Анализ примерной рабочей программы воспитание/ План воспитательной работы школы по знаменательным датам/ Список литературы по планированию воспитательной работы
учебно-методическое пособие

Алякса Елизавета Линавна

Анализ примерной рабочей программы воспитание по определенным критериям

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ примерной рабочей программы воспитание

Критерии анализа рабочей программы

Ответы

1.Общие сведения о рабочей программе

1.1. Название программы

Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций

1.2. Возрастная категория обучающихся, на которых рассчитана программа

Начальное общее образование

1.3. Разработчик (и), составитель (и) программы

Институт воспитания РАО

2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

2.1. Цель воспитания

Развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

2.2 Задачи воспитания

Усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.

2.3. Направления воспитания

  • гражданское воспитание
  • патриотическое воспитание
  • духовно-нравственное воспитание
  • эстетическое воспитание
  • физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия
  • трудовое воспитание
  • экологическое воспитание
  • ценности научного познания

2.4. Целевые ориентиры результатов воспитания

1. Гражданско-патриотическое воспитание

Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине — России, ее территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам. Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях. Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.

2. Духовно-нравственное воспитание

Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учетом национальной, религиозной принадлежности. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших. Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.

3. Эстетическое воспитание

Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве

4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Ориентированный на физическое развитие с учетом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста.

5. Трудовое воспитание

Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление. Проявляющий интерес к разным профессиям. Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности

6. Экологическое воспитание

Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду. Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.

7. Ценности научного познания

Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании. Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.

3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности (урочная, внеурочная, классное руководство, основные школьные дела, внешкольные мероприятия, организация предметно-пространственной среды, взаимодействие с родителями, самоуправление, профилактика и безопасность, социальное партнерство, профориентация)

Урочная деятельность

● максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных предметов; подбор соответствующего

содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;

● включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательных задач уроков, занятий;

● включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;

● выбор методов, методик, технологий; реализация приоритета воспитания в учебной деятельности;

● привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;

● применение интерактивных форм учебной работы;

● побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации, установление и поддержка доброжелательной атмосферы;

● организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

● инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных

и групповых проектов воспитательной направленности.

Внеурочная деятельность

●   курсы, занятия исторического просвещения, патриотической,

гражданско-патриотической, военно-патриотической, краеведческой, историко-культурной направленности;

● курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России, духовно-историческому

краеведению;

● курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской,

просветительской направленности;

● курсы, занятия экологической, природоохранной направленности;

● курсы, занятия в области искусств, художественного творчества

разных видов и жанров;

● курсы, занятия туристско-краеведческой направленности;

● курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности.

Классное руководство

● планирование и проведение классных часов целевой воспитательной, тематической направленности;

● инициирование и поддержку классными руководителями участия класса в общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении

и анализе;

● организацию интересных и полезных для личностного развития

обучающихся совместных дел;

● сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование;

● выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в выработке таких правил поведения в общеобразовательной организации;

● изучение особенностей личностного развития обучающихся путем наблюдения за их поведением; результаты наблюдения сверяются с результатами

бесед с родителями, учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом;

● доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем, совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с другими обучающимися класса;

● индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;

● регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение и/или разрешение конфликтов между учителями и обучающимися;

● проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся; привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;

● организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями, администрацией;

● создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной организации;

● привлечение родителей (законных представителей), членов семей обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и общеобразовательной организации;

● проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и т. п.

Основные школьные дела

● общешкольные праздники, ежегодные творческие мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;

● участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России, мире;

● торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в общеобразовательной организации, обществе;

● церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни общеобразовательной организации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие общеобразовательной организации, своей местности;

● социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с участием социальных партнеров, комплексы дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и др. направленности;

● проводимые для жителей поселения, своей местности и организуемые совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с памятными датами, значимыми событиями для жителей поселения;

● разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историко-краеведческой, экологической,

трудовой, спортивно-оздоровительной и другой направленности;

● вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях, помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;

● наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки, проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми.

Внешкольные мероприятия

● общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с социальными партнерами общеобразовательной организации;

● внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности, организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям;

● экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею,

технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся с привлечением их

к планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;

● литературные, исторические, экологические и другие походы,

экскурсии, экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами,

в том числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских

поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;

● выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными

взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.

Организация предметно-пространственной среды

● оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в

общеобразовательную организацию государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,

муниципального образования (флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;

● организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации;

● размещение карт России, регионов, муниципальных образований  с изображениями значимых культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;

● изготовление, размещение, обновление художественных изображений природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России;

● организацию и поддержание в общеобразовательной организации звукового пространства позитивной духовно-нравственной,

гражданско-патриотической воспитательной направленности

(звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;

● разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном процессе «мест гражданского почитания» (особенно

если общеобразовательная организация носит имя выдающегося исторического деятеля, ученого, героя, защитника Отечества

и  т. п.) в помещениях общеобразовательной организации или на прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок;

● оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной,

привлекательной форме новостную информацию позитивного

гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчеты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.;

● разработку и популяризацию символики общеобразовательной

организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и т. п.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;

● подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций

творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;

● поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при общеобразовательной организации;

● разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;

● создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей

свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;

● деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной территории;

● разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);

● разработку и обновление материалов (стенды, плакаты, инсталляции и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных

для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности.

Взаимодействие с родителями (законными представителями)

● создание и деятельность в общеобразовательной организации,

в  классах представительных органов родительского сообщества (родительского комитета общеобразовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении вопросов

воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете общеобразовательной организации;

● тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий обучения и воспитания;

● родительские дни, в которые родители (законные представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия;

● работу семейных клубов, родительских гостиных, предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания;

● проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;

● родительские форумы на интернет-сайте общеобразовательной организации, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;

● участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в общеобразовательной организации в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);

● привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий;

● при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, приемных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.

Самоуправление

● организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет обучающихся или др.), избранных обучающимися;

● представление органами ученического самоуправления интересов обучающихся в процессе управления общеобразовательной

организацией;

● защиту органами ученического самоуправления законных интересов и прав обучающихся;

● участие представителей органов ученического самоуправления

в разработке, обсуждении и реализации рабочей программы

воспитания, календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной деятельности в общеобразовательной организации.

Профилактика и безопасность

● организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в общеобразовательной организации эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;

● проведение исследований, мониторинга рисков безопасности

и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);

● проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов;

● разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их

окружением, организацию межведомственного взаимодействия;

● вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в общеобразовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами, родителями, социальными партнёрами;

● организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями социально одобряемого поведения, по развитию навыков

саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;

● профилактику правонарушений, девиаций посредством организации деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания (путешествия), испытания себя (походы, спорт),

значимого общения, творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и др.);

● предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях появления, расширения, влияния в общеобразовательной организации маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным

поведением и др.);

● профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально запущенные, социально

неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).

Социальное партнерство

● участие представителей организаций-партнёров, в том числе в  соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении

отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых

дверей, государственные, региональные, школьные праздники,

торжественные мероприятия и т. п.);

● участие представителей организаций-партнеров в проведении

отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической направленности;

● проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков,

занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;

● проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских) с представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни

общеобразовательной организации, муниципального образования, региона, страны;

● реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых

обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д.

направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.

Профориентация

● проведение циклов профориентационных часов, направленных

на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

● профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры,

квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной деятельности;

● экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о существующих профессиях и условиях работы;

● посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, лагерей, дней

открытых дверей в организациях профессионального, высшего образования;

● организацию на базе детского лагеря при общеобразовательной организации профориентационных смен с участием экспертов в  области профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие навыки;

● совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального

образования;

● участие в работе всероссийских профориентационных проектов;

● индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в выборе ими будущей

профессии;

● освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента об участниках образовательных отношений, внеурочной деятельности или дополнительного образования.

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

4.1. Краткая характеристика основных пунктов

Кадровое обеспечение

В данном разделе могут быть представлены решения в общеобразовательной организации в соответствии с ФГОС общего образования всех уровней по разделению функционала, связанного с планированием, организацией, реализацией, обеспечением воспитательной деятельности; по вопросам повышения квалификации педагогических работников в сфере воспитания; психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ОВЗ и других категорий; привлечению специалистов других организаций.

Нормативно-методическое обеспечение

Представляются ссылки на локальные нормативные акты, в которые вносятся изменения в связи с утверждением рабочей программы воспитания.

Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями

Этот раздел наполняется конкретными материалами с учетом наличия обучающихся с особыми образовательными потребностями. Требования к организации среды для обучающихся с ОВЗ отражаются в примерных адаптированных основных образовательных программах для обучающихся каждой нозологической группы.

Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся

Использование рейтингов, их форма, публичность, привлечение благотворителей, в том числе из социальных партнеров, их статус, акции, деятельность должны соответствовать укладу общеобразовательной организации, цели, задачам, традициям воспитания, согласовываться с представителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на взаимоотношения в общеобразовательной организации.

Анализ воспитательного процесса

Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленных соответствующими ФГОС. Основным методом анализа воспитательного процесса в общеобразовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.

4.2. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся

Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:

● публичности, открытости поощрений;

● соответствия артефактов и процедур награждения укладу общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды,

символике общеобразовательной организации;

● прозрачности правил поощрения;

● регулирования частоты награждений;

● сочетания индивидуального и коллективного поощрения;

● привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях

родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления),

сторонних организаций, их статусных представителей;

● дифференцированности поощрений.

Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся и социальной успешности (формы могут быть изменены, их состав расширен): индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная поддержка.

4.3. Анализ воспитательного процесса

Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленных соответствующими ФГОС. Основным методом анализа воспитательного процесса в общеобразовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.

Основные принципы самоанализа воспитательной работы:

● взаимное уважение всех участников образовательных отношений;

● приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада общеобразовательной организации, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;

● развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование результатов анализа для совершенствования

воспитательной деятельности педагогических работников;

● распределённая ответственность за результаты личностного

развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как организованного социального воспитания, в котором общеобразовательная организация

участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.

Основные направления анализа воспитательного процесса:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе. Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным педагогом при наличии) с последующим обсуждением результатов на методическом объединении классных руководителей или педагогическом совете.

2. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.

Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:

● реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;

● организуемой внеурочной деятельности обучающихся;

● деятельности классных руководителей и их классов;

● проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;

● внешкольных мероприятий;

● создания и поддержки предметно-пространственной среды;

● взаимодействия с родительским сообществом;

● деятельности ученического самоуправления;

● деятельности по профилактике и безопасности;

● реализации потенциала социального партнерства;

● деятельности по профориентации обучающихся;

● и т. д. по дополнительным модулям, иным позициям в п. 2.2.

Итог самоанализа — перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу

4.4. Приложение

В приложении содержится примерный календарный план воспитательной работы.

Календарный план воспитательной работы (далее — план) разрабатывается в свободной форме с указанием: содержания дел, событий, мероприятий; участвующих классов или иных групп обучающихся; сроков, в том числе сроков подготовки; ответственных лиц. План обновляется ежегодно к началу очередного учебного года. При разработке плана учитываются: индивидуальные планы классных руководителей; рабочие программы учителей по изучаемым в общеобразовательной организации учебным предметам, курсам, модулям; планы, рабочие программы учебных курсов, занятий внеурочной деятельности; планы органов самоуправления в общеобразовательной организации, ученического самоуправления, взаимодействия с социальными партнерами согласно договорам, соглашениям с ними; планы работы психологической службы или школьного психолога, социальных педагогов и другая документация, которая должна соответствовать содержанию плана. План может разрабатываться один для всей общеобразовательной организации или отдельно по каждому уровню общего образования. Приведена примерная структура плана. Возможно построение плана по основным направлениям воспитания, по календарным периодам — месяцам, четвертям, триместрам, — или в иной форме. Планирование дел, событий, мероприятий по классному руководству может осуществляться по индивидуальным планам классных руководителей, по учебной деятельности — по индивидуальным планам работы учителей-предметников с учетом их рабочих программ по учебным предметам, курсам, модулям, форм и видов воспитательной деятельности.



Предварительный просмотр:

План воспитательной работы школы по знаменательным датам

Сентябрь

День знаний (1 сентября)

Торжественная линейка

Классные часы: "Год новых возможностей"

Акция "Первый звонок для первоклассников"

День солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября)

Минута молчания в память о жертвах Беслана

Классные часы "Мир без насилия"

Конкурс рисунков "Мы за мир"

Октябрь

Международный день учителя (5 октября)

Концерт для педагогов

Акция "Поздравь своего учителя" (открытки, видео-поздравления)

Выставка "Профессия, которая меня вдохновляет"

День народного единства (4 ноября – подготовка в октябре)

Исторический квест "В единстве наша сила"

Фестиваль национальных культур (выступления, кухня, традиции)

Конкурс сочинений "Что значит быть патриотом?"

Ноябрь

День матери (последнее воскресенье ноября)

Концерт для мам

Мастер-классы по изготовлению подарков

Фотовыставка "Моя мама – самая лучшая"

Международный день толерантности (16 ноября)

Тренинги "Учимся понимать друг друга"

Акция "Дерево добрых пожеланий"

Просмотр и обсуждение фильмов о дружбе народов

Декабрь

День Героев Отечества (9 декабря)

Встречи с ветеранами и военнослужащими

Уроки мужества

Выставка "Герои нашего времени"

Новый год

Новогодние утренники и вечера

Конкурс на лучшую ёлочную игрушку

Благотворительная акция "Подари праздник" (подарки детям из детских домов)

Январь – Февраль

День снятия блокады Ленинграда (27 января)

Уроки памяти с просмотром документальных фильмов

Акция "Блокадный хлеб"

Чтение дневников детей блокады

День защитника Отечества (23 февраля)

Военно-спортивная игра "Зарница"

Конкурс "А ну-ка, парни!"

Выставка военной техники (совместно с военными частями)

Март

Международный женский день (8 Марта)

Праздничный концерт

Акция "Цветы для мам и бабушек"

Выставка "Женщины, изменившие мир"

День воссоединения Крыма с Россией (18 марта)

Виртуальная экскурсия по Крыму

Конкурс эссе "Крым в истории России"

Флешмоб "Крымская весна"

Апрель

День космонавтики (12 апреля)

Космический квест

Встречи с представителями аэрокосмических профессий

Конкурс макетов "Космос глазами детей"

День Победы (подготовка в апреле-мае)

Акция "Георгиевская ленточка"

Уроки памяти "Дети войны"

Конкурс военной песни

Май

День Победы (9 мая)

Шествие "Бессмертный полк"

Возложение цветов к памятникам

Литературно-музыкальная композиция "Поклонимся великим тем годам"

День семьи (15 мая)

Спортивный праздник "Мама, папа, я – дружная семья"

Выставка семейных традиций

Конкурс рассказов "История моей семьи"

Июнь

День России (12 июня)

Флешмоб "Триколор"

Викторина "Символы России"

Конкурс патриотических стихов

День памяти и скорби (22 июня)

Минута молчания

Акция "Свеча памяти"

Просмотр фильмов о войне с обсуждением



Предварительный просмотр:

Список литературы по планированию воспитательной работы

с коллективом класса

1. «Теория и практика работы классного руководителя» (авторы О. А. Веденеева, Л. И. Савва и Н. Я. Сайгушев).

Учебное пособие, 2016.

В учебном пособии содержатся теоретические положения по организации деятельности классного руководителя, а также конкретные методические рекомендации по воспитанию детей и работе с родителями. В пособии содержатся теоретические положения по организации деятельности классного руководителя общеобразовательной школы, а также конкретные методические рекомендации по воспитанию детей и работе с родителями.

Материалы пособия позволяют студентам при изучении курса не только познакомиться с содержанием воспитательной работы учителя, но и овладеть под руководством преподавателей современными методами, приёмами и формами организации классного руководства.

2. «Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной компоненты ФГОС» (автор Т.В. Плахова).

Книга, 2015.

В книге представлен опыт и методические материалы работы классных руководителей: конспекты и схемы занятий; бланки для фиксации собственных достижений и достижений учащихся; тестовые задания и методики для проведения как индивидуальных, так  и коллективных исследований. В работе содержится материал, который может оказать помощь классному руководителю в аспекте повышения его теоретической грамотности. Это информация о технологиях и методах воспитания; о содержании и средствах воспитательной работы; о различных системах воспитания, существовавших и существующих в системе образования.

3. «Моделируем внеурочную деятельность обучающихся» (Ю.Ю. Баранов, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова).

Учебное пособие, 2014.

В пособии представлены материалы по организации внеурочной деятельности со школьниками, на ступени начального образования, в свете принятия Федерального государственного образовательного стандарта. Авторы рассматривают основания для выбора моделей внеурочной деятельности, возможные алгоритмы ее реализации, ключевые принципы построения воспитательной системы. Представлена детальная характеристика каждой из существующей моделей внеурочной деятельности: модели дополнительного образования; модели школы полного дня; оптимизационной модели; модели взаимодействия с учреждениями дополнительного образования; инновационной модели. Дано описание и структура программы внеурочной деятельности начальной школы (для каждого из классов).

4. «Оценка качества и анализ воспитания в основной школе и средней школе» (авторы П.В. Степанов и И.В. Степанова).

Учебное пособие, 2014.

В пособии представлены материалы по оценке качества и анализу воспитательной работы в современной школе. Авторы рассматривают основные вопросы, связанные с организацией оценивания воспитательного процесса. Среди них можно выделить следующие: воспитание как объект оценивания; проблема оценки качества воспитания; критерии оценки качества воспитательного процесса; проведение и организация процедуры оценивания качества работы школьника, работы педагога, всего коллектива; организация анализа воспитательной работы. Пособие содержит большое количество бланков, анкет и схем для анализа, которые могут использовать в своей деятельности, как классные руководители, так и заместители директора, отвечающие за воспитательную работу в школе.

5. «Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах» (автор Л.В. Байбородова).

Учебное пособие, 2014.

В пособии рассматриваются вопросы создания разновозрастных групп учащихся и организации воспитательной и развивающей деятельности в них. Подобное направление деятельности становится актуальным в свете требований, представленных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Профессионального стандарта педагога. Автор уделяет особое внимание организации работы с разновозрастными группами учащихся в условиях сельской школы. Представлены разнообразные модели и программы внеурочной деятельности; критерии ее успешности и эффективности.

6. «Внеурочная деятельность школьников»  (авторы Д.В. Григорьев и П.В. Степанов).

Учебное пособие, 2014.

В пособии представлены методические указания и рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся. В книге рассматриваются такие основные направления воспитательной работы как: познавательная, досугово-развлекательная, игровая, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристическо-краеведческая, художественное творчество, социальное творчество, проблемно-ценностное общение. При их рассмотрении авторы проводят взаимосвязь между содержанием каждого из направлений деятельности и запланированными результатами. Пристальное внимание уделяется вопросам разработки программы внеурочной деятельности со школьниками; диагностике эффективности воспитательной работы по трем ключевым направлениям: изучение изменений в личности школьника, изучение детского коллектива, изучение профессиональной позиции педагога. Помимо этого в пособии представлены  нормативные документы, которые должны оказывать помощь классным руководителям в деятельности со школьниками.

7. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя» (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.)

Учебное пособие, 2008.

В пособии раскрываются виды и возрастные особенности развития универсальных учебных действий у учащихся младших классов.Даны рекомендации по развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на формирование у детей умения учиться. Представлены основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.

8.  «Воспитание для всех» (В.А. Караковский).

Книга, 2008.

В 2008 году вышла в свет первая книга серии «Библиотечка журнала «Воспитательная работа в школе». Автор Владимир Абрамович Караковский назвал её просто: «Воспитание для всех». Тридцатилетний опыт педагогической деятельности директора Московского Центра Образования № 825 - Школы Воспитания В.А. Караковского предстаёт в этом издании как поиск подлинных путей воспитания. Главная тема новой книги выдающегося педагога современности звучит так: «Школа - это, прежде всего, пространство воспитания».

9. «Воспитательная система общеобразовательной школы. Настольная книга заместителя директора» (Т. И. Галкина, В. В. Котельникова).

Серия: Сердце отдаю детям

В книге представлены современные нормативно-правовые и инструктивно-методические материалы и документы по формированию воспитательной системы школы в свете реализации президентского национального проекта "Образование". Особое внимание уделено критериям отбора образовательных учреждений и лучших учителей с позиций сформированного воспитательно-образовательного пространства школы. Приводятся различного рода аналитические и распорядительные документы по отражению данных критериев в информационно-аналитической справке (образцы договоров, приказов, справок, графиков, схем, диагностик, сценариев, положений, документов детских организаций и др.).

Представленный материал систематизирован по блокам, соответствующим основным направлениям деятельности школы по организации и содержанию воспитательной работы. Аналитический материал и распорядительные документы даны в виде годовой циклограммы, что обеспечит мобильность деятельности образовательного учреждения по реализации национального проекта и формированию воспитательной системы школы.

Книга предназначена для заместителей директоров по воспитательной работе, руководителей методических объединений, классных руководителей, творчески работающих учителей, методистов, специалистов органов управления образования.

10. «Технология Деятельности классного руководителя B воспитательной системе школы» (В. П. Сергеева).

Издательство: Перспектива, 2008 г.

В данном издании дана научная характеристика воспитательных систем образовательных учреждений, представлен анализ воспитательных систем и сущность их построения, рассмотрена теория и технология моделирования воспитательных систем. Проанализирована история развития института классного руководителя в России и роль класса и классного руководителя в воспитательной системе школы. Разработана технология деятельности классного руководителя с классным коллективом и индивидуально с каждым учащимся.

Содержание данного пособия может быть полезно исследователям проблем воспитания в современной школе, педагогам-воспитателям, студентам вузов и средних специальных учебных заведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы школы

Этот полный план воспитательной работы помогает в планировании воспитательной работы всей школы. Работа ведется по нескольким направлениям, в том числе профилактика безнадзорности и правонарушений нес...

План воспитательной работы школы на 2013-2014 уч.год

В общешкольном плане воспитательной работы отражены направления воспитательной работы в соответствии  с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения и ФГОС НОО...

Программа и план воспитательной работы летней оздоровительной площадки при школе"

 Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возм...

Программа и план воспитательной работы на осенней оздоровительной площадке при школе

Одной из главных проблем современной школы является здоровье детей.Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности должен прерываться.       Каникулы – прекрасное врем...

Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету. Практическая работа №4.

laquo;Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы по предмету»...

Рабочая программа по планированию воспитательной работы в ГПД разработана с учётом ФГОС.

Данная рабочая программа разработана с учётом требований ФГОС, направленных на достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся, посещающих группу продлённого дня, н...