – «Знание через всю жизнь», в современной жизни имеет значимый смысл. Образование ценится как двигатель будущего и направлено на усиление уже имеющихся знаний, практики, профессиональной карьеры, новых навыков специалиста, становится личностно и практико-ориентированным.
В непрерывном образовании выделены определенные функции: профессиональная, социальная и личностная.
- Профессиональная функция обеспечивает развитие у взрослого человека необходимых профессиональных компетенций и квалификаций, а также формирование взрослым человеком новых профессиональных возможностей, увеличение его трудовой динамики.
- Социальная функция помогает дополнить и обогатить процесс взаимодействия взрослого человека с обществом, экономической сферой, государством в целом за счет ознакомления с языком, культурой, новыми видами деятельности, общечеловеческими ценностями, современными технологиями социального взаимодействия, в том числе информационными, формируя грамотность взрослого человека в различных сферах.
- Третья функция обеспечивает удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей взрослого человека, интересов, увлечений и, как правило, сопровождает повседневную жизнь.
Таким образом, для обеспечения основательного и действенного развития человеческого капитала и социально-экономического развития Российской Федерации непрерывное образование взрослых является ключевым компонентом этого процесса [3].
Перед педагогическим образованием стоят следующие задачи:
а) повышение образовательного знания общества;
б) подготовка кадров, способных самостоятельно и ответственно принимать нестандартные решения. Содержание программы профессиональной подготовки современного педагога должно включать компетенции инновационной деятельности, т.к. в настоящее время от педагога требуются способность быстро реагировать, участвовать в быстро меняющихся инновациях.
Непрерывность профессионального развития является необходимой для личностного индивидуального и профессионального навыка педагога. В связи с этим в системе непрерывного образования особое внимание необходимо уделить именно профессиональному развитию [2, с. 115–117].
Педагогическое образование является одной из важнейших частей образовательной системы, которая обеспечивает подготовку кадров для полноценного функционирования всей системы образования. Это положение доказывается также тем, что в педагогическом образовании проявляются все процессы и стороны сферы образования, а также потому, что качество и уровень подготовки педагогических кадров определяют перспективы развития образования в целом. Одновременно цели и функции педагогического образования являются производными от основной функции образования в обществе.
Происходящие в обществе социальные преобразования диктуют новые требования к профессиональной деятельности педагога, его личности и способностям. Система образования постоянно развивается, в связи с этим новые социальные запросы актуализируют рассмотрение требований для профессионального развития педагога. Модифицируются установленные цели общества и образовательная среда. Поэтому педагог должен развивать собственные качества, запрашиваемые обществом. Образованность учащегося, безусловно, во многом, зависит от профессионализма педагога.
Марковой А. К. обозначаются следующие блоки профессиональной компетентности учителя:
а) профессионально-психологические (объективно необходимые), а так же педагогические знания;
б) профессионально-педагогические (объективно необходимые) умения;
в) профессиональные психологические позиции, установки, которые
требует от него профессия;
г) особенности личности, которые обеспечивают успешное овладение учителем профессиональными знаниями и умениями [4].
Исходя из требований современного общества, можно определить основные способы развития профессиональной компетентности педагога.
1-й способ. Помощь методических объединений, отдельным педагогам в организации деятельности с учетом педагогического стажа, уровня профессионализма и индивидуальных запросов личности педагога. Методическая работа должна способствовать совершенствованию квалификации педагога, повышению компетентности.
2-й способ. Курсы повышения квалификации являются действенным способом развития профессионализма педагога.
3-й способ. Реализация различных форм педагогической поддержки.
4-й способ. Самообучение и саморазвитие педагога и др.
Основное условие в профессиональном развитии педагога – понимание потребности повышения собственной компетентности. Это предполагает совершенствование теоретических и практических знаний, обновление навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их компетентности.
Таким образом, профессиональное развитие педагога в рамках непрерывного образования осуществляется как самим педагогом, так и обществом, которое диктует условия и предоставляет возможности для этого. Регуляция этого процесса происходит через нормативные документы, такие как ФГОСы, закон «Об образовании в Российской Федерации» и др. Непрерывное образование помогает педагогу поддерживать и повышать свой профессиональный уровень, овладевать различными компетенциями на протяжении всей педагогической деятельности.
Итак, основные аспекты непрерывного профессионального развития:
1. Модели профессионального развития:
- Участие в курсах повышения квалификации, семинарах.
- Обмен опытом с коллегами в рамках сообщества учителей.
- Онлайн-обучение и самообразование.
2. Темы и направления обучения:
-Новые методики преподавания.
-Интеграция цифровых технологий в образовательный процесс.
-Психолого-педагогические аспекты, включая работу с разными категориями детей.
3. Формирование профессиональных компетенций:
-Развитие ключевых компетенций, таких как критическое мышление, креативность и эмоциональный интеллект.
-Умение адаптироваться к изменениям в учебных планах и образовательных стандартах.
Существует ряд исследований, показывающих, что наличие устойчивой системы непрерывного профессионального развития способствует улучшению учебных результатов:
- Качество урока: педагоги, проходящие курсы повышения квалификации, показывают более высокий уровень организации учебного процесса, использования разнообразных методов и приемов. Это ведет к повышению вовлеченности учеников и их успеваемости.
- Индивидуальный подход: педагоги, обучающиеся на курсах по дифференциации обучения, лучше справляются с задачей индивидуального подхода к ученикам, что непосредственно положительно сказывается на их успеваемости.
- Психологический климат: исследования показывают, что учителя, повышающие свою квалификацию, чаще создают положительный эмоциональный фон на уроках, что способствует развитию социально-эмоциональных навыков учеников и их академическим успехам.
Заключение
Неоспоримо, что непрерывное профессиональное развитие педагогов является важным инструментом повышения качества образовательных услуг. Это связано как с расширением знаний и навыков самих учителей, так и с улучшением учебных результатов их учеников. Инвестиции в профессиональное развитие педагогов принесут значительные дивиденды как для образования, так и для общества в целом. Мы должны активно поддерживать и развивать такие программы, чтобы обеспечить будущее качества образовательных услуг.
Список литературы
1. Захарова Е.А. Требования к профессиональному развитию педагогов в условиях последипломного образования // Молодой ученый. 2011. № 3. Т. 2.
2. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_167897 (дата обращения: 21.01.2019 г.)
3. Маркова А.К. Психология труда учителя: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1993. 192 с.
4. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории). Санкт Петербург; Волгоград: Перемена, 1997. 166 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка качества образовательных услуг в условиях реализации ФГОС
Развитие УУД в условиях реализации ФГОС....
Оценка качества образовательных услуг в условиях реализации ФГОС
Более или менее законченный отрезок педагогического процесса в классно-урочной системе - это урок....

Реализация ФГОС как механизм инновационного развития образовательной организации и профессионального развития педагога
Вот уже третий год школы Крыма живут в условиях внедрения и реализации ФГОС нового поколения . В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи...

Аналитическая справка по итогам изучения удовлетворенности качеством образовательных услуг.
Выявление степени удовлетворенности родителей и обучающихся организацией и качеством образотельной деятельности....

Статья "Влияние информального образования на личностно-профессиональное развитие педагога в области оригами"
В статье представлены источники информального образования, способствующие влиянию на личностно-профессиональное развитие педагога в области оригами....

«Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога как способ повышения качества преподавания в условиях введения ФГОС»
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. По ФГОС ребёнок должен научиться объективно оценивать себя самостоятельно и оценивать деятельность своего товарища. Различаются традиционный...

Непрерывность профессионального развития педагога
Непрерывность профессионального развития педагога...

